Рабочая программа среднего (полного) общего образования по химии 10-11 классы.
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Рабочая программа по химии 10-11 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_srednego_polnogo_obshchego_obrazovaniya_po_khimii_10-11_kl.rar | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Татарска
Рабочая программа
по предмету «Химии»
в 10-11 классах
(базовый уровень)
Составитель: Никитенко О.Д.
учитель химии и биологии
Одобрена Методическим советом
Протокол № 1 от 28.08.13
Принята на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.13
«УТВЕРЖДАЮ»:
Приказ № 86 от 30.08.13.
Директор МОУ СОШ №5
_________ Лиховец Л.А.
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), авторской программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством Просвещение в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008.).
Цели и задачи
• освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Программа рассчитана на 70 учебных часов – 36 ч в 10 классе (1 час в неделю) и 34 часа в 11 классе (1 час в неделю).
Практических работ: 10 класс – 2
11 класс – 3
Контрольных работ: 10 класс – 3
11 класс- 3
Лабораторных опытов: 10 класс – 8
11 класс – 6
Демонстрации: 10 класс – 5
11 класс- 18
Перечень практических работ
№ п/п | Название практической работы | 10 класс | 11 класс |
1. | Получение, собирание и распознавание газов. | 1ч | |
2. | Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы». | 1ч | |
3. | Идентификация неорганических соединений. | 1ч | |
4. | Идентификация органических соединений. | 1ч | |
5. | Распознавание пластмасс и волокон. | 1ч | |
Всего: | 2ч | 3ч |
Перечень лабораторных опытов
№ п/п | Название опыта | 10 класс | 11 класс |
1. | Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями). | + | |
2. | Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями). | + | |
3. | Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. | + | |
4. | Изготовление моделей молекул органических соединений. | + | |
5. | Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле. | + | |
6. | Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки. | + | |
7. | Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки. | + | |
8. | Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по применению. | + | |
9. | Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора. | + | |
10. | Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. | + | |
11. | Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. | + | |
12. | Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями). | + | |
13. | Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). | + | |
14. | Распознавание хлоридов и сульфатов. | + | |
Всего: | 8 | 6 |
Перечень демонстраций
№ п/п | Название | 10 класс | 11 класс |
1. | Анализ и синтез химических веществ. | + | |
2. | Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток | + | |
3. | Модели молекул изомеров и гомологов. | + | |
4. | Получение аллотропных модификаций серы и фосфора. | + | |
5. | Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди(II), перманганата калия, хлорида железа (III)). | + | |
6. | Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. | + | |
7. | Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца(IV) и фермента (каталазы)). | + | |
8. | Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. | + | |
9. | Эффект Тиндаля. | + | |
10. | Образцы металлов и неметаллов. | + | |
11. | Возгонка йода. | + | |
12. | Изготовление йодной спиртовой настойки. | + | |
13. | Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. | + | |
14. | Образцы металлов и их соединений. | + | |
15. | Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде. | + | |
16. | Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. | + | |
17. | Взаимодействие меди с кислородом и серой. | + | |
18. | Опыты по коррозии металлов и защите от нее. | + | |
19. | Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт). | + | |
20. | Получение этилена и ацетилена. | + | |
21. | Качественные реакции на кратные связи. | + | |
22. | Образцы лекарственных препаратов и витаминов. | + | |
23. | Образцы средств гигиены и косметики. | + | |
Всего: | 5 | 18 |
Резервное время 7 часов распределено следующим образом:
- « Органическая химия» - 5 часов ( 10 класс).
- «Химия и жизнь» - 1 час (10 класс).
- «Неорганическая химия» - 1 час (11 класс)
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
УМК:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: 10 класс .
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: 11 класс .
Н.Н.Гара, М.В.Зуева. Химия. 10-11 классы. Школьный практикум. - 96 с.
Сборники тестов. Химия. 10-11 классы
Контрольные и проверочные работы. Химия. 8-9 классы. Химия. 10-11
Артеменко А.И. Основы теории органической химии. Б-ка учителя химии.
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Книга для учителя.
Вивюрский В.Я. Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями. Книга для учащихся.
Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. Книга для учащихся.
Илышева А.Н. Общая химия. Учебное пособие по химии для старшеклассников и абитуриентов. Для поступающих в вузы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)
10 класс (36 часов).
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (30 ч.)
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Демонстрации
Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан - бутановая смесь в
зажигалке, бензин, парафин, асфальт).
Получение этилена и ацетилена.
Качественные реакции на кратные связи.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Изготовление моделей молекул органических соединений.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.
Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки.
Практические занятия
Идентификация органических соединений.
Распознавание пластмасс и волокон.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (6 ч.)
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов и витаминов.
Образцы средств гигиены и косметики.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.
Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их
составу и применению
11 класс
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ ( 2 ч.)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Демонстрации
Анализ и синтез химических веществ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (18 ч.)
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p-элементы.). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов.
Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ — разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации
Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.
Модели молекул изомеров и гомологов.
Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.
Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия,
хлорида железа (III)).
Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и
фермента (каталазы).
Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты
Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ( 14 ч.).
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы.
Демонстрации
Образцы металлов и неметаллов.
Возгонка иода.
Изготовление иодной спиртовой настойки.
Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.
Образцы металлов и их соединений.
Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
Взаимодействие меди с кислородом и серой.
Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты
Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с кол-
лекциями).
Распознавание хлоридов и сульфатов.
Практические занятия
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».
Идентификация неорганических соединений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать (понимать)
• важнейшие химические понятия:
вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы, химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
• называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• объяснения химических явлений,
происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии
для изучения предмета по УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана 2011 г. 10 класс
(1 час в неделю в течение года, 36 часов)
№ п/п | Тема урока | |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (25 ч.) | ||
1. | Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических соединений | |
2. | Классификация органических соединений | |
3 | Вводная контрольная работа | |
4 | Строение алканов. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура алканов. | |
5 | Свойства. Получение и применение алканов. | |
6 | Алкены. Алкадиены. | |
7 | Алкины. | |
8 | Арены. | |
9 | Генетическая связь. Решение задач. | |
10 | Природные и попутные нефтяные газы. Решение задач на определение массовой и объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | |
11 | Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти | |
12 | Контрольная работа по теме «Углеводороды» | |
13 | Одноатомные предельные спирты. Строение, свойства, получение и применение | |
14 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин, их свойства, получение и применение | |
15 | Фенол. Строение молекулы, свойства и применение | |
16 | Альдегиды и кетоны | |
17 | Карбоновые кислоты. Их классификация и строение. Свойства и применение | |
18 | Решение задач | |
19 | Сложные эфиры и жиры. Строение и свойства | |
20 | Глюкоза и сахароза. Строение молекулы глюкозы. Свойства глюкозы и сахарозы, их применение | |
21 | Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Свойства и применение | |
22 | Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | |
23 | Амины: строение молекул и свойства. Анилин – представитель ароматических аминов | |
24 | Аминокислоты: изомерия, номенклатура, свойства и применение | |
25-26 | Белки - природные полимеры. Состав, структура, строение и свойства | |
27 | Понятия о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. | |
28 | Практическая работа №1 .Идентификация органических соединений. | |
29 | Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон. | |
30 | Контрольная работа по темам: «Амины и аминокислоты. Жиры. Белки. Синтетические полимеры» | |
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (5 ч.) | ||
31 | Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | |
32 | Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. | |
33 | Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. | |
34 | Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. | |
35 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | |
36 | Итоговое тестирование. |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии
для изучения предмета по УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана 2010г. 11 класс
(1 час в неделю, в течение года - 34 часа)
№ п/п | Тема урока. |
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ ( 2 ч.) | |
1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. |
2 | Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (18 ч.) | |
3-4 | Современные представления о строении атома. Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p-элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. |
5 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение. |
6 | Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. |
7 | Степень окисления и валентность химических элементов. |
8 | Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. |
9 | Единая природа химических связей. Вещество Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. |
10 | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. |
11 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении. |
12 | Классификация химических реакций. Скорость химической реакции |
13 | Окислительно-восстановительные реакции. |
14-15 | Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Водородный показатель.Электролиз. |
16-17 | Гидролиз органических и неорганических веществ. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. |
18 | Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. |
19 | Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. |
20 | Контрольная работа по темам 1-4 (в форме ЕГЭ) |
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ( 14 ч.). | |
21-22 | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. |
23 | Общие способы получения металлов |
24 | Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии |
25 | Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов |
26 | Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы. |
27 | Контрольная работа по темам 5-6 (в форме ЕГЭ) |
28 | Генетическая связь неорганических и органических веществ |
29 | П.Р.1 Решение экспериментальных задач по неорганической химии |
30 | П.Р.2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы» |
31 | П.Р.3. Получение, собирание и распознавание газов |
32 | Решение расчетных задач по курсу «Общая и неорганическая химия» |
33-34 | Итоговая контрольная работа по курсу «Общая и неорганическая химия» (по типу ЕГЭ) |
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 - 11 классы (базовый уровень).
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 - 11 классы. Рабочая программа второго вида разработана на основе авторскай программы И.Б. Агафонова, В.И. Сивогла...
Программа курса химии для среднего (полного) общего образования общеобразовательных учреждений.
В программе представлена пояснительная записка курса, общая характеристика учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмет...
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус¬скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Програм
Наименование курса: Русский языкКласс: 10-11Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовнаСрок реализации программы: 2015-2016 учебный годКоличество часов по учебному плану: все...
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших х...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся всех профессий и специальностей на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
Учебно-методическое пособие позволит обучающимся подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку. В пособии даны подробные рекомендации по написанию сочинения, алгоритм...