Методическая разработка к уроку химии в 10 классе на тему "Аминокислоты. Пептидная связь и полипептиды".
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Харанова Ольга Ивановна

Методическая разработка к уроку химии в 10 классе на тему "Аминокислоты. Пептидная связь и полипептиды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок 10 класс35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  химии  в  10 классе                                      на тему: «Аминокислоты. Пептидная связь и полипептиды».

(Линия УМК по химии 10 – 11 класс  О.С.Габриелян)

Урок № 46.

Предмет: химия.

Класс: 10

Тема урока: Аминокислоты. Пептидная связь и полипептиды.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы:  фронтальная, групповая, индивидуальная, учебное исследование.

Технологии, используемые при проведении урока:

               1. Технология проблемного обучения.

2. Технология уровневой дифференциации.

3. Здоровьесберегающие технологии.

4. Информационно-коммуникационные.

Цель урока: сформировать знания об аминокислотах как органических амфотерных соединениях и разновидности химической связи – пептидная связь.

Задачи урока:

Обучающие: 

–  дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях;
– рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру;

– дать определение пептидной связи, пептидам и полипептидам;
– изучить основные способы получения и применения аминокислот;
–   изучить практическую значимость аминокислот для человека.

Развивающие:

– формировать и совершенствовать умения практической работы с  химическими

   реактивами в ходе учебного эксперимента;

– продолжить формирование навыков работы в группе;

–  развивать общеучебные и метапредметные умения и навыки, прививая интерес

    к химии, как учебному предмету.

Воспитывающие:

содействовать формированию: мировоззренческих идей о единстве мира, о взаимосвязи живой и неживой природы на примере состава аминокислот и демонстрации действия закона диалектики единства и борьбы противоположностей через биологическое значение аминокислот;

 Оборудование и реактивы: модель молекулы глицина, магнитная доска, магниты, растворы аминоуксусной кислоты, лакмуса, гидроксида натрия  и соляной кислоты, демонстрационные пробирки,

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Основные понятия, изучаемые на уроке: аминокислоты, амфотерные органические соединения, оптические изомеры – L - и D – аминокислоты, аминокислоты природные и синтетические, незаменимые аминокислоты, пептидная связь, пептиды и полипептиды.

Межпредметные связи:  биология, история.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

    – Распределение по группам.

    – Знакомство с материалами для урока.

II. Изучение темы урока.

     Фронтальная беседа.

Учитель: В 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Какой тип реакций протекал при этом?

Ученик: Очевидно, реакции гидролиза, катализируемые сильной кислотой.

Учитель: Это вещество получило название гликокол, оно долгое время считалось «родственником» углеводов, пока в 1838г. голландский химик Г. Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э. Хорсфорд установил формулу вещества. . . . .

состав этого вещества выражается следующим соотношением: 46, 7% углерода, 8, 7 % водорода, 31% кислорода и 13, 6% азота. Попробуйте и вы вывести формулу этого вещества.

Решение задачи.

Ответ: C2H5O2N.

Учитель: Составьте структурную формулу вещества, используя подсказку:

Подсказка:

При взаимодействии 2 моль этого вещества с активным металлом выделяется 1 моль водорода. Какие свойства проявляет данное вещество?

Ответ: Это вещество проявляет основные свойства.

     Учитель: Согласно теории строения органических соединений Бутлерова составьте структурную формулу этого вещества.

Ученики: NH2 – CH2 – COOH

     Учитель: Назовите вещество по систематической номенклатуре: 2 - амино - этановая кислота или 2 - аминоуксусная кислота.

     1. Сколько функциональных групп в составе этого вещества?

     2. Назовите эти группы ( - NH2 – амино, - COOH - карбоксильная, кислоты)

     3. Как назвать новый класс веществ? (Аминокислоты).

     4. В каких еще известных вам веществах есть 2 функциональные  группы? (Углеводы).

     5. Дайте определение нового класса веществ (самостоятельно)

Используя условия задачи, выведем общую формулу аминокислот:

NH2 – CH – COOH

  |

  R

     6. Исходя из общей формулы, выведите названия кислот по систематической номенклатуре.

     7. Наш организм - очень сложная система, которая работает даже в состоянии покоя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима 21 аминокислота. Организм способен самостоятельно синтезировать 12 кислот, а 9 - не синтезируется.

Аминокислоты классифицируют по происхождению, в связи с чем их делят на: природные и синтетические.

 Природные

 Их около 150, они были обнаружены в живых организмах, около 20 из них входят в состав белков. Половина этих аминокислот – незаменимые (не синтезируются в организме человека), поступают с пищей.

Синтетические

 Получают кислотным гидролизом белков, либо из карбоновых кислот, воздействуя на них галогеном, а затем аммиаком.

Переходим к изучению свойств аминокислот. 
Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие - сладкие (слайд).
Химические свойства аминокислот рассмотрим, работая в группах. Необходимо провести опыты и объяснить их протекание всему классу. Записать химические уравнения на доске и в тетрадях.

Работа в группах:
Все учащиеся имеют на столах данную карту работы.

1 группа

2 группа

3 группа

Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами

Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами

Испытание раствора аминокислоты индикатором

На предметное стекло поместите 1-3 капли соляной кислоты и метилоранжа до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси

На предметное стекло поместите 1-3 капли гидроксида натрия и фенолфталеина до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения окраски реакционной смеси

На предметное стекло поместите 1-3 капли раствора глицина и добавьте метилоранж до изменения окраски

Объясните происходящие изменения. Сделайте вывод

Почему произошло обесцвечивание раствора?

Что наблюдаете?

Вопросы для класса: 
- Как называются вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами?
- Запишите уравнения взаимодействия глицина с соляной кислотой и гидроксидом натрия. (два ученика делают запись у доски, дальнейший контроль по слайду презентации к уроку)

1) Реакции с растворами кислот:

NH2CH2COOH + HCl   →https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=t9n-9b76s8uu31iu87e8rk7k8na0xsw510tbpdr711aw8b850xbm6xkhaj14wyuoqrqaueqqlxcii8av2dhsqpnzqsadq1l2hez1aeu&name=result_html_36d859da.gif(NH3CH2COOH)Cl

2) Реакции с растворами щелочей:

NH2CH2COOH + NaOH  → https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=t9n-9b76s8uu31iu87e8rk7k8na0xsw510tbpdr711aw8b850xbm6xkhaj14wyuoqrqaueqqlxcii8av2dhsqpnzqsadq1l2hez1aeu&name=result_html_36d859da.gifNH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия)

Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.

3) Запишите самостоятельно реакцию 
горения аминоуксусной кислоты, уравняйте, проверьте в парах (взаимопроверка).
4NH
2CH2COOH + 13O2   https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=t9n-9b76s8uu31iu87e8rk7k8na0xsw510tbpdr711aw8b850xbm6xkhaj14wyuoqrqaueqqlxcii8av2dhsqpnzqsadq1l2hez1aeu&name=result_html_36d859da.gif8CO2 + 10H2O + 2N2

4) Реакцию поликонденсации аминокислот рассмотрим по учебнику.
Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами. Полиамиды 
https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=t9n-9b76s8uu31iu87e8rk7k8na0xsw510tbpdr711aw8b850xbm6xkhaj14wyuoqrqaueqqlxcii8av2dhsqpnzqsadq1l2hez1aeu&name=result_html_m37bf5709.gif-аминокислот называются пептидами. В зависимости от числа остатков аминокислот различают дипептиды, трипептиды, полипептиды. В таких соединениях группы —CO—NH— называют пептидными группами, а связь C—N - пептидной связью.

Учитель: Общая формула молекул аминокислот - NH2—R—COOH, где R - двухвалентный радикал. В твердом состоянии и частично в растворах аминокислоты представляют собой "внутренние соли", то есть состоят из биполярных ионов +NH3—R—COO-, образующихся при обратимом переносе протона (H+) от карбоксильной группы к аминогруппе.

III. Закрепление темы урока.

1. Решение заданий с последующей взаимопроверкой.

1) Написать общую формулу аминокислот

2) Выбрать функциональные группы характерные для аминокислот

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56f0336eb8e63/konspiekt-uroka-aminokisloty-tiekhnologhiia-kolliektivnykh-sposobov-obuchieniia_1.png

3) Назвать аминокислоты

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56f0336eb8e63/konspiekt-uroka-aminokisloty-tiekhnologhiia-kolliektivnykh-sposobov-obuchieniia_2.png

4) Какую реакцию среды будет иметь аминокислота

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56f0336eb8e63/konspiekt-uroka-aminokisloty-tiekhnologhiia-kolliektivnykh-sposobov-obuchieniia_3.png

5) Почему аминокислоты называются амфотерными органическими соединениями.

IV. Итог работы.

     Подведение итогов работы. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

     § 17 страница 134 упражнения 1- 4 (устно), 8 (письмено).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка темы Введение. Химия. 8 класс (+урок)

Методическая разработка содержит: планирование темы  "Введение" в 8 классе;  планируемые результаты обучения (предметные,  метапредметные и личностные); методическое обеспечение учителя...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.

Презентация  к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".

Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Алюминий"

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Алюминий"...

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Алюминий" (Презентация)

Презентация к методической разработке урока химии в 9 классе на тему "Алюминий"...

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Понятие об электролитической диссоциации".

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему"Понятие об электролитической диссоциации"....