Урок в 8 классе по теме "Реакция замещения"
учебно-методический материал по химии (8 класс)
Разработка урока по химии для 8 класса по теме "Типы химических реакций. Реакция замещения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по химии для 8 класса по теме "Типы химических реакций. Реакция замещения". | 71.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по химии на тему: "Типы химических реакций. Реакции замещения". 8-й класс
Цель: дать понятие о сущности реакций замещения.
Задачи:
Образовательные:
– продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
– экспериментально установить, какие реакции являются реакциями замещения;
– начать формирование умения предсказывать продукты реакций замещения;
– дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений металлов.
Развивающие:
– развивать когнитивную сферу учащихся;
– развивать общеучебные умения и навыки: работа по плану; работа с учебником;
– сформировать умение пользоваться лабораторным оборудованием и реактивами;
– развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
– развивать умение анализировать результаты опыта;
– развивать умение делать самостоятельные выводы;
– развивать внимание учащихся и его свойства: объём внимания, концентрация внимания, распределение внимания; развивать разные виды памяти учащихся: механическую, слуховую и пр.
Воспитательные:
– прививать культуру умственного труда и сотрудничества;
– воспитывать дисциплинированность учащихся;
– воспитывать коллективизм;
– воспитывать чувство ответственности;
– способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения:
– словесные (рассказ, объяснение, беседа);
– демонстрационные (опыты);
– лабораторные;
– иллюстративные (схемы химических реакций);
– частично-поисковый, проблемный (проблемная ситуация).
ФОПД: фронтальная, индивидуально – обособленная, групповая (динамические группы).
Технологии: элементы технологии “Сотрудничества” и “Проблемного обучения”.
Оборудование и реактивы:
– Zn, Mg, Al, Си, Li, Na, Ca – металлы;
– H Cl, H2SO4, Си SO4, фенолфталеин – растворы.
Демонстрационный эксперимент:
1) Взаимодействие щелочных Me с Н2О;
Лабораторный опыт:
Ход урока:
I. Opr. момент. Вступление. Оценка эмоционального состояния.
II. Повторение изученного, актуализация знаний.
1. Вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках?
2. Прежде чем приступить к изучению нового материала, я предлагаю вам небольшую разминку.
(За каждое правильно выполненное задание группа получает смайлик. Та группа, которая набирает наибольшее количество смайликов, в полном составе получает «5». Учитываются и индивидуальные ответы. Ответив на вопрос, вы передаете химический стаканчик следующему участнику группы. )
Крестики – нолики: (на доске)
H2SO4 | LiОН | ZnCI2 |
Al2(SO4)3 | НС1 | NaOH |
AlCl3 | Са(ОН)2 | HNO3 |
НCl | Li ОН | Cu (NO3)2 |
NaOH | H2SO4 | A12(SO4)3 |
HNO3 | Са(ОН)2 | ZnCl2 |
НС1 | А1С13 | FeSO4 |
Са(ОН)2 | Li ОН | NaOH |
Н2О | ZnCl2 | Cu (NO3)2 |
Работа в парах (взаимопроверка): 2 мин.
Составьте формулы веществ (на листочках):
I ряд | II ряд | III ряд |
Хлорид Zn | Гидроксид Li | Сульфат Fe (II) |
Сульфат Al | Гидроксид Na | Нитрат Cu (II) |
Сульфид К | Гидроксид Ca | Хлорид Al |
Один листочек сдайте учителю, другой отдайте соседу, для проверки – 1 мин.
Проверяем вслух.
Задание: Расставьте коэффициенты в схемах реакций:
- Cu + O2 → CuO
- NaNO3 → NaNO2 + O2
- CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu
- Na + H2O → NaOH + H2 ( взаимопроверка 1 мин)
"Третий лишний":
Лабораторный опыт №1. Взаимодействие Zn с раствором HCl
Проведите реакцию между цинком и раствором соляной (хлороводородной) кислоты. Попробуйте записать уравнение данной реакции.
Техника безопасности!
III. Изучение новой темы.
Групповая работа.
(группа №1) Я утверждаю, что это реакция соединения.
(группа №2) Я утверждаю, что это реакция разложения.
Учитель: Согласны ли вы с моим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
Мы столкнулись с новым для нас типом реакции.
- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (записать на доске).
- Какими источниками информации мы можем воспользоваться?
(ученики формулируют цель и задачи урока)
I. Понятие о реакциях замещения на примере взаимодействия кислот с металлами.
А начнем мы с лабораторного опыта №1. Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты.
Учитель предлагает записать уравнение проделанной реакции: (совместно с ребятами)
- Что наблюдали?
- Запишем уравнение реакции (к доске 1 ученик). Следовательно, из исходных простого и сложного веществ образовалось новое простое и новое сложное. Такие реакции называются реакциями замещения.
- Какой газ выделяется в реакции?
- Что вы знаете об этом газе?
- Как правильно собрать этот газ?
- Существуют 2 способа собирания газов. (видео 1, видео 2)
- Открытие водорода.
3. Давайте посмотрим на механизм этой реакции. (слайд)
- Попробуйте дать определение реакции замещения. Учитель предлагает ребятам записать уравнение аналогичной реакции для серной кислоты и магния:
И усложняет для серной кислоты и алюминия:
II. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Учитель ставит проблемный вопрос: как вы думаете, все ли металлы одинаково реагируют с растворами кислот?
Лабораторный опыт №2. Взаимодействие раствора H2SO4 с Mg, Zn, Cu, Fe.
Для объяснения результатов опыта воспользуемся электрохимическим рядом напряжений металлов (ряд активности металлов). Найдите в нем металлы, которые вытеснили в вашем опыте водород (Mg, Zn, Fe). Где они расположены - до или после водорода?
Если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет. Это и есть первое правило ряда напряжений. Zn, Mg, Al давали реакцию замещения с кислотами (они находятся в ряду напряжений до Н), а Сu нет (она после Н). Этот ряд имеет и ещё одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей: если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли (второе правило ряда напряжений).
Вспомним правила обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.
Проводится лабораторный опыт “Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом”, и учащиеся записывают соответствующее уравнение:
Оформляем результаты лабораторного опыта в виде таблицы.
Что делали | Что наблюдали |
По аналогии составляется уравнение реакции между алюминием и раствором хлорида меди (II):
2 А1 + 3 Сu С12 = 2 А1 С13 + 3 Сu
Необходимо показать, что здесь положение металла до и после Н уже не имеет значения, важно, чтобы вступающий в реакцию металл предшествовал металлу, образующему соль:
Сu + 2 Ag NO3 = 2 Ag + Сu (NO3)2
В заключение учитель демонстрирует взаимодействие щелочных металлов и Са с водой.
Реакция проецируется на экран. Записываются соответствующие уравнения реакций:
Учащимся напоминается название подгруппы – “щелочные металлы”: теперь этимология названия подтверждена экспериментом.
III. Закрепление.
I уровень: определите типы химических реакций (на доске):
II уровень: вставьте вместо знака? соответствующие химические формулы, расставьте коэффициенты и определите тип химических реакций.
III уровень: запишите схему химической реакции, о которой идёт речь. Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции.
А) Магний взаимодействует при нагревании с оксидом кремния (IV), с образованием оксида магния и кремния.
Б) Вода взаимодействует с хлором, с образованием хлороводородной кислоты и кислорода.
IV. Выставление оценок с комментариями, подсчет смайликов.
V. Оценка эмоционального состояния.
- Что нового узнали?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Какие были трудности?
- В чём были трудности?
- Достигнута ли цель урока?
2. Оцените ваше эмоциональное состояние в конце урока:
- зеленый смайлик: урок понравился, все было понятно и интересно
- желтый смайлик: отдельные вопросы вызвали затруднение
- красный смайлик: ничего не понял
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока химии на тему:"Реакции замещения"
Задачи урока: · познакомить учащихся с рядом активности металлов, составленным русским химиком Н.Н. Бекетовым;·...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...