Электролитическая диссоциация
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Талицких Марина Владимировна

Почему же одни растворы проводят электрический ток, а другие – нет?

Шведский ученый Сванте Аррениус, изучая электропроводность растворов различных веществ, пришел в 1887 г к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде.

Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Электролитическая диссоциация31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Электролитическая диссоциация.

Цели и задачи урока:

  • Проверить умение учащихся самостоятельно работать с текстом учебника;
  • Разобрать растворение как физико-химический процесс;
  • Рассмотреть понятие «растворимость»;
  • Познакомить учащихся с понятием «Электролитическая диссоциация».

Оборудование: таблица химических элементов Д.И.Менделеева, видеофрагмент по проводимости электрического тока через различные растворы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Итоги практикума.
  3. Проверка д/з:
  1. Что такое растворы?

Раствор – это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

  1. Что такое гидраты?

Гидраты – это непрочные соединения веществ с водой. Существующие в растворах.

  1. Классификация растворов. Дать определения.

Насыщенным называют раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Ненасыщенным называют раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.

Перенасыщенным называют раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе.

  1. Растворимость: хорошо растворимые в-ва (в 100 г воды больше 1 г в-ва), малорастворимые в-ва (в 100 г воды меньше 1 г в-ва), нерастворимые в-ва (в 100 г воды меньше  0,01 г в-ва).

  1. Основная часть:
  1. Электролиты и неэлектролиты– видеофрагмент по проводимости электрического тока через различные растворы.

Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называют электролитами.

Вещества, растворы которых не проводят электрический ток, называют неэлектролитами.

  1. Электролитическая диссоциация.

Почему же одни растворы проводят электрический ток, а другие – нет?

Шведский ученый Сванте Аррениус, изучая электропроводность растворов различных веществ, пришел в 1887 г к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде.

Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией.

  1. Механизм электролитической диссоциации молекул NaCl.

Молекула воды представляют собой диполи (два полюса):

О

Н      10405 ׀    Н

Молекулу воды изображают:        -           +                                    +

                                                          +

                                                                 +                                                                   +

                                                                                                                                          -

                                                                                                                           -

     Na+             Cl-             Na+                          +               =>      +          -       Na+       -

                                                          +                                              -            -                 +

      Cl -             Na+            Cl -           +                                                              

                                                      +                        =>              +           -            +

     Na+             Cl-              Na+                          +                                                    

                                                                                                                  +

                                                                                                      +                    +

                                                                +                                              Cl -        +

                                                    +                                                      +         +                    

  •                     -

Рассмотрение рис. стр. 195 + схему на доску. Образуются гидратированные ионы.

  1. Степень диссоциации.

Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных частиц (Nр):

α =

Если значение α  от 0,3 до 0,6, то электролит слабый; от 0,7 до 1 – электролит сильный.

Сильные электролиты

Слабые электролиты

  1. Все растворимые соли;
  2. Сильные кислоты: H2SO4, HCl,HNO3 и др.
  3. Все щелочи: NaOH, KOH и др.
  1. Все нерастворимые соли, основания
  2. Слабые кислоты – H2S, H2SO3, H2CO3, H2SiO3
  3. Водный раствор аммиака NH4OH (NH3 ·H2O)

  1. Д/з:    § 35 – сделать конспект, выписать все определения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс

Контрольная работа  в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....

Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"

Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"

К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....

Мини - пособие по теме: "Электролитическая диссоциация"

Мини-пособие может быть использовано на уроках химии в 9 классе при изучении и систематизации учебного материала по теме: «Электролитическая диссоциация»; рекомендуется для работы с учащимися низкого ...

Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».

Задания составлены в  соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...