Элективный курс "Использование элементов дискурс-анализа в процессе подготовки к ГИА"
элективный курс (9 класс) по теме

Аверьянова Ирина Вадимовна

Данный элективный курс может быть полезен  учителям, работающим в 9 классах, с целью подготовки учащихся к профильному изучению русского языка и литературы в старшей школе. В определении актуальности данного курса я опиралась на два фактора: текстоцентрический принцип изучения русского языка в школе, мотивацию уащихся. Понятийный аппарат данного курса углублён и включает в себя следующие понятия: текст, дискурс, акустический и визуальный типы дискурса, структурно-формальная и струкутрно-содержательная типология дискурса, жанры дискурса, типы общения, макроструктура и микроструктура дискурса. В процессе овладения содержанием данного курса будут сформированы коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_9_klass.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

(irina.averyanova.1975@mail.ru)

                                                        Утверждено на заседании

                                                        школьного методического

                                                        объединения 17.06.11г.

                                                                (протокол №5)

                                                          Рук-ль МО: Филоматова К.В.                                                                Директор школы:

                                                                /Погорелова М.Ю./

                                        

                                                                

                        

Элективный курс

«Использование элементов дискурс-анализа

        в процессе подготовки к ГИА»

                                (9 класс)

                                                        Учитель русского языка

                                                                и литературы

                                                              Аверьянова И.В.

Гусь-Хрустальный 2011г.

Пояснительная записка

        В учебно-методическом комплексе под ред. М.М.Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В результате школьной практики работы по данной программе был наработан опыт по формированию связной речи у детей. Теоретическую основу обучения связной речи составляют такие понятия, как текст, тема, основная мысль, развитие мысли в тексте (данная и новая информация), абзац,   членение текста на абзацы, способы и средства связи предложений в тексте. В процессе работы над текстом в таком ключе определилась группа учащихся, желающих изучать русский язык на более высоком уровне сложности. Также эти ребята собираются в профильный социально-гуманитарный класс, который уже два года функционирует в нашей школе. Учитывая желания детей, я обратилась к работам Макарова М.Л., Борисовой И.Н, Гальперина И.Р., Залевской А.А. и пришла к выводу о необходимости введения в школьную практику данного курса уже с 9 класса. Таким образом, в определении актуальности данного курса я опиралась на два фактора:

1. текстоцентрический принцип изучения русского языка в школе;

2. мотивация учащихся.

        Понятийный аппарат данного курса углублен и включает в себя следующие понятия: текст, дискурс, акустический и визуальный типы дискурса, структурно-формальная и структурно-содержательная типология дискурса, жанры дискурса, типы общения, макроструктура и микроструктура дискурса. Почему же необходимо обратиться к понятию «дискурса»? Прежде всего следует отличать понятие дискурса как процесса речемыслительной деятельности от понятия текста как её результата, зафиксированного в письменной форме. Дискурс, являясь языковой моделью некоторой ситуации, обладает структурной спецификой, которую в ходе этого модуля и должны осознать ученики.  

Каждая область человеческого знания  производит определённые тексты (диалоги, рассказы, инструкции, описания), составляющие профессиональные дискурсы конкретных дисциплин. Дискурсы образованы текстами различного уровня качества в силу индивидуальных особенностей авторов и структуры их профессионального опыта. В процессе осознания построения дискурса и в результате практических занятий ученик породит свой текст. Текст, порождаемый им, станет полезен не только для себя, но и для других, так как может быть использован при шлифовке дискурсов своих товарищей. Чем сложнее дискурс (совокупность текстов и правил порождения), тем сложнее и разнообразнее деятельность учащихся по «расшифровке» его. А в процессе этой работы будет осуществляться и развитие умственных операций: анализа, синтеза, умозаключений, классификации. А это - неотъемлемая часть интеллектуального творчества учащихся.

В процессе овладения содержанием данного курса будут сформированы коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая компетенции.

        Цели данного курса –  на основе известных понятий системы и структуры языка создать условия для проникновения в глубины устройства  механизма языка, осознать терминологическую выкладку данного курса; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями в ходе анализа языкового материала.

                                        Задачи курса:

1.Образовательные:

        -научить определять прагматические, социокультурные, психологические факторы возникновения  дискурса, выявлять особенности  типов  дискурса на основе структурно-формальной и структурно-содержательной составляющей, определять дискурсивные маркеры через системно-деятельностный подход на учебных занятиях;

        -сформировать умения  проводить дискурс-анализ по предложенному плану на основе терминологии   данного курса через мыслительную деятельность на уроке;

        -научить конструировать собственные  дискурсы через активизацию  творческой деятельности учащихся;

        -формировать коммуникативную, языковую, лингвистическую, культуроведческую компетенции через  чтение,  аудирование и анализ дискурсов;

2.Развивающие:

-развитие интеллектуального творчества (мыслительных операций)  учащихся через интерпретацию и конструирование дискурса;

-формирование креативности, развитие творческих способностей через  организацию самостоятельной работы с интернетом на уроке и  вне урока;

-совершенствование речевой  культуры учащихся через организацию делового  общения учащихся на учебном занятии;

3.Воспитательные:

-воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи через рассмотрение разного рода дискурсов;

-воспитание  интереса к процессу  учения  через использование  инфомационно-компьютерных технологий.

        

Тип курса – предметно-ориентированный

Форма занятий:

1.Лекции с элементами беседы.

2.Домашние задания исследовательского типа.

3.Лингвистические исследования.

4.Семинары.

5.Зачёт (анализ фрагмента дискурса).

Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык, литература, история), рассчитан на 34 часа. Из них 12 часов отводится на освоение теоретическим содержанием курса, а 22 часа – практические занятия. Курс направлен на освоение новых подходов к анализу текста. Благодаря изучению этого курса ученики овладевают личностными, предметными  и метапредметными результатами.

        К концу изучения курса дети должны:

-  знать правила функционирования   дискурсов в речи, их строение, дискурсивные маркеры, модальные аспекты дискурса и выразительные средства.

- уметь в процессе построения дискурса выразить собственную точку зрения  на разные явления общественной жизни,  определять жанр дискурса, его структурно-формальную и структурно-содержательную составляющую, количество сверхфразовых единиц в дискурсе, дискурсивные маркеры чужой речи и маркеры оценки, модальный аспект дискурса; выразительные особенности дискурса

- проводить исследования теме-рематической структуры текста и определять в соответствии с ней тип связи в тексте,

        

        

                        

Программа курса

1. Введение в курс. Текст и дискурс. Соотношение понятий. Дискурс как один из основных объектов лингвистики

Текст – это речевая реализация авторского замысла и коммуникативная единица самого высшего уровня, реализованная как в письменной, так и в устной форме. Признаки текста: цельность, связность, наличие темы (общей и частной) и структуры, возможность включения  невербальных  это компонентов. Текст как единица (фрагмент) дискурса. Дискурс как «совокупность всего говоримого и понимаемого в определённой конкретной обстановке в ту или иную эпоху жизни данной общественной группы» (Щерба). Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания.

2. Типы дискурса.

Акустический и визуальный. Структурные и содержательные. Структурно-формальная типология дискурса: код (вербальный-невербальный, смешанный, креолизованный), сообщение (устный-письменный),участники (монолог, диалог, полилог), направление высказывания (от 1-го лица, 2-го, 3-го). Структурно-содержательная типология дискурса (социальная сфера, в которой осуществляется дискурсивная деятельность). Позиция коммуниката (отстранённое повествование, включённое обсуждение).

3. Жанровая специфика дискурса (социальные сферы дискурса).

        Связь жанра с хронотопом (время + место) дискурса. Соотношение понятий «жанр коммуникативного события» и «речевой жанр». Первичный речевой жанр и вторичный. Бытовой, семейный, дружеский, любовный, институционализированный, производственный, торговый, деловой, политический, педагогический, научный, медицинский, юридический, религиозный.

        Практическое занятие.

4.Типология текстов по их структурным основам (Э.Верлих)

        Дескриптивные (описательные), нарративные (повествовательные), тексты о явлениях и изменениях во времени, объяснительные (тексты о понятийных представлениях говорящего), аргументативные (тексты о концептуальном содержании высказывании говорящего), инструктивные ( тексты законов).

5.Классификация устного речевого произведения.

        Тип общения (официальный-неофициальный), сфера (институциональная – бытовая), способ общения (непосредственный-опосредованный), канал, средство (аудио-аудиовизуальный), форма контакта (устная-письменная), организация общения (выработка решения, выяснение информации, расположение коммуникантов (контактное-дистантное), хронология коммуникативных событий (временные, циклические (работа, отдых, будни, праздник), объективные ситуативные характеристики коммуникантов (количество: диалог-полилог, социальные роли (постоянные-временные).

        Количество практических занятий определяется по факту и зависит от уровня подготовленности детей и степени усвоения ими языкового материала.

        

6.Структура дискурса.

        Макроструктура и микроструктура. Тематическое и референциальное единство (единство участников описываемых ситаций).

7. Тема-рематическая структура дискурса.

        Цепная и параллельная связи. 5 разновидностей тема-рематических структур в коммуникативном пространстве текста: каноническая, веерный тип, веерный тип с многокомпонентной тематической частью, структуры с обобщённой темой, автономные структуры.

        Тренинг заключается в определении разновидностей связей и в создании текстов с заданной связью.

8. Интертекстуальность.

        Интертекстуальная среда. Константы русской культуры. «Прецедентное явление». «Прецедентная личность»

9. Роль дискурсивных факторов в языковой структуре. Дискурсивные маркеры.

10. Практическое занятие «Анализ бытового диалога» (пример текста см. в приложении)

        Схема анализа фрагмента устного дискурса (смотри приложение)

11.Практическое занятие «Анализ телепередачи» (пример текста смотри в приложении)

Учебно-тематический план

№ п ⁄п

Тема курса

Количест-

во час

Форма

контроля

   

       1.

Введение в курс. Текст и дискурс.

Соотношение понятий. Дискурс как один из основных объектов лингвистистики

       

       2

Фронталь

ный опрос

       2.

Типы дискурса

       2

Тест

       3.

Практическое занятие

       2

Коллектив

ная работа

       4.

Жанровая специфика дискурса

(социальные сферы дискурса)

       1

Индивид.

задания.

       5.

Практическое занятие

       1

Коллектив

ная работа

       6.

Типология текстов по их структурным основам

       2

Тест

       7.

Практическое занятие

       2

Анализ дискурса

       8.

Классификация устного речевого произведения

       2

Коллектив-

ная работа

       9.

Практическое занятие

       1

Практикум

      10.

Интертекстуальность

       2

Самостоят.

работа

      11.

Практическое занятие

       1

Анализ дискурса

      12.

Роль дискурсивных факторов в языковой структуре. Дискурсивные маркеры.

       2

Тесты

      13.

Выразительные средства дискурса

       1

Самостоят.

работа

      14.

Практическое занятие

       2

Анализ дискурса

      15.

Анализ фрагментов дискурса

       8

Творческая

работа Зачет.

Всего 34ч

Учебно-тематический план


Тема курса

Кол.

час

Форма

занятий

Форма

контроля

Примечание

1.

Введение в курс. Текст и дискурс.

Соотношение понятий. Дискурс как один из основных объектов

лингвистики


   2


Лекция

Фронталь-

ный опрос

2.

Типы дискурса

   2

Лекция с

элементами

беседы

Тест

3.

Практическое занятие

   2

Лингвисти-

ческие ис-

следования

Коллективная

 работа

4.

Жанровая специфика дискурса

(социальные сферы дискурса)


   1

Семинар

Индивидуаль-

ные задания

5.

Практическое занятие

   1

Лингвисти-

ческие ис-

следования

Коллективная

работа

6.

Типология текстов по их структурным основам


   2

Эвристичес

кая беседа

Тест

7.

Практическое занятие

   2

Лингвисти

ческие ис-

следования

Анализ

дискурса

Схема анализа см.

приложение

8.

Классификация устного речевого

произведения


   2

Урок-иссле

дование

Коллективная

работа

9.

Практическое занятие

   1

Семинар

Практикум

10.

Интертексуальность

   2

Эвристичес-

кая беседа

Самостоятель

ная работа

11.

Практическое занятие

   1

Семинар

Анализ

дискурса

См. прило-

жение (схе-

ма анализа)


12.

Роль дискурсивных факторов в языковой структуре.

Дискурсивные маркеры.


   2

Эвристичес-

кая беседа

Тест

13.

Выразительные средства дискурса

   2

Семинар

Самостоятель

ная работа

14.

Практическое занятие

   2

Филологи-

ческий

анализ

Анализ

дискурса

См. прило-

жение

15.

Анализ фрагментов дискурса.

   10

Творческая

лаборатория

Творческая

работа. Зачет


34ч

Приложение

        При проведении теоретических занятий не следует злоупотреблять терминологией научного курса, возможно, ознакомление с рядом понятий на эмпирическом уровне. Выше было указано также, что содержание – это та область, в которой аккумулируются практические навыки, а значит, теоретические выкладки второстепенны в школьном варианте дискурс-анализа.

        При проведении практических занятий, тренингов уместным будет использование интерактивной доски. Также приветствуется и работа с Интернетом для решения познавательных задач. Приведём ряд примеров таких задач:

        1.Каким бывает дискурс? Найдите в Интернете сочетания со словом дискурс.

        2.Каковы характеристики найденных Вами разновидностей дискурса? Текстами каких жанров определяется та или иная социальная разновидность дискурса?

        3.Приведите примеры дискурсов и текстов каждого типа из нижеприведённой таблицы:

                                Дискурс

                        

        Вербальный                        невербальный

        Устный                                письменный

Содержательная типология               Формальная типология

Тематическая классификация

        Характер речи:          участие коммуникантов   функциональные типы

        От 1-го лица                диалог                                текстов

От 2-го лица                полилог                        дескриптивные

От 3-го лица                монолог                        нарративные

                                                                объяснительные

                                                                аргументативные

                                                                интсруктивные

Социальные сферы дискурса

бытовой                                        институционализирванный

семейный                                        производственный, торговый, деловой

дружеский                                        политический

любовный                                        педагогический

                        научный

                        медицинский

                        юридический

                        религиозный

4.Упражения на интертекстуальность:

а)вставьте пропущенные фразы из предложенного ниже списка:

        Отец: Ты должен утром делать зарядку, сходить на занятия, а не заниматься бездельем

        Сын:………………………………

        Отец: Ты посмотри, как он разговаривает!

        Сын:………………………………………

        Отец: Это что такое? ……………..Пока не сделаешь уроки, не пойдёшь гулять.

        Сын:…………………..Мне всё надоело!

        Отец: Ну уж нет! Будет тебе теперь кино, как………………………………

        Сын: Тогда купите мне что-нибудь в подарок, как обещали.

        Отец: А может, тебе ещё дать и ……………………….

        Сын: Не откажусь!

        Отец: Да ты, я вижу, очень умный, просто………………Тогда тебе ничего не стоит самому заработать.

        Сын: А я и так собираюсь летом работать. Разносить телеграммы.

        Отец: Скажите, пожалуйста! Наконец-то! ……………………….Наконец-то наш сын что-то будет делать сам. Да, и не забудь про университет, ты ведь не всю жизнь собираешься разносить телеграммы!

        Варианты интертекста: разошлись, как в море корабли; нервных просят не смотреть; гигант мысли; ключ от квартиры, где деньги лежат; лёд тронулся, господа присяжные заседатели; Бунт на корабле?!; Не учите меня жизни!

        б) соберите примеры интертекстуальности в современном рекламном дискурсе;

        в) сочините примеры (текст) со следующими фразами: очнулся – гипс, не смотрите так на меня: мы с вами в одной песочнице не играли; на мне узоров нет и цветы не растут.

        г) проанализируйте заголовки интернет-статей по параметру предедентности.

Схема анализа фрагмента устного дискурса:

1.К какой социальной сфере дискурса можно отнести данное речевое произведение?

2.К какому функциональному стилю относится данный текст (разговорный, книжный: научный, деловой, публицистический, художественная литература)?

3.К какому жанру относится данный текст (статья, рекламное объявление, речь, рассказ, роман, письмо, жалоба, инструкция)?

4.Каков тип данного текста?

5.Каков объём анализируемого текста (предложения, СФЕ, фрагменты) и его композиция?

6.От какого лица написан данный текст?

7.Определите коммуникативный фокус данного текста?

8.Какие типы речи представлены в тексте (повествование, описание, рассуждение; монолог, диалог, полилог)?

9.Как представлена чужая речь в тексте (прямая-косвенная-несобственно-прямая)? Найдите дискурсивные маркеры чужой речи.

10.Как представлена авторская речь и авторская оценка в тексе? Найдите дискурсивные маркеры чужой речи.

11.Как проявляется модальный аспект дискурса?

12.Какова пресуппозиция текста, какие фоновые знания задейстованы?

13.Какова тема-рематическая структура текста? Виды связи.

14.Какие виды референции задействованы?

15.Как выражены анафорические и катафорические отношения в тексте?

16.Какова временная партитура текста? Выделите маркеры временных отношений в тексте.

17.Каковы выразительные средства дискурса (фонетические, лексические, синтаксические), использованные автором текста? Найдите в тексте тропы и стилистические фигуры.

18.Есть ли в тексте прецедентные явления (цитаты) и элементы интертекста? Какова их дискурсивная функция?

19.Есть ли в тексте невербальные элементы (креолизованность)? Какова их функция?

20.Найдите дискурсивные маркеры авторитетности? Какова их функция?

21. В чём, по-вашему, выражается индивидуальный стиль и образ автора текста?

        

        

                Список литературы для учащихся

1.Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика – Екатеринбург, 2001

2.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования-М.: Высшая школа, 1981.

3.Залевская А.А. Текст и его понимание - Тверь

4.Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс – М.:АСТ: Восток – Запад, 2007.

5.Макаров М.Л. Основы теории дискурса – М.: Гнозис, 2003.

6.Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. –Л.:Наука, 1990

7.Шапин Ю.В. Построение рекламного текста – М.: Бератор-пресс, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Элементы деловой риторики" 11 класс

Материал содержит программу элективного курса "Элементы деловой риторики", тематическое планирование,некоторые методические материалы. Объём курса 8 часов, в рамках основного курса "Мысль и слово"...

Занятие элективного курса "Элементы комбинаторики"

Это первое занятие элективного курса, на котором учащиеся знакомятся с понятием "Комбинаторика", "Комбинаторные задачи" ,  примеры и способы решения комбинаторных задач, необходимость предмета в ...

Элективный курс "Элементы математической логики"

Курс разработан для учащихся 10-11 классов в тем, чтобы развить тему "Основы логики и логические функции", которая изучается в основной школе частями и не всегда воспринимается учащимися как единая те...

Методика внедрения элементов корригирующей гимнастики в процесс спортивной тренировки баскетболистов 11 – 13 лет

Основные причины нарушений осанки у детей 11-13 лет , анализ профилактических и корригирующих методик при нарушениях осанки, тренировочных программ по подготовке баскетболистов 11-13 лет, содерж...

Программа элективного курса- Элементы статистики и теории вероятностей 9 класс

Данная программа разработана для учащихся 9 класса.  Программа на 17 часов ( 1 полугодие). Курс рассматривает основные вопросы статистики,  задач  комбинирования и теории вероятностей....

Элективный курс "Элементы математической логики"

Предназначен для учащихся 9-ых классов, интересующихся математической логикой....

Программа элективного курса "Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.

Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и б...