Рабочая программа курса химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Изварина Надежда Николаевна

Рабочая программа курса химии 9 класса по учебнику автора О.С. Габриелян, 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_khimii_9_kl2014-2015.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы по предмету «химия» для 9 класса являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03. 2004г.
  • Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по химии
  • Примерная  авторская  программа О.С. Габриеляна, созданная  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по химии
  • Базисный  учебный  план  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03 2004
  • Учебный план МБОУ ООШ №3  для 9 класса
  • Федеральный  перечень  учебников, утвержденных приказом от 31.03.2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

Основными задачами курса являются:

  1. Формирование умений характеризовать химический элемент на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Дать понятие о переходных элементах.
  3. Более подробно познакомить учащихся с классом металлов (положение в Периодической таблице, нахождение в природе, химические и физические свойства, способы получения и применение).
  4. Более подробно познакомить учащихся с классом неметаллов (положение в Периодической таблице, нахождение в природе, химические и физические свойства, способы получения и применение).
  5. Дать общее понятие о предмете органической химии.
  6. Продолжить формирование умений решать расчетные и экспериментальные задачи.
  7. Продолжить формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.

Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.  В содержании курса 9 класса обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении  веществ.

      Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

     Данная программа соответствует обязательным минимумам содержания основного общего образования и обеспечена необходимой методической литературой. В отличие от других программ, материал изложен на доступном для учащихся языке, теоретические знания подкреплены множеством наблюдений, что позволяет более глубоко и осознанно воспринимать основные положения данного курса. Однако, недостаточно времени отводится на решение расчетных задач.

     Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Из них – контрольных работ -5; практических работ – 6.

     Методами обучения являются: наблюдения, эксперимент, лекции, контрольные задания, лабораторные и практические работы.

 

Обязательный минимум содержания  образовательной программы курса химии по разделам.

Повторение основных вопросов курса 8-го класса и введение в курс 9 класса (6 часов).

     Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов. Кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

      Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

      Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

ТЕМА 1. Металлы (15 часов).

       Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы. Их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро- , гидро-  и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

      Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

    Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

      Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

      Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды  Fe2+ и  Fe3+. Качественные реакции на  Fe2+ и  Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

     Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

      Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и  Fe3+.

ТЕМА 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений. (3 часа).

  1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

ТЕМА 3. Неметаллы.(23 часа).

      Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

      Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода. Его получение и применение.

     Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды). Их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре. Броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

      Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV)и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

     Азот. Строение атома и молекулы. Свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота. Ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

     Фосфор. Строение атома. Аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

      Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

      Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV). Его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

      Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение  хлором брома или йода из растворов их солей.  

      Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

      Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

      Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы. Фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

      Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9.Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

ТЕМА 4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений. (3 часа).

      4. Решение экспериментальных задач по теме №Подгруппа кислорода». 5, Решение экспериментальных задач по теме №Подгруппы азота  и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов..

ТЕМА 5. Органические соединения. (10 часов).

     Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

      Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

      Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

     Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.

      Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

      Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

      Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

      Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

      Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

      Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

     Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.

ТЕМА 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (8 часов)

      Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева., номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

      Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

      Классификация химических реакций по различным признакам ( число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

      Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды ( основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.      

Обязательный минимум содержания  образовательной программы курса химии 9 класса по разделам.

Повторение основных вопросов курса 8-го класса и введение в курс 9 класса

     Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов. Кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

      Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

      Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Металлы

       Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы. Их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро- , гидро-  и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

      Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

    Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

      Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

      Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды  Fe2+ и  Fe3+. Качественные реакции на  Fe2+ и  Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Практикум №1. Свойства металлов и их соединений.

Осуществление цепочки химических превращений металлов.  Получение и свойства соединений металлов. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

 Неметаллы.

      Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

      Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода. Его получение и применение.

     Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды). Их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре. Броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

      Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV)и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

     Азот. Строение атома и молекулы. Свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота. Ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

     Фосфор. Строение атома. Аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

      Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

      Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV). Его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

 Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений.

      Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».  Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота  и углерода». Получение, собирание и распознавание газов.

Органические соединения.

     Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

      Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

      Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

     Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.

      Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

      Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

      Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

      Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

      Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

     

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

      Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева., номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

      Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

      Классификация химических реакций по различным признакам ( число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

      Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды ( основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.      

Требования к уровню подготовки выпускников.

(планируемые результаты обучения)

В процессе обучения ученики 9 класса должны

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, моль, молярная масса, молярный объем, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; свойства неорганических и органических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях; тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

знать/понимать

  • основные законы химии: периодический закон;

уметь

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; свойства неорганических веществ;
  • определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях; возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • вычислять: массовую долю выхода продукта реакции;

Тема 1. Металлы

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов металлов; формулы соединений металлов;
  • химические понятия: металлы, сплавы, коррозия, амфотерность;

уметь

  • объяснять: закономерности изменения свойств элементов металлов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать: химические элементы металлы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; свойства металлов и их соединений; связь между составом, строением и свойствами веществ;
  • составлять: уравнения химических реакций, отражающих свойства металлов; схемы строения атомов металлов;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений

уметь

  • характеризовать: свойства металлов и их соединений;
  • составлять: уравнения химических реакций, отражающих свойства металлов и их соединений;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Тема 3. Неметаллы

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов неметаллов, формулы соединений неметаллов;
  • химические понятия: неметалл; аллотропия;

уметь

  • объяснять: закономерности изменения свойств элементов неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать: химические элементы неметаллы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами изученных веществ; свойства неметаллов и их соединений;
  • составлять: уравнения химических реакций, отражающих свойства неметаллов и их соединений; схемы строения атомов неметаллов;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Тема 4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений

уметь

  • характеризовать: свойства неметаллов и их соединений;
  • составлять: уравнения химических реакций, отражающих свойства неметаллов и их соединений;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Тема 5. Органические соединения.

знать/понимать

  • химическую символику: формулы изученных органических веществ;
  • важнейшие химические понятия: валентность; изомерия; изомеры; гомологи;

уметь

  • объяснять: причины многообразия органических веществ;
  • характеризовать: связь между составом, строением и свойствами органических веществ; свойства органических веществ;
  • определять: принадлежность веществ к определенному классу органических соединений; валентность элементов в соединениях; тип химической связи в органических соединениях,
  • составлять: уравнения химических реакций, отражающих свойства изученных органических веществ;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Все выше изложенные требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии.

Учащиеся должны знать:

            Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

 Учащиеся должны уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших   химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в  свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.

Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Контрольные работы по темам:

  1. Вводная контрольная работа.
  2. Металлы.
  3. Неметаллы.
  4. Органические соединения.
  5. Итоговая контрольная работа за курс основной школы.

В течение всего учебного года – индивидуальная работа по карточкам и тестам-заданиям по всем темам.

Критерии оценки.

    Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

    Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

     При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).

     Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанность ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий и явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр., или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

     Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа ( например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества или процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные при невнимательности (например, на два или более уравнений реакций в полном и ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

     Результаты обучения проверяются а процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа.

Отметка «5»:  ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4» :ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:    отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений.

     Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:  работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» : работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:  работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить по требованию учителя.

Отметка «1»:    работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:   ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4» : ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:  работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:    работа не выполнена.

     При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

   

   Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Оценка умений решать экспериментальные задачи.

Отметка «5»:   план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4» : план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:   план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:  допущены две (и более) ошибки в плане решения, подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:    задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:   в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4» :  в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:  в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

  Отметка «2»:  имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Отметка «1»:  отсутствие ответа на

Тематика практических занятий по курсу химии 9-го класса.

  1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.
  2. Получения и свойства соединений металлов.
  3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
  4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
  5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».
  6. Получение, собирание и распознавание газов.

Примерная

тематика рефератов по курсу химии 9-го класса.

  1. Д.И.Менделеев – страницы биографии.
  2. Век медный, бронзовый, железный.
  3. Использование металлов в искусстве.
  4. Роль русских ученых в создании сплавов металлов.
  5. Использование металлов в различных отраслях промышленности.
  6. Разрушительная деятельность коррозии.
  7. Значение металлов для здоровья человека.
  8. Основные области применения алюминия и его сплавов.
  9. Художественный образ вещества или химического процесса.
  10.  Значение кислорода и озона для поддержания жизни на Земле.
  11. Что такое озоновые дыры?  Как предупредить их появление?
  12. Химические элементы в клетках живых организмов.
  13. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.
  14.  Серная кислота – «хлеб» химической промышленности.
  15. Биологическая роль азота.
  16. Применение аммиака и солей аммония.
  17. Аллотропные модификации углерода.
  18. Строение алмаза и его применение.
  19.  Силикатная промышленность.
  20. О пользе стекла.
  21. Химическая мелиорация почв.
  22. Азотные, калийные и фосфорные удобрения.

Учебно-тематический план 9 класс

Тема раздела

Контрольно-измерительные материалы

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.

Входная диагностическая контрольная работа.

2

Металлы.

Контрольная работа №1 по теме: «Металлы».

3

Практикум №1. Свойства металлов и их соединений.

Практическая работа №1 Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Практическая работа №2  Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

4

Неметаллы.

Административная контрольная работа №2 по теме: «Металлы и неметаллы».

Контрольная работа №3 по теме: «Неметаллы».

5

Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений.

Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа №5 Решение экспериментальных работ по теме «Подгруппы азота и углерода».

 Практическая работа №6 Получение, собирание и распознавание газов

6

Органические соединения

Контрольная работа №4 по теме: «Органические соединения»

7

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Контрольная работа №5 «Итоговая контрольная работа за курс основной школы»

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Краткое содержание поурочных тем

Оборудование

УМК

Домашнее задание

Повторение основных вопросов курса  8 класса и введение в курс 9 класса. (6 часов)

1.

Вводный  инструктаж  по ТБ.  Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева.

1

02.09.

Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла.

Периодическая система Химических элементов. Портрет Д.И. Менделеева, образцы магния и серы. Презентация «Периодическая таблица химических элементов»

Уч. §1

§1 упр. 1,3-4

2.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации.

1

06.09.

Определение кислот, оснований, оксидов и солей как электролитов, их диссоциация. Классификация кислот, оснований, солей и оксидов по различным признакам. Реакции нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости веществ в воде для характеристики химических свойств кислот.

Взаимодействие оснований с кислотами (повторение).

Взаимодействие щелочей с солями и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

Презентация «Классы веществ»

конспекты за 8 класс.

Повторить конспекты за 8 класс.

3.

Генетические ряды металлов и неметаллов.

1

09.09.

Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла.

Реактивы и оборудование.

Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

конспекты за 8 класс.

Повторить конспекты, задание в тетради

4.

Входная диагностическая контрольная работа.

1

13.09.

Контроль знаний

Карточки с заданиями.

конспекты за 8 класс

повторение изученного материала

5.

Анализ контрольной работы. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

1

16.09.

 Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Реактивы и оборудование.

Уч.§2

§2 упр.1-3

6.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.

1

20.09.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

Периодическая система Химических элементов. Портрет Д.И.Менделеева.

Уч.§ 2

§ 2 упр.2,4-7

ТЕМА 1. Металлы.(15 часов)

7

Положение металлов в периодической системе. Общие физические свойства металлов.

1

23.09.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации.

Периодическая система химических элементов, реактивы и оборудование, образцы металлов. Презентация «Металлы»

Уч.§5-6

§5-6 упр.2, 3-4

8

Сплавы, их свойства и значение.

1

27.09.

Сплавы, их классификация, свойства и значение.

Коллекция сплавов. Презентация «Сплавы металлов».

Уч.§ 7

§ 7 упр.2,4

9

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

30.09.

Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

Реактивы и оборудование. Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Уч.§8

§8 упр.1, 3, 5

10.

Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия.

1

04.10.

Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия.

Коллекция «Минеральные и горные породы».

Уч.§9

§9 упр.4-6

11.

Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

1

07.10.

Типы и виды коррозии.

Реактивы и оборудование.  Презентация «Коррозия металлов».

Уч.§10

§10 упр.1.2

12.

Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

1

11.10.

Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Образцы щелочных металлов. Реактивы и оборудование.

Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Уч.§11

§11 упр.1-2

13.

Важнейшие соединения щелочных металлов. Их свойства и применение.

1

14.10.

Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве.

Реактивы и оборудование. Презентация «Щелочные металлы».

Уч.§11

§11 упр.5

14.

Щелочноземельные металлы – простые вещества. Их физические и химические свойства.

1

18.10.

Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Образцы металлов, реактивы и оборудование.

Уч.§12

§12 упр.1-4

15.

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Их свойства и применение.

1

21.10.

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк).

Коллекция «Минеральные и горные породы».

Уч.§ 12

§ 12 упр.5,7

16.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства.

1

25.10.

Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия.

Образцы алюминия. Реактивы и оборудование. Презентация «Алюминий».

Уч.§ 13

§ 13 упр.1-5

17.

Соединения алюминия. Применение алюминия и его соединений.

1

28.10.

Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер

Образцы минералов и горных пород. Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Уч.§ 13

§ 13 упр.6-7

18.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства.

1

01.11.

Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

Образцы железа. Реактивы и оборудование. Презентация «Железо и его соединения».

Уч.§ 14

§ 14 упр.1-2

19.

Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений.

1

11.11.

Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

Реактивы и оборудование. Презентация «Железо и его соединения».

Уч.§14 стр.78-81

§14 упр.4,6

20.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

1

15.11.

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.

Карточки с заданиями и упражнениями.

Уч.§ 5-14

Повторить Уч.§ 5-14

21.

Контрольная работа №1 по теме «Металлы».

1

18.11.

Контроль знаний.

Карточки с заданиями.

Повторение изученного материала

ТЕМА 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений. (3 часа)

22.

Анализ контрольной работы. Практическая работа №1 Осуществление цепочки химических превращений металлов.

1

22.11.

Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Наборы для практической работы.

Уч. стр.84

стр.84,

отчет по работе

23.

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.

1

25.11.

Получение и свойства соединений металлов.

Наборы для практической работы.

Уч. стр.84-85

стр.84-85, отчет по работе

24.

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

1

29.11

Экспериментальные задачи на распознавание и получение веществ.

Наборы для практической работы.

Уч. стр.86.

стр.86, отчет по работе

ТЕМА 3. Неметаллы. (23 часа).

25.

Общая характеристика неметаллов. Аллотропия. Физические свойства неметаллов.

1

02.12.

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха.

Образцы неметаллов, реактивы и оборудование, ряд ЭО, ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Уч.§15-16

§15-16 упр.2-5

26.

Характеристика водорода.

1

06.12.

Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода.

Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Уч.§17

§17

упр.1,3-4

27.

Галогены – простые вещества, их физические и химические свойства.

1

09.12.

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Диск  Занимательная наука «Вещества и их свойства».

Уч.§18

§18 упр.2, 4-5

28.

Основные соединения галогенов, их свойства.

1

13.12.

Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион.

Реактивы и оборудование.

Уч.§19

§19 упр.2-4

29.

Краткие сведения о фторе, хлоре, броме и йоде. Применение галогенов и их соединений.

1

16.12

Строение атомов фтора, хлора и йода. Применение галогенов и их соединений.

Презентация «Значение галогенов».

Уч.§20

§20 упр.1-2

30.

Сера, строение атома. Аллотропия. Свойства и применение ромбической серы.

1

20.12.

Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация).

Реактивы и оборудование.

Уч.§ 22

§21-22 упр.1,3

31.

Соединения серы: оксиды, сероводородная и сернистая кислоты

1

23.12.

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли.

Образцы реактивов. Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Уч.§ 23

§ 23 упр.1-2

32.

Серная кислота и ее соли, их применение.

1

27.12.

Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Реактивы и оборудование.

Мультимедийный диск «Химии 8-11 класс».

Уч.§23

§23 упр.4-8

33.

Азот, строение атома и молекулы, свойства простого вещества.

1

13.01.

Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение.

Модель молекулы азота, таблица «Круговорот азота в природе».

Уч.§ 24

§ 24 упр.2-4

34.

Соединения азота: аммиак, соли аммония, их свойства и применение.

1

17.01.

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве.

Реактивы и оборудование. Диск  Занимательная наука «Вещества и их свойства».

Уч.§25-26

§25-26 упр.3,7 стр.152, упр. 1,4 стр.155.

35.

Кислородные соединения азота: оксиды азота (II) и (IV).

1

20.01.

Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение.

Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Уч.§27

§27

36.

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты.

1

24.01.

Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты.

Реактивы и оборудование. Презентация «Азотная кислота»

Уч.§27

§27 упр.2,3,6

37.

Фосфор, строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.

1

27.01.

Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора

Реактивы и оборудование.

Уч.§28

§28 упр.1,4

38.

Основные соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и фосфаты.

1

31.01.

Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.

Презентация «Фосфор и его соединения».

Уч.§28

§28 упр.2,5

39.

Азотные и фосфорные удобрения.  Административная контрольная работа №2.

1

03.02.

Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции.

Коллекция «Минеральные удобрения», таблица «Классификация минеральных удобрений».

Конспект в тетради.

Конспект

40.

Анализ контрольной работы. Углерод, строение атома, аллотропия, применение.

1

07.02

Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.

Образцы углерода, таблица «Применение алмаза и графита».

Уч.§29

§29 упр.1,4-5,8

41.

Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение.

1

10.02.

Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение.

Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Уч.§30

§30 упр.2-3

42.

Карбонаты, их значение в природе и жизни человека.

1

14.02.

Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов.

Таблица «Карбонаты в природе».

Уч.§30

§30 упр.6-7

43.

Кремний, строение атома. Кристаллический кремний, его свойства и применение.

1

17.02.

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение.

Коллекция «Минералы и горные породы».

Уч.§31

§31 упр.2-4

44.

Оксид кремния (IV), его природные разновидности.

1

21.02.

Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли.

Коллекция «Минералы и горные породы».

Презентация «Кремний и его соединения».

Уч.§31

§31 упр.1

45.

Силикаты. Силикатная промышленность.

1

24.02.

Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности.

Коллекция «Изделия из керамики и стекла».

Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Уч.§31

§31 упр.5-6

46.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

1

28.02.

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.

Карточки с заданиями и упражнениями.

Уч.§15-31

§15-31

47.

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».

1

03.03.

Контроль знаний

Карточки с заданиями.

Повторить

§15-31

ТЕМА 4. Практикум№2. Свойства неметаллов и их соединений. (3часа).

48.

Анализ контрольной работы. Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

1

07.03.

Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода»

Наборы для практической работы

Уч. стр.187-188

стр.187-188, отчет по работе

49.

Практическая работа №5. Решение экспериментальных работ по теме «Подгруппы азота и углерода».

1

10.03.

Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

Наборы для практической работы.

Уч. стр.188-189

стр.188-189, отчет по работе

50.

Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов.

1

14.03.

Получение, собирание и распознавание газов.

Наборы для практической работы.

Уч. стр.189-192

стр.189-192, отчет по работе

ТЕМА 5. Органические соединения.  (10 часов).

51.

Предмет органической химии.

1

17.03.

Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии.

Образцы органических веществ, наборы шаростержневых моделей.

Уч.§32

§32 упр.1-2,6

52.

Предельные углеводороды: метан и этан.

1

21.03.

Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Таблица «Углеводороды», шаростержневые модели.

Уч.§33

§33 упр.3-5

53.

Непредельные углеводороды.

1

31.03.

Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации.

Шаростержневые модели.  Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Уч.§34

§34 упр.1-3

54.

Спирты: метанол, этанол и глицерин. Альдегиды: уксусный альдегид.

1

04.04.

Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола.

Модели молекул спиртов, альдегидов, реактивы и оборудование.

Уч.§35

§35 упр.1,4-5

55.

Предельные одноосновные карбоновые кислоты: уксусная и стеариновая кислоты.

1

07.04.

Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты.

Реактивы и оборудование. Презентация «Карбоновые кислоты».

Уч.§36

§36 упр.1-3

56.

Сложные эфиры. Жиры

1

11.04.

Жиры в природе и их применение. Биологическая роль жиров. Сложные эфиры.

Образцы жиров.

Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Уч.§36

§36-37 упр.1-4 стр.224

57.

Понятие об аминокислотах. Белки, их строение и биологическая роль.

1

14.04.

Аминокислоты. Белки, их строение, биологическая роль.

Таблица «белки», реактивы и оборудование. Презентация «Белки».

Уч.§38  

§38  упр.1-3

58.

Понятие об углеводах. Глюкоза, крахмал, целлюлоза.

1

18.04.

   

Жиры в природе и их применение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов.

Образцы углеводов.

Презентация «Углеводы».

Уч.§39  

§39  упр.2,3,6

59.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения».

1

21.04.

Обобщение знаний по органической химии    

Карточки с заданиями.

Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

§32-39

Повторить §32-39

60.

Контрольная работа №4 по теме «Органические соединения».

1

25.04.

Контроль знаний по теме

Карточки с заданиями.

Повторение изученного материала

ТЕМА 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (7 часов).

61.

Анализ контрольной работы. Физический смысл порядкового номера, периода, группы в периодической системе Д.И. Менделеева. Значение периодического закона

1

28.04.

Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

Периодическая система химических элементов. Карточки с заданиями.

 §2-3

 §2-3

62.

Типы химических связей. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам.

1

02.05.

Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Таблица «Типы химических связей.

Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Таблица «Классификация химических реакций».

Повторить конспект.

63.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металлов, неметаллов и переходных элементов.

1

05.05.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

Карточки с заданиями, периодическая система химических элементов

конспект за 8 класс.

Повторить конспект за 8 класс.

64.

Оксиды, гидроксиды и соли в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

1

12.05.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об ОВР.

Периодическая система химических элементов, таблица растворимости кислот, оснований и солей.

конспект за 8 класс.

Повторить конспект за 8 класс.

65.

Обобщение и систематизация знаний за курс основной школы.

1

16.05.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Периодическая система химических элементов.

Карточки с заданиями.

конспект за 8 класс.

Повторение изученного материала

66.

Итоговая контрольная работа №5 за курс основной школы

1

19.05.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Повторение изученного материала

67.

Анализ контрольной работы.

1

23.05.

Мультимедийный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия». Карточки с заданиями.

Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

Перечень учебного оборудования оснащения кабинета химии.

Общая часть  оснащение кабинета химии  включает в себя:

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

химия

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания, методический комментарий

1.

Учебно-методические комплекты по химии  для 8-9 классов  

Для каждого  учащегося

  1. Учебники: Габриелян О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2010 г.

2.

Примерная программа по химии

Химия 8-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе О.С. Габриеляна /авт.-сост. Н.В. Ширина – 3-е изд., испр. - Волгоград: Учитель, 2010.-207с.

3.

Методические пособия для учителя, дополнительная литература

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс.
  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9». – М.: Дрофа.
  3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практическихработ. 9 кл. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Дрофа.
  4. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах. Задачах, упражнениях. 8-9 кл. – М.: Дрофа.
  1. Л. Ю. Аликберова Полезная химия: задачи и истории-3-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2008.-287с
  1. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9» / О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.: Дрофа.

2. Печатные пособия

1.

Комплект инструктивных таблиц            

Демонстрационный дидактический материал. Используется во время объяснения нового материала или на уроках закрепления знаний, обобщения пройденного как иллюстрации к изучаемым темам.

2.

Комплект таблиц химические производства          

3.

Комплект справочных таблиц

4.

Комплект таблиц по органической химии

5.

Комплект таблиц по неорганической химии

6.

Комплект таблиц по технике безопасности

7.

Карточки индивидуального задания

8.

Галерея портретов ученых химиков

Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ учащихся

3. Экранно-звуковые пособия .

1.

Диски    

5

Диск  Занимательная наука «Вещества и их свойства»;

Диск  Химия 8-11 класс;

Диск Уроки химии Кирилла и Мефодия;

 Презентации к урокам.

4. Технические средства обучения (средства ИКТ)

1.

Телевизор                    

1

Телевизор цветной  располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.).

.2.

Видеоплейер  

1

Длительность просмотра кинофильмов  15  мин (СанПиН  п. 2.9.11.,).

4.

Музыкальный центр            

отсутствует

6.

Мультимедийный проектор      

1

INFOCUS

7.

Экран для мультимедийного проектора                    

1

На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств. Экран стационарный.

ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.  АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ.

1.

Персональный компьютер учителя

1

2.

Монитор ЖК: LG

1

8.

Принтер лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый) Plauser 3117

1

9.

Источник бесперебойного питания.

1

ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ.

1.

Предустановленное системное ПО :Операционная система Microsoft Windows 2010 Pro. Предустановленное офисное ПО : Microsoft OfficeP 2010 RUS (с использованием академической лицензии).

1

Учебно-методический комплект.

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Книга для учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа.
  2. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9» / О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.: Дрофа.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс.
  4. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9». – М.: Дрофа.
  5. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практическихработ. 9 кл. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Дрофа.
  6. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах. Задачах, упражнениях. 8-9 кл. – М.: Дрофа.
  7. Химия. 8-11 классы: развернутое тематическое планирование по программеО.С. Габриеляна /авт.-сост. Н.В. Ширшина – 3-е изд., испр. –Волгоград:Учитель,2010.- 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ В 10-11 КЛАССАХ

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы «Химия» Г.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана  для 8-9 кл, 10-11 кл., общеобразовательных учреждений (базовый уровень)– (Программы для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ В 8-9 КЛАССАХ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Химия» Г.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана  для 8-9 кл, 10-11 кл., общеобразовательных учреждений (базовый уровень)– (Программы для ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

рабочая программа курса "Химия в задачах" 11 класс

Аннотация к рабочей программе учебного курса химия в задачах10-11 класс  При составлении рабочей программы  «химия в задачах» использовалась Программа элективного курса "Решение х...

Рабочая программа курса «Химия» 8 класс

Рабочая программакурса «Химия» 8 класс...

Рабочая программа курса «Химия» 9 класс

Рабочая программа курса «Химия» 9 класс...

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...