Неметаллы
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Неметаллы
Цель урока: создать условия для развития ключевых компетенций школьников через формирование полного представления о неметаллах, об их характерных отличиях от металлов.
Задачи урока:
- Создать условия для получения учащимися знаний о положении неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенностях строения атомов неметаллов, физических свойствах неметаллов, аллотропии неметаллов
- Содействовать развитию учебно-познавательной, коммуникативной компетенций учащихся через развитие логического мышления, памяти, речи учащихся, их умения выделять главное из общего, сравнивать и делать выводы.
- Способствовать воспитанию в детях умения правильно строить ответы, работать у доски, умения вести диалог и работать в парах, фронтально и индивидуально
Оборудование и реактивы: образцы для демонстрации: сера, графит, красный фосфор, бром, иод, спиртовой раствор иода, спирт, вода; химический стакан
Программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: комбинированный
Девиз урока: «Все познается в сравнении»
План изучения нового материала
- Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева
- Особенности строения атомов неметаллов
- Физические свойства неметаллов
- Аллотропия
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Начать сегодняшнее занятие я хотела бы со стихотворения, в котором есть ошибка, которую нам предстоит вскоре найти на уроке (учитель зачитывает стихотворение слайд 1).
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, серебро, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.
Ребята, прослушивая данное стихотворение, Вы, наверное, вспомнили тему прошлого урока…Что мы изучали на прошлом уроке? (Учитель обращается к детям и получает ответ: «Металлы»).
(Учитель ведет фронтальную беседу по материалам прошлого урока):
- Что такое металлы?
- Где в таблице Д. И. Менделеева они расположены?
- В чем особенности строения их атомов?
- Что происходит с внешними электронами металлов в химических реакциях?
- Какие физические свойства металлов Вам известны?
-Аллотропия?
Какие аллотропные модификации образует олово?
А теперь, ребята, вспомнив все про металлы, давайте вернемся к стихотворению и попробуем обнаружить ошибку в нем. Как только мы это сделаем - мы узнаем тему сегодняшнего урока.
Итак, ребята, правильно – сера не является металлом, значит она – неметалл!
3. Постановка цели занятия перед учащимися
Таким образом, тема нашего урока сегодня «Простые вещества – неметаллы». Слайд 2
(Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в своих тетрадях).
Ребята, а глядя на формулировку темы урока, что мы должны сегодня узнать на уроке, что должны изучить? Помогите мне сформулировать цели урока!
Правильно, ребята, цель нашего урока сегодня заключается в том, чтобы: Слайд 3
- разобраться в особенностях строения атомов неметаллов;
- найти их место в таблице Менделеева Д. И.;
- изучить их физические свойства, а также вспомнить явление аллотропии на примере неметаллов.
И все в сравнении с металлами!
- Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме
5. Разминка
А) Термины: (Учитель дает определение к термину, а учащиеся говорят сам термин; и, наоборот, - учитель дает термин, а учащиеся говорят его определение) Слайд 4
- То, из чего они состоят, называется - …? (веществом)
- Вещество состоит из -…? (молекул)
- Молекулы состоят из -…? (атомов)
- Определенный вид атомов называется -…? (химическим элементом)
- Химический элемент может быть в виде одного из трех возможных состояний - …? (свободное состояние, в составе простого вещества или в составе сложного вещества)
- Простое вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов одного химического элемента)
- Сложное вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов разных химических элементов.) (Каждый правильный ответ учащихся учитель сопровождает одобрительными словами, улыбкой, кивком головы).
Б) Строение атома:
Учитель просит вспомнить строение атома и заполнить схему: Слайд 5
В) Знаки:
Один учащийся работает у доски, остальные пишут знаки в тетради. После этого проверяют друг друга
Задание. Учащиеся пишут знаки химических элементов в тетради (1 учащийся на доске), которые встречаются в тексте:
- В состав человеческого организма входят более 20 элементов: кислород, углерод, водород, азот, кальций, фосфор, калий, хлор, сера, магний, натрий, железо относятся к макроэлементам, так как содержание этих элементов в организме большое.
Алюминий, медь, марганец, цинк – микроэлементы, в организме содержатся в очень низких концентрациях
Задание тренажер 056 «Знаки химических элементов» (модуль методической поддержки – mmp.chemistry.8_2.oms)
- Соотнесите названия химических элементов и произношение знака химического элемента.
Г) Химическая связь: Слайд 6
Ребята, как атомы хим. элементов связываются друг с другом в веществах? Вспомните виды химической связи между атомами в веществах и помогите мне заполнить данную схему
Задание. Выберите из перечисленных формул вещества а) неполярной ковалентной связью слайд 7
N2 | I2 | HF |
S8 | HCl | F2 |
H2 | Cl2 | HI |
б) полярной ковалентной связью слайд 8
H2O | I2 | NaF |
N2 | HCl | NH3 |
H2 | Cl2 | HI |
в) ионной связью слайд 9
H2O | I2 | NaF |
HCl | KCl | KBr |
Cl2 | NH3 | LiCl |
5. Организация восприятия и осмысления новой информации
А теперь, ребята, давайте поработаем с учебником. Откройте учебник – §15, с.85 , и ответьте на вопрос: «Что такое «Неметаллы»?», определение запишите в тетради. (Учащиеся открывают учебники, находят данное определение и выписывают его в тетради, учитель обсуждает с учащимися выписанное определение). Слайд 10
- Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева
Посмотрите на таблицу Д. И. Менделеева на форзаце учебника, на цвет знаков химических элементов в ней, и скажите какое место в таблице Д. И. Менделеева занимают неметаллы (слайд 11)
- Особенности строения атомов неметаллов
Теперь, ребята, вспомните строение атома и запишите электронную формулу атомов натрия и хлора (1 вариант), схему образования химической связи в хлориде натрия (2 вариант), (2 учащихся по желанию выполняют задание у доски. Каждого учащегося учитель просит пояснить свой ответ, а затем обобщает с помощью ребят, в чем особенность строения атомов неметаллов в отличие от металлов.
Особенности строения атомов неметаллов: Слайд 12
- на внешнем уровне имеют от 4 до 8 электронов
- небольшой радиус атомов
- стремятся принять электроны
- характерные связи: ионная и ковалентная
- Физические свойства неметаллов слайд 13
Учитель демонстрирует образцы неметаллов – см. Оборудование).
Видеофрагмент «Физические свойства неметаллов» (Мультимедийное приложение к методическому пособию «Мастер- класс учителя химии»
Демонстрация 1)Приготовление спиртовой настойки йода: поместить 2-3 кристаллика иода и прилить к ним 1 мл спирта, взболтать;
2) Растворение серы в воде (порошок серы плавает на поверхности воды, так как мелкие кристаллики серы водой не смачиваются и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха).
Прочитайте текст в учебнике с.86-87. Ответьте на вопросы: слайд 14
- Из скольких атомов состоит каждая молекула инертного газа?
- Рассмотрите этимологию названия «инертные газы».
- Каково их второе название? Какое из них лучше подходит к инертным газам? (благородные газы)
Инертные газы не имеют цвета и запаха. И являются одноатомными. Обладают более высокой электропроводностью (по сравнению с другими) и, при прохождении через них тока, ярко светятся. Слайд 15
- Неон - огненно красным светом.
- Гелий - ярко-жёлтым светом.
- Аргон – синим светом.
- Криптон – светло- желтым светом.
- Ксенон – фиолетовым светом.
Несмотря на свою инертность, эти газы находят широкое применение:
- гелием заполняют воздушные шары и дирижабли. Слайд 16
- неон применяется для световой рекламы. Слайд 17
- Аллотропия неметаллов
Учитель: Что такое аллотропия? Слайд 18
- O – кислород, озон
- С – алмаз, графит
- P – белый, красный, чёрный
Причины аллотропии?
- разный состав молекул (О2 и О3)
- разное строение (алмаз, графит)
- Кислород образует два простых вещества: кислород О2 и озон О3. Слайд 19
Прочитать о свойствах кислорода и озона в учебнике на с. 73 – 74 и заполнить таблицу: слайд 20-21
Характеристика | Кислород | Озон |
Формула | О2 | О3 |
Относительная молекулярная масса | 32 | 48 |
Цвет | Бесцветный | Бледно – фиолетовый |
Растворимость в воде | Малорастворим | В 5 раз более кислорода |
Запах | Без запаха | Запах свежести, грозы |
Биологическое значение | Необходим для дыхания | Бактерициден, удерживает УФ лучи, защищая все живое на Земле |
Сообщение «Аллотропные видоизменения углерода» слайд 22
6. Закрепление
Задание тренажер 090 «Металлы и неметаллы» (модуль методической поддержки – mmp.chemistry.8_2.oms)
- Используя тренажер, проверьте свои знания о принадлежности предлагаемых веществ к металлам и неметаллам
1) Какой элемент впервые был обнаружен на солнце, а потом на Земле (гелий, на солнце впервые в 1868 году был открыт гелий, по-гречески Солнце «гелиос»)
2) Почему аргон назван ленивым? (как элемент ни в какие реакции не вступает)
3) В каком растении много иода? (морская капуста, ламинария)
4) Какой элемент ценится во много раз дороже золота, а когда платят деньги за то, чтобы удалить этот элемент (Углерод-алмаз, С – сажа)
5) Аллотропное видоизменение какого элемента пахнет чесноком? (белый фосфор)
6) Какое газообразное вещество является самым тяжелым газом (радон)
7) Назовите элементы-неметаллы, состоящие из трех букв? (бор, иод)
8) Какой элемент неметалл алхимики считали отцом металлов? (сера, алхимики считали что все металлы можно получить из серы и ртути)
7. Оценка работы учащихся на уроке и отметки за работу:
Учитель оценивает работу учащихся на всех этапах урока
8. Домашнее задание:
Ребята, запишите домашнее задание –§15, упр.3 с.92 (Учащиеся записывают задание в дневники, а учитель дает пояснение к домашнему заданию).
Составить кроссворд по теме «Неметаллы»
На «5» - из 20 слов
На «4» - из 15-19 слов
На «3» - 10-14 слов
9.Подведение итогов (рефлексия)
(Учитель обращается к ученикам):
Ребята, вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Достигли ли мы сегодня этой цели?
Ребята, а что Вам сегодня на уроке особенно понравилось и почему? (Учащиеся по желанию высказываются).
На ваших столах находятся вопросы. Попробуйте оценить свою работу на уроке
Тест «Как я усвоил материал»
1) Получил прочные знания, усвоил весь материал 9-10 баллов
2) Усвоил материал частично 7-8 баллов
3) Мало что понял, необходимо еще поработать 4-6 баллов
Используемая литература:
- Учебник О. С. Габриелян «Химия 8 класс». - М.: Дрофа, 2013.
- Мастер-класс учителя химии. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2010. – 272 с.
- Диск Фестиваля «Открытый урок» 2008-2009 г.
- Габриелян О.С Настольная книга учителя . Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Общая характеристика неметаллов"
Презентация по теме "Общая характеристика неметаллов" может быть использована как сопровождение вводного урока химии по неметаллам в 9 классе. В презентации отражены основные физические св...
"Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора". Химия. 9 класс..
Урок изучения нового материала по теме "Неметаллы главных подгрупп V и IV групп ПСХЭ по Тверской программе по химии. Урок дан в рамках ИКТ как урок-презентация....
Неметаллы. Общая характеристика неметаллов. Разработка урока.
Данная разработка прекрасно раскрывает тему "Неметаллы. Общая характеристика". Рассматривается характеристика неметаллов и химические свойства некоторых неметаллов....
« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».
Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"
В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок работы с понятием «неметаллы» и поиска ...

урок по химии в 9 классе "Неметаллы. Общие свойства неметаллов"
Метапредметный урок "Информация и знание". Это первый урок в теме "Неметаллы"...
