Технологическая карта урока по теме "Галогены" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Додина Надежда Леонидовна

Разработка технологической карты урока по теме "Галогены" 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:  Додина Надежда Леонидовна

Методическая разработка урока по теме «Галогены»

Цель урока:

    Актуализировать, расширить, углубить знания о строении, положении галогенов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Изучить  физические и химические  свойства галогенов,  познакомиться с применением. Подвести учащихся к осознанию практической значимости галогенов  в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть положение галогенов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенности строения атомов галогенов; повторить и обобщить сведения о ковалентной неполярной химической связи, изучить физические и химические свойства галогенов.

Развивающие: расширить кругозор учащихся о происхождении названий галогенов  их открытии; способствовать дальнейшему расширению у учащихся научных знаний, формировать научно-теоретическое мышление; способствовать развитию интереса к химии; способствовать развитию логического мышления.

Воспитательные: продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира; формирование умения учащихся работать самостоятельно, повышение мотивации к изучению химии.

Тип урока:  комбинированный.

Методы: обьяснительно - иллюстрационный, частично - поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, дидактический материал (Приложение 1,2).

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Учебно-методический комплекс

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат взаимодействия

Методы:

Средства:

Формы:

1.Организационный. Постановка цели и задач урока.

Словесный.

Эмоциональные.

Компьютерные материалы: презентация: слайд 1,2. 

Фронтальная

Приветствие учащихся. Организация внимания

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Полная готовность класса к уроку.

2.Активизация знаний учащихся.

Частично-поисковый.

Дидактический материал. Приложение 1.

Групповая.

 Предлагает учащимся прочитать «Оду галогенам и ответить на поставленные вопросы»

Учащиеся изучают незнакомый текст – стихотворение и отвечают на вопросы.

Активность познавательской деятельности на последующих этапах урока.

3.Обобщение рассмотренного материала. Изучение нового материала.

Словесно-наглядный. Диалоговая беседа.

Предметные: ПСХЭ.

Компьютерные материалы: презентация: слайд 3.

Фронтальная, индивидуальная

 Предлагает учащимся сделать выводы по прочитанному тексту, а затем записать строение атомов галогенов на доске.

Учащиеся называют  элементы – галогены, показывают их расположение в ПСХЭ., называют особенности строения их атомов, записывают строение атомов – галогенов и их электронные конфигурации на доске.

Названы элементы-галогены, определено их место в ПСХЭ, названы особенности их строения, записаны электронные конфигурации.

4.Проверка записей на доске.

Словесно-наглядный. Диалоговая беседа.

Компьютерные материалы: презентация: слайд 4.

Общеклассная

 Предлагает учащимся сравнить записи на доске с презентацией.

Учащиеся проверяют свои записи, дополняют их.

Сделан вывод об особенностях строения галогенов.

5. Изучение вопроса о происхождении названий галогенов  их открытии, физических свойствах, нахождении в природе.

Практический анализ.

Словесный.

Работа с текстом учебника.

Компьютерные материалы: презентация: слайд 5-15. Учебник: параграф «Галогены».

Индивидуальная, общеклассная.

 Предлагает учащимся заполнить таблицу. Приложение 2.

Учащиеся работают с учебником, презентацией и заполняют таблицу.

Ответ  на поставленные вопросы обобщен в виде таблицы.

6.Изучение химических свойств галогенов.

Словесно-наглядный. Диалоговая беседа.

Компьютерные материалы: презентация: слайд16-17.

Общеклассная.

1.Предлагает учащимся назвать возможные свойства простых веществ галогенов, на основе ранее изученного материала.

2.Сравненить названные свойства с презентацией.

1.Делают свои предположения о свойствах галогенов.

2.Смотрят презентацию, сравнивают, делают записи о химических свойствах галогенов.

Углубление и расширение знаний о химических свойствах галогенов.

7. Изучение вопроса о применении галогенов и их биологической роли в жизни человека.

Словесно-наглядный. Диалоговая беседа.

Компьютерные материалы: презентация: слайд18-21.

Дидактический материал. Приложение 1.

Общеклассная, групповая.

Используя презентацию, рассказывает о применении галогенов и их биологическом значении, обращая внимание учащихся на прочитанное ранее стихотворение.

Слушают учителя, смотрят слайды презентации, еще раз исследуют стихотворение.

Углубление и расширение знаний о применении и биологической роли галогенов.

8.Изучение вопроса о получении галогенов.

Словесно-наглядный. Диалоговая беседа.

Компьютерные материалы: презентация: слайд22.

Общеклассная.

Используя презентацию, рассказывает о получении галогенов

Слушают учителя, смотрят слайды презентации.

Углубление и расширение знаний о получении галогенов.

9.Контроль уровня понимания.

Графический диктант.

Компьютерные материалы: презентация: слайд23.

Индивидуальная, Фронтальная.

1.Предлагает выполнить графический диктант, пересев по одному за парту.

2.Совместная проверка диктанта.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Проверяют выполнение диктанта.

Выявлен уровень усвоения нового материала.

10.Подведение итогов.

Словесно-наглядный.

Эмоциональные. Аналитические.

Фронтальная.

Обобщает итог урока.

Учащиеся формулируют выводы о том, что нового узнали на уроке.

Подведен итог. Выявлен уровень усвоения нового.

11.Домашнее задание.

Словесно-наглядный.

Творческо-интеллектуальный.

Общеклассная.

Сообщает домашнее задание: п. – учить, заполнить таблицу, последние 2 колонки, записи учить, к уравнениям составить окислительно-востановительный баланс. Составить задачу по любому уравнению и решить ее.

Слушают и фиксируют домашнее задание в дневнике.

Правильность выполнения домашнего задания.

Приложение 1.

(Автор: учащийся школы № 172)

Ода  Галогенам.

Вы, вещества, которым есть названье – галогены!

И цвет, и запах разный у вас;

Вас четверо всего, четверка неметаллов!

Не в силах вам металлы противостоять!

Хлорид, фторид, бромид, иодид –

Соединения ваши стойки.

Один из вас – правитель, но не только, к тому же он и повелитель.

Фтор – светло-желтый, резкий газ,

Температура плюс – тебе ничто.

О, сильный окислитель, сам Кислород тебе слуга.

А воду в гневе ты сожжешь дотла.

О мощь, о, сила, повелитель!

И с водородом дружишь ты,

НF  может плавить и стекло,

Столь ненавистное тебе.

Металл для этой кислоты – ничто.

Твой брат, твой друг, твой ученик:

Хлор – желто-зеленый газ.

И резок, и удушлив запах твой.

Температуру минус любишь ты.

Железо, цинк, сурьму и алюминий с теплом встречаешь ты всегда;

НСI – о, кислота, велика ты сила!

Ты свет и тьма,

Ты смерть и жизнь,

И изобилие твое смертельно для живого.

Приемником ты выбрал Бром.

О, хитрый Бром, коварный Бром!

Ты любишь все температуры:

От минуса до плюса. Имеешь силу ты и власть.

В отличие от всех не газ, а жидкость ты.

Не тускл, не светел облик твой.

Имеешь цвет ты необычный;

Лик твой не черный и не белый,

Не желто-зеленый и светло-желтый,

А буровато-коричневый.

Имеешь силу ты и мощь,

Над человеком власть ты знаешь;

В морях, раскинув рукава,

Целебной пищей нас одаришь,

В состав морского воздуха войдешь.

Ты не простак, наука – техника тебе

Как мать родная, а серебро – отец.

Не в силах противостоять ты свету

В родном чудесном же кругу,

Но тьма твой друг, спасет тебя она неоднократно,

Даст силы противостоять врагу.

Бром! О, великий повелитель,

Тебя бы не было и что?

Все человечество обречено.

Руководишь ты самым главным в человеке –

Мозгом и ЦНС.

Ты признаешь не только мир животных,

Растения почитаешь тоже ты;

Не только ты, но и сосед твой Йод

Дает нам силу к жизни.

О, Йод, имеешь цвет ты необычный,

Столь необычный, что придумать и нельзя:

Какой же? – Черно-фиолетовый;

На мантии своей ты поместил

Одно из свойств металлов –

Знакомый блеск!

Металлам твой почет оправдан,

Но держишь ты их всех в узде.

В отличие от своих собратьев,

Не газ, не жидкость ты,

А значит, тверд, как камень.

Температура минус чужда тебе,

Ты любишь только плюс, о, да!

И резок запах твой всегда,

Но не зловонен и удушлив он,

Как, например, у Брома с Хлором.

В друзья ты воду взял, про галогены не забыл.

Как Бром, ты знаешь человека,

И контролируешь его:

Биенье сердца, аппетит, пищеварение, темперамент человека.

Повелеваешь же не только этим ты:

Движенье мускулов, работа мозга, гормоны щитовидной железы.

Лекарства на твоей основе

Тот человек и изобрел.

И, как щитом, ты преградишь недугу в раз  дорогу.

И возликует человек.

О, галогены, вы друзья для нас,

Одновременно и враги.

Как знать, ведь все зависит от того,

Как человек распорядится вами!

Решать ему, кто друг, а кто и враг!

Вы вещества, которым есть название галогены.

Цвет, запах резкий же у вас;

Вас четверо всего, но вы же неметаллы!

Никто не сможет вам противостоять!

И возликует человек.

О, галогены, вы друзья для нас,

Одновременно и враги.

Как знать, ведь все зависит от того,

Как человек распорядится вами!

Решать ему, кто друг, а кто и враг!

Вы вещества, которым есть название галогены.

Цвет, запах, резкий же у вас;

Вас четверо всего, но вы же неметаллы!

Никто не сможет вам противостоять!

Вы долго слушали о галогенах мой рассказ.

Теперь хочу спросить у вас:

Их место жительства в таблице Менделеева  вы найдите

И про строение намекните.

                                   

Приложение 2

Галоген

Происхождение названия:

История открытия:

Физические свойства:

Применение:

Биологическая роль:

Фтор (F2)

Хлор(CI2)

Бром(Br2)

Иод(I2)

 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Галогены

Слайд 2

Содержание: 1. Нахождение в периодической системе. 2. Строение атома, изменение свойств. 3. История открытия, физические свойства. 4. Природные соединения. 5. Химические свойства. 6. Применение. 7. Биологическая роль. 8. Получение. 9. Заключение. 10. Литература.

Слайд 3

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Группы элементов I III II VIII IV V VI VII II I III VII VI V IV 2 1 3 4 5 6 7 10 Li Литий 3 6,9 39 Периоды Ряды K Калий 19 39.102 Na Натрий 11 22,9898 Cu Медь 29 63.54 6 В Бор 5 10 .811 Ne Неон 1 0 20,18 Be Вериллий 4 9 ,012 Ca Кальций 20 40,08 Ag Серебро 47 107.868 Ra Радий 88 [ 226 ] La Лантан 57 138.81 Al Алюминий 13 26,9815 O Кислород 8 15 .996 N Азот 7 14.0 067 Ge Германий 32 72.59 C Углерод 6 12,011 F фтор 9 18.9984 Br Бром 35 79.904 H Водород 1 1.00797 Se Селен 34 78.96 I Иод 53 126.904 Cl Хлор 1 7 35,453 As Мышьяк 33 74.9216 He Гелий 2 4,003 Ar Аргон 1 8 39,948 Xe Ксенон 54 131,3 Kr Криптон 36 83,8 Te Теллур 52 127.60 Fe Железо 26 55.847 Mg Магний 1 2 24,312 S Сера 1 6 32,064 P Фосфор 1 5 30,9738 Si Кремний 1 4 28,086 Ti Титан 22 47.90 Mo Молибден 42 95.94 T с Технеций 4 3 99 V Ванадий 2 3 50.942 Cr Хром 24 51.996 Mn Марганец 25 54.938 S с Скандий 21 44.956 Ga Галлий 31 69.72 Re Рений 75 186.2 Rh Родий 45 102.905 Ir Иридий 77 192.2 Ru Рутений 44 101.07 Os Осмий 76 190.2 Pt Платина 78 195.09 Pd Палладий 46 106.4 At Астат 85 210 Rn Радон 8 6 [22 2 ] Mt Мейтнерий 109 [ 266 ] Hs Хассий 108 [ 265 ] Ba Барий 56 137.34 Sr Стронций 38 87.62 Rb Рубидий 37 85.47 In Индий 49 114 .82 Cs Цезий 55 132.905 Fr Франций 87 [ 223 ] 9 8 Zn Цинк 30 65 . 37 W Вольфрам 74 183.85 Po Полоний 84 208.982 Zr Цирконий 40 91.224 Nb Ниобий 41 92.906 Ta Тантал 73 180.9479 Cd Кадмий 48 112.41 Sb Сурьма 51 121.75 Hf Гафний 72 178.49 Sn Олово 50 118.71 Pb Свинец 82 207.2 Bi Висмут 83 208.98 Co Кобальт 27 58.933 Ni Никель 28 58.71 Y Иттрий 39 88.9059 Au Золото 79 196.966 Tl Таллий 81 204.383 Hg Ртуть 80 200.59 Ac Актиний 89 227.028 Bh Борий 107 [ 262 ] Sg Сиборгий 106 [ 263 ] Db Дубний 105 [ 262 ] Rf Резерфордий 104 [ 261 ]

Слайд 5

Фтор —(от др .-греч . θόρος «разрушение , порча, вред ») 18,998 9 7 2 Был открыт в 1886г французским химиком Анри Муассаном , который был удостоен за это Нобелевской премии. Это зеленовато-желтый газ, немного тяжелее воздуха, с характерным запахом и необыкновенной химической активностью. Ни один из химических элементов не принес химикам столько трагических событий , как фтор.

Слайд 6

35,453 17 7 82 Хлор (от греч. χλωρός — «зелёный») Хлор был открыт шведским химиком Карлом Шееле в 1774 г. Газ желто-зеленого цвета с резким запахом Я довит В 2,5 раза тяжелее воздуха В 1 объеме воды при 20 °С растворяется около 2 объемов хлора

Слайд 7

79,9 35 7 188 2 Бром (от др.-греч. β ρῶμος «вонючка», «вонючий ») При нормальных условиях — тяжёлая едкая жидкость красно-бурого цвета с сильным неприятным запахом. Единственный неметалл, жидкий при комнатной температуре, Пары брома имеют желто-бурый цвет При температуре –7,25° C бром затвердевает, превращаясь в красно-коричневые игольчатые кристаллы со слабым металлическим блеском

Слайд 8

Ио́д ( йод ; от др.-греч. ἰώδης — «фиалковый (фиолетовый)») Открыт в 1811 г. Куртуа в золе морских водорослей, а с 1815 г. Гей-Люссак стал рассматривать его как химический элемент. В парообразное состояние переходит при комнатной t°, не плавясь (сублимация ) Пары - фиолетового цвета Известны 37 изотопов й ода с массовыми числами от 108 до 144 12 6,9 53 7 18 188 2

Слайд 9

Нахождение в природе В природе встречаются следующие стабильные изотопы галогенов: фтора - 19 F, хлора - 35 Cl и 37 Cl, брома - 79 Br и 81 Br, й ода - 127 I . Галогены в природе находятся только в виде соединений, причем в состав этих соединений галогены входят (за редчайшим исключением) только в степени окисления -1.

Слайд 10

Фтор Фтор встречается исключительно в виде солей, рассеянных по различным горным породам. Общее содержание фтора в земной коре составляет 0,02% атомов .

Слайд 11

хлор Важнейшим природным соединением хлора является хлорид натрия ( галит ), который служит основным сырьем для получения других соединений хлора. Главная масса хлорида натрия находится в воде морей и океанов. Воды многих озер также содержат значительное количество NaCl – таковы, например озера Эльтон и Баскунчак.

Слайд 12

Бром Бром встречается в природе в виде солей натрия и калия вместе с солями хлора, а также в воде соленых озер и морей. Бромиды металлов содержатся в морской воде. В подземных буровых водах, имеющих промышленное значение, содержание брома составляет от 170 до700мг/л. Австралийский эмболит — Ag(Cl, Br)

Слайд 13

йод Соединения йода имеются в морской воде, но в столь малых количествах, что непосредственное выделение их из воды очень затруднительно. Однако существуют некоторые водоросли, которые накапливают йод в своих тканях, например ламинарии. Зола этих водорослей служит сырьем для получения йода. Значительное количество йода (от 10 до 50мг/л) содержатся в подземных буровых водах.

Слайд 14

Соединения Фтора CaF 2 - плавиковый шпат Na 2 AlF 6 - криолит Ca 5 F(PO 4 ) 3 - фторапатит

Слайд 15

Соединения Хлора KCl *NaCl - сильвинит K С l - сильвин MgCl 2 * KCl *6H 2 O - карналлит

Слайд 16

Химические свойства галогенов Взаимодействие с простыми веществами: С кислородом, азотом, углеродом галогены не реагируют Взаимодействие с металлами: 2М+ Г 2  2МГ (галогениды) 2 Na+Cl 2  2NaCl ( хлорид натрия ) 3. Взаимодействие с некоторыми менее электроотрицательными неметаллами: а) С фосфором: 3Cl 2 +2P t °  2PCl 3 - Хлорид фосфора (III) б) С серой: Cl 2 +S t °  SCl 2 - Хлорид серы (II) 2Cl 2 +S t°  SCl 4 - Хлорид серы (I V ) 4. Взаимодействие с водородом: H 2 + Г 2  2НГ ( галогеноводород ) HF – жидкость HCl Сила кислот HBr Газы + H2O  Галогеноводородные кислоты увеличивается HI

Слайд 17

Взаимодействие со сложными веществами: Взаимодействия со щелочами: а) На холоду: Cl2+2KOH холод  KCl+KClO+H 2 O ( гипохлорит калия ) б) при нагревании: 3 Cl 2 +6KOH t°  5KCl+KClO 3 + 3 H 2 O 2. Взаимодействие с углеводородами: CH 4 +Cl 2 свет  CH 3 Cl+HCl C 6 H 6 +Cl 2 AlCl 3  C 6 H 5 Cl+HCl Вытеснительная активность галогенов по отношению друг к другу: Каждый предыдущий (по группе в ПС) вытесняет последующий 2 KBr+ Cl 2 = 2KCl+ Br 2 KCl+Br 2 2 K I + Br 2 = 2KBr+ I 2 KBr+I 2 Метан Бензол

Слайд 18

Фторированные углеводороды (напр. перфтордекалин ) применяются в медицине как кровезаменители. Существует множество лекарств, содержащих фтор в структуре В качестве: Окислителя ракетного топлива Электролита для получения алюминия электролизом И спользуется для получения: - Фреонов — широко распространенных хладагентов Тефлона В технике: В медицине: Применение Фтора

Слайд 19

- Лекарственные препараты - Хлорирование органических веществ - Получение неорганических хлоридов - Производство HCl - Получение брома , йода - Органические растворители - Дезинфекция воды В Производстве: В медицине: Применение хлора

Слайд 20

- 5 % спиртовой раствор йода используется для дезинфекции кожи вокруг повреждения - В рентгенологических и томографических исследованиях применяются йодсодержащие контрастные препараты - Галогенная лампа — лампа накаливания, в баллон которой добавлены пары галогенов (брома или йода) - Лазерный термоядерный синтез - иодорганические соединения применяются для производства сверхмощных газовых лазеров на возбужденных атомах В технике: В медицине: Применение йода

Слайд 21

Биологическое значение Фтор: Зубы Кости Хлор: Кровь Желудочный сок Бром: Регуляция нервных процессов Йод: Регуляция обмена веществ

Слайд 22

Получение Хлора: Лабораторные способы: 4 HCl+MnO 2  MnCl 2 +Cl 2 +2H 2 O 2KMnO 4 +16HCl  2MnCl 2 +5Cl 2 +2KCl+8H 2 O Промышленные способы: 2 NaCl электролиз  2 Na+Cl2 2 NaCl+2H2O электролиз  Cl2 +H2 +2NaOH Брома: 2 NaBr+Cl 2  Br 2 +2NaCl 2NaBr+MnO 2 + 2H 2 SO 4  Br 2 +MnSo 4 +NaSo 4 +2H 2 O Фтора: C использованием реакции во фтороводородном растворе K 2 MnF 6 и SbF 5 при 150 ° C: 2K 2 MnF 6 +4SbF 5  4KSbF 6 +2MnF 3 +F 2 Расплав Раствор

Слайд 23

Графический диктант 1 вариант – хлор, 2 вариант – йод: 1. На внешнем уровне 2 неспаренных электрона; 2. Это жидкость буроватого цвета; 3. Способен к сублимации; 4. Может вытеснять менее активные галогены из растворов солей; 5. Относится к S – элементам; 6. Расположен в третьем периоде; 7. В переводе с греческого означает «Вонючий» 8. Может взаимодействовать со щелочами; 9.Важнейшее природное соединение – галит . 10.Высшая степень окисления равна +7; 11. Участвует в регуляции обмена веществ. 12. Ламинарии накапливают его в своих тканях.

Слайд 24

Заключение: В нашей презентации мы хотели вам рассказать об элементах – галогенах, показать их строение, рассказать о наиболее важных свойствах, природных соединениях галогенов, способах получения, истории открытия.

Слайд 25

Информационные ресурсы: 1. О.С. Габриелян «Химия – 9», М., «Дрофа». 2. Н.В. Манкевич «Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах», Минск, «Современная школа», 2009г. 3. «Наглядное пособие для интерактивных досок. Химия. Неметаллы», ООО «Экзамен – Медиа». 4 . www.myshared.ru/slide/421911/ 5. www.uchportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....