Система работы учителя
проект по химии (11 класс) на тему

Химия среди учебных предметов занимает особое место. Это связано как со сложностью предмета химии как такового, так и с тем, что уровень школьного курса химии недостаточен для каких- либо научных работ. Эти два фактора во многом определяют особенности использования метода проектов в учебной деятельности.

Чтобы сделать урок более эффективным, придать ему целостный характер, нужно опираться на то, что учитель сегодня не является единственным источником информации, его роль состоит в том, чтобы организовать работу учащихся, быть координатором и консультантом.Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности; вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся; организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_uchitelya.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя

Работа выполнена учителем химии ГБОУ СОШ пос. Новоспасский Морозовой Татьяной Александровной

Тема: «Система работы учителя»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса.

 Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических и технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Происходящие в общественной жизни изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – в профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Современное образование можно считать качественным, если его результаты будут соответствовать заданным целям.

Инновационная деятельность образовательного учреждения была направлена на проблему поиска и внедрения в учебный процесс технологий проблемного и проектного обучения, позволяющих подготовить к будущей жизни конкурентоспособного выпускника, который способен:

• быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания для решения разнообразных возникающих проблем;

• самостоятельно критически мыслить, видеть и осмысливать возникающие в жизни проблемы, находить их рациональные решения;

• компетентно работать с различной информацией (находить и анализировать информацию, видеть противоречия, формулировать гипотезы решения проблем, осуществлять проверку гипотез, формулировать выводы);

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща, находить выход из проблемных ситуаций.

Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Современная школа направлена на развивающее обучение и формирование творческой личности. Поэтому в настоящее время в учебный процесс включается проектная деятельность, в которой содержится огромный развивающий потенциал.

В основу проектной деятельности положена идея, составляющей суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Чтобы достигнуть этой цели, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно- следственный связи.

Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени. Он предполагает определенную совокупность учебно – познавательных способов и приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

Метод проектов близок к таким методам, как проблемный метод, свободная деятельность, открытое обучение, практические занятия. Его не следует абсолютизировать, скорее всего, он может пригодиться для внесения разнообразия в традиционное обучение, как связь школы с жизнью.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих по самой сути, и ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Как отмечает крупный исследователь Е.С. Полат, «умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».

Но метод проектов – это не алгоритм, состоящий из четких этапов. Логика проекта состоит в следовании систематической последовательности, которая начинается с изучения потребностей и заканчивается изготовлением, испытанием и оценкой продукта.

Смысл всего процесса в том, что при помощи проектов мы заставляем учеников думать и делать мир лучше – ведь они проектируют и изготовляют предметы, которые по - настоящему нужны реальным людям.

Сегодня при разработки плана  проекта учащиеся обращаются к различным справочникам, используют Интернет,  другие источники информации, советуются с родителями, членами семьи, компетентными лицами по месту проживания, изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта.

Организация обучения методу проектов предполагает превращение учащегося в субъект деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит учащимся, а выступает в качества партнера. Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность и тщательность выполнения заданий в намеченные сроки, учит взаимопомощи в работе, добросовестности. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять не только традиционные формы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.

Метод проекта – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Проектная деятельность строится с учетом возрастных особенностей детей.

Организация проектной деятельности в основной школе.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростков выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную, или исследовательскую  деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, в социальных, коллективных и личных взаимоотношениях. Получаемый продукт должен социально и практически значимым.

Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на школьной конференции, когда идет подготовка к различным мероприятиям районного, окружного уровней (ярмарка идей, районные и окружные конкурсы и конференции.

При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий, чтобы соответствующим образом спланировать завершение работ обучающихся, и дать обучающимся возможность публично высказаться и заявить о себе и своей работе и получить подтверждение в развитии личностных качеств и проектной компетентности.

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) для обучающихся в старшей школе должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини – групповые формы работы. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений. Перспективно широкое использование различных форм проектной и исследовательской деятельности.

Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие.

 Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно – ориентированный подход в образовании, является технология работы с портфолио. Портфолио ученика может стать одним из способов формирования ключевой компетентности «решение проблем» и объектом оценки сформированности данной  компетентности.

Портфолио как форма организации работы с информационными материалами значительно позволяет упорядочить работу учащихся над проектом. Портфолио может стать формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учащихся.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащихся на демонстрацию прогресса.

С помощью портфолио можно оценивать сформированность ключевых компетентностей учащихся, проявляющихся в проектной деятельности. Для этого разработаны рабочие листы, которые структуированы в логике работы над проектом. Такие рабочие листы выполняют, с одной стороны, функции дидактических материалов, то есть обучают некоторым действиям, с другой стороны – доносят до учащихся в адаптированном виде требования к выполнению отдельных этапов работы.

Для уровней 2 – 4 рабочие листы разработаны таким образом, чтобы с их помощью выделять показатели освоения компетентностей и фиксировать уровень сформированности компетентностей учащихся по каждому критерию. При этом предполагается, что по различным составляющим одной компетентности ученик может оказаться на более высоком или более низком уровне, чем тот, который демонстрирует в целом. Чтобы отметить продвижение ученика или выявить дефицит, рабочие листы составлены с учетом показателей не только одного уровня, но и последующего и предыдущего по отношению к тому, на котором, по мнению учителя, находится ученик.

Учащийся претендующий на 4 уровень сформированности компетентности, не только определяет хронологическую последовательность шагов, но и выходит на логическое разделение задачи на шаги, а также планирует ресурс времени, материально – технические, информационные и другие ресурсы.

Оценивание сформированности компетентностей на основе рабочих листов портфолио происходит в контексте проектной деятельности учащегося, представленной в портфолио. Такое оценивание является аутентичным, то есть естественным, встроенным в контекст деятельности инструментом оценивания.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая  работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления, учесть интересы учащихся, особенности регионов.

Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения. Проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Проект  является творческой работой,  во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать у учащихся творческие навыки и развивать инициативу.

Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта.

Где бы  мы ни занимались проектной и исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике позволяет учителю повышать свое мастерство, поскольку в данном случае учитель выступает в роли организатора познавательной деятельности учащихся, а не носителя готовых знаний.

Практическое использование метода проектов делает процесс обучения более интересным и увлекательным, способствует повышению мотивации учащихся, развитию их творческой и познавательной активности, предоставляет большие возможности для самореализации. В тоже время для использования данного метода необходимо учитывать не только специфику учебного предмета, но и особенности каждого типа проектов.

Наиболее существенными особенностями метода являются диалогичность, креативность, технологичность и самостоятельность школьников.

Внедряя проектную деятельность на уроках и во внеклассной работе самое пристальное внимание уделяется раскрытию и развитию творческих способностей каждого школьника с поэтапной корректировкой и учетом того вида деятельности, который наиболее удается ребенку.

Химия среди учебных предметов занимает особое место. Это связано как со сложностью предмета химии как такового, так и с тем, что уровень школьного курса химии недостаточен для каких- либо научных работ. Эти два фактора во многом определяют особенности использования метода проектов в учебной деятельности.

Чтобы сделать урок более эффективным, придать ему целостный характер, нужно опираться на то, что учитель сегодня не является единственным источником информации, его роль состоит в том, чтобы организовать работу учащихся, быть координатором и консультантом.

Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивали свои познавательные способности и творческие силы, постоянно совершенствовали методы самостоятельной работы.

Система образования и каждое из ее звеньев в отдельности могут успешно выполнять свои функции только в том случае, если структура, содержание, организация и методы работы достаточно мобильны, полностью отвечают требованиям не только сегодняшнего дня, но и ориентированы на перспективу Это требование приобретает особую актуальность Кроме того, изменения в организации системы общего образования, связанные с его гуманизацией, усилением внимания к личности обучающегося, демократизацией, предоставлением каждому возможности выбора путей и характера образования, дифференциацией и индивидуализацией обучения, появление новых учебных предметов — все это породило ряд новых проблем и в содержании, и в организации трудовой подготовки учащихся.

Конкурентоспособность на рынке труда должна обеспечиваться высоким качеством общеобразовательной, экономической, технологической и предпринимательской подготовки учащейся молодежи, системная интеграция которой обеспечивает формирование личности, способной к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений, готовой к полноценной, творческой реализации своих потенциальных возможностей в избираемой профессиональной деятельности Уровень подготовки должен обеспечить не только соответствие уровню развития техники и технологии, но и возможность гибко реагировать на предлагаемые обществом альтернативы, тем самым обеспечивая стабильность развития системы образования.

Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности; вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся; организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

• освоение предметных знаний;

• умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

• овладение междисциплинарными умениями;

• коммуникативными умениями;

• умениями работать с информацией, представленной в различном виде;

• овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

•умения сотрудничать  и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и другие.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные  технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. 

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей

Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их  универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения,  а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и  познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе   которой лежит активизация  творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой    школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель,  задачи,  действия,  операции.

Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие   действия и поступки человека определяются потребностями.

Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение  этой потребности.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки   выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Необходимо стремиться к тому, чтобы проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость  по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащихся, возможность социологизации учащихся.

При оценивании успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования необходимо понимать, что положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у учащегося.

Можно оценить:

  1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
  3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  5. Степень осмысления использованной информации;
  6. Уровень сложности и степень овладения использованными методиками;
  7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. Осмысления проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
  10. Владение рефлексией;
  11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

В процессе учебной деятельности чаще всего использую мини – проекты. Наиболее типичным является использование мини – проектов  в качестве домашнего задания:

• составление кроссворда на основе изучаемых понятий;

• подготовка сообщений, докладов, рефератов по изучаемой теме;

• создание проекта рекламы по теме «Применение веществ».

Довольно успешно использую мини – проекты как форму проведения заключительного занятия по изученному материалу:

• защита экологических проектов;

• создание экологических плакатов;

• викторины.

 Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю.

Для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.

Химия – наука экспериментальная. Поэтому в основе преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в школе. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.  В преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнение которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни.

Наиболее удачным приемом подачи материала является метод проекта

Мой опыт работы  с применением технологии метода проекта на уроках химии показывает, что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой активности учащихся, развитию у них исследовательских навыков, способности мыслить неординарно. Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом – все это способствует формированию познавательной активности учащихся на уроках химии.

Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых, и совместная деятельность с товарищами, и консультации учителя, и самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать.

Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях.

 Эмоциональная составляющая в процессе создания и представления проекта столь велика, что на этом фоне творческие усилия каждой группы переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого ученика.

 Образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого созидателя данного продукта (ученика). 

В процессе учебной деятельности чаще всего использую мини – проекты. Наиболее типичным является использование мини – проектов  в качестве домашнего задания:

• составление кроссворда на основе изучаемых понятий;

• подготовка сообщений, докладов, рефератов по изучаемой теме;

• создание проекта рекламы по теме «Применение веществ».

Довольно успешно использую мини – проекты как форма проведения заключительного занятия по изученному материалу:

• защита экологических проектов;

• создание экологических плакатов;

• викторины.

В рамках проектирования мной осуществляется:

• руководство индивидуальными и групповыми проектами;

• консультирование учащихся, выполняющих проекты под руководством других педагогов.

Наиболее значимые проекты:

  1. «Планирование парка»  - социальный проект учащиеся 9 класса (12 чел), продукт:  план парка и ресурсная смета - 2007-2008 год.
  2. «Сохранение здоровья учащихся через правильное питание» - социальный, исследовательский  проект, учащиеся 10 класса (14 чел), 2008-2009 год.
  3. «Влияние растений на экологию школьной среды»  учащиеся 8 -9 классов – 21 чел., исследовательский, продукт - фитомодуль 2007-2008
  4. «Выпускной от А до Я», творческий, учащиеся 9-10 класс 19 чел., продукт – альбом, эскизы выпускных платьев, сценарий выпускного вечера. 2008-2009год.
  5. «Куда пойти учиться?!» учащаяся 10 класса Приказчикова Христина информационный, продукт – информационный стенд, 2008-2009
  6. «Спортивные династии» - учащиеся 7,8,9 классов - 28 чел., информационно-творческий, продукт – фотостенд,2009-2010 год.

Заключение.

Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, в большей степени отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетентностей учащихся. Возможности метода проектов многообразны.

 Проекты, включенные в традиционнее уроки, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, так как позволяют использовать текущий материал без дополнительных временных затрат.

В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения,

Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся,  как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны

Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч...

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности....

Система работы учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года-2016"

В данной работе представленасистема работы учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года-2016"...

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...

Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...