Как развить у ребенка творческие способности.
учебно-методический материал по химии на тему

Для формирования познавательной учебной деятельности существует много технологий, одна из них - творческое мышление - это технология обучения, способствующая развитию творческого мышления у учащихся, т.к. интенсивность развития мышления связана с развитием творческого  ресурса, что особенно важно в познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvit_u_rebenka_tvorcheskoe_myshleni15.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить у ребенка творческое мышление?

       

Учитель химии МБОУ «СОШ №42»

                                                          города Братска

Братск, 2015г

Для формирования познавательной учебной деятельности существует много технологий, одна из них - творческое мышление - это технология обучения, способствующая развитию творческого мышления у учащихся, т.к. интенсивность развития мышления связана с развитием творческого  ресурса, что особенно важно в познавательной деятельности.

              Учебное творчество включает:

1.     Теоретическое творчество: теоретические исследования, предполагающие поиск и открытие учеником нового для себя знания на основе постановки и решения творческих учебных проблем.

2.      Практическое творчество: поиск практического решения той или иной проблемы (поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, экспериментирование). В основе его лежит постановка и решение практических учебных проблем.

3.       Художественное творчество: связано с художественным отображением действительности на основе творческого воображения, включающего литературные сочинения, игру, химические сказки, сочиненные учащимися и т.д.

       В  реальном обучении, перечисленные виды творчества часто - единое целое, взаимно дополняют друг друга и обогащают самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

      Детям очень нравится последний вид творчества. Возможны разные подходы к развитию художественного предметного творчества.

Можно предложить учащимся сочинить сказки на основе изученного материала о веществах, классах веществ, различных явлениях. В последующем  тексты сказок можно использовать на занятиях для активизации и стимулирования умственной деятельности, предложив учащимся, к примеру, записать химические формулы веществ и уравнения реакций, о которых идет речь в тексте сказки.

        Сказка – загадка к теме «Азот и  его соединения»

Поспорили как – то раз НАШАТЫРЬ и СЕЛИТРА, кто из них важней да сильней. СЕЛИТРА и говорит:

- Вот я, бывало, возьму себе в компанию Серу и Уголь, да пальну – так, что дым пойдет! То-то потеха!

А НАШАТЫРЬ отвечает:

- Твоя потеха – военная, а моя – мирная. Я, во -первых, могу без насоса теннисный мячик надуть, а ведь это нелегко. А во- вторых, я любой металл заставлю всю свою подноготную показать, а потому дружбу вожу с Паяльником и Канифолью.

Спорили они, спорили, так ни с чем и разошлись.

О чем рассказывали друг другу СЕЛИТРА и НАШАТЫРЬ?

( селитра - нитрат калия -  в смеси с углем и серой дает порох. При поджигании порох мгновенно сгорает, образуя большое количество газов – диоксида серы и диоксида углерода; окислителем в этом процессе служит селитра, которая превращается в нитрит калия:

     2 KNO3 + S = 2KNO2 + SO2

     2 KNO3 + C = 2 KNO2 + CO2

Нашатырь действительно надувает теннисный мячик без насоса. Только надо предварительно смешать его с нитритом натрия и спрессовать смесь в виде таблетки. Заготовка для теннисного мяча - это две одинаковых полусферы. Таблетку – смесь солей – кладут внутрь заготовки, смазывают и нагревают резиновым клеем обе половинки мяча и нагревают в печке. Это делают для «вулканизации» клея,чтобы склеить половинки мяча.При этом разлагается и смесь солей; получается азот, который под давлением заполняет мячик:

     Na NO2 + NH4CI = NaCI + N2 + 2 H2O

А когда предстоит с помощью паяльника соединить медные провода, их поверхность предварительно обрабатывают нашатырем, чтобы очистить от оксидов металлов. Ведь спаять можно только совершенно чистые поверхности металлов! Хлорид аммония – нашатырь -  при высокой температуре распадается на аммиак и хлороводород:

     NH4CI = NH3+ HCI

Хлороводород реагирует с оксидом меди и превращает его в соль хлорид меди, тоже летучую:

   CuO + 2HCI = CuCI2 + H2O

 Так место будущего спая становится совершенно чистым.

Сказка - загадка к теме «Кремний и его соединения»  

    Жил- был когда-то на свете храбрый богатырь Диоксид Кремниевич. У него была сестрица по имени Кремниевая Кислота – толстушка и хохотушка, но большая умница. Стала однажды сестрица брата в гости звать на пироги с черникой. А тот кричит:

- Вольно же тебе меня в гости звать! Твой дом за рекой, а переправы нет!

- Проще нет ничего, чем переправу поставить. Запомни два волшебных слова: «Щелочь, Кислота». Как их скажешь, через реку мост встанет,- учит сестра брата.

- Ты сестра, колдовать да заговаривать научена, а я человек простой, все забуду,- отвечает Диоксид Кремниевич.

 Рассердилась  Кремниевая Кислота и говорит:

- Эти слова забудешь, так другие два запомни: «Фтороводород, Вода». Да поторапливайся, а то пироги простынут.

Есть ли химический смысл у  волшебных слов?

( Хотя диоксид кремния SiO2 – кислотный оксид, он не может перейти в кремниевую кислоту H2SiO3 напрямую, при взаимодействии с водой. Надо действовать иначе. И здесь есть два варианта:

Первый: «щелочь- кислота». Диоксид кремния при реакции со щелочью, например, NaOH,  превратится в соль – силикат натрия Na2SiO3. Потом, действуя на раствор силиката натрия соляной кислотой HCI, можно выделить осадок кремниевой кислоты H2SiO3.

       SiO2 + 2 NaOH = Na2SiO3 + H2O

       Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SiO3

Второй: «фтороводород- вода». Диоксид кремния при реакции со фтороводородом HF переходит в тетрафторид кремния SiF4, который разлагается водой опять- таки до кремневой кислоты H2SiO3.

      SiO2 + 4HF = SiF4 + 2H2O

SiF4 + 3H2O = H2SiO3 + 4HF

Вот такие « мосты» между SiO2 и H2SiO3!

      С удовольствием ребята составляют презентации сказок, например, по коррозии металлов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка.

Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей....

Игры для развития творческих способностей ребенка.

Игры для создания благоприятного климата в группе, на внимание, игры, направленные на снятие мышечног напряжения....

доклад "Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка"

В докладе рассматриваются такие вопросы как: условия успешного развития творческих способностей; воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся; система развития тв...

Рекомендации по развитию творческих способностей ребенка.

Данная презентация содержит некоторые рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей....

Как развить у ребенка творческие способности

Продолжение темы "Как развить у ребенка творческие способности"...

Как развить творческие способности детей с ОВЗ

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Человек должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Как сделать так...