Конспект урока по теме: "Основания в свете теории электролитической диссоциации"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Петрова Надежда Анатольевна

Урок по химии в 8 классе построен с использованием обучающих структур сингапурской методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8-м классе по теме

"Основания  в свете теории электролитической диссоциации"

Цели урока:

1.    Рассмотреть классификацию оснований и сформировать свойства оснований  в свете теории электролитической диссоциации.

2.    Развивать умение групповой и индивидуальной работы

Задачи урока:

 Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах оснований, отработать умение составления ионных уравнений реакций.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.

    Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство патриотизма и уважения к своей Родине, чувство коллективизма при работе в парах, уверенность в своих силах.

Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования.

Оборудование:

   Реактивы (10%-ный раствор соляной кислоты, гидроксида натрия, , хлорида алюминия, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый);

 лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки);

 дидактический материал (таблица растворимости, плакат “Химические свойства оснований”, карточки с заданием);

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

III. Изучение нового материала.

ІV. Закрепление темы.

V.  Подведение итогов урока.

VІ.  Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II. Повторение изученного материала

Повторение сведений о кислотах, уже полученные учащимися при изучении курса химии.

- Дайте определение кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации (кислотами называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка).

Вспомним основные понятия электролитической диссоциации:

– На какие группы делятся вещества по отношению к электрическому току?  (Электролиты и неэлектролиты.)

– Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)

– Приведите примеры электролитов? (Растворы и расплавы солей и щелочей, растворы кислот).

– Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)

– Приведите примеры неэлектролитов? (Нерастворимые соли и основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)

– Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)

Задание 1. Назвать формулы изученных ранее кислот и дать им название.

Используется: ТАЙМ РАУНД РОБИН («раунд робин в течение определённого времени»). Каждый обучающийся проговаривает ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени.

Задание 2. Дайте характеристику азотной кислоты, используя различные признаки классификации кислот.                                                                                                         (Ответ: кислородсодержащая, одноосновная, растворимая, сильная, летучая, стабильная).

Используется: КОНТИНИУС РАУНД РОБИН («продолжительный раунд робин»), обучающая структура, в которой организуется обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга.

Ответ ученика.

Учитель.

- Какие кислоты называются кислородсодержащими, одноосновными, растворимыми, сильными, летучими, стабильными?

Ответы учеников (правила).

Задание 3. Работа по карточкам (парная работа).

Карточка 1. С какими из веществ, формулы которых: MgO, NaOH, Cu, CO2, MgSO4, Ca(OH)2, реагирует 20%-ный раствор серной кислоты? Напишите уравнения реакций.

Карточка 2. С какими из веществ, формулы которых:H2SO4, Cu, Zn, CO2, Na2CO3, NaOH, реагирует соляная кислота? Напишите уравнения реакций.

Используется: ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС.

Учащиеся записывают уравнения химических реакций в рабочую тетрадь. По окончании работы каждый учащийся называет химическую реакцию. Если вся команда согласна с данной реакцией, поднимают «большой палец вверх», если не согласны, то «большой палец вниз». Ученики продолжают до тех пор, пока все не поделятся своими идеями.

2 ученика выходят к доске и записывают по одному уравнению реакции из своей карточки в молекулярном виде, полное ионное уравнение и сокращенное ионное уравнение.

ІІІ. Изучение нового материала.

Учитель: мы с вами повторили химические свойства кислот с точки зрения электролитической диссоциации. Какие классы неорганических соединений вы ещё изучили? (ответы: основания, оксиды, соли).

Переход к теме урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим химические свойства оснований  в свете теории электролитической диссоциации. Это цель нашего урока. Тема нашего урока: “Основания в свете теории электролитической диссоциации” (Запись даты и темы урока в тетради).

С основаниями вы уже знакомились в курсе 8 класса, поэтому сейчас нужно вспомнить, что вы уже знаете по данной теме. Запишите как можно больше слов или фраз по теме, формул оснований, индивидуально и в тишине. Установление взаимосвязей между ответами, формулирование вопроса.

Используется: ТОКИН МЭТ.

 Презентация работы учащимися.

Учитель.

1. Основания с точки зрения теории электролитической диссоциации (основаниями называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и гидроксид-анионы OH).

2. Классификация оснований (таблица 11 учебника, стр.215), работа учащихся с учебником.

3. Физические свойства оснований.

4. Химические свойства оснований.

Я хочу привести вам слова великого русского учёного М.В.Ломоносова. Он сказал: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. Из этих слов становится ясно, какую значимость придавал он опыту. Именно поэтому Михаил Васильевич в течение 7 лет настойчиво добивался организации химической лаборатории. “Профессор химии без лаборатории никакой пользы учинить не может, точно также,  как профессор астрономии без обсерватории”.     В итоге первая химическая лаборатория была учреждена в России в 1748 г. В ней было выполнено большое количество исследований, было сделано много открытий. Сегодня мы с вами проведём лабораторный опыт. В нашей лаборатории мы будем изучать основания с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Выполнение лабораторного опыта в парах.  Инструктаж по охране труда при выполнении лабораторных опытов. Оформление результатов в рабочей тетради.

  1. Действие оснований на индикаторы. Взаимодействие щелочей с солями.

 (первая пара учащихся).

  1.  Взаимодействие растворимых и нерастворимых оснований с кислотами (вторая пара учащихся).

Перед учащимися находится ящик с необходимым оборудованием и реактивами. Для работы дана карточка – инструкция. Следуя карточке – инструкции и, соблюдая правила охраны труда, учащиеся выполняют своё исследование. Затем оформляют его в рабочей тетради, составляя уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде. Цель исследования – провести опыт, оформить результат, сделать вывод .

С другими свойствами кислот учащихся знакомит учитель:

1. Взаимодействие щелочей с кислотными и амфотерными оксидами.

2. Разложение нерастворимых в воде оснований

III. Подведение итогов урока

Рефлексия.

-Что нового вы узнали на уроке? (ответы учащихся)

Заключительное слово учителя.

IV. Домашнее задание:

прочитать §39, выполнить упр.3.4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации"

Данный архив содержит разработку урока, презентацию. Можно использовать при повторении тем "Основные классы неорганических соединений", "Электролиты и неэлектролиты"...

Разработка урока, презентация по теме: "Соли в свете теории электролитической диссоциации"

Тема: Соли в свете теории электролитической диссоциации. Цели: Дать понятие о солях, как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие свойства солей в свет...

Презентация к уроку "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"

Презентация содержит иллюстрации, уравнения химических реакций, а также ссылки на электронные образовательные ресурсы по заданной теме. доступ к ресурсам возможен при подключении к сети Интернет. През...

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации"

Цели урока: - образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать ...

Сценарный план урока химии "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации."

Сценарный план урока химии на тему "Химические свойства кислот в свете ТЭД"...