Главные вкладки

    Конспект урока "Сероводород. Сульфиды"
    план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

    Мосиенко Екатерина Петровна

    «… Тогда услышал я (о, диво!) запах скверный,

    Как будто тухлое разбилося яйцо»...                                                    А. С. Пушкин

     

    На уроке учитель обобщает и систематизирует  знания учащихся, полученные в процессе работы, оценивает деятельность учащихся на уроке, организует беседу  по инструктивной карте, по слайдам и опытам, создает проблемные ситуации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_serovodorod.docx49.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Мосиенко Екатерина Петровна,

     учитель химии и биологии

    МБОУ «Табатская СОШ»

    Бейского района Республики Хакасия.

    Урок: Сероводород. Сульфиды

    Класс -  9.

    Познать истину – значит понять сущее.

    Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри.

    Н.А.Бердяев.

    Цели урока:

    • Научить устанавливать зависимость физических свойств от вида химической связи и типа кристаллической решетки.
    • Сформировать знания о химических свойствах сероводорода, сульфидов.
    • Отработать навыки записи уравнений.
    • Совершенствовать умение отражать сущность окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
    • Закрепить понятия процессов окисления, восстановления, понятий «окислитель»,  «восстановитель».
    • Отметить  физиологическое действие сероводорода на живые организмы,

    Планируемый результат:

    • Знать: Строение, состав, свойства сероводорода, сульфидов.
    • Уметь: доказывать свойства сероводорода, сульфидов записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и в окислительно-восстановительном виде.

    УДД:

    • познавательные: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды
    • регулятивные: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
    • коммуникативные: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

    Тип урока: комбинированный.

    Метод: прогнозирование.

    Формы организации работы учителя:  обобщает и систематизирует  знания учащихся, полученные в процессе работы, оценивает деятельность учащихся на уроке, организует беседу  по инструктивной карте, по слайдам и опытам, создает проблемные ситуации.

    Технология: КСО (работа в группах), ИКТ, работа с текстом, работа с ОЭР.

    Оборудование:

    • компьютер, экран, презентация, выполненная в программе Power Point с электронного диска, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
    • Раздаточный материал (инструкционные карты).
    • Оборудование: штатив с пробирками, реактивы: Na2S, Cu(NO3)2, Na2SO3, H2SO4.

    План урока

    1. Мотивация (3 мин.)
    2. Актуализация знаний учащихся (5 мин.)
    3. Изучение нового материала (25 мин.)
    4. Закрепление (10 мин.)
    5. Домашнее задание (2 мин.)

    Ход урока

    I. Мотивация  (3 мин).

    Приложение №1. Инструктивные карты.

    II.  . Актуализация знаний учащихся (5 мин.)

    III.  Изучение нового материала (работа в группах, 25 мин.).

    Работа с презентацией и инструктивной картой.

    Показ слайдов. Рассмотрите слайд 1.

    Содержание инструктивной карточки.

    Вопросы, подлежащие рассмотрению

    Вопросы и задания

    1

    2

    3

    1. Сероводород – сложное вещество

    1

    Состав, строение молекулы сероводорода

    Слайд 2

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf

    Составьте формулу сероводорода.

    Нa2S

    Анимация: «Техника безопасности при работе с кислотами»

    Определите степень окисления, валентности серы, вид химической связи, тип кристаллической решетки.

    Нa2S-2 (II), ковалентная, полярная, молекулярная кристаллическая решетка.

    Составьте схему химической связи.

    Н:S:Н

    2

    Нахождение в природе

    Слайд 3.

    В каком виде сероводород встречается в природе?

    Назовите природные соединения сероводорода

    Запишите формулы природных соединений сероводорода.

    3

    Физические свойства.

    Физиологическое воздействие на живые организмы.

    Слайд 4.

    Укажите агрегатное состояние, цвет, запах.

    «… Тогда услышал я (о, диво!) запах скверный,

    Как будто тухлое разбилося яйцо»...                                                    А. С. Пушкин

    Газ, бесцветный, с запахом тухлых яиц, ядовит, растворим в воде (в 1V H2O растворяется 3V H2S при н.у.); t°пл. = -86°C; t°кип. = -60°С. 

    4

    Получение сероводорода

    Слайд  5.

    Предложите способ получения сероводорода

    Составьте  уравнения реакции взаимодействия сульфида цинка и соляной кислоты.

    ZnS  +  2HCl  =  ZnCl2  +  H2S

    ZnS  +  2H+ + 2Cl¯  =  Zn2+ + 2Cl¯  +  H2S

    ZnS  +  2H+  =  Zn2+  +  H2S H2 + S  → H2S↑ (при t) 

    FeS + 2HCl →  FeCl2 + H2S↑ 

    5

    Свойства сероводорода (сернистой кислоты)

    Слайд 6-9

    Видеоопыт с электронного диска «Получение сероводорода и изучение его свойств»

    Зарядка для глаз. (1-2 минуты) Соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с использованием компьютера на уроке.

    Как изменяется сила кислот в ряду  напряжения

    Н2S          Н2

              Н2Тe??? Как изменяется цвет индикатора?

    Какие свойства характерны для соединений, в которых элемент проявляет низшую степень окисления?

    Используя, ряд электроотрицате-

    льности  неметаллов составьте уравнения реакций.

    Выпишите элементы, которые претендуют на роль окислителя, восстановителя?

    Сероводород восстановитель. Какими веществами легко окисляется?

    Как взаимодействует сероводород с серебром?

    Какая качественная реакция на сероводород и растворимые сульфиды?

    Назовите одну  из основных причин потемнения художественных картин старых мастеров?

    Как реставрировать картины?

    Составьте уравнения реакции диссоциации сероводородной кислоты.

    Рассмотрите взаимодействие кислоты с сульфатом меди.

    Составьте уравнения реакций горения сероводорода в избытке и недостатке кислорода?

    Сероводород легко окисляется хлором, оксидом серы IV, хлоридом железа III . Составьте  уравнения реакций.

    Серебро при контакте с сероводородом чернеет: 

    Алюминий восстанавливает серебро до металла, а раствор соды удерживает ионы серы.

    Качественная реакция на сероводород и растворимые сульфиды

    Использование свинцовых белил.

    При взаимодействии с сероводородом образуется сульфид свинца(II).

    Напишите реакцию реставрации картин.

     

    Рассмотрите данную реакцию с точки зрения электролитической диссоциации. Н2S= Н++НS-

    НS=

    +Н2S-2 +Сu+2S+6О4 -2= реакция обмена

    Сероводород горит голубоватым пламенем:

    2 Н2S-2 +3О2 0 t      2S+4O2+2H2O

    S-2 - 6e        S+4     2   восстановитель

    0 +4е      2О-2      3  окислитель

    При недостатке кислорода образуется сера:

    2 Н2S +О2=2S   +2H2O

    S-2 - 2e        S0      4  2 восстановитель

    0 +4е      2О-2    2  1 окислитель

    Н2S -2 +Cl2= 2HCI +S0

    S-2 - 2e        S0     2  1 восстановитель

    2CI0 +2е     2CI-   2  1 окислитель

    H2S-2 + 2FeCl3 → 2FeCl2 + S+ 2HCl

    4Ag + 2H2S + O2 → 2Ag2S↓ + 2H2

    H2S + Pb(NO3)2 → PbS↓ + 2HNO3

    Na2S + Pb(NO3)2 → PbS↓ + 2NaNO3

    Pb2+ + S2- → PbS↓ осадок

    PbCO3 + H2S = PbS↓ +CO2 +H2O

    Окисление сульфида свинца(II) пероксидом водорода

    Описание опыта 4. В стакан с раствором нитрата свинца(II) при перемешивании добавляют немного раствора сульфида натрия. Выпадает черный осадок сульфида свинца:

    Pb(NO3)2 + Na2S = PbS¯ + 2NaNO3

    Небольшую порцию черной суспензии сульфида свинца переносят во второй стакан и при перемешивании добавляют раствор пероксида водорода; образуется белая суспензия сульфата свинца(II):

    PbS + 4 H2O2 = PbSО4 + 4 H2O

    В этой реакции пероксид водорода ведет себя как окислитель.

    PbS + 4H2O2 → PbSO4(белый) + 4H2

    1. Сульфиды

    Классификация сульфидов.

    6

    Получение сульфидов

    Слайд 10 .

    Предложите способы получения сульфидов

    Составьте  уравнения реакции

    Нагревание металла с серой.

    Растворимые сульфиды получают действием сероводорода  на щелочи. 

    Нерастворимые сульфиды получают обменными реакциями. 

    Hg + S → HgS

    H2S + 2KOH → K2S + 2H2

    Pb(NO3)2 + Na2S → 2NaNO3 + PbS↓

    ZnSO4 + Na2S → Na2SO4 + ZnS↓

    MnSO4 + Na2S → Na2SO4 + MnS↓

    SnCl2 + Na2S → 2NaCl + SnS↓

    7

    Сероводородная кислота образует два ряда солей?

    Слайд 11.

    Средние (сульфиды) и кислые (гидросульфиды).

    Составьте схемы.

    Na2S – сульфид натрия;

    CaS – сульфид кальция;

    NaHS – гидросульфид натрия;

    Ca(HS)2 – гидросульфид кальция.

    8

    Химические свойства  сульфидов?

    Растворимые сульфиды имеют щелочную реакцию 

    Растворимы ли сульфиды металлов, стоящие в ряду напряжений левее железа?

    Чем можно растворить  нерастворимые сульфиды?

    Напишите реакции

    Только в сильных кислотах

    Под воздействием концентрированной азотной  кислоты.

    K2S + H2O → KHS + KOH

    S2- + H2O → HS- + OH- 

    ZnS + H2SO4 → ZnSO4 + H2S

     

    Fe+4S2 -2 + 8HNO3 → Fe(NO3)3 + 2H2SO4 + 5N+2O + 2H2

    S-2 - 8e        S+6   3  ?

    N+5 +3е      N+2    8

    9

    Какие свойства характерны для соединений, в которых элемент проявляет низшую степень окисления?

    Составьте уравнение реакции горения сульфида меди (II).

    Рассмотрите данную реакцию с точки зрения окисления, восстановления.

     

    2CuS +3О2=2CuО +2SО2

    S-2 - 6e        S+4  4  2 восстановитель

    2O0 +4е     2O-2   6  3 окислитель

    IV.Тест. Слайд 12.

    1. Степень окисления серы в сероводороде:

         а) +2;           б) -2;         в) +4;         г) +6.

    2.  В молекуле сероводорода химическая связь:

         а) ковалентная полярная;           в) ионная;

         б) ковалентная неполярная;       г) водородная.

    3.  Соединениями с ковалентной полярной и ионной связью являются соответственно:

         а) O2, Na3N;     б) O3, HBr;    в) H2S, Na2S    г) O2, S2

    4.  Водородное соединение серы проявляет свойства:

         а) основания;                                         в) кислоты;

         б) не проявляет кислотно-основных;   г) амфотерного соединения.

    5.  Реактивом на сульфид-ион является:

        а) ион меди (II);                          в) хлорид-ион;

        б) ион натрия;                            г) сульфат-ион.

    6. Какое из веществ проявляет только восстановительные свойства

       а) S;       б) SО3;         в) SO2;          г) Н2S. 

    V. Домашнее задание.

    H2S          S         CuS          SO2          SO3          H2SO4         ZnSO4          BaSO4     

     Рефлексия.

    Продолжите фразу:

    • Сегодня на уроке я узнал…
    • Мне было непонятно…
    • Очень трудное в работе…
    • Очень  интересное в работе…
    • Задания мне были по силам…
    • В процессе работы я научился

    Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения нового способа действия.

     Ресурсы: 

    1. Химия. 8 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян.-М.:Дрофа,2013.
    2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2003
    3. Электронные образовательные ресурсы. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf
    4. Федеральная информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Адрес сайта: http://window.edu.ru/http://www.hemi.nsu.ru
    5. Уроки химии неметаллы 9 класс с применением информационных технологий: методическое пособие с электронным приложением  Т.М.Солдатова – ООО «Планета» 2011.

    Приложение1.

    1. Сокращенное ионное уравнение реакции  Cu2+ +S2- → CuS соответствует взаимодействию:
    1. сульфата меди  и сульфида аммония
    2. гидроксида меди и сероводорода
    3. карбоната меди и сульфида аммония
    4. нитрата меди и сероводорода

    2. Установите соответствие между схемой реакции и формулой недостающего в ней вещества.

    Схема реакции

    Формула вещества

    А) S+H2SO4(конц)     t       …+H2O

    1) SO2

    Б) S +HNO3(конц)              …+ NO2 + H2O

    2) H2SO4

    В) Ag2S +O2            Ag+…

    3) S

    Г) H2S+I2           HI+…

    4) H2S

    5) SO3

    Ответ: А-1,Б-2, В-1, Г-3.

    H2S+I2           HI+ S

    1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции H2S+KMnO4+H2SO4           MnSO4+S…+…

    Определите окислитель и восстановитель.

    Решение:

    5H2S-2+2KMn+7O4+3H2SO4 = 2Mn+2SO4+5S+К2 SO4 +8Н2О

    S-2 - 2e        S0        2  5

    Mn+7 +5е   Mn+2    5   2

    H2S (за счет S-2) – восстановитель, процесс окисления

    KMnO4 (за счет Mn+7) - окислитель, процесс восстановления.

    1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

    H2S+НMnO4           MnO2+S+…

    Определите окислитель и восстановитель.

    Решение:

    3H2S-2+2НMn+7O4= 2Mn+4O2+3S0 +4Н2О

    S-2 - 2e        S0        2  3

    Mn+7 +3е   Mn+4    3   2

    H2S (за счет S-2) – восстановитель, процесс окисления

    НMnO4 (за счет Mn+7)- окислитель, процесс восстановления.

    1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

    H2S+НCIO3           S+HCI+…

    Определите окислитель и восстановитель.

    Решение:

    3H2S-2+НCI+5O3= 3S0 +HCI -1+3Н2О

    S-2 - 2e        S0        2  3

    CI+5 +6е    CI-1       6   1

    H2S (за счет S-2) – восстановитель, процесс окисления

    НCIO3 (за счет CI+5)- окислитель, процесс восстановления.

    1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

    K2Cr2O7 +H2S+ +H2SO4           Cr2(SO4)3+…+…+…

    Определите окислитель и восстановитель.

    Решение:

    K2Cr2+6O7+3H2S-2+4H2SO4 = Cr2+3(SO4)3+3S02 SO4 +7Н2О

    S-2 - 2e        S0        2  3

    2Cr+6 +6е   2Cr+3    6   1

    H2S (за счет S-2) – восстановитель, процесс окисления

    K2Cr2O7 (за счет Cr+6) - окислитель, процесс восстановления.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

    Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

    Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

    РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

    Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

    Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

    В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

    Сульфиды с разными окислителями

    S-2 c разными окислителямиСl2В щелочной среде хлор окисляет сульфиды до сульфатов:Na2S + 4Cl2 + 8NaOH = Na2SO4 + 8 NaCl + 4H2O В кислой и нейтральной среде возможно образование сульфитов:H2S + 3C...