Сложные эфиры. Жиры. Мыла
план-конспект урока по химии (10 класс)

Берестюк Валентина Аликовна

Дистанционное обучение. Опорная схема для учащихся.

Цель урока: рассмотреть строение, свойства, получение сложных эфиров в рамках обобщения по химии карбоновых кислот и спиртов.

Задачи урока:

-закрепить номенклатуру по теме

-закрепить знания о характерных реакциях по данным классам веществ

-отработать навыки записи химических уравнений, химических свойств веществ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение. Опорный конспект.

Тема урока: Сложные эфиры. Жиры. Мыла

Цель урока: рассмотреть строение, свойства, получение сложных эфиров в рамках обобщения по химии карбоновых кислот и спиртов.

Задачи урока:

-закрепить номенклатуру по теме

-закрепить знания о характерных реакциях по данным классам веществ

-отработать навыки записи химических уравнений, химических свойств веществ

Физические свойства-бесцветные жидкости, нерастворимые в воде, многие обладают приятным запахом, являются хорошими растворителями органических веществ.

1.Получение –реакция этерификации (в присутствии концентрированной серной кислоты)

CH3COOH + C2H5OHCH3COOC2H5 + H2O      реакция обратимая!

HOOC-COOH + 2 C2H5OH →←C2H5OOC-COOC2H5 + 2H2O

Номенклатура:

CH3COOC2H5 

-этиловый эфир уксусной кислоты

-уксусноэтиловый эфир

-этилацетат

-этилэтаноат

2. Химические свойства сложных эфиров

 - гидролиз

Это реакция, обратная их получению этерификацией карбоновых кислот.

C2H5OOC-COOC2H5 + 2H2O → HOOC-COOH + 2 C2H5OH

Чтобы сместить равновесие вправо, нужно связать кислоту щелочью, поэтому речь идет о щелочном гидролизе:

CH3COOC2H5 + NaOH →  CH3COONa + C2H5OH

C2H5OOC-COOC2H5 + NaOH →продолжить запись

-поликонденсации рассмотеть реакцию на стр.225 учебника

Д/з: написать уравнения реакций, с помощью которых можно получить следующие вещества:

  1. метилформиат из метана
  2. этилацетат из метанола
  3. метилпропионат из этанола
  4. бензилацетат из этанола
  5. втор-бутилбутират из ацетальдегида
  6. пропилпропионат из пропена
  7. циклогексилбензоат из бензола
  8. трибутират глицерина из ацетилена

прим. «Бутират» –соль бутановой кислоты.

Дистанционное обучение. Опорный конспект

Тема урока: Жиры-сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот

Цель урока:Сформировать понятие о жирах как сложных эфирах глицерина высших карбоновых кислот.

Задачи урока:

-научиться записывать формулы жиров, давать названия в зависимости от состава

-изучить химические свойства жиров (реакции по кратной связи, щелочной гидролиз).

Параграф.21 стр.228-232. Упр.11 стр.233

CH2-O-CO-R

                                                            CH-O-CO-R

                                                             CH2-O-CO-R

Высшие карбоновые кислоты-с С10. Молекулы жиров содержат остатки как предельных, так и непредельных карбоновых кислот.

C3H7COOH – масляная кислота

C15H31COOH – пальмитиновая кислота

C17H35COOH – стеариновая кислота

C17H33COOH – олеиновая кислота

C17H31COOH – линолевая кислота

C17H29COOH - линоленовая кислота

Задание 1. Напишите формулу жира, используя общую формулу жиров и любых кислот, дайте название жиров (см. формулы карбоновых кислот выше).

Физические свойства жиров---выписать самостоятельно.

Химические свойства жиров.

-гидрирование, бромирование (если в составе остатки непредельных карбоновых кислот. Реакции присоединения по месту разрыва кратных связей). Стр.229

-Гидролиз, в том числе щелочной

Задание 2. Напишите уравнения гидролиза.

В случае щелочного гидролиза образуются соли карбоновых кислот, которые являются мылами. Напишите формулы данных солей. Объясните моющее действие мыла и стирального порошка. Стр.230-231

Д/з: параграф 21



Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение. Опорный конспект.

Тема урока: Сложные эфиры. Жиры. Мыла

Цель урока: рассмотреть строение, свойства, получение сложных эфиров в рамках обобщения по химии карбоновых кислот и спиртов.

Задачи урока:

-закрепить номенклатуру по теме

-закрепить знания о характерных реакциях по данным классам веществ

-отработать навыки записи химических уравнений, химических свойств веществ

Физические свойства-бесцветные жидкости, нерастворимые в воде, многие обладают приятным запахом, являются хорошими растворителями органических веществ.

1.Получение –реакция этерификации (в присутствии концентрированной серной кислоты)

CH3COOH + C2H5OHCH3COOC2H5 + H2O      реакция обратимая!

HOOC-COOH + 2 C2H5OH →←C2H5OOC-COOC2H5 + 2H2O

Номенклатура:

CH3COOC2H5 

-этиловый эфир уксусной кислоты

-уксусноэтиловый эфир

-этилацетат

-этилэтаноат

2. Химические свойства сложных эфиров

 - гидролиз

Это реакция, обратная их получению этерификацией карбоновых кислот.

C2H5OOC-COOC2H5 + 2H2O → HOOC-COOH + 2 C2H5OH

Чтобы сместить равновесие вправо, нужно связать кислоту щелочью, поэтому речь идет о щелочном гидролизе:

CH3COOC2H5 + NaOH →  CH3COONa + C2H5OH

C2H5OOC-COOC2H5 + NaOH →продолжить запись

-поликонденсации рассмотеть реакцию на стр.225 учебника

Д/з: написать уравнения реакций, с помощью которых можно получить следующие вещества:

  1. метилформиат из метана
  2. этилацетат из метанола
  3. метилпропионат из этанола
  4. бензилацетат из этанола
  5. втор-бутилбутират из ацетальдегида
  6. пропилпропионат из пропена
  7. циклогексилбензоат из бензола
  8. трибутират глицерина из ацетилена

прим. «Бутират» –соль бутановой кислоты.

Дистанционное обучение. Опорный конспект

Тема урока: Жиры-сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот

Цель урока:Сформировать понятие о жирах как сложных эфирах глицерина высших карбоновых кислот.

Задачи урока:

-научиться записывать формулы жиров, давать названия в зависимости от состава

-изучить химические свойства жиров (реакции по кратной связи, щелочной гидролиз).

Параграф.21 стр.228-232. Упр.11 стр.233

CH2-O-CO-R

                                                            CH-O-CO-R

                                                             CH2-O-CO-R

Высшие карбоновые кислоты-с С10. Молекулы жиров содержат остатки как предельных, так и непредельных карбоновых кислот.

C3H7COOH – масляная кислота

C15H31COOH – пальмитиновая кислота

C17H35COOH – стеариновая кислота

C17H33COOH – олеиновая кислота

C17H31COOH – линолевая кислота

C17H29COOH - линоленовая кислота

Задание 1. Напишите формулу жира, используя общую формулу жиров и любых кислот, дайте название жиров (см. формулы карбоновых кислот выше).

Физические свойства жиров---выписать самостоятельно.

Химические свойства жиров.

-гидрирование, бромирование (если в составе остатки непредельных карбоновых кислот. Реакции присоединения по месту разрыва кратных связей). Стр.229

-Гидролиз, в том числе щелочной

Задание 2. Напишите уравнения гидролиза.

В случае щелочного гидролиза образуются соли карбоновых кислот, которые являются мылами. Напишите формулы данных солей. Объясните моющее действие мыла и стирального порошка. Стр.230-231

Д/з: параграф 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест в 10 классе "Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры"

Тест создан в соответствии с учебником  О.С.Габриеляна "Химия 10 класс", базовый уровень....

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта,10 класс, Органическая химия

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО ТЕМАМ:    «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта, 10 класс, органическая химия....

Сценарий урока по теме: "Сложные эфиры. Жиры" в 9 классе

Урок с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

презентация к уроку химии 10 класса на тему "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"

история развития, физические и химические свойства, состав, классификация жиров. Мыла. Получение, применение, значение жиров....

Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

Самостоятельная работа...

Урок "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"

Тема урока: «Сложные эфиры. Жиры. Масла».Цели урока:- способствовать расширению знаний учащихся  о сложных эфирах, жирах, мылах для привития интереса к профессии;- способствовать разв...