Статья "Методики КУЗ на уроках химии"
статья по химии

Татьяна Геннадьевна Рассохина

Материалы статьи помогут учителям химии организовать самостоятельное изучение обучающимися некоторых тем по химии по методикам КСО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rassohinoy_tg.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассохина Татьяна Геннадьевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Гляденской ООШ №11 Шарыповского района Красноярского края

Формирование дидактических компетентностей педагогов школы

Аннотация.

Необходимость формирования универсальных учебных действий. Новые формы методической работы. Опыт организации двухдневного оргдеятельностного семинара по формированию дидактических компетентностей участников образовательного процесса. Способы освоения текста. Рекомендации по освоению разных текстов. Способы подчи учебного материала. Основные проблемы, возникающие при организации учебного процесса.

ключевые компетентности, оргдеятельностная игра, учебная ситуация, пары постоянного состава, пары сменного состава, табло учета, рефлексия

На современном этапе развития школы переходят со знаниевого на компетентностный подход к образованию. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов у педагогов появилась необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий.  Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения:  «интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) - важнейшее направление развития  учащихся».  Уже в третьем и четвертом классах, когда дети осваивают чтение как предмет, возникает возможность через работу с текстом  развивать ключевые компетентности, к которым относятся: информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем. Как это можно делать?

Опыт показывает, что сформировать те или иные компетентности у ребенка может только педагог, который сам ими владеет. Поэтому сегодня как никогда педагогу необходимо оказаться в роли ученика, научиться сначала «учить себя», а потом уже и учить ребенка. Сегодня каждый педагог должен иметь свою индивидуальную образовательную программу, которая реализуется в результате участия в методической работе школы, района и т.д.

В условиях инновационной деятельности педагогического коллектива школы, наряду с традиционными формами методической работы, появились новые:

● семинары в форме оргдеятельностных игр (ОДИ),

● заседания учительской кооперации,

● рефлексивные семинары.

Оргдеятельностные семинары и деловые игры способствуют появлению у  педагогов новых качеств. С помощью ОДИ можно осваивать, например, техники работы в постоянных парах, парах сменного состава, техники работы в малой группе, рефлексивные техники, можно осваивать методики коллективных учебных занятий, а также инструментарий диагностики рефлексивных умений и общих умений коммуникации (см. www.kco-kras.ru).

Каждый семинар представляет собой конкретную учебную ситуацию, попадая в которую, педагог на себе испытывает все, что может случиться с учеником. Это позволяет нам предвидеть успехи и трудности, увидеть целостность учебной ситуации, скорректировать дальнейшую деятельность.

Посредством оргдеятельностных семинаров педагоги постепенно осваивают и совершенствуют новые способы профессиональной деятельности: прогнозирующую, проектирующую, рефлексивную. Новые качества, которыми овладели сами, затем можно формировать у своих учеников.

Предлагаю опыт организации двухдневного семинара по теме «Способы и средства формирования дидактических компетентностей участников учебного процесса».

Оргпроект семинара:

День первый.

  1. Установка на работу.
  2. Работа в парах сменного состава.
  3. Общее заседание.
  4. Работа в парах постоянного состава (изучение текста).
  5. Работа в малых группах (рефлексия учения).
  6. Круглый стол (эмпирическое обобщение).

День второй.

  1. Составление табло учета.
  2. Учебный процесс в парах сменного состава.
  3. Работа в малых группах (обсуждение проблем, способов обучения, выработка рекомендаций).
  4. Круглый стол (эмпирическое обобщение).
  5. Индивидуальная работа (перепроектирование собственной деятельности).

Участники семинара должны почувствовать важность рассматриваемого вопроса, важность своего собственного участия, получить четкую и ясную установку на работу, поэтому именно этот этап является очень важным. От того, какой настрой получат участники семинара, зависит его исход. После установки на работу необходимо организовать работу в парах сменного состава, где педагоги просто обмениваются собственным опытом организации учебного процесса, выявляют собственные достижения, в чем удалось продвинуться, но главная задача этой работы, выявить проблемы, чего еще не хватает. Итоги работы в парах сменного состава озвучиваются на общем заседании, в результате  определяется главная задача семинара.

На сегодняшний день педагогам не хватает собственного опыта учебной деятельности, опыта организации учебной деятельности. Это накладывает отпечаток на систему знания, также от этого страдает педагогическое мастерство. Таким образом, задачей семинара может стать накопление опыта, перепроектирование собственной деятельности по организации учебного процесса.

Перед началом работы семинара было бы уместно схематизировать всю картинку семинара. Например, может получиться такая картина:

Прочитать эту схему можно так: на данный момент у каждого из нас имеется свой собственный опыт организации учебной деятельности (УД-1). Во время семинара мы побываем в роли учеников и учителей (будем изучать тексты  в постоянных парах, рефлексировать по поводу учебного процесса в малых группах), за круглым столом будем проводить обобщения, выявлять затруднения каждого, может быть появятся находки. Ожидаем, что в результате работы семинара каждый учитель перепроектирует свою деятельность, т.е. появится новая учебная деятельность (УД-2).

Учебный процесс начинается с работы в постоянных парах. Цель работы: изучить текст на «пять». Тексты подобраны заведомо сложные, научного содержания для того, чтобы учителя на самом деле почувствовали себя в роли учеников с одной стороны, а с другой стороны это нужно еще и для того, чтобы в ходе работы появились способы изучения текстов. Учителя должны соблюдать все техники и алгоритмы работы в парах, соблюдать  нормы работы с напарником, словом, максимально создавать учебную ситуацию, потому что считается, если я сам или сама побываю в этой деятельности, почувствую себя неуспешным или неуспешной, только в этом случае у меня возникнет необходимость перепроектировать собственную деятельность.

После учебного процесса необходимо организовать рефлексию. На рефлексии в малых группах обсуждаются все трудности, которые возникли в учении, кто почувствовал свой «неуспех» и в чем. Также нужно определить и назвать технологии, приемы, факторы, способы, которые позволили изучить текст на «пять».

Существует такая пословица: «В споре рождается истина». Применительно к оргдеятельностным семинарам, ее хочется перефразировать: «В ОДИ рождается новый способ». Конкретно в данной ситуации – способ освоения текста на «пять». Причем способ может «родиться» не один – каждый человек индивидуален, у каждого свой способ освоения. Запоминания и т.п.

Например, кому-то удобно пользоваться схематизацией. Причем, схемы не должны быть подробными и содержать много текста. Схемы должны работать на память и мышление. Хочу заметить, что схематизация – это очень сложный способ освоения текста. Этим способом владеют на сегодня лишь небольшой процент педагогов, и здесь появляется новое поле деятельности. Наиболее простым является способ материализации объекта. Необходимо в тексте выделить ключевые слова, ассоциировать их с реальным объектом. Что внутри этого объекта, что снаружи, какие действия можно совершить этим объектом. Считается, что этот способ поможет ученикам освоить трудные для понимания и запоминания понятия. Этому способу нужно учить детей. Очень хорошо срабатывает на понимание текста, если он индивидуализированный, т.е. чтобы я изучила текст на «пять» меня что-то должно в тексте «зацепить», должен присутствовать личный интерес и тогда текст мной будет понят.

Рекомендации по освоению того или иного текста должны варьироваться в зависимости от его объема и сложности. Большие и трудные тексты лучше изучать следующим образом:

1) прочитать вместе с напарником весь текст, чтобы представить общую «картинку»;

2) выделить и разобрать непонятные слова, если это не удалось в паре, то поработать над этим еще  в малой группе и за круглым столом, чем с большим числом людей я поработаю над понятием, тем лучше я его пойму и запомню;

3) разбить текст на смысловые «куски», выделяя в каждом ключевую мысль (не слова), записать эту мысль предложением в тетрадь и так получится план текста. По ходу задавать друг другу вопросы на понимание.

Если текст легкий и небольшой, то можно изучать его по-другому:

1) каждый читает самостоятельно и схематизирует, либо составляет план;

2) рассказывают по очереди друг другу, кто как понял (при этом один дополняет рассказ другого, указывая на пробелы, неточности);

3) еще раз восстановить текст с учетом дополнений напарника;

4) составить и задать напарнику вопросы на понимание.

Прочный результат освоения текста или темы дает работа в парах сменного состава. Эту организационную форму педагоги могут также освоить в ходе ОДИ. Причем здесь необходима предварительная работа – подготовка темы для объяснения ее напарнику. Для семинара педагоги могут самостоятельно подготовить тему. Ученику же необходимо ее «запустить», т.е. объяснить, закрепить и проверить. Хотя в каждом классе не мало учеников, которые смогут и сами изучить тему, сдать ее учителю, а затем обучать других в парах сменного состава.

Для удобства отслеживания работы в парах сменного состава составляется табло учета, в которое вносятся фамилии всех учеников и все темы..

Табло учета

Интерференция волн

Логарифмические уравнения

Особенности высшей нервной деятельности человека

Становление личности

Основная схема мыследеятельности

Идеологические основы коллективного способа обучения

Рефлексия

Теория электролитической диссоциации

Тыквенко Н.В.

*

Рассохина Т.Г

*

Бычкова М.И

*

Иванов Г.И.

*

Зацепина В.А.

*

После составления табло учета начинается учебный процесс. Сначала один напарник является учителем и учит своими способами другого по своей теме, затем они меняются ролями. Так нужно одному участнику учебного процесса поработать в 2-3 парах, чтобы оценить как можно больше способов обучения, сравнить, выявить наиболее удачные. Также это даст возможность учителю продемонстрировать свои способы преподнесения учебного материала как можно большему количеству людей, чтобы они оценили, выделили достоинства, указали на недостатки, это заставит учителя задуматься и перестроить свою деятельность.

По окончании учебного процесса в малых группах нужно обязательно обсудить проблемы способов обучения, с целью выработки некоторых рекомендации, затем озвучить эти рекомендации во время работы круглого стола.

Основная проблема, с которой могут столкнуться учителя, заключается в том, что мышление ученика не совпадает с мышлением учителя. Учитель имеет знания и во время работы с учеником собственными способами передает эти знания ему, ученик воспринимает эти знания по – своему. Складывается такая ситуация, что «ученик» усвоил совсем не то, что хотел подать ему учитель, либо материал «учеником» был усвоен, но не полностью. Почему возникла такая проблема? Попытаемся разобраться в этом.

Когда учитель дает тему, в ней есть «центральное зерно» и добавочные понятия, которые для понимания данной темы не нужны, но без них не обойтись. Как быть учителю?

Вот несколько способов.

1. Можно сначала дать добавочные понятия, а потом «центральное зерно». Этот способ хорош для среднего ученика.

2. Сначала выдать тему целиком, а потом действовать по ситуации. Если ученик задает вопросы, то работать над этим, а если не задает, задать ему и выяснить насколько точно он усвоил тему и двигаться дальше. Этот способ рассчитан на сильного ученика.

3. Тему давать частями, постепенно. После каждого «кусочка» задавать вопросы на понимание. Добавочные понятия давать по мере надобности. Этот способ для слабого ученика.

Что еще может помешать ученику усвоить материал?

Нельзя забывать, что может возникнуть проблема языка, ученики могут не понимать друг друга. Поэтому нужно учить учеников договариваться друг с другом, чтобы, работая в паре, они говорили «на одном языке».

Другая проблема в том, что может помешать действительность, в которой проживал ученик. Учитель может не знать, что уже знает ученик, чего еще не знает. Если учитель этого не видит, то у ученика может возникнуть ситуация неправильного знания. Поэтому задача педагога выявить то знание, которое является ключевым, знание, которое не дает ученику двигаться дальше.

Чтобы обучить «на пять» учитель должен дать ученику более широкий круг вопросов, чтобы обеспечить ему добывание недостающего «кусочка» знаний.

При работе с учеником большое значение имеют тембр голоса, расстояние, запахи. Задача педагога в том, что нужно искать, выделять, где граница другого человека, что он может терпеть, чего не может выносить. Учить этому детей. Но все же констатируем, что часто выход из такой ситуации – терпимость. Нужно учить детей терпеть друг друга.

Любой учебный процесс должен быть максимально индивидуальным для каждого его участника, также и максимально индивидуальным должно быть его завершение. Педагогу необходимо научиться «выводить» ученика в рефлексивную плоскость, учить смотреть на процесс своего учения со стороны.

В завершении семинара для педагогов можно создать такую модель учебной ситуации где предложить им выполнить индивидуальные задания и ответить  на следующие вопросы:

1. Что мне удалось понять по поводу моих способов обучения?

2. Что я другого сделал (а) с учеником, который изучает?

Изучая, индивидуальные работы учителей, я поняла, что семинар этот прошел с пользой для многих. Учителя на самом деле увидели свои пробелы в способах обучения, на себе испытали трудности обучения своих коллег и готовы «перестроить» свою деятельность. ОДИ - семинар позволил новым взглядом посмотреть на старые способы и методы обучения, найти несколько новые способы, а затем использовать их в  дальнейшей работе. Считаю, что именно такой (деятельностный)  подход  к организации учебного процесса способствует  оптимальному  сочетанию  фундаментальных  и  практических знаний,  развитию  мышления,  социальной  адаптации  и  успешности  личности обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...