материал урока по химии 8 класс, "Путешествие в мир кислот"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Уроки для учащихся 8 -х классов должны быть увлекательными и интересными, чтобы заинтересовать тех, кто только начинает изучать химию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_8_kl_puteshestvie_v_mir_kislot.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия, 8 класс.
Раздел: Соединения химических элементов
Тема урока: «Путешествие в мир кислот» (изучение нового материала)
Цель: Ознакомление учащихся с составом, классификацией и представителями кислот.
Задачи:
- сформировать представления о кислотах;
- продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием;
- сформировать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать;
- правило работы в химическом кабинете.
Оборудование:
- На демонстрационном столе:
- Лоток учащихся;
- Лакмус (р-р);
- Конц. H2SO4
- вода
- вещество:
- древесина;
- лимон;
- кефир.
- Демонстрационные кислоты:
- угольная;
- серная;
- азотная;
- уксусная.
- На столах учащихся: лоток, пробирки, пипетка, индикаторы (лакмус бумажный, метилоранж)
Вещества: НСl, H2SO4
- Таблица «Классификация кислот»; карточки – станции.
Ход работы
Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот. Это путешествие совершается по следующему маршруту:
- станция Информационная;
- станция Историческая;
- станция Экспериментальная;
- станция Индикаторная;
- станция «Стоп: красный свет!»
Учитель: Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы – пассажиры, я – проводник. А наши тетради сегодня пусть превратятся в путевой дневник. Начнем с путевых дневников:
Путешествие в мир кислот (запись учащихся в тетради)
станция Информационная
Учитель: Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию. Посмотрим на багаж, который у вас на столах. Еще необходимо получить информацию о веществах, которые будут нас окружать.
Презентация «Многообразие кислот»
Н2СО3 – дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты.
НNO3 - после летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг шнура машин, при работе реактивных двигателей самолетов и ракет.
Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масленую.
Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70 % муравьиной кислоты. Из- за этой кислоты так жжется крапива.
«Химическое оружие» широко используется в природе.
Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты (НСl) – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме. Существуют органические кислоты и минеральные (неорганические).Посмотрите на таблицу. Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород, вся остальная часть называется кислотным остатком.
Дайте определение кислот? (запись выводов в тетрадь)
Кислота – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Состав кислот различен. Классифицируют кислоты по двум признакам.
Состав кислот
по числу атомов водорода: по наличию кислорода:
а) одноосновные: НСl – соляная а) кислородные: H2СO3 - угольная
б) двухосновные: H2SO4 – серная H2SO4 – серная, НNO3 - азотная
в) трехосновные: Н3РО4 – фосфорная б) бескислородные: НСl – соляная
станция Историческая
Мы прибываем на станцию Историческую. Здесь мне нужны помощники, которые заранее подготовили материал о кислотах.
- Заслушиваются сообщения учащихся:
- Серная кислота H2SO4
Открыта персидским химиком Абубекеру аль Рези в 10 веке.
- Угольная кислота H2СO3
Угольную кислоту получили впервые в конце 18 века. Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а т.к. она получила широкое применение как напиток, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.
станция Экспериментальная
Учитель: Общее свойство кислот – кислые на вкус. Пробовать мы не будем. Однако мы можем изучить физические свойства. Проведем сравнение свойств серной и соляной кислот (Учащиеся описывают агрегатное состояние и цвет кислот).
Хим. формула | Название | Агрегатное состояние | Цвет | Индикаторы | |||
Лакмус | Метиловый оранжевый | ||||||
нейтрал. | кислая | нейтрал. | кислая | ||||
H2SO4 | Серная кислота | Вязкая жидкость как масло | Бесцветная, концентр. Желтоватого цвета | фиолетовый | Крас-ный | Оран-жевый | Красно – розо-вый |
НСl | Соляная кислота | Жидкость дымящая ся на воздухе | Бесцветная | фиолетовый | Крас-ный | Оран-жевый | Красно – розо-вый |
Станция Индикаторная
Краснею от кислоты, как от стыда |
Учащиеся под руководством учителя, наливают в пробирку кислоты, соблюдая правила техники безопасности. Самостоятельно определяют индикаторную среду H2SO4 и НСl и заполняют таблицу:
- Синий лакмус кислота краснеет
- Метиловый оранжевый кислота красно – розовый
Эксперимент: выяснить отличаются ли соляная и серная кислоты от кислот, входящих в продукты питания.
Учащиеся действуют на сок лимона, кефира индикатором (лакмус).
Вывод: Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.
Станция «Стоп: красный свет!»
Опыт: Растворение в воде концентрированной серной кислоты (демонстрация). При смешивании воды и серной кислоты выделяется много тепла. Если воду вливать в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с кислотой, начнет вскипать и выбросит брызги кислоты, от которых можно получить ожог.
Сначала вода, потом кислота,- Иначе будет беда! |
В случае попадания кислоты на кожу, следует промыть ее водой и 5 % раствором соды.
При растворении серной кислоты нужно вливать ее тонкой струйкой в воду и перемешивать.
Опыт: Большое пристрастие серной кислоты к воде выражается и в том, что она «жадно» отнимает воду, вещество при этом обугливается.
Обугливание древесины, становится черной как сажа.
Теперь понятно, почему опасно попадание кислоты на одежду и кожу человека.
Рефлексия:
Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли мне осуществить его. Чтобы оно запомнилось, ответьте на вопросы:
- Что хорошо запомнили?
- Что не понять до конца?
- В чем причина неусвоенного материала?
Для домашнего изучения: § 20, № 2,3 (письменно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 6 классе "Путешествие в Берлин"
МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкий район» Урок в 6 классе Учитель немецкого языка Малова И.М. + 2010 г Задачи Обр...
Урок математики 5 класс "Путешествие на Луну"
Сложение и вычитание смешанных чисел (закрепление) (5-й класс) Тип урока: – урок – путешествие. Задачи урока: • Образовательные: o углубить изучение мат...
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"
Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"...
Урок-игра (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»
Материалы урока-игры (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»...
Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"
Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...
Технологическая карта урока по химии в 8 классе Тема «Кислоты»
Урок "Кислоты" - это первый урок в теме, на котором учащиеся знакомятся знакомятся с классом неорганических веществ "Кислоты". Ранее изучены оксиды и основания.На уроке используетс...