Урок по теме "Кислоты" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Мельникова Нина Федоровна
Главной задачей и особенностью урока является создание условий для построения знаний о кислотах, их составе, классификации и названии. Данные знания формируются ступенчато, при максимальной мыслительной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kisloty.docx49.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии по теме "Кислоты". 8-й класс


Цель урока: ознакомление с представителями класса кислот, их составом, классификацией и номенклатурой.

Задачи урока:

  1. создать условия для построения знаний о кислотах, их составе, классификации и названии;
  2. развивать творческое мышление учащихся, способности к самоорганизации, сотрудничеству, взаимопомощи, самопроверке и самооценке;
  3. содействовать осознанию учащимися значимости изучаемой темы.

Тип урока: мастерская построения знаний

Оборудование: 

  • периодическая система химических элементов;
  • раздаточный материал;
  • компьютер;
  • проектор;
  • инструктивная карта к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: обеспечить нормальную обстановку на уроке, создать эмоциональный настрой учащимся. 

Учитель: Добрый день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне. Желаю вам приятного настроения во время работы на уроке.

  1. Вступительное слово учителя.

Конфуций сказал: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я пойму».  (Слайд 1)

Как вы понимаете эти слова?

Поэтому сегодня, как это часто у нас бывает, при изучении нового класса соединений, Вы постараетесь больше думать, размышлять, делать выводы.

(Слайд 2) Что их объеденяет?

(Слайд 3) Значит, мы сегодня изучаем класс – кислоты.  

(Слайд 4) Скажите, какие вопросы мы должны рассмотреть для изучения кислот?

  • Узнать что такое кислоты и какой они имеют состав.
  • Узнать как они классифицируются.
  • Узнать как распознать кислоты среди неорганических веществ других классов.
  • Узнать правила техники безопасности при работе с кислотами.

2. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа.

1. Дайте определение понятию оксиды?

2. Классификация оксидов.

3. Какие вещества называются основаниями?

4. Классификация оснований.

5. Что показывают индексы и коэффициенты?

Физкультминутка.  (Слайд 5)

MgO, H2S, Fe(OH)3, N2O5,  ZnO, H3PO4, NaOH, HCI, Mg(OH)2, HNO3.

(Если это оксид – встаем, если гидроксид – поднимаем вверх две руки, если вещество еще не изучали – разводим руками).

3. Изучение нового материала.

I. Состав кислот.

У нас остались неопознанными  H2S, H3PO4, HCI, HNO3.

Учитель: Эти вещества относятся к новому для нас классу неорганических веществ - кислотам. Что общего в формуле этих веществ? (Слайд 6)

Ученик: В формулах этих веществ на первом месте стоит водород.

Частица, которая стоит после водорода, называется кислотный остаток (КО).

Одинаково ли число атомов водорода в кислотах? А КО?

Составим общую формулу кислот.

      Общая формула кислот:   Hn КО , где КО – кислотный остаток.

Даем определение понятию кислоты, что кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

 Наличие водорода обуславливает общие свойства кислот.

III. Классификация кислот.

Учитель: Какое различие в составе формул этих кислот и на какие группы соответственно можно их разделить?

Количество атомов водорода в формуле кислот определяет ее основность. Следовательно основность – это число атомов водорода в формуле кислоты.

Составляем вместе схему классификации кислот (Слайд 7, 8) и записываем ее также в тетрадь.

Для лучшего запоминания состава кислот есть стишок:

“Первым в кислотах идет водород, 
он кислотный остаток за собой ведет
А индекс с которым идет водород
Нам сразу подскажет основность кислот”.

Заряд кислотного остатка определяют по количеству атомов водорода в формуле. 

IV. Номенклатура кислот

(Слайд 9, 10, 11, 12)

V. Действие индикаторов.

(Слайд 14-17)

VI. Правила техники безопасности.

Учитель: кислоты требуют очень осторожного обращения. Особенно коварна концентрированная серная кислота.

“Сначала вода, потом кислота иначе случится большая беда”.

(Слайд 18-19) 

На сколько опасны и на сколько важны кислоты послушайте небольшие сообщения в стихах, которые в Интернете нашли ваши одноклассники.

1-ый учащийся:

С жалобой многие обращались, что при общении с ней обжигались.

Ест она кожу, глаза и ткани, губит металл, разрушает здания.

Мрамор, гранит украшают строения, их разрушает она, к сожалению.

Язву желудка она вызывает, если в избытке в нем пребывает.

Зубы крошатся, ожоги на коже… на преступление это похоже.

Если вдруг дождик кислотный прольется, многим тогда от нее достается:

Травы пожухнут, лес высыхает, рыба в озерах порой исчезает.

Губит природу, и, без сомненья, это тяжелое преступление.

Надо сказать, что особенно скверная - концентрированная кислота серная.

Если она где-то прольется, лишь чернота вокруг остается.

Она королевой себя считает, такие поступки себе позволяет!

Если пролил кислоту на одежду, сам виноват, потому что – невежда,

Свойства кислот не учил ты прежде, и результат – дыра на одежде.

2-ой учащийся:

Я расскажу вам о пользе кислот:

Если ты проглотил аскорбинку, твой организм получил витаминку,

Она закрывает болезням врата – аскорбиновая кислота!

Вы простудились – болит голова, вас аспирин выручает всегда.

Ну и, бесспорно, полезен лимон, кислотой лимонной наполнен он.

Жуйте лимон, если горло болит. Сок чудотворный вас исцелит.

Яблоко ешь – кислый вкус, красота, в яблоке – яблочная кислота.

Яблочный уксус по ложке пейте, вы обязательно похудеете.

Уксус столовый на кухне хранится – для консервации он пригодится.

Но и компресс из него помогает, быстро он жар при простуде снижает.

Фрукты и овощи, щавель, крапива содержат кислоты – это не диво.

Есть в муравьях и крапиве невинная, с пользой для нас кислота муравьиная.

Жжет она кожу, но есть в ней и прок – ваш ревматизм она вылечит в срок.

3-ий учащийся:

Думаю, что не приукрашу, если хвалить буду я простоквашу.

Есть в ней молочная кислота – молодость ваша и красота.

Аминокислот в организме целые полки, соединяясь они образуют белки.

А без белков нет ни мышц, ни кожи. Скажите, на что мы будем похожи?!

Вам известно уже, наверное, очень важная кислота серная.

Без нее ни одно производство, верьте не верьте, не обойдется.

Без кислоты не было б толку: при производстве красок и лаков,

Нефть очищает прекрасно от шлаков,

Аккумуляторы автомобилей без кислоты нам бы не прослужили.

Стоит совет всем хороший дать: свойства кислот продолжать изучать!

4. Закрепление полученных знаний.

 Даем определение новым понятиям: кислоты, кислородсодержащие кислоты, бескислородные кислоты, основность. (Слайд 21-24 )

  1. Подведение итогов. Рефлексия.  (Слайд 24 )

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Продолжите фразу

Мне было интересно…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Что для тебя было легко?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

5. Итоги урока. 

6. Домашнее задание. (Слайд 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....