Разработка урока по теме "Кислоты"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Колесова Татьяна Юрьевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyi_urok_po_himii_v_8_klasse_kisloty.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по химии в 8 классе

                   

Тема урока: Кислоты.

Цели урока:

1) сформировать у учащихся знания о  классификации  кислот, раскрыть основные физические и химические свойства кислот;  расширить знания об индикаторах;

2)продолжить развитие у учащихся умение анализировать, выделять главное и используя яркие примеры познавательный интерес к предмету;

3) продолжить воспитание трудолюбия, уважения к сверстникам, учителям.

Задачи.

  • Образовательная:
  •  расширить знания об оксидах, гидроксидах, щелочах, кислотах, индикаторах;
  • совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.
  • Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах,  умения давать самооценку и делать выводы.
  • Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе,  повышение самооценки.

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.        

Формы работы: индивидуальная,  работа в парах, работа в группах, работа с дополнительной литературой.

Планируемый результат:

  • умеют составлять уравнения химических реакций;
  • знают признаки классификации кислот;
  • знают реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной);
  • умеют пользоваться таблицей растворимости;
  • умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов;
  • решают экспериментальные задачи по данной теме.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок,  пробирки пронумерованные №1,№2,№3, индикаторная бумага, универсальная индикаторная бумага, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, стеклянная палочка, стаканы 3 шт., раствор щелочи, вода, соляная кислота, азотная кислота, магний, цинк,  карбонат натрия, оксид меди (II), спиртовка, спички, держатель для пробирок,                   

План урока:

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

2.Актуализация.

     3.Изучение нового материала.

- Классификация кислот.

- Физические свойства кислот.

- Химические свойства кислот.

- Получение кислот.

    4.Подведение итогов  урока. Выставление оценок.

    5.Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Письменная работа по вариантам

Вариант I

1.    Чему равна массовая доля (%)   кальция в гидроксиде кальция Са(ОН)2?

2.    Чему равна масса 2 моль цинка?

Вариант II

1.    Чему равна массовая доля (%) кислорода в оксиде алюминия А12О3?

2.    Чему равна масса 10 моль натрия?

 Вариант III

1.   Чему равна массовая доля (%)  натрия в соде Na2CO3?

2.   Какое количество вещества содержится в 1 г   воды?

Вариант IV

1.  Чему равна массовая доля (%) азота в азотной кислоте HNO3?

2.  Сколько атомов содержится в 1 г железа?

Ответы к письменной  работе.

Вариант I

1.    Чему равна массовая доля (%)   кальция в гидроксиде кальция    Са(ОН)2?

          Решение:

Мr (Са(ОН)2) = 40 +16*2 + 2 = 74

W(Ca) = 40/74 *100% = 54%

    2.    Чему равна масса 2 моль цинка?

          Решение:

          m(Zn) = n*Ar =2*65 =130г

Вариант II

  1. Чему равна массовая доля (%) кислорода в оксиде алюминия А12О3?

Решение:

           Mr(Al2O3) = 27*2 + 16*3 = 102

           W(Al) = 27*2/102*100% = 53%

  1. Чему равна масса 10 моль натрия?

Решение:

          m(Na) = n*Ar = 10*23 = 230г

Вариант III

    1.   Чему равна массовая доля (%)  натрия в соде Na2CO3?

          Решение:

             Mr(Na2CO3) = 2*23 +12 + 16*3 = 106

             W(Na) = 2*23/106*100% = 43%

    2.   Какое количество вещества содержится в 1 г   воды?

          Решение:

M(H2O) = 2+ 16 = 18 г/моль

n(H2O) = m/M = 1/18 = 0,06моль

  Вариант IV

  1. Чему равна массовая доля (%) азота в азотной кислоте HNO3?Решение:

          Mr(HNO3) = 1+14+16*3 = 63

W(N) = 14/63*100% = 23%

  2.  Сколько атомов содержится в 1 г железа?

         Решение:

n(Fe) = 1/56 = 0,02моль

NатомовFe = 0,02*6*1023 = 0,12*1023

Актуализация знаний. (3-5 мин)

Химический диктант:

- какие классы неорганических соединений   мы знаем? Напишите формулу оксида кальция (II), оксида углерода (IV), оксида железа (II), гидроксидов  натрия, бария, железа (III) –

- по каким признакам их объединили в классы?(по составу)

- как можно узнать среди растворов : раствор щёлочи? (индикатором)

Мотивация (5 мин)

Вспомним ещё раз об оксидах. Какие оксиды мы знаем (основные, амфотерные, кислотные)

Приведите примеры  основных оксидов  (CaO, FeO,Na2O,HgO)

Приведите примеры  амфотерных оксидов  ( Сr2O3, ZnO, Fe2O3

Приведите примеры кислотных оксидов (SO3,P2O5,N2O5 CO2)

Почему их так назвали? (При реакции с водой они образуют  кислоту.)

Напишите  уравнения реакции.

SO3+H2O= H2SO4

P2O5 +3H2O =2 H3PO4

Ответьте на вопрос: что образуется в результате этих реакций? (кислота).Сегодня мы изучим с вами состав ,свойства и  получение кислот.

Изучение нового материала.(20 мин)

- Ребята, посмотрим ещё раз на эти реакции. В результате обоих реакций образуется кислота. (Выделяем кислоту чёрточкой), что общего в составе кислот?

( их молекула состоит из нескольких атомов, значит они сложные вещества;

У обеих есть водород и кислотный остаток)

Теперь мы можем дать определение кислоты  Кислоты-сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных  заместиться на атом металла, и кислотного остатка. Число атомов водорода определяет основность кислот.

Какие кислоты вы знаете?( соляная кислота, серная кислота, угольная кислота, азотная кислота, ортофосфорная кислота)

Как определить валентность кислотного остатка? Обращаем внимание детей на таблицу растворимости (индекс стоящий после атомов водорода совпадает с валентностью кислотного остатка).

 1.   Классификация кислот.

Мы сейчас  постараемся  поделить кислоты на группы.

   Показываю заранее приготовленные формулы кислот.

H2S    и    H2CO3  :            HCl и       HNO3

Чем отличаются показанные пары кислот? (содержанием кислорода в кислотном остатке), итак

  1. Кислоты

(по наличию кислорода)

                             бескислородные                                             кислородсодержащие

                               (HCl, H2S)                                                    (HNO3 ,H2SO4, H2CO3, H3PO4

Вывод: Кислоты можно разделить на две  группы: кислородсодержащие и бескислородные.

Далее показываю следующие пары кислот.

HCl и     H2S:         H2SO4и       H3PO4

Чем отличаются показанные пары кислот? (Количеством атомов водорода в кислотах) , итак                                  

.

  1. Кислоты

(по числу атомов водорода)

  1. одноосновные                       двухосновные                     трехосновные

                          (HCl, HNO3)                     (H2S, H2SO4, H2CO3)                   (H3PO4)

Вывод: Кислоты делятся на группы: одноосновные; двухосновные; трехосновные

А теперь мы будем называть кислоты

(Работа по таблице 12 учебника на стр.100

Работа по таблице растворимости: называем вместе с детьми кислоты по кислотным остаткам.

Запись на тетрадях названия кислот

2. Физические свойства Какие агрегатные состояния веществ вы знаете из курса физики? (газообразное, жидкое, твердое)

H2SO4 – жидкость;    H3BO3 – твердое.

Вывод: Кислоты обычно встречаются в жидком и твердом агрегатном состоянии.

Какие пищевые кислоты вы знаете? (уксусная кислота, лимонная кислота, муравьиная кислота, щавелевая кислота). Где применяют уксусную кислоту и её раствор?(в пищевой промышленности, в домашнем хозяйстве при консервировании овощей; значит уксусная кислота является консервантом.)

Как вы думаете почему их так назвали? (запись в тетрадях. Все кислоты обладают кислым вкусом)

Как вы думаете ,чем связано кислый вкус?  Закрепляем понятие о видах сред растворов и знакомим детей со значениями  рН  и универсальным индикатором.

     4.Химические свойства.

Сначала познакомимся с правилами безопасности при работе с кислотами.

Правила безопасности при работе с кислотами. (Дети читают по одному правилу каждый)

Проведение исследовательского опыта и оформление результатов:

-Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.

-Смочите лакмусовую бумажку в первой пробирке с соляной кислотой результаты исследований (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу. Затем в эту же пробирку добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты исследований запишите в таблицу. Во вторую пробирку добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу.

-Повторите опыты, описанные выше (в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной кислотой предварительно их растворив.

Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

 1.ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl)

Окраска индикатора в лимонной кислоте

Лакмусовая бумажка

Фиолетовая

 

 

Фенолфталеин

Бесцветная

 

 

метилоранж

Оранжевая

 

 

Обсуждение результатов и формулирование выводов: 

 Как можно определить раствор кислоты среди других веществ? (раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов).

-Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (лакмус и метилоранж).

-Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (да).

-Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах? (лакмус стал красным, а метилоранж – розовым)

На основании проведенных опытов сделаем выводы:

-независимо от вида кислот индикаторы изменяют свой цвет одинаково,а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.

      Мы уже знаем с вами  несколько  химических свойств кислот. Какие  это свойства? (Реакция нейтрализации, реакция с оксидами, реакция с металлами)

2. Давайте рассмотрим реакцию  нейтрализации.   Вспомним ещё раз что это такое.

Реакция между кислотой и основанием называется реакцией  нейтрализации.

 Давайте посмотрим  на эксперимент. Сначала взглянем на таблицу изменения цвета индикаторов в кислой среде.(Фенолфталеин окрашивает щелочи в малиновый цвет)

   2NaOH   +   H2SO4  =  Na2SO4    +   H2О (запись на тетрадях)

1. С помощью чего был  «помечен»   раствор  гидроксида  натрия  в малиновый цвет? (индикатор фенолфталеин)

2. Почему в ходе реакции изменилась окраска раствора? (изменилась среда раствора)

3. Что такое индикатор? (Индикатор – это вещество которые изменяют окраску в зависимости от среды раствора)

4.Взаимодействие с  нерастворимыми основаниями:

 H2SO4+Cu(OH)2=CuSO4+2H2O

3.Рассмотрим ещё реакцию кислот с основными оксидами

CuО     +    H2SO4  = CuSO4    +   H2О (запись на тетрадях)

                                     Голубой раствор.

4.Реакция с металлами  

На каком наглядном пособии  можно найти  металлов и   как  этот ряд называется? (ряд электроотрицательности  металлов)

 Проведем  эксперимент.  Возьмем  три металла: магний, цинк, медь.  Познакомим их с серной кислотой.  Пронаблюдаем за протеканием  эксперимента. Сделаем соответствующие записи в  тетрадях.

а)   Cu     +    H2SO4  =Х

b)   Zn     +    H2SO4    = ZnSO4     +    H2

d)   Mg     +    H2SO4   = MgSO4     +    H2

По какому признаку мы можем судить, что эксперимент состоялся? (выделение газа – признак химической реакции).

Дети дописывают уравнения недописанных схем реакций на доске и в тетрадях.

Вывод: Металлы стоящие в ряду электроотрицательности металлов   после водорода не реагируют с растворами кислот выделяя водород.

 Металлы стоящие  левее в ряду электроотрицательности металлов более активны металлов стоящих правее.

5.Взаимодействие с солями:

Посмотрите на условный ряд кислот  ( таблица№13). Здесь кислоты расположены по уменьшению силы.

H2SO4+BaCl2=BaSO4+2HCl

 2HCl+ Na2CO3  =2NaCl+H2O+CO2

Вывод: каждая кислота может вытеснить кислоту из соли, которая расположена после него.

 6.Слабые кислоты легко разлагаются (при нагревании)

   H2SiO3=H2O+SiO2

Некоторые кислоты разлагаются   и при нормальных условиях.

H2CO3 = CO2 + H2O

Для чего применяют свойство угольной кислоты разлагаться в н.у.(Когда делают газированные напитки .)  

Получение кислот.( работа по схеме №16с.102)

Мы уже знакомы с реакциями получения кислот. Дети дописывают уравнения недописанных схем реакций на доске и в тетрадях.

Ребята третий способ получения кислот так же является и химическим свойством кислот.

 V.  Подведение итогов  урока. (10 мин)

1.Выполнение тестов на карточках.

1.        Найдите химическую формулу кислоты:

НСl,*       ВаО,         SO3.

2.Универсальная индикаторная бумага в кислой среде:

Синяя, красная*, желтая.

3.Найдите  химическую формулу бескислородной  кислоты.

Н2SО3,    НNO3,      НCl, *     

4.Найдите  химическую формулу двухосновной кислоты:

НСL,       Н2SO4,*       H3PO4.

5.Определите самую сильную кислоту

    Н2SO4,*         H3PO4   ,       HCl  .

6.Определите кислородсодержащую  кислоту:

НCl,     Н2S,   НNO3,*  

   7.Определите одноосновную  кислоту:

Н2SО4,    НСL,*         H3PO4.

8.Какую кислоту называют «матерью всех кислот»?

Н2SO4,*         H3PO4     ,       HCl

9.Кислоту нельзя получить при взаимодействии

SO2 + H2O, NO2+H2O,  Mg+H2SO4,*   P2O5 + H2O

10.Соли соляной кислоты называют

хлоридами,* сульфатами, карбонатами, нитратами

11.Почему  все кислоты получили такое название?(Потому что все они кислые.)

12.Что общего между всеми кислотами? (В составе кислот есть водород и кислотный остаток. )

13.В каких агрегатных состояниях встречаются кислоты?(твердые, жидкие)

14.С какими веществами реагируют кислоты?(с металлами, основаниями, с солями, с оксидами)

15.Где в ряду активности  металлов  находится самый активный метал?(в начале ряда)

Чтобы привести знания о кислотах в систему, прошу вас заполнить таблицу, которая находится на партах.

Формулы кислот

Название кислот

Кислотный остаток и заряд его иона

Основность кислот

Кислородосодержащая

бескислородная

HCl

 

 

 

 

HNO3

 

 

 

 

HNO2

 

 

 

 

H2S

 

 

 

 

H2SO4

 

 

 

 

H2SO3

 

 

 

 

H3РО4

 

 

 

 

3.Выставление оценок

 VI.  Домашнее задание. (2 мин)

П 32 с.100-104

 №8(Стр.104)-дописать возможные реакции, №3(стр.105)- решить задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...