Городской конкурс молодых специалистов «Учитель, которого ждут»
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ К УРОКУ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
учитель МОУ «СОШ №84» Сыщикова Анастасия Александровна
Саратов 2015г.
Типы химических реакций
SO4+H2 | Реакции замещения | Реакции соединения | Реакции обмена | Реакции разложения |
Zn+H2SO4=ZnSO4+H2 |
К |
А |
Е |
З |
NaOH+HCl=NaCl+H2O |
Б |
Г |
И |
В |
SO3+H2O=H2SO4
|
Ц |
С |
Д |
У |
4HNO3=4NO2 +O2 +2H2O
|
Ж |
Щ |
Н |
Л |
BaO+2HCl=BaCl2+H2O |
Ф |
Х |
О |
С |
2Al+2H3PO4=2AlPO4+3H2
|
Т |
М |
Я |
Р |
H2CO3=CO2 +H2O
|
Ч |
П |
Ш |
Ы |
ТЕМА УРОКА: ____________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________
СВОЙСТВА КИСЛОТ
- Изменение цвета индикатора в кислой среде
Индикатор | Кислотная среда | Нейтральная среда | Щелочная среда | Фенолфталеин
| бесцветный | бесцветный | малиновый | Метиловый оранжевый | красно-розовый | оранжевый | желтый |
Диссоциация сильных и слабых кислот:
HCl H+ + Cl- ДИССОЦИАЦИЯ СИЛЬНЫХ H2SO4 H+ +HSO4- КИСЛОТ HSO4- H+ +SO42-
H2O +CO2 H2CO3 H+ +HCO3- ДИССОЦИАЦИЯ СЛАБОЙ КИСЛОТЫ
- Взаимодействие с активными металлами
- Взаимодействие с основными оксидами
- Взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализация)
- Взаимодействие с солями
Техника безопасности на уроках химии
- Все опыты нужно проводить строго на поддоне;
- Запрещается пробовать на вкус любые вещества;
- В процессе работы необходимо следить, чтобы химические реактивы не попадали на кожу лица и рук. Если это произошло, необходимо промыть поверхность большим количеством воды и обработать раствором соды (в случае попадания кислоты) или раствором борной кислоты (в случае попадания щелочи);
- Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!);
5) Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.
Инструктивная карта №2 2)«Взаимодействие кислот с различными металлами» - В первую пробирку поместите 2-3 гранулы цинка и прилейте 4 мл соляной кислоты.
- Во вторую пробирку поместите 1 г магниевой стружки и прилейте 5 мл серной кислоты.
- В третью пробирку поместите 1 г порошка меди и прилейте 5 мл соляной кислоты.
Запишите уравнения соответствующих реакций и наблюдения.
Кислота + Металл = Соль + Н2
Инструктивная карта №3 3)«Взаимодействие кислот с основными оксидами» - В первую пробирку поместите 1 г оксида меди и прилейте 5 мл соляной кислоты.
- Во вторую пробирку поместите 1 г оксида меди и прилейте 5 мл серной кислоты.
Запишите уравнения соответствующих реакций и наблюдения.
Кислота + Основный оксид = Соль + Н2О
Инструктивная карта №4 «Взаимодействие кислот с основаниями» - В первую пробирку налейте 5 мл гидроксида натрия, добавьте 2 капли фенолфталеина и по каплям добавляйте серную кислоту до полного обесцвечивания раствора.
- Во вторую пробирку поместите 2 мл сульфата меди (II) и прилейте 4 мл раствора гидроксида натрия.
- К полученному в результате второй реакции осадку добавьте по каплям серную кислоту до полного растворения осадка.
Запишите уравнения соответствующих реакций и наблюдения.
Кислота + Основание = Соль + Н2О
Инструктивная карта №5 «Взаимодействие кислот с солями» - В первую пробирку налейте 4 мл карбоната натрия и добавьте 4 мл серной кислоты.
- Во вторую пробирку налейте 4 мл силиката натрия и прилейте 4 мл соляной кислоты.
Запишите уравнения соответствующих реакций и наблюдения. Кислота + Соль = новая Соль + новая Кислота
ВЫВОДЫ:
ПРИМЕНЕНИЕ КИСЛОТ Применение соляной кислоты - Паяльная кислота (раствор хлорида цинка в соляной кислоте);
- Очистка поверхности металла от ржавчины;
- Входит в состав чистящих веществ;
- Получение солей;
Биологическая роль соляной кислоты: Соляная кислота – сильный бактерицид, содержащийся в желудочном соке, способствует расщеплению пищи.
Применение серной кислоты - Травление металлов и получение металлов;
- Производство взрывчатых веществ;
- Производство удобрений;
- Очистка нефтепродуктов;
- Для заправки свинцово – кислотного аккумулятора;
- Получение кислот и солей;
- Получение красок и пигментов;
- Производство химических волокон.
Домашнее задание: Параграф 38, № 4,5 стр. 214
|