Чистые вещества и смеси. Урок с использованием здоровьесберегающих технологии
презентация к уроку по химии (7 класс)

Зангиева ЗА

Цели урока

 Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.

. Развивающая: Формировать умение распознавать чистые вещества и смеси, составлять план действий разделения смесей. Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности, и умение обращаться с лабораторным оборудованием.

. Воспитательная: Способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, самооценке своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistye_veshchestva_i_smesi.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чистые вещества и смеси. Урок с использованием здоровьесберегающих технологии в 7 классе . Подготовила Зангиева Зарета Александровна

Слайд 2

«Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений сопровождающих такие превращения» Д.И.Менделеев

Слайд 3

Цели урока Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. . Развивающая: Формировать умение распознавать чистые вещества и смеси, составлять план действий разделения смесей. Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности, и умение обращаться с лабораторным оборудованием. . Воспитательная: Способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, самооценке своей деятельности.

Слайд 4

Методы обучения: проблемный, исследование. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Оборудование для урока химии: компьютер, проектор; лабораторное оборудование для демонстрации различных видов смесей, образцы смесей, 3 стакана с дистиллированной водой, рассол, пробиркодержатель , спиртовка, пробирки, спички, на столах у учащихся сера, железо, магнит, бумага, пинцет, смеси.

Слайд 5

Организационный момент. Ход урока: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Готовимся к уроку; тетради, книги, ручки Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующие на уроке, Определение проблемы (работа в парах) Ребята, сегодня мы работаем под девизом; от простого к сложному. Определить тему сегодняшнего урока нам поможет экспериментальное задание. Давайте отгадаем загадку В морях и реках обитает, Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (вода)

Слайд 6

Перед вами 3 стакана. Один с дистиллированной водой, другой с морской, третий с рассолом. Который используется при консервировании овощей. Я предлагаю вам следующую исследовательскую задачу; сравнить температуру кипения воды морской, дистиллированной , рассола .. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Составим план действий и выполняем исследование. Не забываем про технику безопасности. Уточняем план действий . Правила нагревания. Опыт демонстрационный. Составляем и заполняем таблицу.

Слайд 9

. Этап актуализации знаний Итак, тема сегодняшнего урока “Чистые вещества и смеси”. Ребята, как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой, исходя из такой темы? Правильно, сегодня на уроке мы должны усвоить понятия ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ, виды смесей, способы их разделения Открыли тетради, записали сегодняшнее число и тему урока. Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, я хочу вам предложить поиграть в игру “Третий лишний” Найдите третье лишнее слово и объясните, почему вы так решили. Дополнительные вопросы Какое вещество называется простым? Какое вещество является сложным.? Смеси.

Слайд 10

Мы живем среди химических веществ. Среди этих веществ есть вещества и простые, и сложные, а есть вещества, которые состоят из различных компонентов Воздух, вода, минеральная вода, чай и кофе, молоко и фрукты. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек – его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло, резина, сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина – искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.

Слайд 11

Групповая работа Каждая группа получает задание, и выполняет его в течение 3 минут. Далее следует обсуждение. 1 группа. Одним из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов – мрамор Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Причудливый узор радует глаз. Мрамор послушен и податлив в руках мастера, он легко обрабатывается и прекрасно полируется до зеркального блеска. Мрамор – материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. Плитка, статуя, колонна – это физические тела, изделия. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка. Почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор?

Слайд 12

2 группа. Что такое смеси 3 группа. Какими бывают смеси? 4 группа. В чем отличие материала от химического вещества 5 группа. Привести примеры однородных смесей. 6 группа. Какой воздух может рассматриваться как гомогенная, а какой– как гетерогенная смесь Изучение смеси железа и серы. Разделение с помощью магнита Лабораторное исследование. Инструкция по ТБ. Исследуем и опишем свойства веществ – серы и железа (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита) . Составьте неоднородную смесь: на листе бумаги смешайте порошок железа и серы стеклянной палочкой. Разделите приготовленную смесь. с помощью магнита.

Слайд 13

Определение понятия «смесь» было дано в XVII в.английским ученым Робертом Бойлем. Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов. Признаки сравнения Чистое вещество Смесь Состав Постоянный Непостоянный Вещества Одно и то же Различные Физические свойства Постоянные Непостоянные Изменение энергии при образовании Происходит Не происходит Разделение С помощью химических реакций Физическими методами Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

Слайд 14

Приведём примеры суспензий (речной песок + вода), эмульсий (растительное масло + вода) и растворов (воздух в колбе, поваренная соль + вода, разменная монета: алюминий + медь или никель + медь). В суспензиях видны частицы твердого вещества, в эмульсиях – капельки жидкости, такие смеси называются неоднородными (гетерогенными), а в растворах компоненты не различимы, они являются однородными (гомогенными) смесями.

Слайд 16

Суспензия – смесь речного песка с водой Отстаивание Разделение отстаиванием основано на различных плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть или растительное масло образует верхний, более легкий слой . В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа из дыма, отстаиваются сливки в молоке.

Слайд 17

Смесь песка и поваренной соли Фильтрование На чем основано разделение гетерогенных смесей с помощью фильтрования ?На различной растворимости веществ в воде и на различных размерах частиц. Через поры фильтра проходят лишь соизмеримые с ними частицы веществ, в то время как более крупные частицы задерживаются на фильтре. Так можно разделить гетерогенную смесь поваренной соли и речного песка . В качестве фильтров можно использовать различные пористые вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие. Способ фильтрования – это основа работы бытовой техники, например пылесосов. Его используют хирурги – марлевые повязки.

Слайд 18

Смесь порошка железа и серы Действие магнитом или водой Порошок железа притягивался магнитом, а порошок серы – нет . Несмачивающийся порошок серы всплывал на поверхность воды, а тяжелый смачивающийся порошок железа оседал на дно .

Слайд 19

Раствор соли в воде – гомогенная смесь Выпаривание или кристаллизация Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли. При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают поваренную соль. Этот способ разделения основан на различии в температурах кипения растворителя и растворенного

Слайд 20

Если же разделять смесь спирта и воды, то первым будет отгоняться (собираться в пробирке-приемнике) спирт с t кип = 78 °С, а в пробирке останется вода. Перегонка используется для получения бензина, керосина, газойля из нефти.

Слайд 21

Особым методом разделения компонентов, основанным на различной поглощаемости их определенным веществом, является хроматография . Дома вы можете проделать следующий опыт. Подвесьте полоску из фильтровальной бумаги над сосудом с красными чернилами, погружая в них лишь конец полоски. Раствор впитывается бумагой и поднимается по ней. Но граница подъема краски отстает от границы подъема воды. Так происходит разделение двух веществ: воды и красящего вещества в чернилах. С помощью хроматографии русский ботаник М. С. Цвет впервые выделил хлорофилл из зеленых частей растений. В промышленности и лабораториях вместо фильтровальной бумаги для хроматографии используют крахмал, уголь, известняк, оксид алюминия. А всегда ли требуются вещества с одинаковой степенью очистки?

Слайд 22

А)сахарный песок + вода Б)сера + железные опилки В)поваренная соль + вода 2Укажите однородные смеси А)уксус Б)речной песок + вода В)нефть + вода 3В каком случае речь идет о воде, как о чистом веществе? А)морская вода соленая на вкус Б)дистиллированная вода получается при охлаждении водяного пара В)минеральная вода применяется для лечения некоторых заболеваний 4Отметьте смесь, основным компонентом в которой является газ А)кислород Б)углекислый газ 1Укажите неоднородные смеси В)азот Г)воздух Закрепление

Слайд 23

Решите задачу: Дана смесь сахара, речного песка и железных опилок. Предложите способ разделения этой смеси. Творческое задание: Подготовьте электронную презентацию на тему "Чистые вещества и смеси, которые нас окружают" 1.Я узнал(а) много нового. 2. Мне это пригодится в жизни. 3.На уроке было над чем подумать. 4.На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы. 5.На уроке я поработал(а) добросовестно. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула скорости. Урок с использованием здоровьесберегающих технологий

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий...

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий, английский язык 2 класс. Тема: "Спортивные игры".

На данном уроке используются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, игровые элементы, частые смены видов речевой деятельности, оценочные суждения после каждого этапа работы....

Как провести урок с использованием здоровьесберегающих технологий? Рекомендации педагогам.

Даны  рекомендации  для  проведения  урока  с  использованием  здоровьесберегающих  технологий...

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровье своё сбережём с малых лет, Оно нас избавит от болей и бед."

Урок-презентация может проводиться в 7-10 классах по усмотрению учителя. Содержит много занимательных вопросов. Проводится в виде интерактивной игры....

План по самообразованию на тему: «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…&raqu...