индивидуальный план работы по химии с детьми ОВЗ
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Межакова Наталья Александровна

 

В данной программе учитывается специфика психофизического развития обучающегося с ОВЗ, его различия в стартовых возможностях обучения и разнообразие образовательных потребностей.

Данная программа дает возможность обучающемуся  с ОВЗ:

- освоить основную образовательную программу основного общего образования (базовый уровень)

- повысить уровень личностного развития и образования;

- восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;

- повысить уровень познавательной и эмоционально – личностной сферы.

и предусматривает:

- организацию без барьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта;

- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей обучающегося с ОВЗ;

- использование вариативных форм получения образования;

- участие в образовательном процессе разных специалистов и педагогов.

Учебный процесс обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе АОП ООО при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyatlov.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г. ЧЕЛЯБИНСКА

УТВЕРЖДАЮ

__________/Ермакова Н.В.

Директор МАОУ СОШ №5

 г. Челябинска

СОГЛАСОВАНО

____________________/Денисова Э.В.

замдиректора МАОУ СОШ №5 г. Челябинска

ОДОБРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ МО УЧИТЕЛЕЙ

естественнонаучного цикла

Протокол №1 от «____» ______________2015г

Руководитель МО _________/Межакова НА

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по химии

обучающегося с ОВЗ 9 «б» класса

2015-2016 гг.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 9 КЛАСС- 70  ЧАСОВ. 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Межакова НА

 1.Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная программа по химии обучающегося с ОВЗ составлена на основании следующих нормативно – правовых  документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 Сборник Нормативных документов «Химия». Составители: Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г.  Москва, Дрофа, 2010.
  3. Примерная программа среднего (полного) образования по  химии.  Сборник  нормативных документов  «Химия». Составители: Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г.  Москва, Дрофа, 2010.
  4. Габриелян  О.С.  «Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений. М., Дрофа,  2010 год»:
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» № 253 от 31.03.2014

     5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных

         учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014  

         учебный год (приказ МО и Н РФ № 1067 от 19.12.2012)

  1. Основная образовательная программа ООО МАОУ СОШ №5 г. Челябинска (протокол педсовета № 10 от 26 мая 2015 г)
  2. Письмо МО И Н Челябинской области № 03-02/4938 от 16.06.2015 "Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году"(Об особенностях преподавания учебного предмета "Химии" в 2015-2016 учебном году) 
  3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. №01/2540  «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»
  4. Положение о структуре и разработке рабочих программ (приказ МАОУ СОШ №5 г. Челябинска 08.09.2015 № 3у § 2)

Адаптированная образовательная программа по химии  для обучающегося с ОВЗ составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень).  (Сборник  нормативных документов  «Химия» Составители: Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г.  Москва, Дрофа, 2010)  и реализующей федеральный компонент  государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии. (Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089. Сборник Нормативных документов «Химия. Составители: Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г.  Москва, Дрофа, 2010г) с учетом рекомендаций   «Программы курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений.» (М., Дрофа,  2010 г.) Габриеляна О.С.  призванных конкретизировать содержание образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

  1. В  рабочей программе по химии  «Программы курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений.» (М., Дрофа,  2010 г.) Габриеляна О.С.  в 9 классе в календарно тематическом планировании два уровня освоения ООП, второй уровень  предусматривает   освоение  федерального компонента  государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии  учащихся с ОВЗ, с  учетом их индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированная  педагогическая технология используемая  на  уроках, способствует  продвижению  по темам  по индивидуальной траектории. Учащиеся  обучаются по данной рабочей программе и достигают базового уровня знаний Их знания, умения и навыки, сформированность основных компетенций в результате изучения предметного курса удовлетворяют требованиям, обозначенным в данной рабочей программе. Контрольно-измерительные материалы для осуществления контроля знаний обучающегося также соответствуют базовому уровню знаний.

В данной программе учитывается специфика психофизического развития обучающегося с ОВЗ, его различия в стартовых возможностях обучения и разнообразие образовательных потребностей.

Данная программа дает возможность обучающемуся  с ОВЗ:

- освоить основную образовательную программу основного общего образования (базовый уровень)

- повысить уровень личностного развития и образования;

- восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;

- повысить уровень познавательной и эмоционально – личностной сферы.

и предусматривает:

- организацию без барьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта;

- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей обучающегося с ОВЗ;

- использование вариативных форм получения образования;

- участие в образовательном процессе разных специалистов и педагогов.

Учебный процесс обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе АОП ООО при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

Целевое назначение АОП для обучающегося с ОВЗ:

1. Содействие получению обучающегося с ОВЗ качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;

2. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающемуся с ОВЗ и его родителям (законным представителям) в освоении ООП ООО;

3. Социальная адаптация обучающегося с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

4. Формирование социальной компетентности обучающегося с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе;

5.Освоение обучающимся  с ОВЗ базового уровня знаний по химии, формирование межпредметных понятий в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии;

6.Формирование общей культуры, духовно – нравственного развития личности обучающегося, его адаптации к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Задачи программы:

1.  Определение особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.

2.  Создание условий, способствующих освоению обучающегося с ОВЗ ООП ООО и его интеграции в образовательной организации.

3. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающегося с ОВЗ по освоению ООП ООО

  по химии

Образовательный компонент АОП  по химии.

Специфика курса химии заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с биологией, физикой. Эти предметы представляют собой единую образовательную область, в которой изучение химии сочетается с обучением естественнонаучной картины мира.

Изучение химии в 9 классе для обучающегося с ОВЗ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
  • Рабочая   программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов,  анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.
  • Рабочая   программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ
  • Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.

Задачи курса:

  1. Углубить  представления учащихся о веществах и химических реакциях на основе знаний об электролитах,  электролитической диссоциации и реакциях ионного обмена;
  2. Обучить умениям выражать сущность реакций сокращенными ионными уравнениями.
  3. Научить применять  полученные  знания для характеристики химических свойств кислот, оснований, солей и при решении химических задач  (вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке).
  4. Обоснование выбора количества часов по годам обучения и разделам (темам) программы
  5. При изучении предмета «Химия» учитываются национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области и общеобразовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).

Наименование раздела

Обучающаяся научится:

 Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6 часов

описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

Металлы

15 часов

Научатся: характеризовать металлы по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, описывать строение физические свойства  металлов, объяснять зависимость свойств металлов от их положения ПСХЭ Д.И.Менделеева;

объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем, исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторного опыта, делать выводы о закономерностях свойств металлов в периодах и группах.

.• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

• называть признаки и условия протекания химических реакций; составлять уравнения реакций , лежащих в основе получения металлов.

Называть основные предприятия на которых производят металлы

Писать химизм получения металлов

Практикум №1 Свойства металлов и их соединений

3 часа

обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента.

Неметаллы 23 часа

давать определения понятиям «электроотрицательность» « аллотропия» характеризовать неметаллы по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, описывать строение физические свойства неметаллов, объяснять зависимость свойств неметаллов от их положения ПСХЭ Д.И.Менделеева;составлять названия соединений неметаллов по формуле и формул по названию, научатся давать определения «аллотропия», «аллотропные модификации».• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

обобщать   информацию по теме  в виде схем, выполнять тестовую работу

применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

  • использование для  познания окружающего  мира различных  методов  (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
  • проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
  • использование для решения познавательных задач различных источников информации;
  • соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.

Информационно-коммуникационная деятельность

Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.

Рефлексивная деятельность

Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

        Формирование  обще учебных умений и навыков учащихся

Учебно - организационные:

  • уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
  • владеть техникой консультирования;
  • уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять
  • заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно - интеллектуальные:

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
  • взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
  • уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
  • уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно - информационные:

  • уметь применять справочный аппарат книги
  • самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
  • уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

Учебно - коммуникативные:

  • связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
  • излагать материал из различных источников;
  • владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.

Предметные результаты освоения программы по химии

Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения обучающейся с ОВЗ. В эту группу  включается такая система знаний и учебных действий, которая,

- во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе,

- во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, может быть освоена обучающимся с ОВЗ.

Достижение планируемых результатов выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться посредством накопительной системы оценки (например, портфеля достижений), так и по итогам ее освоения (с помощью итоговой работы).

Коррекционный компонент АОП по химии

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Непрерывность. Принцип гарантирует обучающемуся с ОВЗ и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающегося с ОВЗ.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ выбирать формы получения образования

        Пропедевтическая, аналитическая и коррекционная работа с обучающегося с ОВЗ проводится по отдельной индивидуальной программе с учетом ее психофизических особенностей.

        Коррекция нарушенных психических функций и личностных качеств, развитие сохранных до максимально возможного уровня, формирование прочных привычек нравственного поведения, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию обучающегося с ОВЗ осуществляется за счет использования при изучении курса химии личностно-ориентированной технологии обучения и развития.

Образовательно-коррекционный

1.  Формирование правильного понимания и отношения к веществам

2 Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Для учащихся ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый объем и прочность. Работа по развитию памяти школьника, включающая три момента: запоминание, сохранение и воспроизведение запомненного, осуществима в рамках учебного процесса.

Для улучшения запоминания акцентирую внимание обучаемого на материале, который необходимо запомнить; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение видео уроков, видео экспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной литературы), запись (в рабочих тетрадях либо в тетрадях на печатной основе), наблюдение.

При решении тренировочных задач используются памятки( карточки помощницы, сигнальные карточки)

При работе с обучающемся с ОВЗ использую все виды повторения:

  • вводное (в начале года с целью восстановления знаний в памяти учащихся после длительного повторения);
  • текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти, а также ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового); Например, для повторения физических величин и формул. Таблицы с пропусками...
  • периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса - это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);
  • заключительное (в конце учебного года).

Основными методами обучения учащающегося с  ОВЗ, являются объяснительно - иллюстративный и репродуктивный методы.

Для активизации мыслительной деятельности использую метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.

  • Основной тип урока - комбинированный, на котором ставится сразу несколько дидактических целей. Новый материал подаю "малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закрепляю, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке обучающийся слушает, читает, пишет, говорит.
  • Для обучаемого с ОВЗ, имеющего малый объем памяти, умение работать с учебной и справочной литературой важно не только для успешного усвоения школьной программы, но и для последующего успешного обучения, подготовки к профессиональной деятельности.
  • Большую роль в процессе обучения обучаемого с ОВЗ  играет организация игровой деятельности.
  • Дидактическая игра на уроке способствует повышению интереса к предмету, позволяет, как индивидуализировать работу подбором заданий, посильных каждому ученику, так и коллективизировать познавательную деятельность. Игровые методы разнообразны и позволяют решать разные учебные и воспитательные задачи

Коррекционно-развивающая работа с обучающимся с ОВЗ строится в соответствии со следующими основными положениями:

1. Развитие и коррекция познавательной деятельности

2.Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках химии.

3. Повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.

4. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.

5. Развитие приемов учебной деятельности.

 6. Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Воспитательно-коррекционный: 

1.  Формирование умений оценки   влияния   химического загрязнения окружающей   среды на организм человека;

2.  Формирование здорового образа жизни.

3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Воспитательная работа с обучающимся  с ОВЗ  направлена на   всестороннее развитие с целью подготовки  к самостоятельной жизни и труду.  Воспитательные мероприятия  решают важную  задачу - выработать у обучающегося с ОВЗ  умение правильно оценивать окружающих  и самого себя. Решение этой задачи способствует становлению самосознания, без которого нет ни личности, ни ее развития.

           В основу организации воспитательной работы с обучающимся с ОВЗ положена идея о компенсаторном характере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого в системе воспитательной работы учитываются психофизические особенности обучающегося с ОВЗ. Содержание воспитательной работы разрабатывается с учётом основных мотивов деятельности, предопределяющих формирование и развитие личности.

На уроках химии обучающийся с ОВЗ не только получает новые знания по предмету, но и усваивает нормы и правила поведения в обществе, учится жить и работать в коллективе. Творческие задания, предлагаемые обучающемуся с ОВЗ (реферативные работы, практические работы и т.д.) помогают ему освоить  самостоятельное поведение   в разнообразных жизненных ситуациях,  которое соответствует существующим в обществе социальным нормам.

Основная  профориентационная направленность проводиться на уроках, тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. На уроках химии, в ходе изучения темы посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, использую следующие приемы

  • обеспечиваю связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;
  • устанавливаю межпредметные связи политехнического характера;
  • решаю задачи с производственным содержанием;
  • раскрываю значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;
  • показываю широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;
  • развиваю у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.

Программно-методический комплекс по химии полностью соответствует требованиям Государственного стандарта, входит в федеральный перечень учебников и учебных пособий на 2015-2016 учебный год и обеспечивает реализацию рабочей программы.

   


Индивидуальная  карта  обучающегося  9б класса

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.  К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. В силу различных причин учитель не всегда в полной мере может осуществить индивидуальный подход к каждому ученику, поэтому на всех этапах работы должен существовать творческий союз учителя-предметника и психолога школы. Такие критерии развития как словесно-логическое мышление, особенности когнитивной сферы, абстрагирование, продуктивность внимания, осознаваемые мотивы, внешние и внутренние мотивы, представление учащегося о школе, тип волевой тревожности, внутриклассные отношения подростков, эмоциональное отношение оцениваются психологической службой школы и в дальнейшем должны быть использованы учителем-предметником на начальном, промежуточном и конечном уровнях.

 Начальный этап – учащийся хорошо воспринимает материал, подкрепленный наглядностью, опора на заучивание. Огромное влияние на развитие мыслительных процессов, на успешность обучения влияет низкий уровень развития речи, нет умения составлять уравнения реакций, формулы по валентности

  1. Огромные трудности при работе с вербальным материалом умением  наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; Необходимо развивать уверенность в себе, помогать в выработке собственных, индивидуальных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.

Промежуточный этап – так как учащийся воспринимает материал, подкрепленный наглядностью, то и ставится задача на заучивание с анализом наглядных пособий. Это дало возможность повысить продуктивность внимания. Низкий уровень развития речи, влияет на развитие мыслительных процессов. Учащийся продолжает испытывать трудности при работе с вербальным материалом. Следует продолжить работу по укреплению уверенности в себе, помощи в выработке собственных, индивидуальных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, в ситуациях неуспеха.

  1.  Необходимо развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  2. Конечный этап – задания, основанные в большей степени на наглядном материале, позволит учащемуся  укрепиться в своих знаниях, следовательно, у него снизится уровень тревожности, в связи с этим появится уверенность в собственных силах. Он станет старательнее относиться к выполнению предложенных работ, браться за более сложные задания.
  3.  Учить умению применять  полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
  4. Развивать  у обучающегося опыт разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков сотрудничества
  5. Учащийся находится на промежуточном уровне развития, значительно повысился уровень продуктивности внимания (так как задания по рекомендации психологической службы школы были направлены на зрительную память учащегося). И хотя общее отставание в обучении основано на низкой интенсивности в использовании учащимся умений и навыков, но в его  деятельности появилась старательность и прилежность.

Учитывая психологические особенности и возможности обучающегося, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Обучение химии следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:

  • преподносить новый материал предельно развернуто;
  • отводить значительное место практической деятельности обучающейся: работе со схемами, таблицами т.д.;
  • систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;
  • уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;
  • предварять выполнение письменных заданий анализом  материала с целью предупреждения ошибок;
  • уделять должное внимание формированию культуры общения;
  • находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить обучающегося (мальчик должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

        Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом: учитывать уровень подготовленности, особенности личности обучающейся, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

Характеристика психолого-педагогических особенностей Дятлова Владимира

Словесно-логическое мышление

Особенности когнитивной сферы

Абстрагирование

Умение руководство--ваться правилом

Продуктивность внимания

Осведомлённость

Сформированность понятий

Решение аналогий

Обобще-ние

Низкий уровень приобщения к культуре, информированности в разных областях знания

Низкий уровень сформирован-ности категориального аппарата

Низкий уровень сформированности основных мыслительных операций, при этом, в структуре мышления  решение аналогий является ведущей (наиб. выс. балл)

Низкий уровень

Интуитивность мышления: сложность объяснения промежуточных действий задачи.

Повторное, с наводящим вопросом

Низкий уровень

Ниже среднего, ориентация на зрительную память

Характеристика качеств знаний

Сформированность компонентов учебной деятельности

Зона ближайшего развития

Самоконтроль в учебной деятельности

Общее отставание в обучении

 Полнота:    низкий уровень           

 Глубина:    низкий уровень                     

Осознанность:  низкий уровень               

 Гибкость      низкий уровень                   

Понимание:     осознано, если подкреплено наглядностью         

Анализ :   не владеет                 

Темп:    низкий для данной возрастной категории                      

Восприимчивость к усвоению знаний:  хорошо воспринимает материал, подкрепленный наглядностью    

Восприимчивость к помощи другого: стремится все сделать сам, т.к. боится насмешек.   

Составление поправок при проверке работ

Низкая интенсивность в использовании умений и навыков

        

Осознаваемые мотивы

Внешние и внутренние мотивы

Представление учащегося о школе

Тип волевой активности

Личностная тревожность

Наличие нравственных знаний, убеждений, нравственного поведения

Внутриклас-сные отношения подростков

Эмоциональное состояние на уроке

Отмечается мотивация избегания неудачи

Страх не соответство-вать ожиданиям окружающих

Отрицательные эмоции на уроках, тревога, связанная с жизнью школы

Низкий уровень саморегуляции

Повышенный уровень школьной тревожности, низкий уровень физиологической сопротивляемости стрессу

Отмечается средний уровень воспитан-ности

Низкий уровень удовлетворенности социально-психологическим климатом в классе

Умеренно стабилизирующие

ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ  КОМПОНЕНТОВ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЕМОГО С ОВЗ  9Б КЛАССА  (МЕТОДИКА  Ю.БАБАНСКОГО).2014-2015 УЧ.Г  УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ: МЕЖАКОВОЙ Н.А

Ф.И.О

Уч-ся

Интеллектуальные особенности

Внимание

Па

мять

Наблюд-сть

Ана

лиз

Син

тез

Срав

нение

Обоб

щение

Выдел.

Существен

Самостоятельность

Мышление

Логичность речи

Гибкость

Критич

Темп

2

2

3

2

2

2

2

2

2

3

3

2

2

Оценивание проводится по пятибалльной шкале

КАЧЕСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЕМОГО С ОВЗ    КЛАССА 2014-2015 УЧ.Г  УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ: МЕЖАКОВОЙ Н.А

№п/п

Ф.И.О.

учащегося

Учебно-организационные

навыки

1- организация рабочего места

2 – выполнение правил гигиены труда

3- принятие учебной цели

4 - выбор способов деятельности

5 - план. и орг  .контроля

Учебно -интеллектуальные навыки

Овладение приемами умственной

Деятельности

6- сравнение

7 – анализ

8 – систематизация

9 – обобщение

10 – абстрагирование

11 – моделирование

12 – мыслительный эксперимент

Учебно-коммуникационные

умения

13 – устная  речь

14 – письменная речь

15 – учебное слушание

Учебно-информационные умения

Способы получения информации

16 – чтение

17 -работа с учебником

18 экспериментально-практические работы

19 – работа с другими источниками

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

 3

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Оценивание проводится по пятибалльной шкале

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ  ПО ХИМИИ ОБУЧАЕМОГО С ОВЗ 9Б  КЛАССА 2014-2015УЧГ(Методика :Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко. Учитель химии высшей квалификационной категории: Межакова Н.А.

Ф.И.

Уч-ся

Прочность знаний

Действенность знаний

Системность знаний

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

р

Р- редко

Ч часто

В- всегда

1) свободное воспроизведение  существенных признаков понятий  и их использование  при решении учебных задач;

2) полное сохранение  и воспроизведение знаний при отсроченном контроле;

3) четкая организация  самостоятельной познавательной деятельности;

4) преимущественное использование логической памяти;

5) владение умением выделять  главное в учебном материале, структурировать его.

6) наличие умения свертывать и схематизировать знания  при запоминании и развертывать их при воспроизведении

1) Свободное объяснение  явлений, фактов соответствующими правилами, закономерностями;

2) правильное (безошибочное) применение  всех правил или основных понятий.

3) свободное применение знаний  по образцу, в  измененных и новых ситуациях;

4) самостоятельное преобразование  учебного материала и поиск новых  путей решения проблем.

5) владение  мыслительными действиями по преобразованию учебного материала;

6) четкая самоорганизация, самоконтроль и самооценка своей деятельности.

1) Полное знание существенных признаков понятий, законов;

2) свободное установление  связи между понятием, его  конкретным выражением и законом;

3) владение умением сравнивать и анализировать основные  признаки понятий, сами понятия, изучаемые объекты;

4) самостоятельное  выявление причинно-следственных связей;

5) владение обобщением по системе существенных признаков;

6) проявление устойчивого интереса к  теоретическому осмыслению  изучаемых явлений и к процессу познавательной деятельности.

Анализ диагностик: Анализ диагностик на начало 2014-2015  уч.г : ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ  КОМПОНЕНТОВ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ  (МЕТОДИКА Ю.БАБАНСКОГО), КАЧЕСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ, УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ  ПО ХИМИИ УЧАЩИХСЯ  (Методика : Т.И.Шамовой,Т.М.Давыденко)

 Обучаемый с ОВЗ обладает  минимальный уровнем , который включает овладение операциями различения  и запоминания):

1) Распознавание  (различение) − обучаемый  способен  узнать и выделить материал по существенным ярким признакам («Выбери », «Найди », «Продолжи ».

2) Запоминание − обучаемый  способен дать определение. Обучаясь на данном уровне обучаемый способен выполнять операции узнавания (различения) и запоминания (1 и 2 задания в описанной методике выявления уровня обучаемости).

Уровень обученности обучаемого с ОВЗ  можно определить и с использованием показателей, характеризующих уровень сформированности системы качества знаний учащихся, разработанных Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко с позиций прочности, действенности и системности знаний. Так,  показатели сформированности качества знаний включают в себя следующие

Показатели прочности знаний:

Да нет

  1. свободное воспроизведение  существенных признаков понятий  и их использование  при решении учебных задач

нет

  1. полное сохранение  и воспроизведение знаний при отсроченном контроле;

нет

  1. четкая организация  самостоятельной познавательной деятельности;

нет

  1. преимущественное использование логической памяти;

нет

  1. владение умением выделять  главное в учебном материале, структурировать его.

нет

  1. наличие умения свертывать и схематизировать знания  при запоминании и развертывать их при воспроизведении

нет

Показатели действенности знаний:

Да/нет

  1. Свободное объяснение  явлений, фактов соответствующими правилами, закономерностями;

нет

  1. правильное (безошибочное) применение  всех правил или основных понятий.

нет

  1. свободное применение знаний  по образцу, в  измененных и новых ситуациях;

нет

  1. самостоятельное преобразование  учебного материала и поиск новых  путей решения проблем.

нет

  1. владение  мыслительными действиями по преобразованию учебного материала;

нет

  1. четкая самоорганизация, самоконтроль и самооценка своей деятельности

нет

Показатели системности знаний:

Да/нет

  1. Полное знание существенных признаков понятий, законов;

нет

  1. свободное установление  связи между понятием, его  конкретным выражением и законом;

нет

  1. владение умением сравнивать и анализировать основные  признаки понятий, сами понятия, изучаемые объекты;

нет

  1. самостоятельное  выявление причинно-следственных связей;

нет

  1. владение обобщением по системе существенных признаков;

нет

  1. проявление устойчивого интереса к  теоретическому осмыслению  изучаемых явлений и к процессу познавательной деятельности.

нет

Выводы: учащийся хорошо воспринимает материал, подкрепленный наглядностью,  с опорой на заучивание. Огромное влияние на развитие мыслительных процессов, на успешность обучения влияет низкий уровень развития речи. Огромные трудности при работе с вербальным материалом. Следует отмечать активность обучающегося и любые положительные моменты развития, важно, чтобы задание представлялось обучающему ребенку осуществимыми. Укреплять уверенность в себе, помогать в выработке собственных, индивидуальных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха

При организации занятий с обучаемым с ОВЗ   используются следующие формы и методы  

- повторения умений и навыков, что должно способствовать выработке динамического стереотипа;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип активного обучения, который заключается в использовании активных форм и методов обучения :

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
  • репродуктивный;
  • частично поисковый (эвристический);
  • проблемное изложение; исследовательский. 

Методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.),  предполагается более простая система домашних заданий и в меньшем объеме.

Я использую и готовые мультимедийные пособия на уроках: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа;  электронные пособия - «Неорганическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для всех».

Мною разработаны уроки с использованием ИКТ по многим темам.

Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, позволяет:

А) Осуществить автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ.

Б) Организовать проведение лабораторных практикумов    с виртуальными моделями. (Многие явления, недоступные для изучения, ограниченности во времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте).

В) Обработать результаты эксперимента.

Обучаемый с ОВЗ имеет слабую  краткосрочную память, воспринимает  материал, подкрепленный наглядностью, или  с опорой на заучивание.

Поэтому предлагаю следующие виды заданий:

  • задания с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом  образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, ученик сам воспроизводит образец,  с которым уже работал, и выполняет задание).
  • задания, в которых учащийся выполняет только отдельные его части. Например, предлагается задание, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть  у ученика
  • задания со вспомогательными вопросами. Вопросы могут быть направлены  на   воспроизведение  теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов — помочь   учащемуся   вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания.
  • задания с сопутствующими указаниями, инструкциями. В начале изучения теоретического положения могут использоваться задания с указаниями, разъяснениями, которые должны способствовать  усвоению   изучаемого  материала.

Обучаемый  имеет т низкий  уровень развития речи поэтому:

• Не спрашиваю его первым. Отсроченная память у него порой бывает лучше, чем мгновенная.

• Подключаю эмоции при получении знаний. Обучение должно происходить на интересном материале. Для этого важно изучаю интересы обучаемого

• Проверяю записи  домашнего задания в дневнике.

• Большие задания разбиваю на маленькие, конкретные. Объем внимания и оперативной памяти у него снижен, следовательно, усвоить задачу из нескольких этапов им сложно.

• проверочные работы для него не ограничиваю  во времени. разрешаю ему сдавать ее и после окончания урока. После звонка даю 5 минут для проверки написанного. Он должен сам найти свои ошибки.

• При проверке домашнего задания важнее оценить качество работы, а не ее объем.

        


Динамика индивидуальных достижений по химии

обучающегося  9б класса МАОУ СОШ № 5 Дятлова Владимира

Ф.И. ученика

Повторение периодическая система периодический закон

Строение атома

Что обозначает номер группы, номер периода, порядковый номер элемента

Как изменяются свойства элементов в группе

Как изменяются свойства элементов в периоде

Характеристика элемента по плану

Диагностическая контрольная работа

Промеж. контр.

Коррекция

Промеж. контр.

Коррекция

Промеж. контр.

Коррекция

Промеж. контр.

Коррекция

Промеж. контр.

Коррекция

Промеж. контр.

Коррекция

 

2

 2

Н

3

2

2

 

2

2

Ф.И. ученика

Металлы

Строение атома

Щелочные металлы

Щелочноземельные металлы

Металлы 3 группы

Железо

контрольная работа

Промеж. контр.

Коррекция

Промеж. контр.

Коррекция

Промеж. контр.

Коррекция

Промеж. контр.

Коррекция

Промеж. контр.

Коррекция

Промеж. контр.

Коррекция

3

 

 2

 

2

3

2

 

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы с детьми "Группы риска"

индивидуальный план работы с трудными детьми на первое полугодие: сентябрь - декабрь....

Индивидуальный план работы с детьми с ОВЗ

Работа учителя-дефектолога с детми с ОВЗ. Развитие речи, памяти, внимания, мелкой моторик....

Индивидуальный план работы с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам)

Цели индивидуальнойработы 1. Создание условий для поддержки и развития творческого потенциала учащегося, целенаправленной подготовки его к участию в олимпиадном движении.2. Создание условий...

Индивидуальный план работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год.

Индивидуальный план работы педагога-психолога  с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год....

Индивидуальный план работы учителя химии, биологии на межаттестационный период

Пояснительная записка.Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнози...

индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей

Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...