Элективный курс "Окислительно-восстановительные процессы"
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, изучивших систематический курс органической химии и владеющих достаточными знаниями о строении и свойствах органических веществ. Этот курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся по теме «Окислительно – восстановительные реакции», формирование умения составлять уравнения ОВР, протекающих в разных средах, при разных условиях, в том числе с участием органических веществ, и рассчитан на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_ovr_kokorina_11_klass.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании МО Протокол №1 от «____»_______2014г __________________ | Согласовано Зам. Директора _________________ «____»_______2014г | Утверждаю Директор МБОУСОШ № 10 ___________Мелькикян Л.Б. «____»_____________2014г |
Программа элективного курса
«Окислительно - восстановительные процессы»
(34 часа, 1 час в неделю)
11 класс
Учитель химии МБОУ СОШ №10 г.
Североморск Мурманской области
Кокорина С.Е.
ЗАТО г. Североморск
Элективный курс
«Окислительно - восстановительные процессы»
Пояснительная записка
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) чрезвычайно распространены. С ними связаны природные процессы обмена веществ, брожения, фотосинтеза, круговорота веществ в природе. Эти реакции можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и многие другие ценные химические вещества. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования химической энергии в электрическую в гальванических и топливных элементах. В курсе химии, изучаемом в школе, понятие «окислительно-восстановительные реакции» формируется на нескольких уровнях. Первое знакомство с понятием «окисление» происходит в 8-м классе в теме «Кислород. Оксиды. Горение», а с понятием «восстановление» – в теме «Водород. Кислоты. Соли». В этом же классе после изучения тем «Периодический закон» и «Химическая связь» формирование понятия окислительно-восстановительных реакций осуществляется на достаточно высоком уровне с помощью электронной теории. В 9-м классе это понятие закрепляется в течение всего курса, а в 10-м классе формируются представления об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ. В 11-м классе обобщаются знания учащихся по данной теме.
Однако ОВР изучают в обязательном курсе химии недостаточно полно: не рассматривается их классификация, составление уравнений методом электронно-ионного баланса, количественные характеристики окислительно-восстановительных процессов; мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания этих реакций, окислительно-восстановительным свойствам соединений серы (IV) и серы (II), марганца, хрома, перокcида водорода. В недостаточном объеме рассматриваются количественные отношения в электролизе, практическое применение электролиза. Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, и в то же время ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности.
Программа элективного курса «Окислительно-восстановительные процессы» предназначена для учащихся 11 класса изучивших систематический курс органической химии и владеющих достаточными знаниями о строении и свойствах органических веществ. Этот курс направлен на ликвидацию указанных выше пробелов в подготовке выпускников, выработку у школьников навыка составления ОВР и поиска ответов на сложные вопросы общей, неорганической и органической химии и рассчитан на 34 часа.
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по теме «Окислительно – восстановительные реакции», формирование умения составлять уравнения окислительно - восстановительных процессов, протекающих в разных средах, при разных условиях, в том числе с участием органических веществ.
Задачи курса:
- закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о сущности окислительно-восстановительных процессов, их роли в природе и практическом значении; о важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР;
- изучить классификацию ОВР, количественные характеристики данных процессов, структуру гальванического элемента, сущность электролиза; научить составлять уравнения ОВР с использованием метода электронно-ионного баланса (полуреакций), вести расчеты с использованием закона Фарадея.
- развить навыки в использовании метода электронного баланса для решения различных типов задач повышенного уровня трудности, в которых идет речь об ОВР.
Программа курса
О трех понятиях химии. Электроотрицательность. Степень окисления. Валентность. Определение потенциальных степеней окисления атома на основе их строения. Определение степеней окисления элементов в неорганических (и органических) соединениях.
Окислительно - восстановительные процессы. Теория окислительно-восстановительных реакций. Распознавание окислительно – восстановительных процессов. Формы записи окислительно – восстановительных процессов. Алгоритм составления ОВР методом электронного баланса. Важнейшие окислители и восстановители. Запись уравнений окислительно – восстановительных превращений частиц. Классификация окислительно – восстановительных реакций. Методы составления окислительно-восстановительных реакций. Использование метода электронного баланса для реакций: межмолекулярного окисления-восстановления, внутримолекуляного окисления-восстановления, диспропорционирования, сопропорционирования. Подбор стехиометрических коэффициентов в окислительно – восстановительном процессе методами электронного и электронно-ионного баланса. ОВР с несколькими окислителями или восстановителями. Окислительно-восстановительные свойства соединений воды и пероксида водорода. Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их соединений. Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и соединений серы. Окислительные свойства соединений азота и азотной кислоты. Окислительно-восстановительные свойства металлов и их соединений. Составление окислительно – восстановительных процессов, идущих при стандартных условиях в различных средах. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах. Решение экспериментальных задач с использованием ОВР неорганических веществ. Задачи различных типов и уровней сложности на протекание ОВР с участием неорганических веществ.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Гальванический элемент. Стандартные электродные потенциаллы металлов. Стандартный водородный электрод. Направление реакций. ЭДС гальванической цепи.
Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Сущность электролиза.
Электролиз расплавов и растворов электролитов. Количественные соотношения при электролизе. Решение расчетных задач различных типов и уровней сложности. Практическое применение электролиза.
Подбор реагентов и запись уравнений окислительно – восстановительных процессов с участием органических веществ (решение задач и выполнение упражнений): алкенов, алкинов, аренов, спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, углеводов. Использование метода электронно-ионного баланса (полуреакций) для составления уравнений ОВР с участием органических веществ. Решение экспериментальных задач с использованием ОВР органических веществ.
Практическое применение окислительно-восстановительных процессов. ОВР в промышленности. ОВР в металлургии: химическая и электрохимическая коррозия металлов. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе. Итоговое занятие.
Формы и методы обучения: Данный элективный курс предусматривает лекционно-семинарскую и практическую формы работы по темам, перечисленным в программе, включает контроль усвоения и выполнения заданий. В данной программе используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. Обязателен входной и выходной контроль, формы которого могут быть разными. Для оперативного контроля усвоения учебного материала предусматривается опрос у доски и текущий письменный контроль: тестирование, проверочные работы. Уровень усвоения разделов курса устанавливается с помощью итоговых контрольных работ, задания которых после проверки обсуждаются на семинаре.
Планируемые результаты обучения
После овладения учебным материалом элективного курса обучающиеся
должны знать: основные теоретические понятия темы: окислительно-восстановительные реакции, степень окисления, окислитель, восстановитель; электролиз, связь окислительно-восстановительных свойств с электронным строением атомов, значение ОВР в химии, химической технологии, процессах окружающей среды; структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии, типы заданий, условия проведения экзамена.
должны уметь: определять степени окисления атомов химических элементов на основе их строения; строить энергетические диаграммы распределения электронов в атомах химических элементов по подуровням (в виде электронных ячеек), отличать ОВР от других типов химических реакций, определять степени окисления атомов в неорганических и органических соединениях; расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР, используя метод электронного баланса; определять окислительно-восстановительные свойства веществ, возможность протекания ОВР и их продукты с учетом среды, в которой протекает реакция; определять процессы, протекающие на электродах при электролизе растворов и расплавов солей, кислот, щелочей, продукты электролиза, записывать уравнения катодных и анодных процессов; отвечать на вопросы КИМОВ ЕГЭ по химии типов А, В, С, связанных с материалом данного элективного курса.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | О трех понятиях химии. Электроотрицательность. Степень окисления. Валентность. | ||
2 | Определение потенциальных степеней окисления атома на основе их строения. Определение степеней окисления элементов в неорганических (и органических) соединениях. |
| |
3 | Окислительно-восстановительные процессы. Теория ОВР. Распознавание окислительно – восстановительных процессов. |
| |
4 | Важнейшие окислители и восстановители |
| |
5 | Формы записи окислительно – восстановительных процессов. Алгоритм составления ОВР методом электронного баланса. |
| |
6 | Классификация окислительно – восстановительных реакций. |
| |
7 | Методы составления окислительно-восстановительных реакций. Использование метода электронного баланса для реакций: межмолекулярного окисления-восстановления, внутримолекуляного окисления-восстановления, диспропорционирования, сопропорционирования. |
| |
8 | ОВР с несколькими окислителями и восстановителями |
| |
9 | Окислительно-восстановительные свойства воды и пероксида волорода. |
| |
10 | Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их соединений. |
| |
11 | Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и соединений серы. | ||
12 | Окислительно-восстановительные свойства азотной кислоты и соединений азота. |
| |
13 | Окислительно-восстановительные свойства металлов и их соединений. | ||
14 | Составление окислительно – восстановительных процессов, идущих при стандартных условиях в различных средах. | ||
15 | Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах. | ||
16 | Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах. |
| |
17 | Решение экспериментальных задач с использованием ОВР неорганических веществ. |
|
18 | Задачи различных типов и уровней сложности на протекание ОВР с участием неорганических веществ. |
| |
19 | Электрохимический ряд напряжений металлов. Гальванический элемент. Стандартные электродные потенциаллы металлов. | ||
20 | Стандартный водородный электрод. Направление реакций. ЭДС гальванической цепи. | ||
21 | Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Сущность электролиза. Электролиз расплавов электролитов. |
| |
22 23 | Электролиз растворов электролитов. |
| |
24 | Количественные соотношения при электролизе. Решение расчетных задач различных типов и уровней сложности. Практическое применение электролиза. |
| |
25 | Подбор реагентов и запись уравнений окислительно – восстановительных процессов с участием органических веществ: алкенов |
| |
26 | Подбор реагентов и запись уравнений окислительно – восстановительных процессов с участием органических веществ: алкинов, аренов |
| |
27 | Подбор реагентов и запись уравнений окислительно – восстановительных процессов с участием органических веществ: спиртов, альдегидов и кетонов |
| |
28 | Подбор реагентов и запись уравнений окислительно – восстановительных процессов с участием органических веществ: углеводов |
| |
29 | Использование метода электронно-ионного баланса (полуреакций) для составления уравнений ОВР с участием органических веществ. | ||
30 | Решение экспериментальных задач с использованием ОВР органических веществ. |
| |
31 32 | Практическое применение окислительно-восстановительных процессов. ОВР в промышленности. ОВР в металлургии: химическая и электрохимическая коррозия металлов. | ||
33 | Контрольная работа. |
| |
34 | Окислительно-восстановительные процессы в живой природе. Итоговое занятие |
|
Литература
- Н.Е. Кузьменко, В.В.Еремин. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. В 2 томах. –М: 1 федеративная книготорговая компания, 1997-Т1, с.251-295.
- Н.Е. Кузьменко, В.В.Еремин. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в ВУЗы.-М.: Дрофа, 1999.-с.121-150.
- Б.В. Румянцев, М.А. Усиченко, И.В. Котикова «Окислительно – восстановительные процессы», методическое пособие, М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Б.В. Румянцев, М.А. Усиченко «Окислительно – восстановительные процессы», учебное пособие, М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Э.А. Сидорская. О методе полуреакций. //Химия в школе.-1993, №5
- Органическая химия . Учебное пособие для учащихся школ с углубленным изучением химии// Под ред. В.Ф.Травеня; М., РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2005г, 200с
- Г.М.Хомченко., К.И. Севастьянова. Окислительно-восстановительные реакции: Пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1999 г., 144с.
Мультимедийное обеспечение:
- Единые образовательные ресурсы с сайта www. school-coolection.edu.ru
(единой коллекции образовательных ресурсов)
- CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
- CD «Органическая химия», издательство «Учитель»
- CD «Общая химия», издательство «Учитель»
- CD «Химия элементов», издательство «Учитель»
- Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
- СD «Химия 8-11 класс», Библиотека электронных наглядных пособий.
- CD Самоучитель «Химия для всех» (8-11 класс)
- CD «Химия в школе. Минеральные вещества», электронные тесты.
- CD «Тренажер по химии, тесты для подготовки к экзаменам», 2 шт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...
Элективный курс "Использование элементов дискурс-анализа в процессе подготовки к ГИА"
Данный элективный курс может быть полезен учителям, работающим в 9 классах, с целью подготовки учащихся к профильному изучению русского языка и литературы в старшей школе. В определении актуальн...
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...
Занятие элективного курса в 9 классе "Математическое моделирование игровых процессов"
Заключительное занятие темы "Морской бой" элективного курса в 9 классе "Математическое моделирование игровых процессов"....
Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)
Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся и интеграции физики ,биологии и химии...
Элективный курс «Современный отечественный литературный процесс».
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского ...
Элективный курс "Литература родного края в контексте современного литературного процесса России" для 9 классов
Литература родного края в контексте современного литературного процесса России ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСдля 9-х классовМатериал подготовила Колонтаевская С.А., учитель МБОУ СОШ № 18, с...