Разработка урока по теме "Алкены"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Разработка урока по теме "Алкены", с использованием технологии системно-деятельностного подхода. УМК Рудзитиса и Фельдмана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alkeny.docx | 26.22 КБ |
alkeny.pptx | 867.31 КБ |
test_samokontrolya_alkeny.pptx | 87.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в обучении химии.
Сценарий урока химии в 10 классе (базовый уровень)
Алкены (определение, строение молекул, гомологический ряд, изомерия)
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Целеполагание (5 мин.)
- Объявление темы урока
На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка.
«На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах - алканах.
Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами.
Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь?»
Анализируют имеющиеся факты, учащиеся выдвигают гипотезы, доказывают их.
Вещество – этилен.
Называют тему урока:
Алкены, - 1 слайд
«Согласно какому плану мы будем изучать данный класс веществ?»
Строение, номенклатура, изомерия.
- Сообщение целей и задач (сообщают исходя из сводной таблицы: общая формула, тип гибридизации, валентный угол, гомологи, номенклатура, изомерия). (регулятивные УУД) – 2 слайд
- Практическая деятельность учащихся
Определение алкенов.
«Согласно теории строения органических веществ Бутлерова, углерод в органических соединениях четырехвалентен. Объясните расположение связей в молекуле этилена». – слайд 3
(Фронтальная работа)
«Составьте формулы трёх ближайших гомологов этилена С2Н4, выведите общую формулу алкенов». – 4 слайд
Дают определение алкенам, исходя из наличия двойной связи м/у атомами углерода, общей формулы. Записывают в таблицу – 5 слайд
(групповая форма работы) – 10 минут
«С объектом изучения мы разобрались.
С помощью чего вы будите его изучать?»
«Какие источники информации мы имеем в данном учебном кабинете, на этом уроке?»
- Планирование
(учащиеся перечисляют источники информации, которые они могут использовать при рассмотрении данных вопросов):
- Интернет
- компьютерная программа
- учебник
- присутствующие учителя
Учитель акцентирует внимание на том, что они сидят в группах.
Дает задания:
В течение 10 минут каждая группа будет выполнять свое задание.
Далее один представитель от каждой группы познакомит нас с результатами, которые группа занесла в сравнительную таблицу органических веществ. В конце урока у каждой группы должна быть заполнена таблица полностью. (Определение алкенов, валентный угол, тип гибридизации, особенности химической связи, номенклатура гомологов, изомеры)
- Строение молекул.
Работа с компьютерной программой (познавательные УУД)
1 группа:
Рассмотрите строение молекулы этилена.
Укажите типы гибридизации атомов углерода при двойной и одинарной связи,
Укажите тип каждой из двойной связи, в зависимости от способа перекрывания электронных облаков, валентный угол.
Внести данные в таблицу.
- Номенклатура
Работа с учителями (коммуникативные УУД)
2 группа: (Продуктивное задание)
Изучая номенклатуру алкенов, определите число учителей химии в кабинете.
Дайте названия алкенам: СН3 – СН– СН = С – СН3
| |
CH3 С2H5
В чем отличие номенклатуры алкенов от номенклатуры алканов?
Заполните соответствующую графу таблицы примером названия следующего алкена:
- Изомерия (работа с интернетом)
3 группа:
Рассмотрите интернет ресурсы для выяснения видов изомерии алкенов. Заполните соответствующую графу таблицы.
На примере шаростержневых моделей молекул бутена-2 и этана объясните схему.
Объяснение результатов работы по 2 минуты – 6 минут
- Рефлексия - 5 мин.
Для того чтобы определиться с домашним заданием, необходимо ответить на вопросы теста.
Во время проверки, помечайте в своих тетрадях, какие вопросы вызвали у вас затруднения, чтобы дома обратить на них большее внимание.
Д/з 9 у. 5-9 с. 43 Учебник Рудзитис Химия 10 кл.
Сообщение «Зависимость химических свойств алкенов от строения их молекул»
Контроль знаний, пройденных на прошлом уроке (проводится в конце изучения текущей темы для того, чтобы учащиеся в течение урока повторили основные вопросы) – 5 минут.
Тестирование за компьютерами, кроме учащихся, которые уже работали за компьютером, для них вариант тестовой работы на бумажном носителе.
Источники информации
- Третьякова И. В. Использование системно-деятельностного подхода в обучении химии. Активная ссылка: http://do.gendocs.ru/docs/index-311247.html#7271667
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.
Приложение
Строение молекул.
1 группа: Рассмотрите строение молекулы этилена.
Укажите типы гибридизации атомов углерода при двойной и одинарной связи, валентный угол.
Укажите тип каждой из двойной связи, в зависимости от способа перекрывания электронных облаков (сигма или пи).
Внесите данные в таблицу.
Номенклатура
2 группа: Изучая номенклатуру алкенов, определите число учителей химии в кабинете.
Дайте названия алкенам: СН3 – СН– СН = С – СН3
| |
CH3 С2H5
В чем отличие номенклатуры алкенов от номенклатуры алканов?
Заполните соответствующую графу таблицы примером названия следующего алкена:
Изомерия (работа с Интернетом)
3 группа: Рассмотрите интернет ресурсы для выяснения видов изомерии алкенов. Заполните соответствующую графу таблицы.
На примере шаростержневых моделей молекул бутена-2 и этана объясните схему:
СН3 – СН– СН = С – СН3
| |
CH3 С2H5
СН3 – СН– СН = С – СН3
| |
CH3 С2H5
СН3 – СН– СН = С – СН3
| |
CH3 С2H5
СН3 – СН– СН = С – СН3
| |
CH3 С2H5
СН3 – СН– СН = С – СН3
| |
CH3 С2H5
Дифференцированные задания:
1. Дайте названия следующим углеводородам по систематической номенклатуре:
А) СН2 = С – СН2 – СН3
|
CH3
Б) СН3 – СН– СН = СН – СН3
|
CH3
2. Напишите структурные формулы следующих алкенов:
А) 3-метилпентен-1,
Б) 2-метил - 4-этилгексен-2,
В) 2,2-диметил-3-этилгептен-3
Для веществ под буквой А укажите тип гибридизации каждого атома углерода.
Дифференцированные задания:
1. Дайте названия следующим углеводородам по систематической номенклатуре:
А) СН2 = С – СН2 – СН3
|
CH3
Б) СН3 – СН– СН = СН – СН3
|
CH3
2. Напишите структурные формулы следующих алкенов:
А) 3-метилпентен-1,
Б) 2-метил - 4-этилгексен-2,
В) 2,2-диметил-3-этилгептен-3
Для веществ под буквой А укажите тип гибридизации каждого атома углерода.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План определение ; строение молекул ; гомологи ; изомеры ; номенклатура
Структурная формула молекулы этилена С2Н4 Н-С С-Н Н Н
Составьте формулы трёх гомологов этилена С 2 Н 4 С 3 Н 6 С 4 Н 8 С 5 Н 10 С nH2n
Алкены – ациклические углеводороды, в молекулах которых кроме одинарных связей содержится одна двойная связь между атомами углерода. Общая формула: С n H 2n
План определение ; строение молекул ; гомология ; изомерия ; номенклатура 1 группа 2 группа 3 группа
Сравнительная характеристика алканов и алкенов Характеристика Алканы Алкены Общая формула CnH2n+2 Тип гибридизации атомов углерода SP 3 Особенности связи σ Валентный угол 109 0 28 , CnH2n SP 3 , SP 2 σ π σ 120 0
Алканы Алкены Углеродного скелета Изомерия алканов и алкенов Углеродного скелета С=С-С-С-С С=С-С-С С Положения кратной связи С=С-С-С С-С=С-С Пространственная Межклассовая (с циклоалканами )
Алканы Алкены 3-метил,4-этилгексан 5-метилгексен-2 Номенклатура алканов и алкенов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Укажите общую формулу алкенов б) CnH2n а) CnH2n +2 в) CnH2n -2 г) CnH2n +1 Верно Не верно Не верно Не верно
Укажите формулы гомологов бутена а) СН 3 -СН=СН-СН 2- СН 2 -СН 2 -СН 3 б) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 3 в) С 6 Н 6 г) С 7 Н 14 Верно Не верно Верно Не верно
Укажите тип гибридизации электронных облаков атомов углерода при двойной связи SP 3 SP 2 SP Вы ошиблись Вы ошиблись Верно
Найдите формулы изомеров пентена-1 СН 2 =СН – СН 2 - СН 2 -СН 3 а) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 3 б) СН 3 -СН= СН-СН 3 в)СН 3 -СН =СН-СН 2 -СН 3 г) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 3 Не верно Не верно В ерно д) СН 2 =СН - СН-СН 3 СН 3 Не верно В ерно
Укажите название вещества СН 3 – СН=СН – СН – СН 2 – СН 3 С 2 Н 5 а) 3-этилгексен-4 Не верно б) 4-этилгексен-2 В ерно в) 4-этилгексен-3 Не верно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...