МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
план-конспект урока по химии (8, 9 класс)
Разработки уроков, занятий внеурочной деятельности, материалы к урокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 52.5 КБ |
plan_uroka.docx | 1.25 МБ |
resp.himiya._9_kl.lemeshkina_n.a.doc | 108.5 КБ |
Урок "Моя малая родина". | 151.4 КБ |
Педагогический проект "Исследовательская работа на уроках химии и во внеурочной деятельности" | 51.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Время | Действия учителя | Формы организации совзаимодействия на уроке |
Организационный момент
| 1 мин | Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада видеть вас видеть! | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. |
Актуализация знаний (повторение, подводка…)
| 10 мин | - Учащиеся получают коллекции металлов и из коллекции получают один металл ,который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения -Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены? - Какая особенность строения атомов металлов обуславливает общность их свойств? Как эти свойства называются? Прозвучало словосочетание в химических реакциях Значит, о чем же сегодня мы будем говорить? Выслушав учащихся, учитель еще раз уточняет названную тему урока «Химические свойства металлов». | Рассматривают образцы металлов и характеризуют его физические свойства Перечисляют физические свойства металлов. Отмечают ,что все металлы в химических реакциях легко отдают электроны, превращаясь при этом в положительно заряженные ионыкатионы В реакциях служат восстановителями. Делают заключение, что речь пойдет о реакциях, в которые будут вступать металлы, или о химических свойствах металлов |
Изучение нового материала
| 20 мин | Все металлы являются восстановителями ( Ме – nе → Меⁿ+) Для того чтобы прошла реакция записанная на доске ,необходимо наличие окислителя. По реэультатам обсуждения составляется список веществ,которые могут вступать в реакции с металлами 1. Неметаллы 2Вода 3. Кислоты 4. Соли Учитель демонстрирует учащимся опыты:
Запишите уравнения возможных реакций, составьте схемы электронного баланса. На основе ранее изученного определяют тип реакции дают названия веществам ,определяют вид связи. | Учащиеся вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивая их с помощью электронного баланса. Предполагаемый вывод учащихся: металлы взаимодействуют с неметаллами, с растворами солей и растворами кислот согласно их расположению в ряду напряжений металлов, взаимодействие с водой зависит от активности металлов. Металлы проявляют свойства восстановителей. |
Первичное осмысление и закрепление
| 10 мин | В четырех колонках приведены формулы попарно взятых веществ. Сопоставьте вещества и определите, между какими парами веществ возможны химические реакции 1 медь и сера Цинк и кислород Магний и хлор 2 натрий и вода медь и вода магний и вода 3 цинк и соляная кислота железо и соляная кислота серебро и соляная кислота 4 медь и сульфат цинка цинк и сульфат меди железо и хлорид меди | Учащиеся самостоятельно записывают уравнения осуществимых реакций. Дают названия продуктам реакции |
Итоги урока. Рефлексия
| 4 мин | Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока: - Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как вы можете использовать полученные знания на уроке при изучении других предметов и в жизни? - Как бы вы оценили свою работу? | Отвечают на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Анализируют работу на уроке через самооценку. Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала. |
Домашнее задание | 1мин | Учитель комментирует домашнее задание. §8 изучить | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 села Ермолаево
муниципального района Куюргазинский район
Республики Башкортостан»
Конспект урока по химии в 9 классе:
«Железо».
Выездное заседание координационного совета ГАОУ ДПО ИРО РБ по методическому сопровождению введения и реализации ФГОС
Составил:
Лемешкина Наталия Александровна,
учитель химии высшей квалификационной
категории
Ермолаево 2015
Учитель химии МБОУ СОШ №2 с.Ермолаево Лемешкина Н.А.
Тема: Железо.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: изучить строение атома железа, его физические и химические свойства, применение, биологическое значение: закрепить умение составлять уравнения в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах; рассматривать реакции с позиций ОВР.
Планируемые результаты обучения.
Предметные. Научаться: давать характеристику железа по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, характеризовать состав атома, характеризовать физические и химические свойства железа, объяснять зависимость свойств железа от его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева, исследовать свойства железа в ходе выполнения лабораторного опыта, описывать химический эксперимент.
Получат возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Научатся: характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов железа, составлять химические уравнения, характеризующие свойства соединений железа, проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах катионов железа, составлять полные и сокращенные уравнения реакций.
Метапредметные УУД.
Регулятивные:
Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия
Познавательные:
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры.
Коммуникативные:
Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные УУД. Формируют интерес к конкретному химическому элементу
Развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, способности вести диалог с другими людьми.
Формы работы учащихся:
изучение материала, формулирование вопросов по теме урока, выполнение практических опытов, фиксирование в тетради уравнений реакций и выводов по уроку, выполнение тренажерных заданий, осуществление самоконтроля по оцениванию уровня усвоения своих знаний.
Оборудование и материалы:
- персональный компьютер и мультимедийные средства;
- таблицы «Периодическая система химических элементов» и «Растворимость кислот, солей и оснований»;
- на столах у учеников химическое оборудование: по 2 пробирки, хлорид железа (II), хлорид железа (III), гидроксид натрия;
- карточки для составления плана урока: местоположение Fe в Периодической системе, строение атома, физические свойства, химические свойства, природные соединения железа, качественные реакции Fe+2, Fe+3, биологическое значение;
- магнитики для прикрепления к доске;
- дидактический материал (тест и вопросы для вывода по итогам урока);
- презентация к уроку.
Использованные источники:
1. О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2005.
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. «Химия». 9 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2003.
3. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Химия. 9 класс: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» – М.: Дрофа, 2011.
4. О.С. Габриелян. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Дрофа, 2010.
5. www.fcior.edu.ru
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Поприветствуем наших гостей.
Садитесь. Начинаем урок. Проверьте, все ли у вас есть к уроку (рабочая тетрадь, учебник, ручка).
II.Стадия вызова:
Стадия актуализации знаний.
Учитель зачитывает стихотворение к уроку.
Очень древний я металл,
Счёт столетьям потерял!
Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор.
Очень в яблоке полезно,
И зовут меня … (Железо).
-О каком металле идет речь?
-Как вы думаете, что является темой нашего урока?
Тема урока: «Железо» (слайд 1)
Посмотрим на слайд. ( слайд 2.Применение железа)
-Широко применяется.(ученики)
- Как вы думаете почему такое широкое применение? (ученики)
(проблемный вопрос)
Как вы думаете, ребята, что мы должны знать об этом металле?
(ученики предлагают ответы: местоположение Fe в Периодической системе, строение атома, физические свойства, химические свойства, природные соединения железа, качественные реакции Fe+2, Fe+3, биологическое значение, применение)
Учитель на доску прикрепляет листочки магнитиками. Получается план урока.
План (на доске)
- Природные соединения железа.
- Местоположение Fe в Периодической системе.
- Строение атома.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
- Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3.
- Биологическое значение.
III. Стадия изучения нового материала:
1.О залежах природных соединениях железа в России расскажет…..(слайд 3)
О залежах природных соединениях железа в Башкортостане расскажет…..(слайд 4)
Учитель: Железо – второй по распространенности металл в земной коре. В природе встречается в виде оксидов и сульфидов.
Соединения железа (формулы соединений железа записаны на слайде, ученики их записывают в тетрадь): (слайд 5).Показать природные соединения.
Fe3O4 – магнитный железняк (магнетит)
Fe2O3 – красный железняк (гематит)
Fe2O3·nH2O – бурый железняк (лимонит)
FeS2 – железный колчедан (пирит)
Вывод (ученики).Железо в природе находится в виде соединений: руд и минералов, а самородное железо встречается очень редко.
2. Положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Учитель: Определите положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Ученики отвечают и показывают по таблице.
Учитель: Железо – это элемент побочной подгруппы. Строение атомов элементов побочных подгрупп отличается от строения атомов главных подгрупп.
3. Строение атома железа.
Задания: Составьте электронную схему строения атома железа. (слайд6)
Ответ. 1s22s22p63s23p63d64s2
- Посмотрите в таблицу растворимости. Какие вы видите заряды ионов?
Ответ. Fe+2, Fe+3.
-В каком случае они могут проявлять такие заряды?
Вывод (ученики):атом может отдать электроны с последнего уровня +2, и еще один с предпоследнего тогда +3.
4. Физические свойства железа.
Учитель. Используя справочный материал и учебник определите физические свойства железа
Ответ(спросить нескольких детей). Серебристо-серый металл, ковкий, пластичный, плотность 7,87г/см3; tпл.=1539°С; tкип.=2740°С; хорошо проводит тепло и электричество, обладает магнитными свойствами.
5. Химические свойства железа.
Учитель: Ребята, давайте определим местоположение железа в ряду активности металлов(учащийся).
-Какой активности железо?
Ответ: средней.
Изучив общие химические свойства металлов предположите с какими веществами будет взаимодействовать.
Ученики: Железо будет взаимодействовать с неметаллами, водой, кислотами и солями.
-Посмотрите на слайд. Что вы можете сказать.
Ответ: Железо взаимодействует как с простыми, так и сложными веществами.Железо дает два ряда соединений, соответствующих степени окисления +2, +3. Степень окисления Fe зависит от окислительной способности реагирующего вещества. У сильных окислителей железо принимает степень окисления +3, у более слабых +2.
(слайд 7)
Fe
+2 +3
S, Cu2+, HCI (р), H2SO4 (р) CI2, HNO3
+2, +3
Запишите эту схему в тетрадь.
Проявляют степень окисления | |
Fe+2 | Fe+3 |
Взаимодействие с неметаллами | |
Fe + S → FeS | 2Fe +3CL2 → 2FeCL3 |
С кислородом | |
3Fe + 2О2 → Fe3O4 (FeO · Fe2O3) | |
С кислотами | |
Fe + 2HCl → FeCl2 + H2 | Fе + 6HNOз (конц.) → Fе(NOз)з + 3NО2 + 3Н2О |
С солями | |
Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu | |
С водой | |
3Fe + 4H2O → Fe3O4 (FeO · Fe2O3) + 4H2 |
Демонстрация видеоопыта (горение железа в кислороде, взаимодействие с хлором, серой, с водой). Обратите внимание на признаки реакций и условия протеакния.
Задание: записать уравнение реакции и составить электронный баланс. Чем является железо в данных уравнениях реакций?
У доски работают 3 человека.
- 3Fe + 2О2 → Fe3O4 (FeO · Fe2O3)
- При нагревании до 200-250 0С реагирует с хлором
2Fe+Cl2=2FeCl3
- С серой
- Fe+S=FeS
Действует ли вода на железо?
- а) При обычных условиях вода не действует на железо, однако, в присутствии кислорода протекает следующая реакция:
Fe(OH)3 - гидроксид железа (III) - основная часть ржавчины. Для протекания данной реакции необходимо одновременно присутствие воды и кислорода, в противном случае коррозия так и не наступит. Известно, что в течение многих столетий стоит знаменитая железная колонна в столице Индии Дели. Почему? (Там сухой воздух).
б) Может вытеснять железо водород из воды? Да, может, но только при сильном нагревании (запись на доске).
5.Fe + H2O = FeO +H2
Fe0 - 2e = Fe+2 - восстановитель - окисление
2H+ + 2е = Н2 - окислитель - восстановление
Демонстрац опыты. Взаимодействие железа с кислотами и солями.
- Fe + 2HCI = FeCI2 + H2
Fe0 - 2e = Fe+2 (восстановитель)
Что вы наблюдали при проведении реакции? (Железо вытеснило водород)
- Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Fe0 - 2e = Fe+2 (восстановитель)
Что вы наблюдали при проведении реакции? (Железо вытеснило медь из раствора сульфата меди)
В концентрированных азотной и серной кислотах железо не растворяется, так как на поверхности металла возникает пленка, препятствующая реакции металла с кислотой, поэтому концентрированные серную и азотную кислоты можно перевозить в железной таре (происходит пассивация металла)
Ряды соединений оксиды (слайд 8)
FeO основный оксид
Fe2O3 амфотерный оксид
FeO→ FeCl2→Fe(OH)2 →FeO
Fe2O3→ FeCl3→Fe(OH)3 →Fe 2O3
Физминутка.
6. Качественные реакции на ионы железа.
Учитель: Какие реакции называются качественными?
Ученики: Качественные реакции – реакции, с помощью которых распознаются различные вещества. Качественные реакции, как правило, протекают с каким - либо ярким внешним эффектом.
Учитель. Используя справочный материал определите Качественные реакции на ионы железа.
Ответ: гидроксид-ионы. Инструктаж!
Учитель: по инструктивной карте проведите лабораторный опыт № Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3.Результаты оформить в тетради для практических и лабораторных работ.
Вывод: зеленый осадок с Fe+2 , бурый с Fe+3
(слайд 9) .Посмотрите на слайд. Кроме реакций со щелочами есть и другие качественные реакции. Какие?
Качественная реакция на ион Fe2+
Реактив – красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]
Результат воздействия – синий осадок (турнбулевой сини)
Качественная реакция на ион Fe3+
1) Реактив – желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]
Результат воздействия – синий осадок (берлинской лазури)
2) Реактив – роданид калия КNCS
Результат воздействия – интенсивно-красный цвет.
Задание. На слайде нет реакций. Найдите в учебнике уравнения этих реакций и выпишите в тетрадь.
Выполнение лабораторных опытов. Инструктаж по ТБ.
Л.о. №6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
1.В одну пробирку налейте 1-2 мл раствора хлорида железа (II), а в другую- 1-2 мл раствора хлорида железа (III). Добавьте в обе пробирки по 1-2 мл раствора щелочи.
2.Составьте отчет, заполнив таблицу.
Содержимое пробирки | Наблюдения | Уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде) |
1. FeCI2 + NaOH |
|
|
2.FeCI3 + NaOH |
3. Сделайте вывод о химических свойствах железа Впишите пропущенные слова.
Соли железа(II) и железа(III) можно распознать, используя следующие качественные реакции: при добавлении раствора………. К раствору соли железа(II) образуется ………..; при добавлении раствора щелочи к раствору соли железа (III) образуется…………………..
- Биологическое значение. (слайд 10)
О биологическом значении железа расскажет Агуреева Екатерина.
Выполнение проверочного теста с последующей проверкой (тест на отдельных карточках).
I вариант
- Какое вещество подразумевается под знаком «?»:
FeCl3 ◊ ? ◊ Fe2O3
а) Fe; б) Fе(OH)2; в) Fe(OH)3
- Металлические свойства у железа сильнее, чем у
а) Mg; б) Zn; в) Cu
- С каким из веществ реагирует Fe:
а) О2; б) Na2O; в) CO2
- Вещество, в котором степень окисления железа +2:
а) Fe(OH)3; б) FeCl2; в) Fe
- Какой металл придает крови красный цвет?
а) Fe; б) Mg; в) Na
II вариант
- Какое вещество подразумевается под знаком «?»:
FeCL2 ◊ ? ◊ FeO
а) Fe; б) Fе(OH)2; в) Fe(OH)3
- Металлические свойства у железа слабее, чем у
а) Na; б) Cu; в) Hg
- С каким из веществ реагирует Fe:
а) S; б) CuO; в) SO2
- Вещество, в котором степень окисления железа +3:
а) FeSO4; б) FeCl3; в) FeO
- Какой элемент входит в состав гемоглобина крови?
а) Mg; б) К в) Fe
III вариант
- При взаимодействии, с какими веществами железо образует соединения со степенью окисления +2?
а) СI2 б) S в) HNO3
- С какими из веществ реагирует железо?
А) О2 Б) Na2O В) СО2
- Какова электронная формула атома железа?
А) 2е, 8е, 9е, 7е Б) 2е, 8е, 13е, 3е В) 2е, 8е, 14е, 2е
- С какими из веществ реагирует FeO?
А) Н2О Б) HCI В) Na2O
5. Реактиву – желтая кровяная соль, соответствует формула:
А) K3[Fe(CN)6] Б) K4[Fe(CN)6] В) КNCS
6. Какой металл придает крови красный цвет?
а) Fe; б) Mg; в) Na
(слайд 11)
Взаимопроверка: за каждый правильный ответ по одному баллу.
Учитель: Поднимите руки кто выполнил задание на 5 баллов, на 4 балла, на 3 балла. У кого меньше 3-х.?
Я надеюсь, что больше половины класса усвоили материал.
III. Стадия рефлексии.
Вернемся к постановке проблемного вопроса. Можете ли вы теперь ответить на него.
IV. Написать вывод урока по образцу, закончив предложения: (слайд 12)
Сегодня я понял (а), что…
Больше всего мне запомнилось…
На уроке я научился (ась)…
Ученики зачитывают свои выводы.
V.Домашнее задание: (слайд 13)
Первое задание обязательное для всех. Остальные задания по степени сложности по выбору. Выполнение более сложных заданий будет поощряться.
- §14 учить, №4
- В приведенных ниже схемах окислительно-восстановительных реакций определите окислитель и восстановитель:
а) Fe + HNO3 (разб)→ Fe (NO3)3 + N2 + H2O
б) Fe + HNO3 (разб)→ Fe (NO3)3 + NO + H2O
в) Fe + HNO3 (разб)→ Fe (NO3)3 + NH4NO3 + H2O
3.Вычислите объем оксида углерода (II) (при н.у.), который потребуется для восстановления железа из 2,32 кг магнитного железняка, содержащего 5% пустой породы.
Оценка будет выставлена позже. Она складывается из сообщений, работы на доске, за лабораторный опыт.
Предварительный просмотр:
Учитель химии МБОУ СОШ №2 с.Ермолаево | ||
МР Куюргазинский район РБ | ||
Лемешкина Наталия Александровна |
Моя малая родина.
Цели: Расширить и углубить знания о родном крае, привить любовь к своей малой Родине, воспитать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма, интерес к истории и культуре Башкортостана.
Оборудование и наглядность: Картины художников, рисунки учащихся, высказывания поэтов и писателей о Родине, портреты поэтов и писателей Башкортостана, проектор. Слайды.
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка учителем целей и задач занятия.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! У нас сегодня необычный урок, тема которого «Моя малая родина». Мы поговорим сегодня о самом дорогом, что есть у человека. Это Родина. Что такое для человека Родина?
Страна, в которой он живет? Дом, где родился и вырос. А может, березка у родного порога? Наверное, это всё вместе взятое и есть Родина, то есть самое родное и дорогое сердцу место, о котором сложено столько стихов и песен.
Родина, родители, дом, семья - это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на свете. Здесь и вода прозрачней, и небо голубей, и солнце ярче. С малой родиной начинается биография каждого человека.
"У большинства людей чувство Родины, Отчизны дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв", - писал поэт А.Твардовский.
Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.
2.Сегодня речь пойдет о нашем родном селе.
1-й ученик: 25 августа1914г. жители Ермолаево отметили в парке юбилей родного села. 230 лет - хорошая дата. За это время маленькое сельцо выросло в центр района, дало толчок к появлению рядом города Кумертау. Принимая всех с открытой душой, оно между тем сохранило свою самобытность и жизненный уклад, передаваемые в традициях, обычаях и фольклоре из поколения в поколение. Сегодня мы можем только гадать, чем руководствовался помещик Осип Ермолаев, по имени которого впоследствии стала называться основанная им деревня, выбрав земли у истоков реки Юшатырь.
Возможно, переселенцев прельстила близость тракта Оренбург-Уфа, благодатная для развития экономических отношений окрестная природа, возможно, эти места напомнили им родное Веденякино Тамбовской губернии, а возможно, неизбалованные землей крестьяне просто взяли то, что им предложили.В любом случае родословную села начали эти люди. Потомки первопоселенцев Климовых, Гавиных, Зубковых, Закурдаевых, Рамзовых, Крупениных живут в Ермолаево и по сей день.
Неизвестно, как бы в целом сложилась судьба маленького сельца, если бы в свое время здесь не развил широкую деятельность отставной майор, дворянин Ипполит Шотт, а потом и его сын Лев.
Предприимчивость помещиков позволила хозяйству к 1913 году стать одним из самых развитых в округе, причем сохраненное после экспроприации, оно послужило на благо села и после революции. Особое место отведено винокуренному, конному заводам, скотооткормочному пункту, которые стали базой для развития местной промышленности.
Уже в 1921 году в Ермолаево действовал Куюргазинский совхоз-техникум (племенной скот сюда завозили из Германии), спиртзавод на 265 человек (он и сейчас является градообразующим для Ермолаево), приносил пользу и барский сад-огород. Опять же больница, начальная школа после революционного 1917 года расположились в помещичьей амбулатории и церковно-приходской школы.
Также к числу ключевых моментов в развитии Ермолаево стало обретение в 1935 году статуса райцентра. В 2015г.будет отмечаться юбилей-80 лет. Во времена хрущевских реформ, направленных на укрупнение и объединение, район потерял самостоятельность. Став «приложением» к Кумертау, Ермолаево во всех сферах жизнедеятельности обслуживалось по остаточному принципу.
2-й ученик: Наказы избирателей возымели действие: 29 августа 1990 года Указом Президиума Верховного Совета БАССР райцентр был перенесен в Ермолаево. Село в прямом смысле слова обрело вторую жизнь – началось строительство домов, объектов соцкультбыта, увеличилось финансирование на благоустройство, открылись районные службы – РОВД, прокуратура, суд, нотариат, архив, райгаз и другие.
В Куюргазинском районе 84 населённых пункта в составе 12 сельских поселений. В районе 23 общеобразовательные школы, в том числе 13 средних; музыкальная и спортивная школы. Имеются культурные заведения: муниципальное автономное учреждение районный Дворец культуры «Йэшлек» , парк культуры и отдыха с. Ермолаево; 41 сельских клубных учреждений, из которых 15 — сельские дома культуры, 26 — сельские клубы; 3. муниципальное бюджетное учреждение культуры «Куюргазинская межпоселенческая центральная библиотека», в составе которой 19 сельских библиотек — филиалов и детская районная библиотека; муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Ермолаевская детская школа искусств»; 3 музея — историко-краеведческий музей, музей Кинзи Арсланова, музей Газиза Альмухаметова. центральная районная и 2 сельские участковые больницы. Издаются газеты на башкирском языке «Юшатыр» и на русском «Куюргаза» В селе расположен действующий Свято-Тихоновский храм Салаватской епархии .
3.Красива наша башкирская земля. А сейчас мы с вами попадём в атмосферу природы нашего Куюргазинского района.
1-й ученик: Куюргазинский район расположен в юго-западной части республики Башкортостан и граничит с Оренбургской областью, Мелеузовским , Кугарчинским, Фёдоровским районами Республики Башкортостан. Образован 31 января 1935 года.
Недра Куюргазинского района богаты полезными ископаемыми. В районе добывают нефть, бурый уголь, природный газ. Район богат сырьевыми ресурсами: белая глина, песок, гравий. Лес одно из природных богатств района (просматриваются фрагменты из видеофильма “Куюргазинский район”. Учитель читает стихотворение Ангама Атнабаева “Край мой”.
Лес липовый,
Вишнёвая гора,
И улица, поросшая травой могла
И вьюг лихих морозная пора …
Здесь я рождён.
Здесь край родимый мой.
Земля и воздух этой стороны –
Вот то, что я узнать впервые смог.
Здесь на земле мне и сейчас видны
Следы моих босых ребячьих ног.
И если на беду нарвусь, друзья,
Мой край всегда, во всём поможет мне.
4.Добрую славу селу, как дети матери, делают его люди. Здесь можно вспомнить многих: и тех, кто своим трудом на родной земле добивался ее процветания, и тех, кто прославлял ее на стороне. Наших сельчан всегда отличали патриотизм, исключительная скромность, простота в общении, невзирая на должности и звания.
На ней родились, выросли и отличились в годы Великой Отечественной войны шестеро Героев Советского Союза.
2-й ученик: В нашем районе находится маленькое село Кинзябизово, в котором всего 28 дворов и оно прославилось тем, что в нём родились и жили три Героя Советского Союза:
Гайсин Хасан Назарович
Арсланов Гафиятулла Шагимарданович
Биктимиров Сальман Галиахметович .
И этот факт является уникальным в масштабах всей огромной России.
1-й ученик:
Гордится Ермолаево и своим Героем Советского Союза - Вениамином Георгиевичем Недошивиным. Войну наш земляк встретил пограничником, лично общался с маршалом Жуковым, выполняя его особое задание.
Кужаков Мурат Галлямович- Герой Советского Союза за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм.
Хохлов Анатолий Иванович - Герой Советского Союза за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм.
Хусаинов Хурмат Хамзеевич-Полный Кавалер орденов Славы.
Говоря в частности, можно вспомнить семью Петра Макаровича Михелева. Один из его сыновей, Василий Петрович, закончил войну командиром танкового полка, имел высокие награды. Горды и рады были односельчане, услышав в 50-х годах во время трансляции по репродуктору одного из военных парадов страны, что на Красную площадь вступают танки под командованием нашего земляка.
Нельзя не вспомнить и про Мохненко Григория Терентьевича, в свое время умелого, грамотного фельдшера районной больницы. Его сын - Виталий, выпускник школы №1 – во время Великой Отечественной войны повторил подвиг Гастелло. Не было митинга в Ермолаево, посвященного Победе, на котором бы не присутствовали представители этой семьи. Как далеко они ни живут, 9 мая неизменно приезжают в родное село. Были они и в этом году.
1-й ученик: Куюргазинский район прославили крупные ученые, врачи, музыканты, художники, писатели, поэты.
Азнабаев, Марат Талгатович — врач-офтальмолог.
Алибаев, Сагид Рахматович — нарком и министр просвещения БАССР.
Альмухаметов, Газиз Салихович — певец, композитор.
Баязит Бикбай — поэт.
Заки, Шамсетдин Ярмухаметович — поэт.
Султангареев, Рашит Гимранович — писатель.
Юмагулов, Ильшат Халилович — актёр.
Да, можно назвать сотни славных имен, обогативших и прославивших село.
1-й ученик: За каждым годом 80-летней истории района стоят замечательные люди. Вот что говорит о своей малой родине известная поэтесса Людмила Шикина:«Я часто бываю на родине. Мое родное село Ермолаево находится на границе Европы с Азией. Я счастлива, что родилась в этом прекрасном крае. Я выросла среди башкир, и кроме доброты, я ничего другого не видела в этом народе. Наши отцы вместе уходили на фронт, погибали, мы вместе переживали трудные годы. И мы едины». Своих земляков она приветствует стихотворением «Ермолаевка».
Ермолаевка
Я скажу о далях самых близких,
Я скажу, чтоб знали на земле
О моем заснеженном уральском,
О моем прославленном селе.
Здесь еще встречаются паромы
Довоенных – допризывных лет.
Только многих строивших, пахавших
Среди жнущих в поле нашем нет.
В сундуках под уголками писем
Малыши находят ордена,
Снится им из фильмов и рассказов
Дымная, в развалинах война.
А однажды русый, коренастый,
Мне поверьте, будет это так,
Как по Ермолаевке, по Марсу
Первый путь проложит мой земляк.
Так впишите в золотую книгу
Родину негромкую мою!
За нее мои односельчане
Умирали гордыми в бою.
За нее отец мой кареглазый
Не дожил до нынешнего дня,
Без нее у памятников павшим
Не было бы Вечного огня.
5. Заключение.
С каждым годом Ермолаево растет и хорошеет. Как доказательство тому – неоднократные призовые места в республиканских конкурсах по благоустройству. Это результат общей работы всех живущих в нем сейчас. Так пусть наше село не стареет, процветает и в будущих десятилетиях нового века!
Предварительный просмотр:
Автор:
Лемешкина Наталья Александровна
учитель химии
МБОУ «СШ№22» г. Нижневартовск
Проект
«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»
Пояснительная записка
Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках математики и во внеурочной деятельности, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно-нравственного воспитания, повышения мотивации к изучению данного предмета и формирования всесторонне развитой, социально адаптированной личности.
Модернизация общего образования требует разработки новой модели уроков, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий в решении данных задач является исследовательская технология. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить. Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данного проекта определяется многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит повышение мотивационных интересов к изучению математики.
Инновационность данного проекта заключается в том, что он реализуется через авторский учебный модуль, направленный на повышение мотивационных интересов ученика и формирование у школьников исследовательских навыков, способствующих их адаптации в окружающем социуме.
Цели и задачи проекта, основные результаты определены исходя из целей образовательных программ по химии.
Цель проекта: создание условий для практического применения исследовательской технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности как средства повышения мотивационных интересов обучающихся. Задачи проекта:
1.изучить методическую и методологическую литературу по теме проекта;
2.разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской технологии на уроках химии для формирования ключевых компетенций повышения мотивации учащихся к учению;
3.разработать технологические карты уроков химии с применением методов исследования;
4.создать творческую группу учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью и разработать ИОМ (индивидуальные образовательные маршруты) для данных учеников;
5.обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.
Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:
- обеспечение качества знаний учащихся по химии не ниже – 70%, успеваемости – 100%;
- успешное участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня;
- рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;
- повышение мотивации учащихся к изучению химии;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного результата.
Объектом работы является исследовательская деятельность школьников. Предмет: методика организации исследовательской деятельности на уроках химии.
Гипотеза: предположим, что исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время повышает их мотивационные интересы к изучению химии.
Продукт педагогического проекта:
образовательный модуль «Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время по предмету»:
Информационный блок | Педагогический проект «Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики как средство повышения их мотивационных интересов». |
Методический блок | Авторская программа кружка «Юный химик-исследователь» для 7-8 классов. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников, родителей и коллег. Карточки-помощники. Дистанционный курс для учащихся по организации исследовательской деятельности учащихся. |
Исполнительский блок | Разработки уроков химии с использованием исследовательской технологии. Банк исследовательских работ учащихся. |
Контролирующий блок | 1.Задания для организации исследовательской деятельности. 3. Анкеты. 4.Портфолио ученических проектных и исследовательских работ. |
Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:
- обученность детей;
- соответствие стандарту (нормативные требования);
- соответствие социальным запросам и ожиданиям;
- соответствие личностным запросам школьника и его родителей.
Основная часть
Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущие методы – проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование.
Наиболее важными видами исследований учащихся по математики являются следующие:
- Решение качественных математических задач.
- Решение математических проблемных вопросов.
- Поисковая деятельность и написание рефератов.
- Самостоятельное прогнозирование и моделирование математических процессов.
- Проектная деятельность.
Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом. Работу строю так, чтобы ученик
а) получал знания,
б) чувствовал свой рост,
в) уважал себя как личность.
Это возможно, когда
1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
3. Есть контакт учителя с детьми;
4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
5.У ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается.
Для формирования учебных мотивов при организации исследовательской деятельности необходимо предложить методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями в процессе работы над исследовательским проектом:
Компоненты мотивационной сферы | Установки педагога и методы обучения |
Мотив учения Смысл учения | Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Учет возрастных особенностей школьников Создание ситуации успеха Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним) Формирование адекватной самооценки учащихся Выбор действий в соответствии с возможностями ученика |
Постановка целей | Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Выбор средств, адекватных цели Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Создание ситуации успеха |
Эмоции, интерес | Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности Эмоциональная речь учителя Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Применение поощрения и порицания Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Нестандартные форма проведения уроков Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. |
Необходимое условие для всего этого знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.
Этапы исследовательской деятельности
Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Учитель | Ученики | ||
1-й этап (погружение) | |||
Формулирует: | Осуществляют: | ||
1. | проблему, | личностное присвоение проблемы, | |
2. | сюжетную ситуацию, | вживание в ситуацию, | |
3. | цель и задачи | принятие, уточнение и конкретизацию целей и задачей | |
2-й этап (организация деятельности) | |||
Организует деятельность – предлагает | Осуществляют: | ||
4. | организовать группы, | разбивку на группы, | |
5. | распределить роли в группах, | распределение ролей в группе, | |
6. | спланировать деятельность по решению задач исследования, | планирование работ, | |
7. | возможные формы презентации результатов. | выбор формы и способа презентации результатов | |
3-й этап (осуществление деятельности) | |||
Активно не участвует … | Работают активно и самостоятельно! | ||
8. | но консультирует учащихся по мере необходимости, | каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, | |
9. | ненавязчиво контролирует | консультируются по необходимости, | |
10. | дает новые знания, когда его ученики просят об этом | «добывают» недостающие знания, | |
11. | репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | готовят презентацию результатов. | |
4-й этап (презентация) | |||
Принимает отчёт… | Демонстрируют: | ||
12. | обобщает и резюмирует полученные результаты, | понимание проблемы, цели и задач, | |
13. | подводит итоги, | умение планировать и осуществлять работу, | |
14. | оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др., | найденный способ решения проблемы, | |
15. | акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе на общий результат и др., | рефлексию деятельности и её результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности. |
Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, “переоткрывают” их для себя. Занятия по исследовательской работе учащихся провожу по следующему плану:
- Введение (виды исследовательских работ, научно-практические конференции, конкурсы школьников).
- Методология научного творчества (основные понятия научно-исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации).
- Этапы работы в рамках научного исследования (выбор темы, составление плана научно-исследовательской работы, работа с литературой, понятийным аппаратом).
- Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста научно-исследовательской работы).
- Представление результатов научно-исследовательской работы (психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу, культура выступления и ведения дискуссии).
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Основные этапы учебного исследования:
1) | Мотивация исследовательской деятельности |
2) | Формулирование проблемы |
3) | Сбор, систематизация и анализ фактического материала |
4) | Выдвижение гипотез |
5) | Проверка гипотез |
6) | Доказательство или опровержение гипотез |
1) Мотивация – очень важный этап процесса обучения, если мы хотим, чтобы оно было творческим. Целью мотивации, как этапа урока, является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая задача), которая должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.
2) Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными. А поэтому необходим контроль со стороны учителя.
3) Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерения частей фигуры, каких-либо параметров и т.д. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление посредством пояснений, чертежей и т.п. Число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала.
Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.
4) Выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.
5) Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного испытания. При этом результат новой пробы сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
6) На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.
Целью этой исследовательской работы – научить учеников использовать дополнительную литературу, применять Интернет в собственной образовательной деятельности.
Постановка проблемы на уроках химии:
1. Разрыв причинно – следственных связей.
2. Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…».
3. «Как объяснить тот факт, что …».
4. Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …».
5. Точки зрения ученых- химиков.
6. Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.
Основные требования к образовательному исследовательскому проекту:
1.Наличие проблемы, социально значимой задачи.
2.Проектирование. Планирование действий по разрешению проблемы.
3.Поиск информации. Исследовательская работа учащихся.
4. Продукт. Проектным продуктом могут быть: папка с письменным отчетом, т.е. портфолио, слайдовая презентация, стенгазеты, рекомендации, буклеты, публикации и др.
5. Презентация. Представление продукта - выступление на конференции.
Форма отчета:
Химии газета, презентация на электронном носителе.
Подготовка к защите исследовательской работы
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.
Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения участников;
- выступления для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой
- представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.
- выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
Технология проведения презентации проекта:
Виды презентации | Участники презентации | Оценивание |
1.Деловая игра 7.Пресс-конференция | Одноклассники Учащиеся ОУ города, округа Эксперты Учителя химии. Родители Студенты вузов и ссузов | 1.Самостоятельность работы над проектом |
При организации исследовательской деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей. Такую способность можно назвать учебно-практической самостоятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Разработки уроков...
Методическая копилка. Мой опыт работы.
Разработки уроков....
Методическая копилка
Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методическая копилка, разработки уроков.
Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения». В ходе урок...
Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»
Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...
Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....