Рабочая программа "Химия. 8 класс"
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Сукаленко Елена Сергеевна

Рабочая программа «Химия. 8 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), Примерной программы по химии для основной школы, программы курса химии для учащихся 8 -9 классов общеобразовательных учреждений к учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (автор Н.Н. Гара); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem_pl_8_kl_fgos.docx103.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Химия. 8 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), Примерной программы по химии для основной школы, программы курса химии для учащихся 8 -9 классов общеобразовательных учреждений к учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (автор Н.Н. Гара); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии школьников в 8 классе общеобразовательного учреждения. Она рассчитана на 68 ч/год (2 ч/нед.).

Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Главные цели основного общего образования состоят в:

  1. формировании целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
  2. приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
  3. подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

1) формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирования отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

  1. формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе нашли отражение основные содержательные линии:

вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

химическая реакция – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

применение веществ – знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в рабочей программе содержание представлено не по линиям, а по темам, указанным в учебно-тематическом плане и содержании тем учебного курса.

Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определённым запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.

Целями изучения химии в основной школе являются:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности; решение проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Отличительной особенностью рабочей учебной программы по сравнению с указанными программами является увеличение количества часов на изучение тем. Изменено изучение темы  «Количественные отношения в химии», часть её изучается в теме 1: понятия «количество вещества», «моль», «молярная масса», вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса», остальная часть после темы 2 «Кислород. Горение», т.к. понятия «молярный объём», «объёмные отношения газов при химических реакциях», закон Авогадро целесообразнее изучать в период изучения тем, связанных с газообразным состоянием вещества. Одновременно идет закрепление понятий «количество вещества», «моль», «молярная масса», расчеты по химическим уравнениям, полученных при изучении темы 1. «Первоначальные химические понятия». В теме 4 «Водород» лабораторный опыт «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)» перенесен в практическую работу 4 из-за трудоёмкости выполнения и больших временных затрат.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Химия на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химической лаборатории, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Программа направлена на реализацию деятельностного (ведущая роль – познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия), практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе.

При оформлении тематического планирования были использованы следующие условные обозначения: ДМ -дидактические материалы, Д-демонстрации, Л.оп- лабораторные опыты, ПР - практическая работа, ПСХЭ - периодическая система химических элементов, ХЭ – химические элементы; ТБ - техника безопасности. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Типы уроков:

урок усвоения новых знаний (УУНЗ);

урок комплексного применения знаний и умений (УКПЗУ);

урок систематизации и обобщения знаний (УСОЗ)

комбинированный урок (К);

урок контроля знаний и умений (УКЗУ);

урок коррекции знаний, умений и навыков (УКЗУН)

Количество часов по рабочему плану: всего – 68 часов, в неделю-2ч,

обязательная часть– 1ч,

часть, формируемая участниками образовательного процесса – 1ч

Предмет Химия находится в предметной области Естественно – научные предметы.

Плановых:                контрольных работ – 4,

практических работ – 6,

лабораторных опытов – 15

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Деятельность по данной программе направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость;
  2. в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  3.  в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения обучающимися основной школы программы по химии являются:

  1. использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных строн окружающей действительности;
  2. использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  3. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  4. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  5. использование различных источников для получения химической информации.

Предметные результаты освоения обучающими 8 класса программы по химии.

В результате изучения химии в 8 классе ученик научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянство состава, атомно-молекулярной теории;
  • различать химические и физические явления;
  • называть химические элементы;
  • определять состав вещества по их формулам;
  • определять валентность атома элемента в соединениях;
  • определять тип химической реакции;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
  • составлять формулы бинарных соединений;
  • составлять уравнения химических реакций;
  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • вычислять количество, объём и массу вещества по количеству, объёму,  массе реагентов или продуктов реакции;
  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
  • получать и собирать кислород и водород;
  • распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород и водород;
  • раскрывать смысл закона Авогадро;
  • раскрывать смысл понятия «молярный объём»;
  • характеризовать физические и химические свойства воды;
  • раскрывать смысл понятия «раствор»;
  • вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;
  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
  • определять принадлежность веществ к определённому классу соединений;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
  • распознавать опытным путём растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров групп и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
  • раскрывать смысл химических понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»:
  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки;
  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;
  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов; использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
  • осознавать значение неорганической химии для практической деятельности человека;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Первоначальные химические понятия (24 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. 1. Изучение физических свойств сахара и серы. 2. Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы. 3,4. Примеры физических и химических явлений. 5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. 6. Разложение основного карбоната меди (II). 7. Реакция замещения меди железом.

Практические работы 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. 2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород. Горение (5 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Физические и химические свойства кислорода. Условия возникновения и прекращения горения. Получение озона. Определение состава воздуха

Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. 3. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 3. Закон Авогадро. Молярный объём газов (2 ч)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации. Химические соединения количеством вещества 1 моль.

Расчетные задачи. Количество вещества по данному объёму (н.у.), обратные расчёты. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества.

Тема 4. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Практическая работа. 4. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Тема 5. Растворы. Вода (8 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в. природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. 5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений (12 ч)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Амфотерные оксиды и гидроксиды. Физические и химические свойства.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. 9 – 12. Свойства растворимых и нерастворимых оснований. 13. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 14-15. Действие кислот на индикаторы. Отношение кислот к металлам.

Практическая работа. 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Тема 7. Периодический закон и строение атома (5 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий, и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям, массовой доли химического элемента по формуле, вычисление средней Мr ХЭ (изотопов).

Тема 8. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы, основное содержание

Количество

часов

Планируемые результаты обучения

1

Первоначальные химические понятия.

Предмет химии. Методы познания в химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Опыты,- подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. 1. Изучение физических свойств сахара и серы. 2. Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы. 3,4. Примеры физических и химических явлений. 5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. 6. Разложение основного карбоната меди (II). 7. Реакция замещения меди железом.

Практические работы 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. 2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

24 ч

Различать предметы изучения естественных наук; методы познания в химии.

Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания.

Изучать строение пламени.

Отличать физические и химические явления.

Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций.

Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент».

Определять валентность атомов в бинарных соединениях.

Описывать простейшие вещества с помощью химических формул; простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.

Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам.

Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов.

Классифицировать химические реакции по числу и составу исходных и полученных веществ.

Рассчитывать относительную молекулярную массу по формулам веществ; массовую долю элемента в химическом соединении; количество вещества; по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ; устанавливать простейшую формулу вещества по массовым долям элементов.

2

Кислород. Горение

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. 3. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

5 ч

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Объяснять применяемый способ собирания газов.

Различать понятия «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество».

Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.

Делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов.

Объяснять связь между свойствами и применением кислорода.

Классифицировать оксиды по составу (оксиды металлов и оксиды неметаллов).

Отличать по предложенным формулам оксиды от других веществ.

Рассчитывать массовую долю элемента в оксиде; количество вещества; по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ

3

Закон Авогадро. Молярный объём газов Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи. Количество вещества по данному объёму (н.у.), обратные расчёты. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества.

2 ч

Объяснять действие закона Авогадро на основе особенностей строения газов, их отличии по строению и свойствам от твёрдых тел и жидкостей.

Рассчитывать количество вещества по данному объёму (н.у.), обратные расчёты; относительную плотность газов; объёмные отношения газов при химических реакциях; по химическим уравнениям массу, объём и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества.

4

Водород

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Практическая работа. 4. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

3 ч

Различать понятия «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество».

Исследовать свойства водорода, проводить проверку водорода на чистоту.

Объяснять применяемый способ собирания газов.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского) языка и языка химии.

Делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов.

Объяснять связь между свойствами и применением водорода.

5

Растворы. Вода

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в. природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. 5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

8 ч

Характеризовать физические и химические свойства воды.

Раскрывать смысл понятий «раствор», «растворимость веществ», «растворы насыщенные и ненасыщенные».

Объяснять на примере изучения состава воды суть методов научного познания – анализа и синтеза.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского) языка и языка химии.

Делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов.

Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе.

Приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества.

6

Важнейшие классы неорганических соединений 

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Амфотерные оксиды и гидроксиды. Физические и химические свойства.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. 9 – 12. Свойства растворимых и нерастворимых оснований. 13. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 14-15. Действие кислот на индикаторы. Отношение кислот к металлам.

Практическая работа. 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

12 ч

Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам.

Характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей.

Определять принадлежность веществ к определённому классу соединений.

Составлять формулы неорганических соединений изученных классов.

Проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ.

Распознавать опытным путём растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора.

Характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

7

Периодический закон и строение атома

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий, и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям, массовой доли химического элемента по формуле, вычисление средней Мr ХЭ (изотопов).

5 ч

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения.

Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп.

Различать периоды, А- и Б-группы.

Моделировать строение атома.

Определять понятия «химический элемент», «порядковый (атомный) номер», «изотоп» «массовое число» или «относительная атомная масса», «электронная оболочка», или «электронный слой», «периодическая система химических элементов».

Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева.

Объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров групп и периода в периодической системе Д.И. Менделеева.

Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер в малых периодах и А-группах.

Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов.

Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Производить вычисления по химическим уравнениям, массовой доли химического элемента по формуле, вычисление средней Мr ХЭ (изотопов).

8

Строение веществ. Химическая связь

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

9 ч

Раскрывать смысл химических понятий: «химическая связь», «электроотрицательность».

Определять вид химической связи в неорганических соединениях.

Изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей.

Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь».

Характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки.



3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока,

тип урока

Дата

Эксперимент,

типы расчётных

задач

Элементы содержания

Планируемые результаты

обучения

Виды контроля

Домашнее задание

Примеча-ния

план

факт

Тема 1. Первоначальные химические понятия (24 часов)

Основные задачи изучения темы: дать представление о веществах, их составе; разъяснить одну из причин многообразия веществ – их различный качественный (элементарный) и количественный состав; раскрыть сущность химических превращений и внешние их проявления; познакомить с многообразием химических реакций и первой их классификацией; подчеркнуть взаимосвязь явлений в природе (химических с физическими и биологическими); сформировать обобщённые химические знания о веществе и химической реакции (на атомно-молекулярном уровне), показать значение этих знаний для понимания мира веществ, практики людей; познакомить учащихся с некоторыми методами химии (наблюдением, химическим экспериментом), химическим языком, приёмами мышления (сравнение, классификация, выделение существенного, конкретизация, обобщение).

1.

Предмет химии. Вещества.

УУНЗ

Л.оп.1. Изучение физических свойств сахара и серы.

Химия. Вещество. Свойства веществ.

Раскрывать смысл определения «предмет химии»; характери-зовать основные методы познания: наблюдение, измере-ние, эксперимент;

описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их сущест-венные признаки;

понимать, что химия – часть естествознания

Фронтальный опрос, описание физ. свойств предложен-ных веществ

§1, №3, 4, §2, 3 (пр р.)

2.

Практическая работа №1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.  УУНЗ

Правила ТБ при работе в хим. кабинете.

Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

Соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Пользоваться химичес-кой посудой и лабораторным оборудо-ванием. Изучать строение пламени.

Практическая работа 1

§3, повт. §1№5, §2, тест 1-3, 5знаков табл.2 с.43

3.

Чистые вещества и смеси.

УУНЗ

Л.оп.2. Разделение смеси

Чистое вещество, смесь. Виды смесей. Компоненты смесей. Способы разделения смесей.

Различать чистое в-во и смеси, определять виды смесей, способы разделения смесей. Приводить примеры чистых веществ и смесей.

Ответы на вопросы №3-5 с.18, проверочный тест

§4, №1, 2, прочитать §5 (пр. р.),

повторить 10 знаков

4.

Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли.

УКПЗУ

Пользоваться лаборат. оборудованием и посудой, проводить разделение смеси по составленному плану, соблюдая правила ТБ

Практическая работа 2

§4, тесты,

5 знаков табл.2 с.43

5.

Физические и химические явления. Химические реакции.

К

Л.оп. 3, 4. Примеры физических и химических явлений

Химическая реакция, её признаки. Условия возникновения и течения химических реакций

Различать физ.и хим явления; называть признаки, условия возникновения и течения хим. реакц. Указывать признаки, условия возникновения и протекания 2-3-химических реакций

Химический диктант

§6, №2,3,

тесты, повторить 15 знаков

6.

Атомы и молекулы.

К

Дем. Электролиз воды

Атомы, молекулы. Ионы. Протоны, нейтроны, электроны. Электролиз воды.

Раскрывать смысл понятий «атом», «моле-кула». Доказывать, что атомы и молекулы реально существуют.

Ответы на вопросы №2-4 с.28

§7, №1(по желанию), 5, тест, 5 знаков табл.2 с.43

7.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. К

Дем. Модели разных типов крист. решеток

Кристаллические вещества. Кр. решетки: атомные, ион-ные, молеку-лярные. Аморф-ные вещества. Вещества молекулярного, немолекулярного строения

Раскрывать смысл понятий «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «типы кристаллических решеток».

Отличать по признакам вещества молекул. и немолекулярного строения

Ответы на вопросы №1-3 с.32

§8, №4, тест, 5 знаков табл.2 с.43

8.

Простые и сложные вещества. Химические элементы.

К

Дем. Ознаком с образц простых и сложных в-в. *Соед-е Fe с S.

Набор моделей атомов, составл. сл в-в; табл. знаков ХЭ, период таблица

Л.оп.5. Озн-е с обр-ми пр и сл веществ

Простое и сложное вещество. Химическое соединение.

Химический элемент. Металлы, неметаллы.

Раскрывать смысл понятий «простые и сложные вещества», различать сложные вещества и смеси. Раскрывать смысл понятия «хим. элемент» как вида атомов; называть ХЭ; различать

понятия «простое вещество», «химичес-кий элемент».

Фронтальный опрос, № 1, 2, тест с.36,

№1, 2 с.39

§9, №3, §10, №3, тест, повторить все знаки

9.

Относительная атомная масса химических элемен-тов. Знаки химичес-ких элементов.

К

Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Знаки Х Э.

Раскрывать смысл понятия «относитель-ная атомная масса», называть знаки ХЭ; находить, сравнивать Аr Х Э.

Химический диктант.

§11, №1, тест, §12, тест

10.

Закон постоянства состава вещества.

К

Р.з.* на массовые отношения

Закон постоянства состава веществ.

Раскрывать смысл закона постоянства состава

Фронтальный опрос, реше-ние задач

§13, №2

11.

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

УУНЗ

Р.з. нахождение Мr, массовых отношений.

Хим. формулы. Кач. и количеств. состав вещества. Индекс. Коэффи-циент. Мr. Фор-мульная единица. 

Раскрывать смысл понятия «хим ф-ла», значение индекса и коэффициента; вычис-лять Мr, массовые отношения по формуле

Работа с формулами, решение задач

§14, №3-5

12.

Вычисления по хи-мической формуле. Массовая доля хи-мического элемента в соединении. К

Р.з. нахождение массовой доли химического эл-та по формуле,

 на вывод формулы

Массовая доля элемента в соединении.

Вычислять Мr, массовую долю ХЭ по формуле соединения.

Работа с формулами по карточкам.

Решение задач

§15, №2,4,7

13.

Валентность хими-ческих элементов. Определение вален-тности элементов по формулам их соединений. УУНЗ

Дем. моделей атомов с валентностью, период таблица

Валентность химических элементов. Оксиды. Бинарные соединения.

Раскрывать смысл понятия «валентность».

Определять валентность атома элемента по формуле.

Выполнение упр. № 1, 4, 5 с.58

§16, №2,3, тест

14.

Составление химических формул по валентности. К

Дем составление моделей молекул соединений.

Составление формул по валентности бинарных соединений.

Составлять хим. ф-лы бинарных соединений по валентности.

Выполнение упр. № 1, 4, 5, 6 на с. 60

§17, №2,3, тест

15.

Атомно-молекулярное учение.

УПЗУ

Дем. портрет М.В. Ломоно-сова,

СD «К и М»

Атомно-молекулярное учение.

Раскрывать смысл атомно-молекулярного учения, роль М. Ломо-носова. Объяснять на основе АМУ физич. и химические явления

Ответ на вопрос №1 с.62

§18, №2,3

16.

Закон сохранения массы веществ.

К

Дем опытов, иллюстрирующих закон

Закон сохранения массы веществ

Раскрывать смысл закона сохранения массы веществ. Разъяс-нять на простых приме-рах хим. реакцию как процесс образования новых веществ из тех же атомов, из которых состояли исходн. в-ва.

Ответы на вопросы №1, 3, 4 с. 65

§19, №2, тест

17.

Уравнения химических реакций (химические уравнения).

К

Уравнения химических реакций

Раскрывать смысл уравнения химической реакции, значение коэффициентов. Составлять уравнения изученных реакций.

Самостоятельная работа по раздаточному материалу

§20, № 3-5

18.

Типы химических реакций.

УКПЗУ

Л.оп.6. Разлож основного карбоната меди (II). Л.оп.7. Реак-ция замещения меди железом

Классификация хим. реакций. Типы хим. р.: соединения, раз-ложения, замеще-ния, обмена.

Определять тип реакции по химическому уравнению.

Самостоятельная работа по раздаточному материалу

§21, №2,3

19.

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

УУНЗ

Дем. Коллекция веществ количеством 1 моль.

Количество веще-ства. Моль. Число Авогадро. Посто-янная Авогадро. Молярная масса.

Раскрывать смысл понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро. Вычислять молярную массу в-в.

Решение задач

§36, §37 (п.1,2), з в тетради

20.

Решение задач по теме «Количество вещества». УКПЗУ

Р. з. ν↔N; ν↔m

Решать задачи данных типов (ν↔N; ν↔m)

Решение задач

§36, §37 (п.1,2), з в тетради

21.

Обобщение знаний по теме «Первона-чальные химические понятия». УСОЗУ

Р.з. изученных типов

Раскрывать смысл основных понятий данной темы, произво-дить вычисления.

Фронтальная и самостоят. работа по плану

повт. §10, 15-17, 19, 21, 36, дом. упр.

22.

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия» УКЗУ

Р.з. на вычис-ления ω ХЭ, с применением понятия «моль»

Раскрывать смысл основных понятий темы, применять их на практике.

Контрольная работа 1

23.

Анализ контрольной работы.

Вычисления по химическим уравнениям. К

Р. з. по уравнениям с использованием ν,m.

Коррекция знаний, умений.

Вычисления по химическим уравнениям.

Анализировать допущенные ошибки.

Вычислять по уравнениям реакций, находить ν,m вещества реагента или продукта.

Решение задач

§37, №1

24.

Вычисления по химическим уравнениям. УКПЗУ

Р. з. по уравнениям

Производить вычисле-ния по уравнениям химич. реакций

Решение задач

§37, сост. 1 задачу, решить

Тема 2. Кислород. Горение(5 часов)

Основные задачи изучения темы: продолжить на конкретной основе формирование понятий первой темы – химический элемент, простое и сложное вещество, химическая реакция, показать применение закона сохранения массы веществ (при описании свойств кислорода и его соединений), основных положений атомно-молекулярного учения (научить учеников переходить от описания явлений к объяснению их с позиций АМУ), совершенствовать умение пользоваться химическим языком, начать формирование представление о связи состава, свойств и применения вещества.

25.

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

УУНЗ

Дем. получ, собир. О2.

Р.з. на вычисление ω элементов, по химическому уравнению

Кислород, характеристика ХЭ, простого вещества, нахождение в природе. Получение кислорода. Катализатор. Физические свойства О2.

Различать понятия «Э», «Пр В» на примере О, разъяснять смысл понятия «катализатор», характеризовать нахождение в природе, состав молекулы О2, способы получения и собирания О2. Состав-лять. уравнения реакций получения О2.

Рассказ по опорному конспекту,

№ 3-5 с.75

§22, №6, 7, тест

26.

Свойства кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе.

К

Дем. р-ций горения S, P, Fe*.

Лоп.8. Ознаком-ление с образ-цами оксидов.

Химические свойства кисло-рода. Нормальные условия. Горение. Реакции окисле-ния. Оксиды. Применение, круговорот О2 в природе

Характеризовать физ., хим свойства О2, смысл понятия «оксид». Составлять уравнения реакций горения в О2, определять оксиды, составлять их формулы. Характери-зовать области приме-нения О2, круговорот О2 в природе. Устанав-ливать взаимосвязь между свойствами О2 и его применением.

Выполнение № 1, 2, 3, 6 с.80

§23, №4,5,7, §24, §25 (пр.р. 3)

27.

Практическая работа № 3.

Получение и свойства кислорода.

Лабораторный способ получения О2. Способы собирания газов.

Получать, собирать О2, доказывать его наличие,

соблюдать правила ТБ.

Практическая работа 3

повт §22-24, №4 §24, тест

28.

Озон. Аллотропия кислорода.

УИНМ

Озон. Аллотропия. Аллотропные модификации на примере кислорода.

Характеризовать явление аллотропии на примере кислорода, зависимость свойств вещества от строения, значение озона для жизни на Земле.

Выполнение упражнения №3 с.87 (работа в паре)

§26, №1, тест

29.

Воздух и его состав.

К

Дем. Определение состава воздуха.

Воздух и его состав. Горение и медленное окисление. Экзо-, эндотермические реакции, тепловой эффект химическ.

реакции.

Характеризовать состав воздуха, области при-менения его компонен-тов. Сравнивать горе-ние веществ на воздухе и в О2, составлять уравнения горения сложных веществ.

Текущий, решение задач по хим. уравнению.

§27, № 4,5, 7 (задача по ур-нию)

Тема 3. Закон Авогадро. Молярный объем газов (2 часа)

Основные задачи изучения темы: познакомить обучающихся с газовыми законами: законом Авогадро, объёмными отношения газов при химической реакции; ввести понятия плотности газов, относительной плотности газов.

Продолжить формирование понятий количество вещества, моль; умений рассчитывать количество и объёмы газообразных веществ по формулам и химическим уравнениям.

30.

Закон Авогадро. Молярный объём газов.

УУНЗ

Дем. модели молярного объёма газа.

Р. з. ν↔V, ρ и относительной плотности газов

Закон Авогадро. Молярный объём газа

Раскрывать смысл закона Авогадро, его следствие. Объяснять различия между агрег. состояниями вещества, зав-ть V газа от t, p, решать задачи ν↔V

Раскрывать смысл понятия «относитель-ная плотность газов (D)», отличать от «ρ»; вычислять «D».

Выполнение

№ 1, 2,с. 128,

решение задач

§38 №3

31.

Объёмные отношения газов.

К

Р. з. на объёмные отношения газов.

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Характеризовать значение коэффициен-тов в хим уравнениях.

Решать задачи на объёмные отношения г.

Текущий контроль, решение задач

§39, №3

Тема 4. Водород (3 часа)

Основные задачи изучения темы: продолжить развитие понятий об элементе, веществе, химической реакции, расширив это понятие в связи с изучением реакций обмена. Дать представление о веществах двух важнейших классов неорганических соединений – кислотах и солях.

Совершенствовать знание химического языка; подтвердить идею зависимости свойств веществ от их строения и состава, связь между свойствами  веществ, их получением в промышленности и применением.

В целях развития логического мышления необходимо способствовать выработке у школьников умений самостоятельно сопоставлять свойства кислорода и водорода, высказывать обоснованные предположения о способах собирания газов, классифицировать вещества и химические реакции, оставлять уравнения реакций, подтверждающие свойства изученных веществ.

32.

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе и получение.

УУНЗ

Дем. Получение и собирание, проверка Н2 на чистоту.

Р. з. на вычис-ление ω (Н) в соединениях, по хим. уравнению

Водород, его общая характе-ристика и нахож-дение в природе. Способы получе-ния водорода. Реакция замеще-ния между Ме и кислотами. Соли. Аппарат Киппа.

Характеризовать Н как Х.Э., нахождение в природе, рассчитывать его ω в в-вах. Характе-ризовать лабор и промышленные способы получения Н2, собирание, проверку на чистоту. Составлять

уравнения реакций.

Работа по опорному конспекту, решение задач. № 1-3 с.96

§28, № 4, тест

33.

Свойства и применение водорода.

К

Дем. хим. свойств Н2 (горение, восст-е CuO)

Физические и химические свойства водорода

Восстановление. Гидриды. Гремучий газ.

Характеризовать состав молекулы Н2, его фи-зические и химические свойства (взаим с О2, F2, Cl2, N2, Ме IA, MeO), применение.

Составлять ур. реакций

Работа по опорному конспекту.

§29,№1-3, подготовиться к пр р §30

34.

Практическая работа № 4.

Получение водорода и проведение реакции его с оксидом меди (II). УКПЗУ

Проверки герметичности прибора, водорода на чистоту. Правила работы с кислотами.

Получать, собирать Н2, доказывать его нали-чие, соблюдать правила ТБ, проверять прибор на герметичность, газ на чистоту.

Практическая работа 4

§29, тест

Тема 5. Растворы. Вода (8 часов)

Основные задачи изучения темы: продолжить работу по формированию у учащихся умений применять ранее изученные теоретические положения к объяснению свойств воды, растворов; дать представление об основаниях; владеть химическим языком: составлять формулы оснований и давать им названия, уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства воды.

Пополнить мировоззренческие знания учащихся о взаимосвязи веществ (на примере получения оснований из оксидов и простых веществ). На примере изучения состава воды познакомить учащихся с методами научного познания – анализом и синтезом.

Показать роль воды для жизнедеятельности организмов, значение её в неживой природе, применение. Раскрыть вопросы охраны водоёмов от загрязнения, способы очистки воды.

Совершенствовать экспериментальные умения учащихся: сформировать умения приготавливать раствор с определенной массовой долей растворенного вещества в растворе на основании соответствующих предварительных расчётов.

35

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки.

УИНЗ

Р.з. на объёмные отношения газов.

Вода. Физические свойства воды. Методы опреде-ления состава веществ – анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация.

Характеризовать состав, физ. свойства, основные источники воды в природе, способы её очистки, меры по охране и рациональному исполь-зованию, круговорот воды в природе, методы определения состава веществ – анализ и синтез.

Фронтальный опрос, решение задач

§31, №2, 4

36.

Химические свойства и применение воды.

К

Дем. взаим. воды с Na,Ca.

Химические свойства воды. Ряд активности металлов. Гидрок-сиды металлов, основания, щёло-чи. ОН-группа.

Характеризовать химические свойства воды, применение воды. Составлять уравнения реакций, подтверждающие хим свойства воды

Задания из презентации «Свойства воды»

§32, тест

37.

Вода – растворитель. Растворы.

УУНЗ

Дем. суспензий, эмульсий, растворов.

Р.з. на растворимость веществ в воде

Вода – раство-ритель. Растворы.

Гидраты. Взвеси, суспензии, эмуль-сии. Раствори-мость веществ в воде. Ненасыщен-ные, насыщ. р-ры.

Раскрывать смысл понятий «раствор», «виды р-ров», «раство-римость веществ».

Отличие раствора от взвеси.

Текущий,

№ 1, 2, решение задач

§33, №4,5, тест

38.

Массовая доля растворённого вещества. К

Р.з. на ω вещества в растворе, *см.

Массовая доля растворённого ве-щества. Концент-рация, разбавлен-ные и концентр. растворы.

Вычислять ω раство-рённого в-ва в раство-ре, отличать понятия «разбавленный р-р», «концентрированный раствор».

Решение задач.

§34, №4-6, §35 (пр.р.5)

39.

Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества. УКПЗУ

Правила взвешивания, отмеривания нужного объёма воды, перемешивания веществ.

Приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества.

Практическая работа 5

§34, №8

40.

Задачи на смешивание растворов.

УКПЗУ

Р.з. на смешивание растворов.

Расчёты ω в-ва в растворе при его смешивании с водой, другим раствором, в-вом.

Решать задачи на данную тему.

Решение задач

повт. §34, №7,9, сост. задачу на данную тему

41.

Обобщение знаний по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». УСОЗ

Р.з. на ω вещества в растворе.

Основные понятия данной темы.

Основные понятия данной темы. Решать задачи с применением понятия ω растворено-го вещества

Тематический

повт. §32-34

42.

Контрольная работа № 2 по темам ««Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». УКЗУ

Р. з. по хим. уравнениям, на ω растворённого вещества.

Основные понятия и вычисления данных тем, применение их на практике.

Контрольная работа 2

Тема 6. Основные классы неорганических соединений (12 часов)

Основные задачи изучения темы: обобщить и дополнить знания обучающихся об основных классах неорганических соединений, об их генетической связи с тем, чтобы можно было сделать выводы мировоззренческого характера.

Показать обучающимся, что выявление связей невозможно без предварительной классификации веществ, определения их химических свойств.

Обратить внимание, что генетические ряды металла и неметалла можно рассматривать как противоположности. Обобщая возможные случаи взаимодействия между представителями всех рядов, показать, что все они приводят к образованию солей.

Подвести школьников к выводам: 1) взаимосвязь между веществами выражается в том, что имеются связи по происхождению (генетические) и по реакциям между веществами – представителями разных классов; 2) существуют связи между веществами одного класса (по наличию общих признаков), между всеми простыми и всеми сложными веществами и веществами вообще; знание взаимосвязи веществ необходимо человеку для управления их превращениями и получения соединений, используемых им.

Продолжить развитие у обучающихся умения самостоятельно проводить исследования и выполнять химические опыты при экспериментальном решении задач.

43.

Оксиды.

УУНЗ

Дем. образцов оксидов металлов и неметаллов.

Классификация оксидов: кислотные, основные, амфотерные. Свойства, способы получения оксидов.

Классифицировать оксиды, называть их , характеризовать физ. и хим. свойства оксидов, способы их получения. Составлять формулы оксидов, уравнении реакций, характеризую-щие их хим. св-ва и способы получения.

Выполнение упражнений, № 2, 4 с.135

§40, №1, 3, 6

6/13 с.44 (тест)

44.

Гидроксиды. Основания.

УУНЗ

Дем. образцов оснований.

Классификация гидроксидов. Основания: щёло-чи, нераствори-мые в воде. Физ. свойства, получе-ние. ТБ при рабо-те со щелочами.

Классификацировать, называть основания, составлять формулы, характеризовать физич. свойства, получение.

Составлять уравнения реакций.

Текущий, № 3 (б) с.139

§41, №1-3 (а)

45.

Химические свойства оснований.

К

Л.оп. 9, 10, 11, 12. Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Хим. св-ва, при-менение основа-ний. Индикаторы. Среда раствора: кислая, щелочная, нейтральная.

Реакция нейтрализации.

Характеризовать химические свойства оснований, их применение.

Составлять уравнения химических реакций, подтверждающие хим. свойства оснований.

Текущий, № 1, 2 (схемы 1,2) с.144

§42, №2 (схема 3), № 4

46.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

К

Л. оп. 13. Взаи-модействие Zn(OH)2 c р-рами кислот и щелочей

Амфотерные оксиды и гидроксиды, их свойства.

Раскрывать смысл понятий «амфотерные оксиды и гидроксиды», характеризовать  их физические и химические свойства.

Составлять уравнения реакций, подтверждаю-щие их химические свойства.

Текущий, № 3 с. 148

§43, №4, 5, тест

47.

Кислоты.

УУНЗ

Дем. образцов кислот.

Классификации кислот. Кислот-ный остаток. Структурные формулы кислот. Способы получе-ния. ТБ при работе с к-тами.

Раскрывать смысл понятия «кислота».

Классифицировать, называть кислоты, характеризовать физические свойства, получение. Составлять уравнения реакций.

Текущий, №1,2 с. 152

§44, №3,4, тест

48.

Химические свойства кислот.

К

Л.оп. 14. Действие кислот на индикаторы. 15. Отношение кислот к Ме

Химические свойства, применение кислот.

Характеризовать химические свойства кислот. Распознавать опытным путём р-ры кислот. Составлять

уравнения реакций.

Текущий, при выполнении л. оп.

§45, № 1-3, тест

49.

Соли.

К

Дем. образцов солей.

Р.з. по химическим уравнениям.

Состав, номенклатура, классификация солей. Физические свойства, получение солей.

Раскрывать смысл понятия «соль», в т. ч. средние, кислые, классифицировать, называть соли. Характеризовать способы получения. Составлять формулы солей, составлять уравнения реакций.

Выполнение № 1, 5 (д-з) с. 160

§46, № 2, 5 (а-г)

50.

Химические свойства солей.

К

Дем. образцов кристаллогидратов

Химические свойства, применение солей. Кристалло-гидраты.

Характеризовать химические свойства солей, их применение.

Составлять уравнения реакций.

Самостоятельная работа

§47(до ген связи), №1(1-3), 2 (а-б)

51.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

УКПЗУ

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Классифицировать вещества разных классов, называть их. Характеризовать физ, хим. свойства, способы получения, взаимосвязь между классами неорг. соединений. Состав-лять уравнения реакц.

Текущий, № 2 (в-д), 3 (в, г), № 5

§47, №3 (а, б), №4;

§48(пр.р. 6)

52.

Практическая работа № 6.

Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

УКПЗУ

Качественные реакции на кислоты и щёлочи (определение с помощью индикатора).

Проводить опыты, подтверждающие хим. св-ва изученных классов неорг. в-в; распознавать опытным путём р-ры кислот и щелочей по изменению окраски индикатора. Соблюдать правила ТБ.

Практическая работа 6

Повт §40-43,

из §48 задача 4 (два варианта)

53.

Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».

УСОЗУ

Р.з. по химическим уравнениям, на ω растворенного вещества.

Основные понятия данной темы.

Классифицировать в-ва разных классов, назы-вать их. Характеризо-вать физ., хим свойства, способы получения, взаимосвязь между классами неорг. соеди-нений. Составлять уравнения реакций. Вычислять ω  в-ва.

Тематический

повт §44-47

54.

Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений». УКЗУ

Р.з. по химичес-ким уравнениям, на ω растворен-ного вещества.

Контрольная работа 3

Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение атома (5 часов)

Основные задачи изучения темы: раскрыть смысл периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева (периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений в зависимости от возрастания относительных атомных масс и зарядов ядер атомов; причин периодичности); изучить закономерности ПСХЭ; сформировать у школьников представление о том, что между химическими элементами объективно существует взаимосвязь, отраженная одним из общих законов природы – периодическим законом; показать на примерах обобщающую, объяснительную и прогностическую функции теоретических знаний для развития науки и техники; раскрыть обучающимся идею материального единства веществ; совершенствовать умения анализировать, сравнивать свойства химических элементов и характер соответствующих им оксидов и гидроксидов, устанавливать причинно-следственные связи, применять теоретические знания для объяснения и предсказания свойств простых и сложных веществ на основе знаний о строении атомов химических элементов.

55.

Классификация химических элементов.

УУНЗ

Р.з. по химическому уравнению, на ω ХЭ.

Классификация хим. элементов. Семейства эле-ментов: щелоч-ные, щелочнозе-мельные металлы, галогены

Классифицировать хим эл-ты на примере естествен-х семейств.

Характеризовать некоторые группы сходных эл-тов, в т.ч. амфотерных элементов.

Текущий,

№ 1-3 с.171

§49, №5, тест,

повт §43

56.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов.

К

Периодический закон Д.И. Мен-делеева. Поряд-ковый (атомный) номер ХЭ. Изме-нение свойств Э. Периодическая таблица ХЭ.  Малые и большие периоды, группы, подгруппы. Периодическая система.

Раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева.

Приводить примеры период изменений св-в ХЭ и их соединений.

Объяснять строение ПС, закон-ти изменения свойств элементов в периодах и группах А.

Раскрывать смысл понятий « период», «группа (А,Б)».

Выполнение № 1-3 с.180

§50, №3, тест,

хар-р Na2O, BeO, P2O5, ур-я р-ций, §51, тест

57.

Строение атома. Изотопы. Химический элемент.

К

3/08 с.51, презентация

Р.з. на вычисление средней Мr ХЭ

Строение атома. Радиоактивность. Порядковый номер, заряд ядра. Массовое число. Изотопы. Химический элемент.

Объяснять строение атома, физический смысл атомного (порядкового) номера, Мr, ХЭ как вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Определять заряд ядра (Z) ХЭ по ПС, находить число p,n в ядре атома указанного элемента.

Текущий,

индивидуальная работа по карточкам

§52, тест

58.

Распределение электронов по энергетическим уровням.

УУНЗ

Энергетический уровень (валент-ный слой).

Распределение электронов по энергет. уровням.

Валентные элект-роны.Периодичес-кое изменение свойств ХЭ в периодах и главн подгруппах (группах А). Современная формулировка периодического закона.

Раскрывать смысл современной формули-ровки периодического закона, объяснять физический смысл атомного номера ХЭ, номеров группы и периода ПСХЭ. Составлять схемы строения атомов первых 20 эл-в ПСХЭ. Объяснять закономер-ности изменения строения атомов, свойств элементов пределах малых периодов и групп А.

Текущий, работа по карточкам

§53, №1, тест

59.

Значение периодического закона.

УКПЗУ

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность  Д.И. Менделеева

Характеристика ХЭ глав подгрупп по положению в ПСХЭ и строению атома.

Объяснять роль ПЗ для обобщения и объяснения уже известных и предсказания новых фактов, вклад Д.И. Менделеева в развитие мировой и отечественной науки.

Показывать значение ПЗ для развития науки и техники.

Характеризовать данный ХЭ групп А (первые 20-ть) по его положению в ПС и строению атома.

Самостоятельная работа

§52,53, составить характеристику Ме и НеМе.

Тема 8. Строение веществ Химическая связь. (9 часов)

Основные задачи изучения темы: углубить знания обучающихся о периодическом законе и ПСХЭ Д.И. Менделеева; раскрыть зависимость свойств простых и сложных  веществ от строения атомов элементов, их составляющих, характера химических связей в молекуле и кристаллах.

Продолжить формирование мировоззрения учеников, рассмотреть взаимное влияние компонентов целого – структурных частиц вещества, в результате которого появляются новые свойства и взаимосвязь явлений микро- и макромира.

Совершенствовать умения строить умозаключения о природе химической связи на основе анализа состава вещества; устанавливать причинно-следственную зависимость свойств вещества от химической связи и типа кристаллической решетки; предсказывать тип кристаллической решетки на основе физических свойств вещества.

60.

Электроотрицатель-ность химических элементов.

УУНЗ

Р.з. на ω ХЭ

Электроотрица-тельность ХЭ. Ме и НеМе свойства ХЭ.

Раскрывать смысл понятия «ЭО».

Сравнивать ЭО эл-тов, расположенных в одной подгруппе, периоде ПСХЭ.

Текущий

§55, №1,2, тест

61.

Основные виды химической связи. Ковалентная связь. УУНЗ

Дем. моделей атомов, моделей веществ с ков. связью, таблицы «Ковалентная связь»

Основные виды химической связи. Ковалентная связь, её виды. Общая электрон. пара. Обменный механизм образов. Электронные и структурные формулы моле-кул. Диполь.

Раскрывать смысл понятия «химическая связь», определять вид ковалентной связи.

Изображать схемы строения молекул веществ, образованных ковалентной связью.

Текущий, №3,4

§56(кроме ионной), № 2(б,в)

62.

Ионная связь.

К

Дем. моделей веществ с ионной связью, таблицы «Соотношение различных видов связи»

Ионная связь, ионные соединения.

Определять ионную хим. связь. Составлять схемы образования ионных соединений, сравнивать строение ионов и атомов.

Текущий

§56, № 1,2(а)

63.

Степень окисления химического элемента. УКПЗУ

Дем. моделей кр решеток веществ с ионной и ков связями.

Степень окисле-ния ХЭ, правила е определения по формуле. Состав-ление формул в-в по СО. Отличие понятий валент-ность и СО

Различать понятия валентности и степени окисления ХЭ в свете электронной теории.

Определять СО по формуле и составлять формулы по СО.

Самостоятельная работа

§57(СО), сост. по 3 задания на опред. СО по ф-ле.

64.

Окислительно – восстановительные реакции (ОВР).

УУНЗ

Дем. ОВР :

Cu + O2,

Zn + HCl,

Fe + CuCl2.

Окислительно – восстановитель-ные реакции

Окислитель. Восстановитель. Окисление. Восстановление.

Раскрывать смысл понятий: ОВР, окисление, восста-новление, окислитель, восстановитель.

Показывать переход электронов в уравнении реакции.

Текущий

§57, №2, повт.§23,29

65.

Окислительно – восстановительные реакции (ОВР).

УКПЗУ

Р.з. по химическому уравнению.

Окислительно – восстановитель-ные реакции

Окислитель. Восстановитель. Окисление. Восстановление

Отличать ОВР от др. р., указывать окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составлять уравнения ОВР, схему электронного баланса.

Проверочная работа

§57, составить 2 ОВР, схемы электронного баланса к ним.

66.

Обобщение знаний по теме  «Строение вещества. Химическая связь». УСОЗУ

Р.з. на ω ХЭ, по химическому уравнению.

Основные понятия темы.

Основные понятия данной темы.

Определять виды связи, типы кр решеток, составлять ОВР.

Тематический

§55-57

67.

Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон Д.И. Менделе-ева. Строение вещества». УКЗУ

Основные понятия темы.

Контрольная работа 4

68

Подведение итогов за год.

УКПЗУ

Р.з. по хим уравнению.

Основные понятия курса

Работа по ДМ



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов обучающихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Отметка “5” – ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка “4” – ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущено 2–3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка “3” – ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка “2” – при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка “1”  отсутствие ответа.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка “5” – работа полная и правильная, возможна несущественная ошибка.

Отметка “4” – работа неполная или допущено не более 2-х существенных ошибок.

Отметка “3” – работа выполнена не меньше, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом – три несущественные.

Отметка “2” – работа выполнена менее чем на половину или содержит насколько существенных ошибок.

Отметка “1” –  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы учитываются требования орфографического режима. 

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимися и письменного отчета за работу.

Отметка “5” – работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка “4 – работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка “3 – работы выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка “2” – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка “1” – работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Таким образом, при оценке лабораторных и практических работ учитывается правильность:

  1. выполнения обучающимися опыта (учитель принимает во внимание свои наблюдения, сделанные в процессе проведения опытов);
  2. объяснений выводов, записей и уравнений химических реакций;
  3. обращения с реактивами, лабораторными принадлежностями;
  4. аккуратность и организованность в работе, соблюдение правил техники безопасности;
  5. качество оформления отчета

Оценка умений решать расчётные задачи

Отметка «5» – в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4» – в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерационально или допущено не более 2-х несущественных ошибок;

Отметка «3» – в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчётах;

Отметка «2» – имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении;

Отметка «1» – расчётная задача не решена.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект:

1) учебник – Рудзитис Г.Э. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М: Просвещение, 2014;

2) Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8 – 9 классы, 10 – 11 классы. Н.Н. Гара – М: Просвещение, 2008,

3) методические пособия – Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс к учебникам О.С. Габриеляна, Л.С. Гузея, Г.Е. Рудзитиса.- М: «ВАКО», 2004;

Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал: химия 8-9 классы-М: Просвещение,1997,

Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1993;

4) Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс. 8-11классы / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

Натуральные объекты.

Натуральные объекты включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, стекла и изделий из него, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон, нефти и нефтепродуктов, каменного угля, виды топлива, шкалу твёрдости, раздаточные материалы к коллекциям «Минералы и горные породы», «Металлы и сплавы».

Химические реактивы и материалы (список приведен в паспорте кабинета химии).

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы (список приведен в паспорте кабинета химии).

Модели.

Модели включают в себя демонстрационные модели кристаллических решеток веществ с атомным, молекулярным, ионным строением, набор моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул (в том числе раздаточные наборы); набор трафаретов моделей атомов; модель молярного объёма газа; набор твёрдых и жидких веществ количеством 1 моль; модели химических производств серной кислоты, аммиака, стали (кислородный конвертер), алюминия.

Учебные пособия на печатной основе.

Таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжения металлов», «Ряд электроотрицательности химических элементов», «Портреты учёных-химиков», «Уголок техники безопасности». Серии таблиц по неорганической химии, органической химии, металлургии, химическим производствам; серия справочно-инструктивных таблиц по технике безопасности при работе в кабинете химии; опорные схемы по темам «Кислород», «Водород», опорные конспекты по темам «Первоначальные химические понятия», «Химические свойства воды», «Основные классы неорганических соединений».

Цифровые образовательные ресурсы:

CD

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9класс»;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11класс»;

«Виртуальная химическая лаборатория 8 класс»

«Виртуальная химическая лаборатория 9 класс»

Электронные уроки и тесты «Химия в школе. Атом и молекула»;

Интернет-ресурсы: Газета «1сенября» http://ps.1september.ru

газета «Химия» http://him.1september.ru 

олимпиады для школьников http://olympiads.mccme/ru

конкурсы http://www.mon.gov.ru

журнал «Химия и жизнь» http://www.hij.ru

Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru

Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu/ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Э. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М: Просвещение, 2014.

методических пособий для учителя:

Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8 – 9 классы, 10 – 11 классы. Н.Н. Гара – М: Просвещение, 2008,

Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс к учебникам О.С. Габриеляна, Л.С. Гузея, Г.Е. Рудзитиса.- М: «ВАКО», 2004;

дополнительной литературы для учителя:

Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал: химия 8-9 классы-М: Просвещение,1997.

Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии: Дидакт. Материал для 8 кл.: Книга для учителя. – 2- изд. – М.: Просвещение, 1992.

Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1993;

Суровцева Р.П. Химия. 8 кл.: Раздаточные материалы. – М.: Дрофа, 2003.

Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. Пособие по общей и неорганической химии для учащихся 8-11классов средней школы. «Издат-школа» «РАЙЛ», Москва, 1997.

Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс. 8-11классы / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

Научно-теоретический и методический журнал «Химия в школе». Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, издательство «Центрхимпресс».

дополнительной литературы для обучающихся:

Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс. 8-11классы / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...