Исследовательский проект по химии на тему "Витамины"
проект по химии (10 класс) на тему

Гурова Ольга Викторовна

Исследовательский проект по химии на тему "Витамины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vitaminy.docx140.38 КБ

Предварительный просмотр:

        

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ: «Витамины на  здоровье».

https://ci6.googleusercontent.com/proxy/E0ChwNEYVncFwTkbzAeGqc6m9JdQ-jQ0I9VgKIqlxaAHXyxVFrfh47nTXg9rEgCCVmyLh3CxZB1b10mIIrKIQoRZZ7xH7c1v8RKKf4BQg7Caou9HFQ2RXGqa3GvU6gRB8yjImBas9NYDAOm6Nnwa-2L0Yu0=s0-d-e1-ft

       Участники проекта:Логина Мария

Ильина Анастасия

РУКОВОДИТЕЛЬ: Гурова О.В.

Содержание

Введение                                                                                

Глава I     История возникновения витаминов.                  

Глава II    Витамины в пище.                                              

Глава III.  Виды витаминов.                                                

Глава IV. Чем грозит недостаток витаминов у детей?    

Глава V.   Пути ликвидации дефицита витаминов          

Глава VI.  Практическая часть.                                          

6.1. Анкетирование.                                                            

6.2. Наблюдение за состоянием здоровья детей                                            

во время приема витаминов.                                              

6.3. Сравнительная таблица заболевших ОРЗ в осенние и                            

весенние периоды 2013 – 2014 уч. года  и 2014 – 2015 уч. года.                  

Глава VII. Заключение                                                        

Литература                                                                            

Приложения

Приложение 1.  Викторина                                                

Приложение 2.  Анкета для родителей.                            

Введение

Забота о здоровье – лучшее лекарство

                                                                                                    Японская пословица


Опыт работы по внедрению здоровьесбережения в нашей школе показал, что
недостаточно одного увлечения двигательной активности школьников для того,чтобы дети росли крепкими и здоровыми. Для того, чтобы формировать у учащихсяздоровый образ жизни, необходима основа – знание и соблюдение правил личнойгигиены, формирование культуры правильного питания. Актуальность данной работызаключается в воспитании у детей понимания того, что они сами могут помочь себе сберечь
здоровье. Ведь многие проблемы со здоровьем возникают из-за неправильного,нерегулярного питания. Особенно эта проблема актуально в момент становления(активного роста организма). Нехватка тех или иных витаминов может привести к необратимым изменениям в молодом организме. Практическая значимость работызаключается в том, что данные исследования могут ребенку самостоятельно убедиться в наличии витаминов разных продуктов питания, т. е. прививается культура питания. Дети
должны уходить от быстрой и неправильной пищи к продуктам богатым полезнымивеществами.

В первую очередь мы задали себе вопрос: А что такое - здоровье?

Существует много определений этого понятия, смысл которых во многом зависит от точки зрения авторов.

 В 1948 г. принято следующее определение:

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Как определить уровень здоровья?

Для оценки состояния здоровья населения, или уровня общественного здоровья, используют различные показатели:

  • демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни),
  •  показатели заболеваемости, болезненности, инвалидности и др.

От чего зависит здоровье?

Считают, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

  • Уровень медицинской помощи – 10%
  • Наследственность – 20%
  • Окружающая среда – 20%
  • Образ жизни – 50%

Детский организм интенсивно растет, что требует высокой  активности обменных процессов. Ослабленный организм ребенка очень подвержен инфекционным заболеваниям.

Причиной плохого настроения, отсутствия аппетита, раздражительности, замедленного роста и развития, частых простудных заболеваний ребенка может оказаться недостаток витаминов и минеральных веществ.

Определив,  все составляющие нашего проекта, мы хотим выяснить, почему некоторые люди болеют больше, а  другие совсем не болеют.

        

Итак,

 цель нашего исследовательского проекта состоит в том, чтобы как можно больше людей и детей узнали о пользе потребления витаминов.

Оттолкнувшись от  цели  проекта, определилипроблему для исследования:

зависит ли устойчивость организма детей от потребления витаминов.

Гипотеза:

Устойчивость организма школьника к вирусам сохранится на протяжении долгого времени,если употреблять витамины.

Задачи:

  • Узнать историю возникновения витаминов
  • Выяснить, какие витамины (натуральные продукты или поливитаминные комплексы) удобны в применении для суточной нормы школьнику
  • Проследить результаты устойчивости организма учащихся 4 класса во время приема витаминного комплекса
  • Убедить родителей и ребят в пользе поливитаминов.  

Этапы  работы над  исследовательским   проектом:

 1-й этап.

Работа с учителем для погружения в тему проекта. Определили тему проекта, остановились на заголовке «Витамины в питании младшего школьника». Определили, как разрешить проблему и  задачи решения проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.

Задачи решения проекта названы выше.

Способы  решения выстроили так:

1.     Необходимо прочитать печатные источники;

2.     Провести анкетирование среди родителей.

3.     Сравнить результаты заболеваемости ОРЗ детей 4 класса за последние два года.

 2-й этап.

Сбор информации об истории возникновения витаминов. 

3-й этап.

На этом этапе мы провели анкетирование среди родителей 4 класса и выяснили их отношение к роли витаминов в жизни ребенка. В 4 классе все дети принимали витамины дома осенью и весной.  Провели анализ заболеваемости этих сезонов последних двух лет в сравнении. Сделали выводы. Среди детей была проведена викторина о витаминах, классный час по этой проблеме, выступили на собрании. Также учащиеся  класса организовали выставку рисунков  о правильном питании.

Глава I.   История возникновения витаминов.

Впервые в 1881 г. русским врачом Н.И. Луниным была доказана необходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные из молока компоненты пищи – белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащие на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали.

Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни, вещества. Польский ученый Функ дал этим веществам название – витамин. С тех пор было открыто много витаминов, определена их роль, изучено их строение, большие успехи имеются в их производстве, то есть искусственном получении.

ВИТАМИНЫ–жизненно необходимые вещества для поддержания основных функций нашего организма. Недостаточное их поступление приводит к сбоям в работе различных систем, снижаются защитные силы и устойчивость организма к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, ускоряется старение организма.                                                                                  

В толковом словаре  Ожегова сказано:

ВИТАМИН   -   органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.

Глава II.  Витамины в пище.

Большинство зимних проблемможно решить с помощью правильного питания. Здоровая пища улучшит состояние иммунной системы, не позволит телу расплыться и подарит хорошее настроение даже в сумрачные дни.

На завтрак нужно съедать хотя бы один кисломолочный продукт – кефир, простоквашу, ряженку или йогурт. В их закваске участвуют бактерии, повышающие местный иммунитет слизистой оболочки желудка и кишечника. Полезна овсянка – по питательной ценности она максимально приближена к грудному молоку. Но кроме этого в ней есть витамины А, Е, В1, В2, В6 и др.  Каждый прием пищи должен начинаться и заканчиваться витаминной добавкой.

 Чтобы пополнить запасы витамина С, который помогает организму восстановиться после болезней, нужно подружиться с квашеной капустой, полюбить отвар шиповника или чай с лимоном. Но иммунную систему нельзя подстегнуть одним витамином. Диетологи рекомендуют в холодное время года налегать на фрукты-овощи желтого и оранжевого цветов – апельсины, мандарины, грейпфрукты, лимоны, тыкву, вареную морковь. Они содержат «противовирусные» вещества.

Витаминами красоты считаются витамины группыВ.  Если их не хватает, появляются красные шелушащие пятна на лице, трещинки в углах губ, а волосы и ногти становятся слабыми и ломкими.  Главный источник витамина В – постное мясо, печень и хлеб грубого помола.

 Зимой сильно чувствуется и недостаток  витамина D – ведь он вырабатывается в организме под воздействием солнечных лучей. Очень много его содержится в печени трески и яйцах.

 Зимой начинается витаминный голод… Ничего, если нет свежих фруктов. Есть, в конце концов,  витамины в таблетках.

 Зимой нужны прежде всего витамины А, С, Е, группы В.. Этот набор повышает иммунитет и работоспособность. Он содержится практически в любом поливитаминном комплексе. Эффект ощутите очень быстро.

        Еще холодно, но солнце уже совсем другое, чем неделю назад. Скоро растает снег, зажурчат ручьи, на деревьях набухнут почки…

К сожалению, именно в это прекрасное время года очень многим становится «не по себе»: появляется усталость, раздражительность, падает работоспособность, обостряются хронические заболевания.

Одной из причин является увеличение светового дня – организм подвергается повышенному радиационному воздействию, которое увеличивает чувствительность нервной системы.

 И, конечно, большую роль играет авитаминоз. Олег Болейко (семейный доктор) считает, что одно из условий нужно обязательно – насытить организм витаминами. Очень хорошо восполняют дефицит молодая крапива, листья мать-и-мачехи, одуванчика.

Количество пищевого продукта, обеспечивающее необходимое потребление того или иного витамина, настолько велико, что в некоторых случаях достигает сотен граммов. Поглощение такого объема пищи в реальной жизни невозможно и недопустимо в связи с тем, что неизбежно приведет к излишнему потреблению энергии, как следствие, к избыточной массе тела, что отрицательно скажется на будущем здоровье ребенка.

Таким образом, рацион современного школьника, состоящий из натуральных продуктов, вполне адекватный его энергозатратам и зачастую даже избыточный по калорийности, оказывается не в состоянии обеспечить растущий организм необходимым ему количеством витаминов.

      При всей жизненной необходимости витаминов природа распорядилась так, что организм человека должен получать их с пищей или в форме препаратов. Да еще организм тратит на это меньше усилий, чем для всасывания витаминов из продуктов питания. Организму надо сначала вычленить витамины из тех же яблок, отщепить  и встроить в свой белок.

 На это уходит время, за которое пища, не успевшая усвоиться, с частью витаминов выводиться из организма.

Кроме того, наш организм не способен «запасать» витамины впрок, кроме витаминов А, Д, Е, и поэтому должен получать их регулярно, в полном наборе и количествах обеспечивающих суточную потребность.

  Ребенок школьного возраста должен получать в сутки 500 мл молока или кисломолочного напитка, 50 г творога, 20 г сыра, 50 г рыбы, 150 – 200 г мясных продуктов, 1 яйцо, 25 – 40 г сливочного масла, 15 – 30 г растительного масла, 15 – 20 г сметаны.

F:\мм.jpg

Глава I II.   Виды витаминов.

Каждый витамин выполняет свою собственную функцию, и один витамин не может заменить другой:

- ВИТАМИН А обеспечивает хорошее зрение, необходим для иммунной системы; содержится в продуктах животного происхождения, богаты им морковь, томаты, красный перец, щавель, зеленый лук.  

-  ВИТАМИН В1 повышает устойчивость к умственным нагрузкам; содержится в бобовых культурах, крупах.

-  ВИТАМИН В2  поддерживает нормальное состояние кожи, волос и ногтей; наибольшее количество содержится в печени, молочных продуктах.

-  ВИТАМИН В5 улучшает питание мышц; содержится во многих продуктах растительного и животного происхождения.

-  ВИТАМИН В6 участвует в кроветворении, регулирует функцию ЦНС; содержится в мясе, рыбе, молоке, печени.

-  ВИТАМИН В12 обеспечивает организм энергией; содержится в печени, рыбе, мясе, молоке ,сыре.

-  ВИТАМИН Вс  участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот; содержится в помидорах, яблоках, картофеле, капусте, зелени.

- ВИТАМИН С защищает от вирусных и бактериальных инфекций, улучшает состояние кожи, способствует усвоению железа; наиболее богаты им шиповник, черная смородина, красный перец, апельсины, лимоны.

-  ВИТАМИН Д участвует в формировании зубов и скелета; содержится в рыбе, масле сливочном, яичном желтке.

- ВИТАМИН Е улучшает общее самочувствие, повышает выносливость при физических нагрузках и занятиях спортом, повышает упругость и сохраняет влажность кожи; содержится в арахисе, горохе, кукурузе, в зеленых овощах.

-  ВИТАМИН К влияет на свертывание крови; содержится в капусте, моркови, томатах.

-  ВИТАМИН РР принимает участие в работе желудочно-кишечного тракта; содержится в мясе, молоке, горохе, бобах, грибах, гречке.

-  ВИТАМИН Н поддерживает нормальное состояние кожи.

Все известные витамины делятся на 2 большие группы:

ВодорастворимыеЖирорастворимые

С    В1      В2   и др.                                   А        Е       D        К

Потребность в витаминах подростков 7-10 лет:

В1, мг

В2, мг

В6, мг

Вс, мкг

РР, мг

С, мг

А, мкг

Д, мкг

Е, мг

В12, мкг

1.2

1.4

1.6

200

15

60

700

2.5

10

2.0

Глава IV.  Чем грозит недостаток витаминов у детей?

Дефицит витаминов у детей, особенно в условиях повышенных нагрузок учебного года, приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов С, В1, В12, А, Е; раздражительность и беспокойство – витаминов С, В1, В6, РР, высокая восприимчивость к инфекциям – витаминов С и А, бессонница В6 и РР.   Отсутствие витамина D в пище приводит к развитию у детей рахита (отставание в росте, деформация кости). Если в организм мало поступает витамина А, может появиться болезнь «куриная слепота» и др.

Глава V.    Пути ликвидации дефицита витаминов

Время – злейший враг витаминов.

В перезимовавших овощах и фруктах их остается не так уж много. Больше всего страдает от длительного хранения витамин С, который активнее других борется с появлениями усталости.

В яблоках, сорванных за 3 месяца до того, как они попали к нам на стол, витамин С разрушается на 16%, через полгода хранения - на 25%, а спустя год – на 50%.

Пролежавшие 10 месяцев апельсины, мандарины и лимоны теряют от 10 до 30% витамина С, а в зелени уже через сутки его запасы сокращаются на 40-60%.

К декабрю количество витамина С в картофеле уменьшается вдвое, а к марту – в 4 раза.

Так что мы бы рады налегать на растительную пищу, но, во-первых, не сезон, а во-вторых, витаминный дефицит этим все равно не ликвидировать. Поэтому родители нередко вместо фруктов балуют нас сладостями и выпечкой, овощным гарнирам предпочитают спагетти – с ними возни гораздо меньше. Тем более, что в данное кризисное время  деньги  приходится тратить  с умом.

     Ликвидировать дефицит витаминов можно с помощью поливитаминных комплексов, предназначенных для детей разного возраста.

 Современный поливитаминный комплекс содержит полный набор витаминов в количестве, сопоставимом с возрастным рекомендуемым суточным потреблением. Все витамины, входящие в их состав, полностью идентичны «природным», присутствующим в натуральных пищевых продуктах.  Помимо  этого, совершенствование методов промышленной переработки продуктов питания не всегда ведет к сохранению их витаминной ценности.

Поливитаминные комплексы оказываются более чистыми и безопасными, чем продукты, приобретенные на рынке у частников.

       Исследования подтверждают, что поливитаминные комплексы необходимо принимать постоянно - курсами.

Это способствует:

- повышению работоспособности, выносливости;

- повышению сопротивляемости к заболеваниям;

- улучшению состояния кожи, волос, ногтей;

- улучшению памяти и усвоения учебного материала.

      Принимать витамины можно постоянно, не хотите принимать витамины летом - сделайте перерыв: летом ситуация с  витаминами лучше, в первую очередь с аскорбиновой кислотой.

Сегодня в аптеках предлагается большой выбор разнообразных витаминных препаратов. Примером поливитаминного комплекса может служить АЛВИТИЛ, ЦЕНТРУМ, КОМПЛИВИТ, АЛФАВИТ, ВИТРУМ «ЮНИОР», МУЛЬТИМАКС, САНА-СОЛ и другие.

Глава VI.  Практическая часть.

6.1. Анкетирование.

Мы поставили задачу: выяснить, как родители нашего класса относятся к витаминам. Для этого провела среди родителей анкетирование. Было опрошено 17 родителей нашего класса.

Результаты следующее:

  1.    100 % опрошенных покупают детям витамины.

            2.     94,2 % (16 чел.) покупают витамины весной (осенью).  

                   5,8 %  (1 чел.) покупают по рекомендации врача – 2 мес. пьет,

                    1 мес. перерыв.  

            3.    11,6 % (2чел.) предпочитают давать детям натуральные продукты,

                   5,8 % (1чел.) – отвары,

                   5,8 % (1 чел.) - все дают,

                   76,8 % (13 чел.) опрошенных предпочитают давать поливитамины.

            4.    29 %  -  5 семей считают, что в их семье есть реальная возможность давать суточную норму витаминов из натуральных продуктов ребенку, остальные – 71 % имеют возможность давать ребенку только суточную норму поливитаминов.

            5.      На последний вопрос все 100 % считают, здоровье ребенка также зависит от потребления витаминов.

Вывод:

Родители понимают важность употребления витаминов детьми. Покупают витамины посезонно. Реальная возможность в большинстве семей покупать поливитамины, у нескольких есть возможность давать детям постоянно натуральные продукты.

Все родители считают, что  здоровье ребёнка зависит от потребления им  витаминов.

6.2. Наблюдение за состоянием здоровья детей  во время приема витаминов.

        Нами проведено наблюдение за состоянием здоровья детей 4 класса в осенний и весенний периоды 2014 – 2015 учебного  года.

В это время дети принимали витамины дома каждый день.

Результаты заболеваемости следующие:

Сезон

Число заболевших ОРЗ

в этот период

осень

3 человека

весна

2 человек

Вывод: Значит, подтверждается нае обследование родителей,

              Они на 100% заинтересованы в том, чтобы их дети не болели.

6.3.  Сравнительная таблица заболевших ОРЗ в осенние и весенние периоды 2013 – 2014 уч. года и 2014 – 2015 уч. года.

Сезон

2013 – 2014 уч. год

2014 – 2015 уч. год

осень

5 человек

3 человека

весна

3 человека

2 человека

Вывод: Родители много внимания уделяют пользе витаминов, о чем свидетельствует сравнительная таблица.

Глава VII. Заключение.

При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов.

В случае появления, особенно весной, вялости, головных болей, ухудшения аппетита, раздражительности следует подумать о том, хватает ли в пище витаминов.

В 4 классе все дети принимали витамины, поэтому число заболевших резко сократилось.

 Мы считаем, что в своем проекте доказали, что организму младшего школьника необходимо принимать витамины. Это видно из сравнительной таблицы.

С нашим мнением согласны родители. Это видно из анализа результатов анкеты.

        Для того чтобы познакомить родителей и четвероклассников с результатами, мы выступили на классном часу и родительском собрании. Самые интересные  этапы проекта мы предложили ребятам решили отразить в  рисунках.

Литература:

1. Газета «Наш доктор»

2. Газета «Фармацевтический вестник», № 11, 29 марта 2005 г.

3. Ожегов С. И Шведов Н.Ю. Толковый словарь рус. яз.: 80 000 слов и физ. выражений – 4-е изд. Дополненное, - М. Азбуковник, 1999 – 944 стр.

4. Полная медицинская энциклопедия. Здоровье ребенка. Том 4. Питание и закаливание детей / Аникеева Л.Ш. – М.: ООО «Мир книги», 2002. – 192с., ил.

5. Справочник советского человека, или Как стать душой компании: Сборник афоризмов / Сост. Андреев Д.П. – М.: Издательский дом «Ниола 21 – й век», 2001. – 352 с.: ил.

6. Учительская газета «Дефицит гормона счастья, или Как повысить уровень серотонина», №5, 2009 г.

7. Учительская газета «Русская» болезнь. Как бороться с усталостью, №2, 2008 г.

8. Учительская газета «Весна идет, здоровью дорога!», №7, 2008 г.

9. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. I. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика, 1990.

 Приложение 1

Викторина

- Какие витамины вы знаете?

- Назовите главный источник большинства витаминов.

- В каких продуктах содержится витамин А?

- Витамины какой группы благоприятно воздействуют на нервную систему?

- Какой витамин способствует росту?

- Сколько витаминов в группе В?

- Назовите природные источники аскорбиновой кислоты?

- Какие фрукты, овощи, ягоды содержат большое количество витамина С?

- Для чего необходим витамин А?
- Какие продукты содержат витамин D?

- Какие продукты содержат витамин Е?
Приложение 2

Анкета для родителей:

Уважаемые родители!

Мы проводим социологический опрос с целью определения связей между потреблением витаминов и устойчивостью организма младших школьников к вирусам.

Анкетирование проводится среди родителей нашего класса.

Внимательно прочтите все вопросы анкеты. В каждом вопросе есть только один ответ, который Вы можете выбрать.

Исследование проводится анонимно.

  1. Покупаете ли Вы своему ребенку витамины?
  • Да
  • Нет
  1. Как часто Вы покупаете витамины?
  • От случая к случаю
  • Весной (осенью)
  • Только, когда заболел
  • Не покупаю совсем
  • Что-то иное (допишите)
  1. Какие витамины Вы предпочитаете давать ребенку?
  • Поливитамины
  • Натуральные продукты
  • Отвары (например, шиповника)
  • Что-то иное (допишите)
  1. В Вашей семье реальная возможность давать ребенку суточную норму витаминов из натуральных продуктов или поливитаминов?
  • Из натуральных продуктов
  • Поливитаминов

  1. Считаете ли Вы, что здоровье ребенка также зависит от потребления витаминов?
  • Считаю
  • Не считаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Исследовательский проект по химии "Многоликий углерод"

Данный проект состоит из двух частей: - теоретический материал об углероде, о его аллотропных видоизменениях и адсорбционных свойствах; - домашний эксперимент направленный на изучение адсорб...

Исследовательский проект "Бытовая химия - польза или вред"

Исследовательский проект "Бытовая химия - польза или вред"...

Факультатив по химии 10 класс. Проектно-исследовательская деятельность по химии

Факультатив по химии 10 класс«Проектно-исследовательская деятельность по химии»/1 час в неделю, 35 часов в год/Рассчитан  на 35 часов и является не только логическим продолжением прог...