Формирование коммуникативных УУД на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Смирнова Виктория Александровна

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_uud_na_uroke_himii.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Виктория Александровна

Учитель химии

ГБОУ Гимназия №295 Санкт-Петербурга

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке химии

(из опыта работы учителя химии)

Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

  • Познавательные - включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания.
  • Личностные - позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его с реальными жизненными целями и ситуациями.
  • Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем постановки целей, контроля, коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изучаемого материала.
  • Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.

Функции универсальных учебных действий

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Диагностика и формирование КУУД на уроках химии

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: сдача мини- зачёта (проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знаний латинских названий элементов и т. д.) В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки.

Для формирования коммуникативных УУД я использую следующие приемы:

  • Даю учащимся время на обдумывание их ответов;
  • Обращаю свое внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
  • Поддерживаю все высказывания, независимо от того верны они или нет;
  • Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
  • Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;
  • Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Для учащихся я обязательно привожу правила ведения диалога

  • Любое мнение ценно;
  • Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
  • Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
  • Хочешь говорить подними руку;
  • Дай другому высказать свое мнение, а себе понять - его;
  • Обращение начинается с имени;
  • Критика должна быть тактичной;

Для учащихся я обязательно предлагаю оценить свой вклад в работу группы, класса, личные достижения

  • 3 балла: активно участвовал, не допускал ошибок.
  • 2 балла: при работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.
  • 1 балл: испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.

Коммуникативные УУД

Типы заданий

Результат освоения

Защита индивидуальных проектов по химии

развитие умения слушать и понимать партнёра

Уроки- конференции

(Вода – удивительное вещество)

умение дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме

Дидактические игры

(Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно)

умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга и уметь договариваться

Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие. (Проверьте знания о составе и названиях веществ разных классов сложных веществ)

развитие умения заменять термины определениями, использование знакового моделирования

Таким образом:

1. Через КУУД в группах у учащихся появляется возможность стать активными участниками учебного процесса.

2. Ребята учатся общению, то есть происходит социализация учащихся.

3. Учатся видеть ошибки товарищей и свои ошибки, учатся анализировать.

4. Позволяют дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

5.Совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика способствует развитию всех сторон его личности в интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферах.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения химической науки, т.е. умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...