Неметаллы
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Волкова Светлана Петровна

Урок химии в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nemetally_8_klass_2013_g_oktyabr.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Неметаллы

Цель урока: создать условия для развития ключевых компетенций школьников через формирование полного представления о неметаллах, об их характерных отличиях от металлов.

Задачи урока:

  1. Создать условия для получения учащимися знаний о положении неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенностях строения атомов неметаллов, физических свойствах неметаллов, аллотропии неметаллов
  2. Содействовать развитию учебно-познавательной, коммуникативной компетенций учащихся через развитие логического мышления, памяти, речи учащихся, их умения выделять главное из общего, сравнивать и делать выводы.
  3. Способствовать воспитанию в детях умения правильно строить ответы, работать у доски, умения вести диалог и работать в парах, фронтально и индивидуально

Оборудование и реактивы:  образцы для демонстрации: сера, графит, красный фосфор, бром, иод, спиртовой раствор иода, спирт, вода; химический стакан

Программное обеспечение:  компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: комбинированный

Девиз урока: «Все познается в сравнении»

План изучения нового материала

  1. Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева
  2. Особенности строения атомов неметаллов
  3. Физические свойства неметаллов
  4. Аллотропия

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Начать сегодняшнее занятие я хотела бы со стихотворения, в котором есть ошибка, которую нам предстоит вскоре найти на уроке (учитель зачитывает стихотворение  слайд 1).

Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, серебро, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.

Ребята, прослушивая данное стихотворение, Вы, наверное, вспомнили тему прошлого урока…Что мы изучали на прошлом уроке? (Учитель обращается к детям и получает ответ: «Металлы»).

(Учитель ведет фронтальную беседу по материалам прошлого урока):

Что такое металлы?

- Где в таблице Д. И. Менделеева они расположены?

- В чем особенности строения их атомов?

- Что происходит с внешними электронами металлов в химических реакциях?

- Какие физические свойства металлов Вам известны?

-Аллотропия?

Какие аллотропные модификации образует олово?

А теперь, ребята, вспомнив все про металлы, давайте вернемся к стихотворению и попробуем обнаружить ошибку в нем. Как только мы это сделаем - мы узнаем тему сегодняшнего урока.

Итак, ребята, правильно – сера не является металлом, значит она – неметалл!

3. Постановка цели занятия перед учащимися

Таким образом, тема нашего урока сегодня «Простые вещества – неметаллы».    Слайд 2

(Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в своих тетрадях).

Ребята, а глядя на формулировку темы урока, что мы должны сегодня узнать на уроке, что должны изучить? Помогите мне сформулировать цели урока! 

 Правильно, ребята, цель нашего урока сегодня заключается в том, чтобы:            Слайд 3

  • разобраться в особенностях строения атомов неметаллов;
  • найти их место в таблице Менделеева Д. И.;
  • изучить их физические свойства, а также вспомнить явление аллотропии на примере неметаллов.

И все в сравнении с металлами!

  1. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

5. Разминка

А) Термины(Учитель дает определение к термину, а учащиеся говорят сам термин; и, наоборот, - учитель дает термин, а учащиеся говорят его определение)                 Слайд 4

  • То, из чего они состоят, называется - …? (веществом)
  • Вещество состоит из -…? (молекул)
  • Молекулы состоят из -…? (атомов)
  • Определенный вид атомов называется -…? (химическим элементом)
  • Химический элемент может быть в виде одного из трех возможных состояний - …? (свободное состояние, в составе простого вещества или в составе сложного вещества)
  • Простое вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов одного химического элемента)
  • Сложное вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов разных химических элементов.) (Каждый правильный ответ учащихся учитель сопровождает одобрительными словами, улыбкой, кивком головы).

Б) Строение атома:

Учитель просит вспомнить строение атома и заполнить схему:        Слайд 5

http://festival.1september.ru/articles/570332/img3.gif

В) Знаки

Один учащийся работает у доски, остальные пишут знаки в тетради. После этого проверяют друг  друга

Задание. Учащиеся пишут знаки химических элементов в тетради (1 учащийся на доске), которые встречаются в тексте:

- В состав человеческого организма входят более 20 элементов: кислород, углерод, водород, азот, кальций, фосфор, калий, хлор, сера, магний, натрий, железо относятся к макроэлементам, так как содержание этих элементов в организме большое.

Алюминий, медь, марганец, цинк – микроэлементы, в организме содержатся в очень низких концентрациях

Задание  тренажер 056 «Знаки химических элементов» (модуль методической поддержки – mmp.chemistry.8_2.oms)

- Соотнесите названия химических элементов и произношение знака химического элемента.

 

Г) Химическая связь:                 Слайд 6

Ребята, как атомы хим. элементов связываются друг с другом в веществах? Вспомните виды химической связи между атомами в веществах и помогите мне заполнить данную схему

http://festival.1september.ru/articles/570332/img4.gif

Задание. Выберите из перечисленных формул вещества а) неполярной ковалентной связью слайд 7

N2

I2

HF

S8

HCl

F2

H2

Cl2

HI

 б) полярной ковалентной связью слайд 8

H2O

I2

NaF

N2

HCl

NH3

H2

Cl2

HI

 в) ионной связью слайд 9

H2O

I2

NaF

HCl

KCl

KBr

Cl2

NH3

LiCl

5. Организация восприятия и осмысления новой информации

А теперь, ребята, давайте поработаем с учебником. Откройте учебник – §15, с.85 , и ответьте на вопрос: «Что такое «Неметаллы»?», определение запишите в тетради. (Учащиеся открывают учебники, находят данное определение и выписывают его в тетради, учитель обсуждает с учащимися выписанное определение). Слайд 10

  1. Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

Посмотрите на таблицу Д. И. Менделеева на форзаце учебника, на цвет знаков химических элементов в ней, и скажите какое место в таблице Д. И. Менделеева занимают неметаллы (слайд 11)

  1. Особенности строения атомов неметаллов

Теперь, ребята, вспомните строение атома и запишите электронную формулу атомов натрия и хлора (1 вариант), схему образования химической связи в хлориде натрия (2 вариант), (2 учащихся по желанию выполняют задание у доски. Каждого учащегося учитель просит пояснить свой ответ, а затем обобщает с помощью ребят, в чем особенность строения атомов неметаллов в отличие от металлов.

Особенности строения атомов неметаллов: Слайд 12

- на внешнем уровне имеют от 4 до 8 электронов

-  небольшой радиус атомов

-  стремятся принять электроны

-  характерные связи: ионная и ковалентная

  1. Физические свойства неметаллов слайд 13

 Учитель демонстрирует образцы неметаллов – см. Оборудование).

Видеофрагмент «Физические свойства неметаллов» (Мультимедийное приложение к методическому пособию «Мастер- класс учителя химии»

Демонстрация 1)Приготовление  спиртовой настойки йода: поместить 2-3 кристаллика иода и прилить к ним 1 мл спирта, взболтать;

2) Растворение серы в воде (порошок серы плавает на поверхности воды, так как мелкие кристаллики серы водой не смачиваются и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха).

Прочитайте текст в учебнике с.86-87. Ответьте на вопросы:    слайд 14

  1. Из скольких атомов состоит каждая молекула инертного газа?
  2. Рассмотрите  этимологию названия «инертные газы».
  3. Каково их второе название?  Какое из них лучше  подходит  к инертным газам? (благородные газы)

Инертные газы не имеют цвета и запаха. И являются одноатомными. Обладают более высокой электропроводностью (по сравнению с другими) и, при прохождении через них тока, ярко светятся. Слайд 15

  • Неон - огненно красным светом.
  • Гелий - ярко-жёлтым светом.
  • Аргон – синим светом.
  • Криптон – светло- желтым светом.
  • Ксенон – фиолетовым светом.

Несмотря на свою инертность, эти газы находят широкое применение:

- гелием заполняют воздушные шары и дирижабли.  Слайд 16

- неон применяется для световой рекламы. Слайд 17

  1. Аллотропия неметаллов

Учитель: Что такое аллотропия? Слайд 18

  • O – кислород, озон
  •  С – алмаз, графит
  • P – белый, красный, чёрный

Причины аллотропии?

-  разный состав молекул (О2 и О3)

-  разное строение (алмаз, графит)

  • Кислород образует два простых вещества: кислород О2 и озон О3. Слайд 19

Прочитать о свойствах кислорода и озона в учебнике на с. 73 – 74 и заполнить таблицу: слайд 20-21

Характеристика

Кислород

Озон

Формула

О2

О3

Относительная молекулярная масса

32

48

Цвет

Бесцветный

Бледно – фиолетовый

Растворимость в воде

Малорастворим

В 5 раз более кислорода

Запах

Без запаха

Запах свежести, грозы

Биологическое значение

Необходим для дыхания

Бактерициден,  удерживает УФ лучи, защищая все живое на Земле

Сообщение  «Аллотропные видоизменения углерода» слайд 22

6. Закрепление

Задание  тренажер 090 «Металлы и неметаллы» (модуль методической поддержки – mmp.chemistry.8_2.oms)

- Используя тренажер, проверьте свои знания о принадлежности предлагаемых веществ к металлам и неметаллам

1)  Какой элемент впервые был обнаружен  на солнце, а потом на Земле (гелий, на солнце впервые в 1868 году был открыт гелий, по-гречески Солнце «гелиос»)

2) Почему аргон назван ленивым? (как элемент ни в какие реакции не вступает)

3) В каком растении много иода? (морская капуста, ламинария)

4) Какой элемент ценится во много раз дороже золота, а когда платят деньги за то, чтобы удалить этот элемент (Углерод-алмаз, С – сажа)

5) Аллотропное видоизменение какого элемента пахнет чесноком? (белый фосфор)

6) Какое газообразное вещество является самым тяжелым газом (радон)

7) Назовите элементы-неметаллы, состоящие из трех букв? (бор, иод)

8) Какой элемент неметалл алхимики считали отцом металлов? (сера, алхимики считали что все металлы можно получить из серы и ртути)

7. Оценка работы учащихся на уроке и отметки за работу:

Учитель оценивает работу учащихся на всех этапах урока

8. Домашнее задание:

Ребята, запишите домашнее задание –§15,  упр.3 с.92  (Учащиеся записывают задание в дневники, а учитель дает пояснение к домашнему заданию). 

Составить кроссворд по теме «Неметаллы»

На «5»  - из 20 слов

На «4»  - из 15-19 слов

На «3» - 10-14 слов

9.Подведение итогов (рефлексия)

(Учитель обращается к ученикам):

Ребята, вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

 Достигли ли мы сегодня этой цели?

Ребята, а что Вам сегодня на уроке особенно понравилось и почему? (Учащиеся по желанию высказываются).

На ваших столах находятся вопросы. Попробуйте оценить свою работу на уроке

Тест «Как я усвоил материал»

1) Получил прочные знания, усвоил весь материал   9-10 баллов

2) Усвоил материал частично                                       7-8 баллов

3) Мало что понял, необходимо еще поработать        4-6 баллов

Используемая литература:

  1. Учебник О. С. Габриелян «Химия 8 класс». - М.: Дрофа, 2013.
  2. Мастер-класс учителя химии. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2010. – 272 с.
  3. Диск Фестиваля «Открытый урок» 2008-2009 г.
  4. Габриелян О.С Настольная книга учителя . Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неметаллы (контрольная работа)

Контрольная работа в виде теста по теме "Неметаллы"....

Презентация по теме "Общая характеристика неметаллов"

Презентация по теме "Общая характеристика неметаллов" может быть использована как сопровождение вводного  урока химии  по неметаллам в 9 классе. В презентации отражены основные физические св...

"Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора". Химия. 9 класс..

Урок изучения нового материала по теме "Неметаллы главных подгрупп V и IV групп ПСХЭ по Тверской программе по химии. Урок дан в рамках ИКТ как урок-презентация....

Неметаллы. Общая характеристика неметаллов. Разработка урока.

Данная разработка прекрасно раскрывает тему "Неметаллы. Общая характеристика". Рассматривается характеристика неметаллов и химические свойства некоторых неметаллов....

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок  работы с понятием «неметаллы» и поиска ...

урок по химии в 9 классе "Неметаллы. Общие свойства неметаллов"

Метапредметный урок "Информация и знание". Это первый урок в теме "Неметаллы"...