Технология "Педагогика сотрудничества"
методическая разработка по химии (8, 9 класс)

Шигаева Майя Харисовна

Применение Технологии "Педагогика сотрудничества" на уроках химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Педагогика сотрудничества» на уроках химии

Разновидностью организации обучения в сотрудничестве является так называемая «пила». Учащиеся организуются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ученики встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются и обучают всему новому свою группу.

Помимо использования технологии обучения в сотрудничестве ее можно дополнять другими технологиями. Например: в качестве самостоятельной работы группам может быть задано  составить опорный конспект/интеллект-карта на определенную часть общей темы. Или же, наоборот, учителем рассказывается кратко тема, и дается при помощи проектора опорный конспект на экране. Между группами разбивается конспект на части, и каждая из них должна дать ей полное описание, а затем со своим материалом выступить перед оставшимися учениками. При помощи схем происходит активизация «фотографической памяти» школьников, что облегчает усвоение материала и упрощает работу на уроке.

Другой вариант обучения в сотрудничестве: исследовательская работа. В этом варианте учащиеся работают в группах до шести человек. Они выбирают один из пунктов общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта часть темы разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, вносит свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. Итогом работы является, например, презентация схемы, опорного конспекта или интеллект-карты.

Интеллект-карта по теме «Оксиды»:

C:\Users\CMH\Desktop\Оксиды.png

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами; мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи; отслеживания культуры общения внутри группы.

Таким образом, группа с самого начала имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.

В данной технологии идет обучение при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

Использование таких видов деятельности («пила», исследовательская работа) даёт возможность разнообразить работу на уроке, получить наглядную информацию.

Такой метод позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход, а так же сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Но и учитель в данной ситуации приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.

Пример сотрудничества "Ученик-ученик". Метод «Пила»

( идея диалогического размышления)

Например: урок по химии в 9 классе: "Химические свойства металлов".

Класс разбивается на 4 группы из 3 человек.

В каждую группу даются одни и те же вопросы, распределяются между учениками.

Затем ученики с1 вопросом встречаются проверяют друг у друга ответы, дополняют.

Ученики со 2 вопросом встречаются проверяют друг у друга ответы, дополняют.

Ученики с3 вопросом встречаются проверяют друг у друга ответы, дополняют.

В итоге в каждой группе каждый ученик раскрывает свой вопрос( с использованием дополнений полученных при сговоре) . Получается целостное изучение новой темы.

1 вопрос: "Как взаимодействуют металлы с кислотами"

2 вопрос: "Как взаимодействуют металлы с солями"

3 вопрос: "Как взаимодействуют металлы с простыми веществами"

(Вопросы распечатаны на листочках)

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4f81d824988/1361797_1.png

Использование такой технологии позволяет разнообразить работу на уроке, получить наглядную информацию, ускорить процесс усвоения материала, а также сразу получить готовые карточки, схемы и опорные конспекты, что помогает готовиться к проверочным работам и выполнять домашнее задание.

В итоге можно говорить о положительном влиянии применения технологии «обучения в сотрудничестве» на качество усвоения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса

Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса Это презентация к моему выступлению на заседании педагогического совета. В  своём выступлении я раскрыла вопрос...

Применение КСО на уроках математики через приём учебного сотрудничества

Изложенный материал будет интересен специалистам, работающим в классах с разным уровнем подготовки учащихся, отличающихся по национальному и социальному составу, и поможет им предупреждать неизбежные ...

Я+они=МЫ(ученическо-учительское сотрудничество)

Рассказывается об ученическо-учительском сотрудничестве, когда работа в классе строится по принципу сотрудничества, равенства, я - часть этого ученического коллектива, я – вместе с ними, я – как они....

Сотрудничество с родителями

Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная воспитанников и их родителей, не создав ...

Проектная работа на тему: «Сотрудничество педагога дополнительного образования и концертмейстера с родителями воспитанников».

Как известно,сотрудничество педагога и концертмейстера с родителями их воспитанников играет важнейшую роль в работе с любым детским или юношеским коллективом.От участия родителей зависит ...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...