Рабочая программа по элективному курсу Решение химических задач
элективный курс по химии (10 класс)

Хабибярова Ания Адгамовна

Цели данного курса:

1. Формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии;

2. Развитие познавательной и творческой активности, синтетического и аналитического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                                                                  Выполнила:

                                                                                                                 Хабибярова Ания Адгамовна

                                                                                                       (Ф.И.О.)

                                                                                             Учитель_______  

                                                                                      должность

                                                                                                                 МБОУ «Новоаганская ОЗШ»

                                                                                                                                                                                                                                 место работы

Рабочая программа элективного  курса «Решение задач по органической химии»

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа элективного курса «Решение задач по органической химии» не противоречит Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования по предметной области «Химия» и может быть использована для реализации в 10-11 классах. Рабочая программа разработана в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы», с образовательной программой МБОУ « Новоаганская очно-заочная школа»,  на основе программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ,  «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (автор О.С.Габриелян  - М: Дрофа, 2015).

       Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач.  

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти обучающихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.

В программе реализуются межпредметные связи с биологией, математикой, физикой, географией и экологией.

Цели данного курса:

1. Формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии;

2. Развитие познавательной и творческой активности, синтетического и аналитического мышления.

Задачи курса:

1. По обучению:

- расширить и систематизировать знания обучающихся о количественных характеристиках растворов;

- научить обучающихся методически правильно и практически эффективно решать задачи.

2. По развитию:

- развитие умений выполнять химический эксперимент в соответствие с требованиями техники безопасности;

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- формирование творческого мышления.

3. По воспитанию:

- воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели;

- воспитание самостоятельности и активности обучающихся.

Основные формы работы на занятии: парная, самостоятельная (индивидуальная), фронтальная, их выбор или сочетание  определяется дидактическим целями урока и содержанием темы.

Структура занятия включает в себя решение  качественных и количественных задач по органической химии.

Для закрепления знаний обучающихся используются разноуровневые задачи.

В основу данной программы заложено использование следующих современных педагогических технологий: коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, развивающие самостоятельность и творческую инициативу обучающихся, способность принятия решений. 

Особенности курса:

           -  использование знаний по математике, физике, биологии;

           -  составление авторских задач и их решение;

            -  использование местного материала для составления условий задач.

Диагностика результативности работы по программе:

-    контрольные работы;

-  практические работы;

- самостоятельные работы;

- беседы.

Данная программа направлена на развитие образовательной среды МБОУ «Новоаганская очно-заочная школа» и 

является составной частью программы развития «Эффективная деятельность  образовательного учреждения по  

созданию условий для обеспечения качественного и доступного образования, разностороннего воспитания и развития обучающихся».

Место   курса в учебном плане:

Данный элективный курс для 10–11-х классов рассчитан на 35 часов (18 часов в 10 классе, 17 часов в 11 классе). Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить  пробелы в знаниях обучающихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

После изучения данного   курса обучающиеся должны ЗНАТЬ:

1. Способы решения различных типов задач;

2. Основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

3.Стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса обучающиеся должны УМЕТЬ:

1.Решать расчетные задачи различных типов;

2.Четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

3.Видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;

4.Работать самостоятельно и в группе;

5.Самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

6.Владеть химической терминологией;

7.Пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач;

8. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ.

Содержание элективного курса по химии

(18 часов в 10 классе, 17 часов в 11 классе, всего 35)

Введение (1 час)

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия химии. Основные типы решения расчётных задач.

Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ (3 часа)

Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, межклассовая, положения функциональной группы) и пространственная. Номенклатура: тривиальная, систематическая. Написание структурных формул изомеров и гомологов.

Демонстрации:

Атомно-стрежневые модели.

Таблица с номенклатурами органических веществ.

Тема 2. Качественные реакции в органической химии (3 часа)

Качественные реакции на углеводороды и их функциональные производные. Свойства органических веществ, определяемые кратными связями и функциональными группами.

Демонстрации:

Качественные реакции на кратные связи в органических веществах. Качественные реакции на определение функциональных групп органических веществ. 

Контрольное работа № 1.

Тема 3. Расчеты по химическим формулам (5часа)

Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем. Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении.

Контрольное работа № 2.

Тема 4. Вывод химических формул органических соединений  (6 часа)

Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула. Вывод химической формулы вещества по данным качественного и количественного состава. Вывод химической формулы вещества по эмпирической формуле и относительной плотности его паров. Вывод химической формулы вещества по данным о продуктах его сгорания. Определение химической формулы вещества по данным его участия в химических реакциях

Контрольное работа по итогам года за 10 класс

Тема 5. Расчеты по уравнениям химических реакций ( 4 часа)

Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции, закон Гесса. Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции. Скорость химической реакции.

Контрольное работа № 1.

Тема 6. Расчеты с использование газовых законов (5 часа)

          Закон Авогадро и следствия из него. Количество вещества, молярный объём. Закон объёмных отношений (правило Гей-Люссака).  Газовые законы. Уравнение Клайперона – Менделеева. Объёмная доля газа. Вычисление количественного состава газовых смесей.

 

Контрольное работа № 2.

Тема 7. Решение задач по теме «Растворы» (2 часа) Способы выражения концентрации растворов. Задачи на приготовление растворов (в т.ч. из кристаллогидратов, растворов различной концентраций). Расчёты, связанные с изменением состава раствора ( при добавлении растворённого вещества, выпаривание раствора, добавлении воды к раствору, добавлении раствора другой концентрации одноименного вещества). Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в водных растворах.

Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

 Итоговая контрольная работа

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План.

Факт.

10 класс (18 часов)

1

 Введение

1

Тема 1.  Изомерия и номенклатура органических веществ (3 часа)

2.

Тривиальная и современная номенклатура химических соединений.

1

3.

Виды изомерии: структурная и пространственная.

1

4.

Составление структурных формул изомеров органических веществ

1

Тема 2.  Качественные реакции в органической химии (3 часа)

5.

Качественные реакции на углеводороды.

1

6.

Качественные реакции на функциональные производные углеводородов.

1

7.

Контрольная работа по темам: «Изомерия и номенклатура органических веществ» и «Качественные реакции в органической химии»

1

Тема 3.  Расчеты по химическим формулам (5часа)

8.

Вычисление количества вещества по известной массе вещества, нахождение массы газа по заданному количеству вещества.

1

9.

Нахождение массы и объема газа по заданному количеству вещества

1

10.

Молярный объем газов. Законы идеальных газов. Объемная доля.

1

11.

Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении.

1

12.

Контрольная работа по теме «Расчеты по химическим формулам»

1

Тема 4.  Вывод химических формул органических соединений  (6 часа)

13.

Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям образующихся элементов.

1

14.

Определение молекулярной формулы вещества с использованием плотности или относительной плотности газов.

1

15.

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

1

16.

Смешанные задачи.

1

17.

Задачи на определение формул, если известны массы или объемы продуктов сгорания.

1

18.

Итоговое контрольная работа по теме «Вывод химических формул органических соединений»

1

11 класс (17 часов)

Тема 5.  Расчеты по уравнениям химических реакций ( 4 часа)

19/1

Вычисление массы (объема, количества вещества) одного из участников реакции по известной массе (объему, количеству вещества) другого участника реакции.

1

20/2

Скорость химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям

1

21/3

Вычисление выхода продукта (в %) реакции от теоретически возможного

1

22/4

Контрольная работа по теме «Расчеты по уравнениям химических реакций»

1

Тема 6.  Расчеты с использование газовых законов (5 часа)

23/5

Закон Авогадро  и следствия из него. Количество вещества, молярный объём.

1

24/6

Закон объёмных отношений (правило Гей – Люссака).

1

25/7

Газовые законы. Уравнение Клайперона – Менделеева.

1

26/8

Объёмная доля газа. Вычисление количественного состава газовых смесей.

1

27/9

Контрольная работа по теме «Расчёты с использованием газовых законов».

1

Тема 7.  Решение задач по теме «Растворы» ( 2 часа)

28/10

Способы выражения концентрации растворов. Задачи на приготовление растворов ( (в т.ч. из кристаллогидратов, растворов различной концентраций). Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в водных растворах.

1

29/11

Расчёты, связанные с изменением состава раствора ( при добавлении растворённого вещества, выпаривание раствора, добавлении воды к раствору, добавлении раствора другой концентрации одноименного вещества).

1

Тема 8.  Окислительно-восстановительные реакции (6 часов)

30/12

Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления.

1

31/13

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

1

32-33/ 14-15

Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

2

34/16

Итоговая  контрольная работа.

1

35/17

Обобщающее повторение.

1

Учебно-методический комплект и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Книгопечатная прдукция:

1. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Под ред. А.С. Егорова. – Ростов н/Д: «Феникс». 2003 г.

2. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: «Новая волна». 2005 г.

3. Хомченко И.Г Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: «Новая волна». 1999 г.

4.Габриелян О.С., П.В.Решетов, И.Г.Остроумов Задачи по химии и способы их решения. 10-11 кл, - М:. «Дрофа» 2006.

5.Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения /  М: Оникс «Мир и Образование», -  2006.

6.Л.А. Слета, Ю.В. Холин, А.В. Черный. Конкурсные задачи по химии с решениями. Пособие для старшеклассников и абитуриентов./-М-Х «Гимназия» «Илекса», 1998.

7.Т.Н. Курдюмова, Н.С. Новошинская, Н.Ф. Лапшина, Н.П. Качан,   Ю.В. Найденов, С.Д. Некрасов . Сборник контрольных работ и тестов по химии/ – М.: "Просвещение", 2000.

Технические средства обучения:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, колонки, демонстрационное оборудование, химическая посуда, реактивы.

Электронные ресурсы:

  1. http://chem.reshuege.ru/- Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам, Химия.
  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10/
  3. http://www.ctege.info/ege-po-himii/ - ЕГЭ по химии.