Методическая разработка урока по химии "Кислоты"
методическая разработка по химии по теме

Капишина Елена Николаевна

Методическая разработка урока по химии "Кислоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty.rar381.24 КБ

Предварительный просмотр:

"Кислоты"

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами самостоятельной работы.

Цели урока: способствовать формированию у обучающихся знаний о  понятиях «кислота», «кислородсодержащие и бескислородные кислоты», «основность кислоты» и навыков правильного произношения названий изучаемых веществ, умений экспериментально определять кислоты среди других веществ соблюдая правила техники безопасности; способствовать развитию речи: обогащения и усложнения словарного запаса, развитию коммуникативных свойств; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжить воспитание инициативы и самостоятельности на уроке.

В результате обучающиеся должны

знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы, алгоритмы составления названия кислот и соответствующего оксида;

уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

Оборудование и реактивы: пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, индикаторы (лакмусовая бумажка, раствор метилоранжа), учебник Габриеляна О.С. - 8 класс,

инструктивные карты по проведению опыта, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, мультимедиапроектор, компьютер, презентация,

Ход урока

1. Организационный момент.

(Здравствуйте, есть ли в группе отсутствующие? Для урока нам нужны – рабочие конспекты, ручки, линейки. У вас все готово, и мы начинаем урок)

2. Краткое повторение пройденного материала.

Для того, чтобы перейти к теме урока нам необходимо вспомнить как классифицируют неорганические соединения?

( На оксиды, основания, кислоты и соли).

? Назовите какие из них мы с вами уже изучили.

(Оксиды и основания).

? Дайте определение класса оксиды.

Из данного списка выпишите в столбик оксиды. Слайд №1

? Дайте определение оснований.

Из данного списка выпишите в столбик оксиды.

Проверяем Слайд №2

3. Изучение нового материала.

А сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать еще один класс неорганических соединений. Это – кислоты. Слайд № 3

Записываем в тетради тему урока.

Сегодня на уроке вы узнаете такие понятия как «кислота», «кислородсодержащие и бескислородные кислоты», «основность кислоты» научитесь экспериментально определять кислоты среди других веществ соблюдая правила техники безопасности. Слайд №4

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. (запись в тетрадь) Слайд №5

Для начала познакомимся с некоторыми органическими кислотами.

Об  органических кислотах нам расскажет (сообщение обучающегося).

 Слайд №6

Кислоты бывают и неорганическими Слайд №7

Некоторые кислоты содержатся в организмах животных Слайд № 8,

 многие кислоты применяются в медицине Слайд №9 и кулинарии Слайд 10.

Само название «кислота» указывает на то, что эти вещества имеют кислый вкус. Только не следует пробовать на вкус все кислоты подряд!

Для определения кислоты существуют специальные вещества-указатели и они называются – Индикаторами.

Слово «ИНДИКАТОР» в переводе с латинского языка означает «указатель».
Если в растворе присутствует кислота, то индикатор изменяет свой цвет, т.е. указывает на присутствие кислоты.   Слайд №11.                

Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах.

Но для начала давайте рассмотрим правила техники безопасности.

  Слайд №12    (роспись в журнале).

Техника безопасности

1. Запрещается брать вещества руками.

2. Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами.

3. Едкое вещество – кислота. Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.

4. Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте сильной струёй холодной воды.

5. Пробирку закрепляйте в пробиркодержателе у отверстия.

6. Перемешивание растворов в пробирке проводите быстрым энергичным встряхиванием или постукиванием.

Действие кислот на индикаторы

Индикатор

Окраска индикатора в

дистиллированной воде

Растворе HCL

 уксусной кислоте

Лакмусовая бумажка

Фиолетовая

Красная

Розовая

Метилоранж

Оранжевая

Красная

Розовая

У вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности (они то же есть в инструкции).

Итак, приступаем. (10 мин)

 Лабораторный опыт.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:

Форма работы: групповая.

Время работы – 8-10 минут.

Задание:

Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах. Слайд № 13

Оборудование и реактивы:

1 пробирка – вода;

2 пробирка – соляная кислота;

3 пробирка – уксусная кислота,

лакмусовая бумажка, жидкий метилоранж.

Проведение опыта и оформление результатов:

Перепишите в тетрадь таблицу.

1) Смочите водой лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

2) Смочите соляной кислотой (HCl) из 2-ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю метилоранжа.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

3) Смочите уксусной кислотой из 3-ей пробирки лакмусовую бумажку.

Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю метилоранжа.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

А теперь ответьте на вопросы:(Обсуждение результатов и формулирование выводов): слайд №14

1? Как можно определить раствор кислоты среди других веществ?

(Раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов).

2? Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?

(Лакмус и метилоранж).

3? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?

(Да).

4? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?

(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).

Таким образом на основании проведенных опытов сделаем выводы:

независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково;

а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.

Для того чтобы объяснить сходные свойства кислот, необходимо изучить их состав.

1? Прочитайте формулы кислот. (HCl, H2SO4, H3PO4). Слайд №15

2? Что общего во всех этих формулах? (Все содержат элемент Н).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, в том числе изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом.

3? На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).

Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

4? В кислотах разные кислотные остатки? (Да).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты связаны с наличием в них разных кислотных остатков.

5? Прочитайте кислотные остатки.

6? Сколько частей можно выделить в молекулах кислот? (Две).

7? А сколько видов ионов содержится в этих кислотах? (Два: один - ион Н, другой - ион кислотного остатка).

8? Чему равен заряд иона Н? (1+).

9? Какой по знаку будет заряд иона кислотного остатка? (Отрицательным).

10? А как можно определить число этого заряда?

Оказывается для этого нужно посмотреть на число атомов водорода в формуле кислоты.

11? Чему равен заряд иона кислотного остатка в H2SO4, HCl, H3PO4?

12? А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются формулы этих кислот?

(Числом атомов водорода).

13? Как вы думаете можно ли по этом признаку классифицировать кислоты? (Да).

Задание: Откройте учебник с.72 §20 последний абзац и найдите название этого признака. (Число атомов водорода называется основностью кислоты.

Первый признак классификации – основность. Слайд № 16

По основности кислоты бывают – одноосновные, двухосновные, трехосновные( запись в тетрадь).  Слайд №17

1? Назовите по этому признаку показываемые мною кислоты.

(кислоты записаны на доске)

2? А чем отличаются кислотные остатки в этих формулах? (Есть или нет кислород).

Задание: На с.71 (второй абзац) найдите название второго признака классификации кислот.

Второй признак классификации – наличие кислорода. Слайд № 18

По наличию кислорода кислоты бывают кислородсодержащие и бескислородные.

? Назовите по этому признаку показываемые мною кислоты.

(кислоты записаны на доске)

А теперь мы с вами будем учиться называть кислоты. Слайд №19

Бескислородные кислоты называют с конца молекулы, соединяя название последнего элемента через соединительную гласную О со словом водородная, и добавляем название класса соединения - кислота.

Перепишите кислоты в тетрадь Слайд №20

Задание: Из предложенного перечня кислот найдите бескислородную кислоту. Слайд №21

ПОКАЗЫВАЮ HCl – хлороводородная кислота, другое, чаще употребляемое название ее, – соляная кислота.

Немного о ней: (показываю пузырек с кислотой) – это жидкость, без цвета и запаха; содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только мы начнем пережевывать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, так как сок начнет переваривать стенки самого желудка.

Название кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы. Слайд № 22

Например:

ПОКАЗЫВАЮ H2SO4 и H2SO3 – в середине стоит сера, поэтому первую (у которой больше кислорода) называют серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше кислорода) – сернистой (победнее и скромнее).

Перепишите кислоты в тетрадь Слайд №23

Немного о серной кислоте: (показываю ее) – это жидкость, без цвета и запаха. Концентрированная серная кислота требует особого обращения с ней при разбавлении: ее нужно приливать в воду, а не наоборот. Иначе может произойти закипание и выплеск кислоты, что может привести к ожогам рук, глаз и лица.

Давайте посмотрим, что произойдет, если к сахару добавить концентрированную серную кислоту? Слайд № 24-25

Назовите кислородсодержащие кислоты

(кислоты записаны на доске)

На прошлом уроке мы научились составлять формулы оксидов соответствующих основаниям. Какие же оксиды соответствуют кислотам? Слайд № 26

Итак, мы познакомились еще с одним классом соединений – кислотами.

5. Домашнее задание : учебник Габриеляна О.С, 8 кл, стр 71-74.

6. Закрепление изученного материала.

А сейчас проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока: стр.74, задание 4.

7. Рефлексия:

1. Было ли вам интересно на уроке?    Что заинтересовало вас сегодня более всего?

2. Усвоили ли вы новый материал?

3. Какие вопросы сегодня на уроке вызвали у вас трудности?

4. Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке?

HNO3  - азотная кислота

HBr  - бромоводородная кислота

HCl  - хлороводородная (соляная) кислота

H2SiO3 – кремниевая кислота

H2S  - сероводородная кислота

H2SO4 – серная кислота

H2SO3 – сернистая кислота

H2CO3 – угольная кислота

H3PO4 – фосфорная кислота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...