Изучение Казанской химической школы как средство воспитания патриотизма
статья по химии

Тухватова Рамиля Ахкамовна

Формирование социально активной личности, ее гражданских качеств, предусматривает знание и уважение исторического прошлого, современной действительности своего и других народов. Отказавшись от старых догм и лозунгов в воспитании, мы не имеем права отказаться от воспитания в душах и умах детей вечных человеческих ценностей, среди которых любовь к Родине, патриотизм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_kazanskoy_himicheskoy_shkoly.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение Казанской химической школы как средство воспитания патриотизма

Р.А.Тухватова

МАОУ «Лицей №121», Казань

ramilia.tuhvatova@mail.ru

Формирование социально активной личности, ее гражданских качеств, предусматривает знание и уважение исторического прошлого, современной действительности своего и других народов. Отказавшись от старых догм и лозунгов в воспитании, мы не имеем права отказаться от воспитания в душах и умах детей вечных человеческих ценностей, среди которых любовь к Родине, патриотизм. Мы имеем уникальную возможность -  успешно решать эти проблемы в  воспитании личности. Казань –  наш родной город с неповторимой тысячелетней историей, традициями, с величайшим научным и культурным потенциалом, и многие ее страницы неотделимы от истории химической науки и химических производств. Высказывалась шутливая мысль, что неспроста на гербе города изображен дракон – средневековый алхимический символ. Наверное, трудно найти город, где так «далеко простирает химия руки свои в дела человеческие» - в науке, в образовании, в промышленности.

 Казань. Казанский университет. Казанская химическая школа.
История науки особо фиксирует эту последовательность [1]. «Казанская химическая школа»  - эти слова с чувством глубокого уважения произносят не только отечественные ученые, но и очень многие ученые за рубежом,  признавая тем самым непреходящую значимость этого научного центра [2].

Что же такое Казанская химическая школа, с какого момента ведет она свое существование, кем и чем была знаменита в прошлом, чем живет сейчас? На эти и другие вопросы стараюсь давать ответы на уроках химии и во внеурочной деятельности в рамках НОУ,  пробуждать  интерес учащихся к изучению открытий всемирно известных ученых – наших земляков.

                  "Колыбель русской органической химии", - так определили историки химии Казань, химическую лабораторию Казанского университета. Мировую известность принес выпускнику Казанского университета Николаю Николаевичу Зинину 1842 год, благодаря открытию реакции восстановления ароматических нитросоединений. Это позволило Зинину получить анилин и нафтиламин [3]. При изучении в 10 классе темы «Амины» ребята сами приходят к выводу о том, что  реакция Зинина имела огромное практическое значение, поскольку стала базовым процессом в анилокрасочной промышленности. Учащимся также интересно узнать, что Н.Н.Зинин стал первым президентом Русского химического общества и на этом важном посту достойно служил делу развития в России химической науки и распространения химических знаний.

Если от Н.Н.Зинина ведет свою родословную органическая ветвь Казанской химической школы, то Карла Карловича Клауса следует признать основоположником неорганического направления в ее развитии. Работая в Казанском университете в  одно время с Зининым, Клаус внес свой выдающийся вклад в науку: в 1844 году в остатках платиновых руд  уральских месторождений открыл новый элемент – рутений [2]. Учащиеся 8 класса испытывают чувство гордости за свой город, когда узнают, что рутений – единственный из естественных элементов, открытых в России, названный Клаусом в честь своей родины (латинское название России – Ruthenia). Это сообщение вызывает  большой интерес у ребят как к самому ученому, так и по отношению открытого им элементу.

Ученику Зинина и Клауса Александру Михайловичу Бутлерову было суждено занять особое место в истории Казанской химической школы и дать ей свое имя. Он стал творцом теории химического строения органических соединений (1861 год), связавшей химические свойства вещества со строением его молекул [2]. В самом начале изучения органической химии учащиеся знакомятся с этим великим открытием. В дальнейшем убеждаются в том, что значение этой теории огромно – она указала пути познания химического строения, позволила логично объяснить явление изомерии, и в итоге дала химикам путеводную нить для синтеза новых органических соединений. Учащимся обязательно нужно сообщить также о том, что А.М.Бутлеров совместно с Н.Н.Зининым  являются основоположниками Петербургской школы химиков-органиков.

                  Из казанских учеников Бутлерова прежде всего следует отметить Владимира Васильевича Марковникова – основателя московской школы химиков-органиков. Он заложил основы учения о взаимном влиянии атомов в молекуле,  сформулировал правила о направлении реакций замещения, отщепления, присоединения по двойной связи и изомеризации в зависимости от строения химического соединения (правила Марковникова) [3]. После предварительного рассказа об ученом, о его вкладе в науку, учащиеся 10 класса довольно быстро усваивают эти «знаменитые» правила, легко запоминают и правильно применяют их при написании уравнений реакций. 

                    Еще один знаменитый питомец Бутлеровской школы – Александр Михайлович Зайцев, всю свою жизнь проработавший в Казанском университете. В течение сорока лет он возглавлял кафедру органической химии. По словам А.Е.Арбузова, «число учеников А.М.Зайцева огромно, в этом отношении Александр Михайлович занимает в истории русской химии едва ли не первое место» [2]. Учащиеся запоминают имя этого ученого по «правилу Зайцева» при изучении способов получения алкенов, а также по его знаменитым синтезам спиртов, непредельных кислот и других органических соединений.

               Научной деятельности Егора Егоровича Вагнера – ученика А.М.Зайцева - обязана своим становлением Варшавская органическая школа [2]. При изучении реакций окисления органических соединений, содержащих двойную связь, действием раствора перманганата калия в гликоли (окисление по Вагнеру),  не лишним будет рассказать учащимся 10 класса об этом ученом.

               Ребятам интересно будет узнать еще об одном ученике А.М.Зайцева - Сергее Николаевиче Реформатском, на базе исследований которого (синтез Р-оксикислот – реакция Реформатского, восстановление третичных спиртов, получение многоатомных спиртов) возникла Киевская школа химиков-органиков. Интересно и то, что благодаря применению реакции Реформатского удалось синтезировать ряд производных витамина А и сам витамин А [2]. Учащиеся с большой гордостью за свою малую родину делают вывод о том, что многие российские органические школы развились из Казанской школы.

               История Казанской химической школы в XX веке тесно связана с именами Александра Ерминингельдовича и Бориса Александровича Арбузовых.  А.Е.Арбузов - ученик А.М.Зайцева – является основателем химии фосфорорганических соединений. Учащиеся, изучая в 9-м классе тему «Фосфор и его соединения», узнают, что строение фосфористой кислоты было установлено А.Е.Арбузовым. Но в школьной программе не предусмотрено изучение «третьей химии», занимающей среднее положение между органической и неорганической, а именно -  элементоорганической химии, в создании которой большая заслуга А.Е.Арбузова.

               Пожалуй, будет очень большим упущением в воспитании подрастающего поколения Республики Татарстан, если мы не расскажем учащимся о жизни и научных открытиях такого яркого представителя Казанской химической школы, выдающейся личности в истории нашей республики – Гильма Хайревича Камая. Учащиеся должны знать, что за исследования фосфорорганических и мышьякоорганических соединений Г.Х. Камай был удостоен Государственной премии СССР.  Именно он впервые в стране синтезировал зарин, а в 60-х годах уже решал проблемы уничтожения запасов химического оружия, на основе его работ был составлен словарь химических терминов на татарском языке. Одно из главных его достижений - открытие класса смешанных фосфор-мышьякоорганических соединений (реакция Камая), что имело большое практическое значение в получении лекарственных средств, полимерных материалов, пестицидов [4]. Изучению  сложной, но яркой жизни замечательного ученого и педагога можно посвятить  и классные часы. Считаю, что целесообразно на элективных курсах и в рамках НОУ изучать также труды таких ученых Казанской химической школы как Аркадий Николаевич Пудовик,  Александр Иванович Коновалов и многих других ученых.    

               К сожалению, в школьных учебниках по химии ничего не говорится о Казанской химической школе. Например, в учебнике О.С.Габриеляна за 10 класс  имеется лишь небольшая информация о некоторых ученых, об их вкладе в науку. Даже в учебнике профильного уровня по органической химии мы читаем «Бутлеров А. М. – русский химик, академик Петербургской АН» или «Зинин Н. Н. – русский химик-органик, академик», «Марковников В. В. – русский химик-органик». Автор приводит и правило Зайцева, и реакцию Вагнера без всяких упоминаний о самих ученых.  А в учебнике 8 класса нет никакой информации о К.К.Клаусе, об истории его открытия, кроме слов «Рутения – латинское название России» и что рутений назван в честь России. В связи с этим я считаю своим долгом обращать особое внимание на изучение открытий выдающихся ученых Казанской химической школы как во время прохождения соответствующих тем, так и на дополнительных занятиях. На мой взгляд, эти минуты воспитывают у учащихся чувство гордости и патриотизма за свой город, в котором жили и работали замечательные ученые-химики с мировым именем. Большинство учащихся с удовольствием выполняют проектные работы, делают презентации, пишут рефераты и делают сообщения не только об ученых, их открытиях,  но и о промышленных предприятиях города Казани и Республики Татарстан. В изучении истории Казанской химической школы также помогают химические музеи – при НИХИ имени А.М.Бутлерова в университете (музей Казанской химической школы), при КГТУ (музей А.Е.Арбузова),  дом-музей академиков Арбузовых в Школьном переулке в Казани.    

               В настоящее время Казань является одним из крупнейших российских и мировых центров развития химии фосфорорганических соединений. Для Казанского научного центра характерны работы на стыке наук – химии и физики, химии и биологии, химии и медицины. Верна традициям Казанская химическая школа. А мы, в свою очередь, не должны забывать о том, что сегодняшние школьники должны стать продолжателями этих традиций.

ЛИТЕРАТУРА

  1. С.В.Писарева, А.В.Фуженкова. Казанская химическая школа - www.kcn.ru/tat_ru/science/kch/page1.htm
  2. A.И.Коновалов, Г.А.Чмутова. Казанская химическая школа. История и современность // Российский химический журнал "Химия в Татарстане: наука, промышленность, образование", 1999, т.43, № 3-4.
  3. Д.Н.Трифонов. Становление органической химии. Казанская химическая школа // История химии в России. Краткие очерки -  www.chem.msu.su/…/trifonov/kazan-school.html
  4.  Жизненный путь Камая  //«Татар-информ», 2001 год -  www.tatar.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей «Купчинская сторона» как средство воспитания патриотизма у учащихся

В Законе Российской Федерации "Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриот...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Научно-исследовательская работа как средство воспитания патриотизма у школьников.

В статье анализируются этапы научно-исследовательской работы школьников, а так же средства и методы по развитию патриотизма средствами научно-исследовательской работы в современной школе....

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как средство воспитания патриотизма

Данный материал представляет собой  методические паспорта двух исследовательских проектов, над которыми мы с моими обучающимися плодотворно работали в течение последних лет....

Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма.

Статья посвящена организации работы по литературному краеведению и освещению  личностного  результата проводимой работы....

«Я пришел, как суровый мастер…» (Изучение творчества Сергея Есенина как средство воспитания патриотизма)

В статье рассказывается о роли школьного музея С. А. Есенина в образовательном процессе, о формах работы с учащимися....