Урок "Гидролиз солей"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Алейникова Ирина Ивановна

Тема урока: гидролиз солей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи урока:

В результате проведенного урока учащиеся должны:

  • определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;
  • пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока;
  • более глубоко узнают о свойствах солей, понимают практического значение гидролиза в природе и жизни человека;
  • развивать мышление, уметь делать логические выводы из наблюдений по опыту;
  • закрепить, умение работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.

Оборудование: таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, растворы, лакмуса, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида алюминия, сульфида калия

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

29.09.2017  пос. Тулома

Тема урока: гидролиз солей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи урока:

В результате проведенного урока учащиеся должны:

  • определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;
  • пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока;
  • более глубоко узнают о свойствах солей, понимают практического значение гидролиза в природе и жизни человека;
  • развивать мышление, уметь делать логические выводы из наблюдений по опыту;
  • закрепить, умение работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.

Оборудование: таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, растворы, лакмуса, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида алюминия, сульфида калия

Эпиграф: слайд

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы

– Наш сегодняшний урок мы начнем с краткого экскурса в содержание предыдущего занятия, т.е. вспомним определения основных понятий прошлой темы и попробуем решить задачу, с текстом которой я вас познакомлю после повторения.

Итак, РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА это…взаимодействие между ионами сложных веществ в растворе

 КАКИЕ ВИДЫ ионных уравнений вы знаете… молекулярное, полное и сокращенное ионное

КАКОВЫ УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ ИОННЫХ РЕАКЦИЙ ДО КОНЦА…образуется газ, осадок, вода или другое малодиссоциирующее вещество (если условие не выполняется, реакция-обратима);

КАКАЯ СПРАВОЧНАЯ ТАБЛИЦА ПОЗВОЛЯЕТ сделать об этом вывод- таблица растворимости

Основные моменты предыдущего урока повторили, идем дальше!

(слайд). Внимательно читаем условие задачи и пробуем ее решить.

v(AlCl3) = 5 моль____                    2AlCl3 + 3K2S ––> 6KCl + Al2S3
m(осадка), V (газа) = ?

Ученики констатируют, что среди продуктов по УХР нет газа и осадка (напротив сульфида алюминия стоит прочерк)

Может быть условия задачи ошибочны? Т.к. химия- наука экспериментальная-проверим это опытным путем. Смешиваются р-ры  солей из условия задачи.

– Что мы наблюдаем? (Образование газа и осадка)
Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно.

А вот ЧТО мы могли не учесть при составлении уравнения реакции, чем пренебрегли?

(Взаимодействием солей в виде РАСТВОРА, т.е. пренебрегли наличием молекул воды) стр.уч-ка 39-40  УХР:

Правильно! Мы этого не учли –опыт опроверг наше предположение, а решение задачи без правильно записанного УХР не будет верным.

 Таким образом, сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть, как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи.

Запишем тему урока: Гидролиз солей слайд

II. Основная часть

Рене Декарт - французский математик, философ, физик, автор  философского трактата, опубликованного в 1637 году «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках» любил повторять: «Определяйте значения слов и вы избавите мир от половины его заблуждений»
Что такое гидролиз? «Гидро» – вода, «лизис» – разложение.(слайд)

Значит, cущность гидролиза заключается …во  взаимодействии между солями и водой (или…в разложении соли водой )

Существует несколько ПРАВИЛ протекания гидролиза: (слайд)

  • В реакции принимает участие (гидролизуется) только ион слабой кислоты или слабого основания.
  • Гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой.
  • Многозарядные ионы гидролизуются ступенчато.
  • Гидролиз усиливается при нагревании системы и разбавлении раствора

Давайте вспомним, какие вещества относят к классу солей и каким способом их можно получить…

опр-е- это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации между основанием  и  кислотой (записать в общем виде)

если учесть, что исходные вещества бывают сильные и слабые, то может быть 4 варианта развития событий :

слабое основание и сильная кислота:

слабая кислота и сильное основание:

сильная кислота и сильное основание:

слабое основание и слабая кислота:

Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс:

НОН <––> Н+ + ОН, и существует равенство концентрации:

[H+] = [OH] = 10–7 моль/л.
pH = 7 -нейтральная

(рН-водородный показатель= отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода)

pH < 7,
[H
+] > [OH] -кислая

pH > 7,
[H+] < [OH
]- щелочная (слайд)

http://www.hemi.nsu.ru/im223_05.jpg

Демонстрация: В три пробирки к жидкостям добавлен универсальный индикатор- лакмус. Исходя из полученной информации (Табл. окраска индикаторов в различных средах, по шкале рН ) соотнесите результаты опыта с возможными веществами из предложенного перечня: NaOH,  H2O,  HCl , NaCl, FeCl3, К2CO3,   AlCl3, Na2CO3 –в учебнике      K2S,   Fe2(CO3)3, NaNO3 , Al2(SO4)3 , Al2S3  

А если я скажу, что жидкости в пробирках являются растворами солей, какой вывод напрашивается?... что раствор соли может иметь кислую, щелочную, нейтральную среду.

Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим соответствующие записи для возможных случаев-т.е. уравнения реакций:

  1. Окраска раствора становится красной, т.е. раствор соли хлорида железа (III)- (слабое основание +сильная кислота) также как и раствор кислоты имеет pH < 7, среда кислая (избыток ионов водорода):

FeCl3 + HOH <––> HCl + FeOHCl2
Fe
3+ + 3Cl  + HOH <––> H+ + Cl + FeOH2+ + 2Cl
Fe
3+ + HOH <––> FeOH2+ + H+

  1. Окраска раствора становится синей, т.е. раствор соли карбоната калия (слабая кислота+ сильное основание) также как и раствор гидроксида натрия имеет pH > 7, среда щелочная (избыток гидроксид-анионов):

К2CO3 + HOH <––> КOH + КHCO3
+ + CO32–  + HOH <––> К+ + OH + К+ + HCO3 
CO
32–  + HOH <––> OH + HCO3

  1. Раствор соли хлорида натрия (сильная кислота +сильное основание) так же как и дистиллированная вода имеет pH = 7, среда нейтральная:

NaCl + HOH <––> NaOH + HCl
Na
+ + Cl  + HOH <––> Na+ + OH + H+ + Cl 
HOH <––> 
OH + H+

Вывод:  Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.

  1. Какой еще случай образования соли …образованные слабым основанием и слабой кислотой (в учебнике не дается).

Fe2(CO3)3 + 3HOH ––> 2Fe(OH)3http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/564862/img1.gif + 3CO2http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/564862/img2.gif

Вывод:  Такие соли подвергаются гидролизу: реакция среды близка к нейтральной, либо полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа, что делает гидролиз необратимым

III. Разрешение проблемы (решение задачи)

– Вернемся к задаче, в решении которой мы зашли в тупик. Что нужно изменить в написании уравнения реакции? ( Приложение 1)

IV. Значение гидролиза

Я думаю, что у вас возник вопрос: «Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?».

Обменные реакции между солями и водой широко распространены в природе: многие минералы земной коры - это сульфиды металлов, которые хотя и плохо растворимы в воде, постепенно взаимодействуют с ней. Такие процессы идут и на поверхности Земли, и особенно интенсивно в ее глубинах при повышенной температуре. В результате образуется огромное количество сероводорода, который выбрасывается на поверхность при вулканической деятельности. А силикатные породы постепенно переходят в гидроксиды, а затем в оксиды металлов. В результате гидролиза минералов – алюмосиликатов – происходит разрушение горных пород.

Известкование почв с целью понижения их кислотности также основано на реакции гидролиза, Если кислотность почвы недостаточна, у растений появляется болезнь — хлороз. Ее признаки — пожелтение или побеление листьев, отставание в росте и развитии. Если рНпочвы> 7,5, то в нее вносят удобрение сульфат аммония (NH4)2SO4, которое способствует повышению кислотности

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с явлением гидролиза – при стирке белья, мытье посуды, умывании мылом. В состав стиральных порошков и других моющих средств специально вводят соли неорганических кислот (фосфаты, карбонаты), которые усиливают моющее действие за счет повышения рН среды.

 Даже процессы пищеварения, в частности, расщепление жиров, протекают благодаря гидролизу.

V. Подведение итогов

 Итак, сегодня мы познакомились с явлением гидролиза солей. Проверим как усвоились новые сведения!

Возьмите бланк химического диктанта и напротив номера каждого из 10 предложений поставьте «да», если согласны с утверждением и  «нет» если не согласны (предложенным графическим способом)

Что за этот урок мы научились делать? …Определять характер среды растворов солей по их составу

VI. Домашнее задание (слайд)

Запишите уравнения гидролиза солей, входящих в состав минеральной воды.



Предварительный просмотр:

Гидролиз солей (от греч. hydro — «вода», lysis — «разложение, распад»)

Соль образована…

Уравнение гидролиза

Вывод

слабое основание + сильная кислота

слабая кислота + сильное основание

сильная кислота + сильное основание

слабое основание + слабая кислота

ЗАПОМНИ! Возможность и характер протекания гидролиза определяется природой основания и кислоты, из которых образована соль.

Задание: распределите соли, формулы которых приведены в 1 графу таблицы.

NaCl, FeCl3, К2CO3,   AlCl3, Na2CO3, K2S, Fe2(CO3)3, NaNO3 , Al2(SO4)3 , Al2S3  



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Задача.

При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида алюминия, с избытком раствора сульфида калия выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка и объем полученного газа.

Приложение 2.

Химический диктант.

  1. В чистой воде рН=7.
  2. Раствор соляной кислоты – слабый электролит.
  3. Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.
  4. Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.
  5. Водный раствор соли NaCl имеет рН<7.
  6. Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.
  7. Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН<7.
  8. Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.
  9. Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.
  10. Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.

Приложение 3.

Бланк химического диктанта.

Фамилия, имя_____________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ДАНЕТ

Приложение 4.

Шаблон для проверки химического диктанта.

Приложение 5.

Напишите уравнения гидролиза солей, входящих в состав минеральной воды


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Просто знать – ещё не всё, Знания нужно уметь использовать» И.В . Гёте

Слайд 2

У словие задачи При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида алюминия, с избытком раствора сульфида калия выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка и объем полученного газа.

Слайд 3

Тема: «Гидролиз солей»

Слайд 4

Рене Декарт - французский математик, философ, физик, автор философского трактата, опубликованного в 1637 году « Рассуждение о методе , чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках» любил повторять: «Определяйте значения слов и вы избавите мир от половины его заблуждений »

Слайд 5

Что такое гидролиз? « Гидро » – вода, « лизис» – разложение.

Слайд 6

ПРАВИЛА протекания гидролиза В реакции принимает участие ( гидролизуется ) только ион слабой кислоты или слабого основания. Гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой. Многозарядные ионы гидролизуются ступенчато. Гидролиз усиливается при нагревании системы и разбавлении раствора

Слайд 7

Вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс: НОН <––> Н + + ОН – , и существует равенство концентрации: [ H + ] = [ OH – ] = 10 –7 моль/л. pH = 7 -нейтральная (рН-водородный показатель= отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода) pH < 7, [H + ] > [OH – ] -кислая pH > 7, [H+] < [OH – ]- щелочная

Слайд 9

Химический диктант В чистой воде рН=7. Раствор соляной кислоты – слабый электролит. Соль Na 2 CO 3 образована сильным основанием и слабой кислотой. Соль AlCl 3 образована слабым основанием и сильной кислотой. Водный раствор соли NaCl имеет рН<7. Водный раствор соли K 2 SO 4 имеет рН=7. Водный раствор соли Al 2 ( SO 4 ) 3 имеет рН<7. Соль KNO 3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка. Раствор соли Na 2 SiO 3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет. Раствор соли K 2 CO 3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.

Слайд 10

Домашнее задание Запишите уравнения гидролиза солей, входящих в состав минеральной воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...

Применение некоторых солей. Способы распознавания солей.

Рассмотреть применение солей в быту и других отраслях народного хозяйства. Научиться определять карбонат ион, сульфат ион, хлорид ион в солях....

Соли. Классификация солей.

Дать понятие соли, классификацию солей, применение в быту....

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....