материал урока по химии 8 класс, "Путешествие в мир кислот"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Зазулина Екатерина Александровна

Уроки для учащихся 8 -х классов должны быть увлекательными и интересными, чтобы заинтересовать тех, кто только начинает изучать химию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_8_kl_puteshestvie_v_mir_kislot.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Химия, 8 класс.

Раздел: Соединения химических элементов

Тема урока: «Путешествие в мир кислот» (изучение нового материала)

Цель: Ознакомление учащихся с составом, классификацией и представителями кислот.

Задачи:

- сформировать представления о кислотах;

- продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием;

- сформировать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать;

- правило работы в химическом кабинете.

Оборудование:

  • На демонстрационном столе:
  1. Лоток учащихся;
  2. Лакмус (р-р);
  3. Конц. H2SO4
  4. вода
  5. вещество:

- древесина;

- лимон;

- кефир.

  1. Демонстрационные кислоты:

- угольная;

- серная;

- азотная;

- уксусная.

  • На столах учащихся: лоток, пробирки, пипетка, индикаторы (лакмус бумажный, метилоранж)

Вещества: НСl, H2SO4

  • Таблица «Классификация кислот»; карточки – станции.

Ход работы

Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот. Это путешествие совершается по следующему маршруту:

  • станция Информационная;
  • станция Историческая;
  • станция Экспериментальная;
  • станция Индикаторная;
  • станция «Стоп: красный свет!»

Учитель: Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы – пассажиры, я – проводник. А наши тетради сегодня пусть превратятся в путевой дневник. Начнем с путевых дневников:

Путешествие в мир кислот (запись учащихся в тетради)

станция Информационная

Учитель: Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию. Посмотрим на багаж, который у вас на столах. Еще необходимо получить информацию о веществах, которые будут нас окружать.

Презентация «Многообразие кислот»

Н2СО3 – дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты.

НNO3  - после летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг шнура машин, при работе реактивных двигателей самолетов и ракет.

Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масленую.

Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом  в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70 % муравьиной кислоты. Из- за этой кислоты так жжется крапива.

«Химическое оружие» широко используется в природе.

Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты (НСl) – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме. Существуют органические кислоты и минеральные (неорганические).Посмотрите на таблицу. Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород, вся остальная часть называется кислотным остатком.

Дайте определение кислот?                 (запись выводов в тетрадь)

Кислота – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Состав кислот различен. Классифицируют кислоты по двум признакам.

Состав кислот

по числу атомов водорода:                                        по наличию кислорода:

а) одноосновные:  НСl – соляная                        а) кислородные: H2СO3 - угольная

б) двухосновные: H2SO4 – серная                       H2SO4 – серная, НNO3 - азотная

в) трехосновные: Н3РО4 – фосфорная               б) бескислородные: НСl – соляная

станция Историческая

Мы прибываем на станцию Историческую. Здесь мне нужны помощники, которые заранее подготовили материал о кислотах.

  • Заслушиваются сообщения учащихся:
  1. Серная кислота H2SO4

Открыта персидским химиком Абубекеру аль Рези в 10 веке.

  1. Угольная кислота H2СO3

Угольную кислоту получили впервые в конце 18 века. Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а т.к. она получила широкое применение как напиток, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.

станция Экспериментальная

Учитель: Общее свойство кислот – кислые на вкус. Пробовать мы не будем. Однако мы можем изучить физические свойства. Проведем сравнение свойств серной и соляной кислот (Учащиеся описывают агрегатное состояние и цвет кислот).

Хим. формула

Название

Агрегатное состояние

Цвет

Индикаторы

Лакмус

Метиловый оранжевый

нейтрал.

кислая

нейтрал.

кислая

H2SO4

Серная кислота

Вязкая жидкость как масло

Бесцветная, концентр. Желтоватого цвета

фиолетовый

Крас-ный

Оран-жевый

Красно – розо-вый

НСl  

Соляная кислота

Жидкость дымящая

ся на воздухе

Бесцветная

фиолетовый

Крас-ный

Оран-жевый

Красно – розо-вый

Станция Индикаторная

Краснею от кислоты, как от стыда

Учащиеся под руководством учителя, наливают в пробирку кислоты, соблюдая правила техники безопасности. Самостоятельно определяют индикаторную среду H2SO4  и НСl и заполняют таблицу:

  1. Синий лакмус    кислота    краснеет
  2. Метиловый оранжевый кислота красно – розовый

Эксперимент: выяснить отличаются ли соляная и серная кислоты от кислот, входящих в продукты питания.

Учащиеся действуют на сок лимона, кефира индикатором (лакмус).

Вывод: Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

Станция «Стоп: красный свет!»

Опыт: Растворение в воде концентрированной серной кислоты (демонстрация). При смешивании воды и серной кислоты выделяется много тепла. Если воду вливать в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с кислотой, начнет вскипать и выбросит брызги кислоты, от которых можно получить ожог.  

Сначала вода, потом кислота,- Иначе будет беда!

В случае попадания кислоты на кожу, следует промыть ее водой и 5 % раствором соды.

 При растворении серной кислоты нужно вливать ее тонкой струйкой в воду и перемешивать.

Опыт: Большое пристрастие серной кислоты к воде выражается и в том, что она «жадно» отнимает воду, вещество при этом обугливается.

Обугливание древесины, становится черной как сажа.

Теперь понятно, почему опасно попадание кислоты на одежду и кожу человека.

Рефлексия:

Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли мне осуществить его. Чтобы оно запомнилось, ответьте на вопросы:

  1. Что хорошо запомнили?
  2. Что не понять до конца?
  3. В чем причина неусвоенного материала?

Для домашнего изучения: § 20, № 2,3 (письменно).

                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "Путешествие в Берлин"

МОУ «СОШ с. Липовка  Духовницкий район»   Урок в 6 классе Учитель немецкого языка Малова И.М. + 2010 г Задачи Обр...

Урок математики 5 класс "Путешествие на Луну"

Сложение и вычитание смешанных чисел (закрепление) (5-й класс)   Тип урока: – урок – путешествие. Задачи урока: •    Образовательные: o    углубить изучение мат...

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"...

Урок-игра (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»

Материалы урока-игры (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»...

Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"

Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...

Технологическая карта урока по химии в 8 классе Тема «Кислоты»

Урок "Кислоты" - это первый урок в теме, на котором учащиеся знакомятся знакомятся с классом неорганических веществ "Кислоты". Ранее изучены оксиды и основания.На уроке используетс...