профильное обучение
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

о значении предпрофильного и профильного обучения химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slayd_1.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1,2

Профильное обучение- средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее  за счёт изменений в структуре, содержании  и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы , склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении образования.

Слайд 3

Хочется привести слова Я.М.Свердлова: «Важно всякому человеку найти именно свой путь. Тогда он сможет достигнуть максимальных результатов, сможет получить удовлетворение от своей работы.» Они по-моему, как нельзя точнее определяют суть и значение профильного обучения.

Слайд 4,5

Изучение  химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

-овладение умениями: характеризовать вещество, материалы и химические реакции, выполнять лабораторные эксперименты, проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям, осуществлять поиск химической  информации и принимать решения в проблемных ситуациях;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  в процессе  изучения  химической науки;

-воспитание убеждённости  в том, что химия- мощный инструмент воздействия на окружающую среду, воспитание чувства ответственности  за применение полученных знаний и умений;

-применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, в быту и на производстве, сознательного выбора профессии , связанной с химией.

Профильное обучение призвано обеспечить и  успешную итоговую аттестацию в форме Единого Государственного экзамена.

Слайд 6

Организация профильного обучения такова:

-предпрофильная подготовка в 9 классах;

- профильное обучение в старших классах.

Слайд 7

Элективные курсы по химии в 9 классах призваны  развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору естественно-научного профиля.

Слайд 8

Содержание программы элективного курса   в 9 классе «Химические вещества в повседневной жизни человека», который я веду, знакомит учащихся с веществами, которые окружают нас в быту: вода, поваренная соль, вещества из которых сделаны посуда,  спички, карандаши, бумага. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, даёт химическую картину мира.

Темы «Вода», «Поваренная соль»,«Спички»,«Бумага» дают возможность актуализации экологического просвещения школьников.  Лабораторные и практические занятия способствуют формированию  специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.

Учащиеся привлекаются и к выполнению проектных работ. Темы проектных работ:

 1)История спички

2)Бумага- материальный носитель различных видов искусства

3)Экологические проблемы акватории страны

Проектные работы позволяют сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать  и применять знания , а также развивать их творческие способности.

Чтобы проследить динамику интереса к темам элективного курса, я провожу анкетирование на первом и последнем этапе курса.

Слайд 9

С 2007 по 2011 год в нашей школе осуществляется профильное обучение по естественно – научному профилю. Планирование курса химии на профильном уровне составлено на основе действующего стандарта и Примерной программы, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации,  с опорой на «Программу среднего (полного) общего образования по химии 10-11 кл. для химико-биологических профилей» автора О.С.Габриеляна.

Предпрофильная подготовка осуществляется с помощью введения в  9 классах элективных курсов.

Организация профильного бучения предъявляет высокие требования к учителю. Преподаватель в профильной  школе должен быть высоко профессионален, что предусматривает владение не только содержанием материала на профильном уровне, но и свободное владение современными образовательными технологиями. Ещё в 2007 году на базе Республиканского Института повышения квалификации учителей были организованы курсы повышения квалификации учителей химии, которые чётко сориентировали учителей на успешную реализацию профильного обучения.

Работа в профильных классах в течение 4 лет позволила создать грамотно выстроенную дидактическую систему.

Слайд 10

 Одной из форм создания такой системы является создание учебно-методического комплекта по предмету. Из числа УМК для профильного обучения я выбрала УМК О.С.Габриеляна. На данный  момент этот комплект имеет помимо учебников и рабочих тетрадей полное методическое обеспечение: настольную книгу  учителя, методические пособия, сборники практических занятий, контрольных и проверочных работ.

Слайд 11

В  системе профильного обучения особое значение имеет  использование учебно- химического эксперимента.

Слайд 12

Я хочу привести слова великого русского учёного М.В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.» Эксперимент требует от нас много времени для подготовки  и проведения. Опыт должен быть наглядным и убедительным,   и если он не создаёт должного впечатления, то теряется интерес к познанию наблюдаемого явления. При работе  с профильными классами я использую различные виды эксперимента: демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия. Демонстрационный эксперимент, который я провожу, преследует различные цели. Например, он может служить этапом усвоения какого-либо теоретического положения. Перед проведением демонстрационного эксперимента выдвигается гипотеза. Привлечение к этой работе учащихся развивает их мышление, заставляет применять имеющиеся знания для формулировки гипотезы, т.е. –это проблемный демонстрационный эксперимент. Проблемные демонстрационные эксперименты можно проводить при изучении темы «Скорость химических реакций», «Гидролиз солей», «Реакции ионного обмена». Например, при изучении зависимости скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, проводится следующий эксперимент: в три пробирки приливаем по 3 мл соляной кислоты и вносим разные металлы: магний, цинк, железо, взятые одинаковой массой. Ребята наблюдают, что химическая реакция во всех трёх пробирках идёт с выделением газа. Выдвигаю проблему: масса взятых металлов одинаковые, концентрация кислоты – одинаковая, но при этом интенсивность происходящего процесса разная. Учащиеся делают вывод: металлы различаются по своей химической активности. Каждый раз учитель должен  чётко формулировать цель эксперимента. При выполнении лабораторных опытов и практических работ стараюсь, чтобы учащиеся самостоятельно исследовали химические явления  и закономерности , и на практике убеждались в их справедливости, что способствует усвоению знаний.

Слайд 13

В связи  с информатизацией образования резко повысился интерес к проблеме применения компьютерных технологий в обучении химии. Они позволяют делать уроки химии более интересными и зрелищными. С их помощью я могу проиллюстрировать ребятам то, что невозможно другими средствами , в силу различных обстоятельств(взрывчатые и ядовитые вещества, дорогостоящие реактивы), показать протекания быстрых(доли секунды) или медленных  (минуты, часы ,года) процессов.

Слайд 14, 15

В изучении химии на профильном уровне я бы выделила несколько основных направлений, где необходимо применение ИКТ:

-наглядные представления объектов  и  явлений микромира;

- изучение производств химических продуктов;

-моделирование химического эксперимента и химических реакций;

- система  тестового контроля;

- подготовка  к ЕГЭ.

Слайд 16

Большое значение  в системе профильного обучения я придаю мониторингам, которые проводятся в кабинете химии. Они позволяют учащимся давать самоанализ и самооценку своих знаний.

Слайд 17

Большие возможности для учителя химии открывает  интерактивная доска.

Урок с интерактивной доской более насыщен информацией и наглядностью, способствует повышению интереса, внимания на уроке, даёт возможность экономить время.

Я применяю интерактивную доску  в следующих направлениях:

1)Презентации, демонстрация и моделирование.

2) Повышение активности учеников на уроке.

3) Увеличение темпа урока

На уроках используются не только презентации учителя, но  и творческие исследовательские работы учащихся, представленные в виде слайдов,  а также создание кроссвордов и ребусов.

 Профильное обучение отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы. В своей работе в профильных классах я  широко практикую проблемные лекции. На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, делают самостоятельные выводы. Известно, что изложенное учителем не всегда переходи в знание ученика, но те знания, к которым он подошёл самостоятельно сохраняются практически всю жизнь.

Большое внимание при работе в профильных классах, особенно в 11 классах, я уделяю умению грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать основные факты. Это подготавливает учащихся к учёбе в вузах.

Слайд 18

Наша школа была первой в районе, которая выбрала естественно -  научный профиль  средний балл ЕГЭ по химии в нашей школе каждый год был выше на 8-10 %, чем на муниципальном уровне.

В 2008-2009 году из 17 учащихся , занимающихся в профильном классе 12 выбрали специальность , связанную с  химией. В 2009-10 году 6 человек. В 2010-11   9 человек .

Анализ результатов  успеваемости учащихся профильных классов, результатов  ЕГЭ  доказывает, что профильное обучение даёт более прочные знания по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению

План   1.     Профильное обучение на современном этапе.2.     Особенности обучения математике в профильных классах:2.1  Место математики в индиви...