Главные вкладки

    материал урока по химии 8 класс, "Путешествие в мир кислот"
    план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

    Зазулина Екатерина Александровна

    Уроки для учащихся 8 -х классов должны быть увлекательными и интересными, чтобы заинтересовать тех, кто только начинает изучать химию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon himiya_8_kl_puteshestvie_v_mir_kislot.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Химия, 8 класс.

    Раздел: Соединения химических элементов

    Тема урока: «Путешествие в мир кислот» (изучение нового материала)

    Цель: Ознакомление учащихся с составом, классификацией и представителями кислот.

    Задачи:

    - сформировать представления о кислотах;

    - продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием;

    - сформировать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать;

    - правило работы в химическом кабинете.

    Оборудование:

    • На демонстрационном столе:
    1. Лоток учащихся;
    2. Лакмус (р-р);
    3. Конц. H2SO4
    4. вода
    5. вещество:

    - древесина;

    - лимон;

    - кефир.

    1. Демонстрационные кислоты:

    - угольная;

    - серная;

    - азотная;

    - уксусная.

    • На столах учащихся: лоток, пробирки, пипетка, индикаторы (лакмус бумажный, метилоранж)

    Вещества: НСl, H2SO4

    • Таблица «Классификация кислот»; карточки – станции.

    Ход работы

    Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот. Это путешествие совершается по следующему маршруту:

    • станция Информационная;
    • станция Историческая;
    • станция Экспериментальная;
    • станция Индикаторная;
    • станция «Стоп: красный свет!»

    Учитель: Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы – пассажиры, я – проводник. А наши тетради сегодня пусть превратятся в путевой дневник. Начнем с путевых дневников:

    Путешествие в мир кислот (запись учащихся в тетради)

    станция Информационная

    Учитель: Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию. Посмотрим на багаж, который у вас на столах. Еще необходимо получить информацию о веществах, которые будут нас окружать.

    Презентация «Многообразие кислот»

    Н2СО3 – дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты.

    НNO3  - после летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг шнура машин, при работе реактивных двигателей самолетов и ракет.

    Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масленую.

    Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом  в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70 % муравьиной кислоты. Из- за этой кислоты так жжется крапива.

    «Химическое оружие» широко используется в природе.

    Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты (НСl) – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме. Существуют органические кислоты и минеральные (неорганические).Посмотрите на таблицу. Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород, вся остальная часть называется кислотным остатком.

    Дайте определение кислот?                 (запись выводов в тетрадь)

    Кислота – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

    Состав кислот различен. Классифицируют кислоты по двум признакам.

    Состав кислот

    по числу атомов водорода:                                        по наличию кислорода:

    а) одноосновные:  НСl – соляная                        а) кислородные: H2СO3 - угольная

    б) двухосновные: H2SO4 – серная                       H2SO4 – серная, НNO3 - азотная

    в) трехосновные: Н3РО4 – фосфорная               б) бескислородные: НСl – соляная

    станция Историческая

    Мы прибываем на станцию Историческую. Здесь мне нужны помощники, которые заранее подготовили материал о кислотах.

    • Заслушиваются сообщения учащихся:
    1. Серная кислота H2SO4

    Открыта персидским химиком Абубекеру аль Рези в 10 веке.

    1. Угольная кислота H2СO3

    Угольную кислоту получили впервые в конце 18 века. Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а т.к. она получила широкое применение как напиток, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.

    станция Экспериментальная

    Учитель: Общее свойство кислот – кислые на вкус. Пробовать мы не будем. Однако мы можем изучить физические свойства. Проведем сравнение свойств серной и соляной кислот (Учащиеся описывают агрегатное состояние и цвет кислот).

    Хим. формула

    Название

    Агрегатное состояние

    Цвет

    Индикаторы

    Лакмус

    Метиловый оранжевый

    нейтрал.

    кислая

    нейтрал.

    кислая

    H2SO4

    Серная кислота

    Вязкая жидкость как масло

    Бесцветная, концентр. Желтоватого цвета

    фиолетовый

    Крас-ный

    Оран-жевый

    Красно – розо-вый

    НСl  

    Соляная кислота

    Жидкость дымящая

    ся на воздухе

    Бесцветная

    фиолетовый

    Крас-ный

    Оран-жевый

    Красно – розо-вый

    Станция Индикаторная

    Краснею от кислоты, как от стыда

    Учащиеся под руководством учителя, наливают в пробирку кислоты, соблюдая правила техники безопасности. Самостоятельно определяют индикаторную среду H2SO4  и НСl и заполняют таблицу:

    1. Синий лакмус    кислота    краснеет
    2. Метиловый оранжевый кислота красно – розовый

    Эксперимент: выяснить отличаются ли соляная и серная кислоты от кислот, входящих в продукты питания.

    Учащиеся действуют на сок лимона, кефира индикатором (лакмус).

    Вывод: Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

    Станция «Стоп: красный свет!»

    Опыт: Растворение в воде концентрированной серной кислоты (демонстрация). При смешивании воды и серной кислоты выделяется много тепла. Если воду вливать в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с кислотой, начнет вскипать и выбросит брызги кислоты, от которых можно получить ожог.  

    Сначала вода, потом кислота,- Иначе будет беда!

    В случае попадания кислоты на кожу, следует промыть ее водой и 5 % раствором соды.

     При растворении серной кислоты нужно вливать ее тонкой струйкой в воду и перемешивать.

    Опыт: Большое пристрастие серной кислоты к воде выражается и в том, что она «жадно» отнимает воду, вещество при этом обугливается.

    Обугливание древесины, становится черной как сажа.

    Теперь понятно, почему опасно попадание кислоты на одежду и кожу человека.

    Рефлексия:

    Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли мне осуществить его. Чтобы оно запомнилось, ответьте на вопросы:

    1. Что хорошо запомнили?
    2. Что не понять до конца?
    3. В чем причина неусвоенного материала?

    Для домашнего изучения: § 20, № 2,3 (письменно).

                                         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок в 6 классе "Путешествие в Берлин"

    МОУ «СОШ с. Липовка  Духовницкий район»   Урок в 6 классе Учитель немецкого языка Малова И.М. + 2010 г Задачи Обр...

    Урок математики 5 класс "Путешествие на Луну"

    Сложение и вычитание смешанных чисел (закрепление) (5-й класс)   Тип урока: – урок – путешествие. Задачи урока: •    Образовательные: o    углубить изучение мат...

    Урок в 7 классе «Путешествие в мир треугольников»

    1 этап. Измерение сторон треугольника, вывод признаков равенства. 2 этап. Устная работа по готовым чертежам. 3 этап. Доказательство разрезной теоремы по принципу домино. 4 этап. Геометричес...

    Повторительно –обобщающий урок в 5 классе: «Путешествие в прошлое».

      Повторительно –обобщающий урок в 5 классе: «Путешествие в прошлое»....

    Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"

    Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"...

    Урок-игра (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»

    Материалы урока-игры (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»...