Разработка урока
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Харченко Людмила Витальевна

Конспект урока по теме "Периодическая система Д.И.Менделеева" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда

Разработка урока по теме:

«Презентация периодического закона»

                                        Работа учителя химии

                                                           Харченко Людмилы Витальевны

                                                                   Высшая квалификационная категория

г. Зерноград

2016

Тема урока: Презентация периодического закона

Цель урока:

  • Систематизировать и обощить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов.
  • Показать, как много сделал Д.И.Менделеев для химической науки, научно-технического прогресса;
  • Раскрыть перед учащимися заветы Д.И.Менделеева;
  • Выявить некоторые черты характера Д.И.Менделеева как человека, а не только учёного.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, настольные периодические              таблицы.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Высвечивается слайд 1 (тема урока)

II. Учитель

Мы начинаем наш урок, посвященный 140-летию открытия периодического закона и 175 –летию Д.И.Менделееву со дня рождения. В книгу истории развития человеческих знаний вписано немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Величие его научного подвига не меркнет со временем, его слава продолжает расти.

Слайд 2 (цели урока)

На фоне слайда 3 ученица читает стихотворение

Ученица:                         Мир сложен.

                Он полон событий, сомнений.

И тайн бесконечных, и смелых догадок

Как чудо Природы,

Является гений

И в хаосе этом

Находит порядок…

Весь мир большой:

Жара и стужа,

Планет круженье, свет зари - всё то,

Что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

Найдется ль правило простое,

Что целый мир объединит?

Таблицу Менделеев строит, природы строит алфавит.

III. 1.Блиц-опрос:

?Что называют периодом?

? Каков физический смысл номера периода?

? Каков смысл порядкового номера?

?Что называют группой элементов?

? На какие подгруппы делят группы?

? Почему объединены в одно семейство щелочные металлы? Галогены? Инертные       газы?

2.Задание:

Дайте характеристику элементов  №16  вариант 1, №14 вариант 2 по алгоритму (алгоритм имеется на столах)

Алгоритм характеристики элемента

1. химический символ элемента.

2. Положение элемента в Периодической системе (номер периода и ряда, номер группы, подгруппы).

3. Заряд и состав ядра атома.

4. Электронное строение атома (распределение электронов по энергетическим уровням, электронная формула).

5. Характер свойств простого вещества (неметалл, металл).

6. Формула высшего оксида, характер его свойств.

7. Формула высшего гидроксида, характер его свойств.

8. Формула газообразного водородного соединения (для неметаллов).

3.Викторина  (Слайд 6)

  • ? Чем знаменит Тобольск – родина Д.И. Менделеева?

(В конце 30-х гг. XIX в. Тобольск стал крупным местом поселения декабристов. Среди них были музыканты, поэты, художники,  например А.М.Муравьев, М.А.Фонвизин, И.А.Анненков. Декабристы принимали активное участие в общественной и культурной жизни города.)

  • ? Сколько детей было в семье Менделеевых?

(Семья была многочисленной. Митя был семнадцатым ребёнком, «последышем», как называл он себя. Восемь детей умерли в младенчестве.)

  • Всем известна сказка «Конёк-горбунок». Её написал учитель гимназии, в которой учился Д.И.Менделеев. Назовите автора сказки.

( Пётр Павлович Ершов. Именно он вручал Дмитрию Ивановичу аттестат об окончании гимназии. В 1850 г. Д.И.Менделеев подал прошение о зачислении в главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. В августе он был зачислен студентом на физико-математический факультет).

  • ? Кого из своих учителей Д.И.Менделеев называл дедушкой русской химии?

(Дедушкой русской химии Менделеев называл своего учителя профессора химии Александра Абрамовича Воскресенского. Именно он привлекал Менделеева к участию в своих научно-исследовательских работах).

  • ?Сколько было лет Д.И.Менделееву в свободное от науки время?

(В год открытия закона ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был уже профессором химии Петербургского университета, автором многих учебников).

        ? Чем любил заниматься Д.И.Менделеев в свободное от науки время?

( Учёный любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготавливать чемоданы. Припасы для этих работ Менделеев закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услыхал за спиной вопрос одного из покупателей: «Кто этот почтенный гражданин?» «Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик.- Это чемоданных дел мастер Менделеев».)

  • ?В стихотворении В.Маяковского «Разговор с фининспектотором о поэзии» упоминается элемент, предсказанный Д.И.Менделеевым. Назовите его?

(Радий. «Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды».)

  • ? Какое отношение к Д.И.Менделееву имел известный русский поэт Александр Блок?

(Блок был женат на дочери учёного – Любови Дмитриевне Менделеевой. «Твой папа, вот он какой: он давно всё знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное, оно происходит от гениальности…») (из письма А.Блока к жене).

  • ? В августе 1903 г. Д.И.Менделеев писал, что нёс «три службы Родине». Что он имел в виду?

(Первая служба Родине – на поприще научном.

Вторая служба – на ниве просвещения.

Третья служба – на пользу роста русской промышленности. «Чего только я не делал в своей жизни. Начав (1855) с учительства в симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и науке…»).

4.Тестовое задание

1. IVА группу периодической системы возглавляет элемент

а) селен                        в) титан

б) углерод                        г) кремний

2. Валентность атома кальция равна

а) I                                в) III

в) II                                г) V

3. Наибольший радиус атома у атома

а) Na                                в) K

б)Rb                                г)Cs

4. Соединения образуют химические элементы группы

а) IА                                в) VВ

б) IIВ                                г) VIА

5. Место химического элемента в периодической системе определяется

а) числом электронов на внешнем энергетическом уровне атома

б) числом нейтронов в ядре атома

в) зарядом ядра атома

г) Массой атома

6. Число электронов на внешнем энергетическом уровне в атоме химического элемента с порядковым номеров 11 равно

а) 1                        б) 5                   в) 6                        г) 7

7. Число энергетических уровней в атоме фосфора равно

а) 15                б) 31                в) 3                г) 5

8. Период – это

а) вертикальный ряд элементов

б) горизонтальный ряд, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом

Задания творческого характера

1. Напишите не менее шести формул солей, в состав которых входят только элементы второго периода

2. Пользуясь периодической системой химических элементов, составьте формулы известных вам водородных соединений, которые представляют собой газы легче воздуха.

IV. Заключение

Слайд 7 Именем Менделеева названы

Ученица:

Юбилею Д. И. Менделеева

Великий химик Дмитрий Менделеев —

Он и учёный-энциклопедист.

Научный путь, по воле провиденья

Открытий полный, ясен, но тернист...

Он химик, физик, астроном, геолог,

Воздухоплаватель, нефтяник, педагог,

Экономист, метрист, метеоролог,

Пороховщик, технологи пророк

Открытий многих новых элементов.

Ещё не зная атомов состав,

Он предсказать сумел, что есть в них нечто -

И в этом тоже оказался прав.

Мы сквозь могучую систему элементов

Увидеть можем атома ядро,

И дальше, дальше в микромира бездну

Проникнуть нам теперь уже дано.

Талантливый трудолюбивый гений

Три службы Родине на благо нёс:

Наука — первая, вторая — просвещенье

И, наконец, основы производств.

Весь мир сегодня чтит с благоговеньем Вас, незабвенный Дмитрий Менделеев!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...