Интегрированный урок в 8 кл по литературе и химии по рассказу В.Г. Распутина "Век живи- век люби"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Интегрированный урок в 8 классе по литературе и химии по рассказу В.Распутина "Век живи - век люби". В ходе урока решается проблема "Почему нельзя собирать ягоды в цинковое ведро"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и химии.

Учителя: Сырейщикова Л.М., учитель русского языка и литературы,

Юневич Т.Г., учитель химии МОУ «Сернурская СШ №1» п.Сернур Республики Марий Эл

Литература. Валентин Григорьевич Распутин (1937 – 2015 ).

Рассказ «Век живи - век люби».

 Химия. Свойства цинка.

Цель урока: показать учащимся значение химии в современной жизни;

                     развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам;

                     развивать умение применять свои знания в жизни.

Ход урока:

Задача на этом этапе: какой жизненный урок преподнёс Саньке первый поход в тайгу?

- Давайте назовём главных героев рассказа: Саня, Митяй и дядя Володя.

- Создадим словесный портрет Сани.

/ Сане 15 лет. Приехав  к бабушке в деревню в августе  и оставшись один, Саня начинает проявлять свою «самостоятельность. В городе его тяготила родительская опека, и поэтому он с удовольствием сам готовит обед, полет грядки.

- Саня очень пытливый и внимательный, он идет в тайгу за ягодой и открывает для себя мир, становится взрослым, размышляет над серьёзными проблемами общества: взаимоотношения людей, их достоинства и пороки.  

- Многое открывалось ему впервые, приобретая особый, значимый для него смысл. Но самое важное, что Саня открыл себя. Человек немыслим без природы, его познавательные способности направлены на познание мира и самого себя. /

- Что собой представляет Митяй? Кто он такой?

/ - Митяй – друг отца, сельский житель, с темным прошлым, был осужден за пьяную драку, очень болтливый, много преувеличивал. Отец Сани ценил, что в нем всегда живет настоящий человек. Бабушка говорила: "Он мужик-то не дурной, нет, только из круга выбился". Вот это "из круга выбился" почему-то больше всего и возбуждало в Сане интерес к Митяю. Есть, значит, люди в круге и есть за кругом.

- Митяй – честный человек, возвращает вовремя долги.

- Много людей вышло из поезда как раз там, на первой остановке. Но не таков Митяй, чтоб идти за всеми, проторенными тропами, как будто он и не таежник вовсе.

- В тайге он ведёт себя как хозяин, он знает все её уголочки, он ловок и вынослив, бережно относится к природе: советует, как надо собирать голубику, чтобы не помять и не нанести урон ягодной поляне. Митяй открыл мир природы Сане, он привел его именно туда, где  она показала себя во всей своей красоте и величии. Митяй - тонко чувствующий человек,  в нем живет  душевная красота, добро, любовь к окружающему миру. Он преподносит «новичку» уроки доброты и красоты.

   -  Создайте словесный портрет дяди Володи.

/ - Дядя Володя – так уважительно Саня называл их попутчика за ягодой. Мы видим, как в поезде к ним подсел «мужик в выпущенной поверх штанов толстой байковой рубахе», как неодобрительно он отнёсся к Сане, как он неловок, как трудно давался ему подъём,  он «стонал и ругался, пот лил с него ручьем».

- Дядя Володя вызывает антипатию читателя. Слишком изворотлив, скрытен, недобр, несколько презрителен. Сане он преподносит жестокий урок: видя, что тот собирает голубику в оцинкованное ведро, не предупреждает сразу, что есть её нельзя, а дожидается, когда счастливый и измученный грузом мальчик вынесет ягоды из леса. Так может поступить только очень  циничный человек. У Митяя такое поведение вызывает негодование.

- Работа с текстом рассказа. Чтение эпизода ожидания поезда.

 -  Давайте посмотрим инсценировку эпизода, который является важным для      

     решения нашей задачи.

/Мальчики инсценируют эпизод/

     - Как вы оцениваете поступок дяди Володи?

- Почему собранные Саней ягоды оказались непригодными для употребления? Какой учебный предмет поможет нам в этом разобраться?

/химия/

2 СЛАЙД  цинк химический элемент 2-й группы побочной подгруппы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

3 СЛАЙД . Атомный номер цинка +30. Атомная масса 65.38.Имеет 4  электронных слоя , на последнем имеет 2 электрона .Степень окисления +2.

 Физические свойства – Это хрупкий переходный металл голубовато-белого цвета (тускнеет на воздухе, покрываясь тонким слоем оксида цинка).

имеет выраженный металлический блеск ,пластичен ,температура плавления 419 градусов, обладает тепло и электро  проводностью, ковкий, примеси даже небольшие, резко увеличивают хрупкость цинка.

4СЛАЙД. Цинк в чистом виде впервые выделил Уильям Чемпион в 1738 году

Названием цинк обязан Парацельсу, в чьих трудах встречаются слово zincum , которым назван металл, видимо, из-за схожести его кристаллитов с иглами (zinke – зубец).

  1. СЛАЙД Цинк  в природе как самородный металл не встречается. Цинк добывают из полиметаллических  руд .Основной способ получения –гидрометаллургический. Элемент цинк находится в составе неорганических веществ:
  2. СЛАЙД 

      Цинковая обманка – ZnS

  • Цинковый шпат - ZnCO3
  • Цинковая шпинель - ZnO ∙ Al2O3

       Применяют цинк в производстве сплавов , резиновых шин , масляных красок,  в медицине( оксид цинка как антисептик), для цинкования   в качестве защиты стали от коррозии ,пластины цинка широко используются в полиграфии ,в частности ,для печати иллюстраций в многотиражных изданиях.

 Организм здорового человека среднего возраста содержит 1,4-2,3 гр. цинка. По количеству содержания в человеческом организме цинк находится на втором месте, уступая лишь железу. Цинк участвует в 200 реакциях, происходящих в организме человека, многие из которых обеспечивают белковый баланс.

Несмотря на то, что цинк является важным требованием для хорошего здоровья, избыточный цинк может быть вредным, подавляя поглощение меди и железа. В быту особенно вредно  пользоваться посудой из цинка ,т.к. может возникнуть отравление.

7 СЛАЙД ( ПУСТОЙ)

8 СЛАЙД.    (  ГОВОРИТ УЧИТЕЛЬ) В данном случае с ягодами.   С химической точки зрения. В ягодах содержится кислота, эта кислота при взаимодействии с оцинкованной посудой,  окисляется и выделяет вредные для  организма вещества. При длительном поступлении в организм в больших количествах  солей цинка,  возникает тяжёлое отравление.

9 слайд             Химические  свойства цинка

  • При нагревании на воздухе сгорает ярким голубоватым пламенем с образованием оксида цинка:
  • Zn + O2=2ZnO

10 СЛАЙД .Цинк реагируют с галогенами с образованием галогенидов:

Zn  +  I2  = ZnI2

11 СЛАЙД  Цинк реагирует с серой с образованием сульфидов:

Zn +  S  = ZnS

12 СЛАЙД 

Цинк – амфотерный металл, он взаимодействует с щелочами. При взаимодействии цинка с раствором щелочи образуется тетрагидроксоцинкат и водород:

 Zn  +  2KOH  +  2H2O  =  K2[Zn(OH)4]  +  H2

13 СЛАЙД 

Цинк взаимодействуют с минеральными кислотами (с соляной, фосфорной и разбавленной серной кислотой и др.). При этом образуются соль и водород.

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑

Zn+H2SO4=ZnSO4+H2

14 СЛАЙД

1.Качественная реакция на ионы цинка — взаимодействие избытка солей цинка с щелочами. При этом образуется белый осадок гидроксида цинка.

2.Например, хлорид цинка взаимодействует с гидроксидом натрия:

ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl

3.При дальнейшем добавлении щелочи амфотерный  гидроксид цинка растворяется с образованием комплексной соли тетрагидроксоцинката:

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4

15 СЛАЙД .При дальнейшем добавлении щелочи амфотерный гидроксид цинка растворяется с образованием комплексной соли тетрагидроксоцинката:

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4]

( ГОВОРИТ УЧИТЕЛЬ)

Обратите внимание,  если мы поместим соль цинка в избыток раствора щелочи, то белый осадок гидроксида цинка не образуется, т.к. в избытке щелочи соединения цинка сразу переходят в комплекс:

ZnCl2 + 4NaOH = Na2[Zn(OH)4] + 2NaCl

16 СЛАЙД. Мы увидели что цинк – химически активный металл. Взаимодействует с кислотами, щелочами, с кислотными и основными оксидами.

Недостаток цинка в том что : цинк при высоких температурах вступает в реакцию с жидкостью, которая находится внутри предмета. Поэтому в баках и ведрах, сделанных из цинка, могут образовываться вредные для человеческого организма соли цинка .По этой причине не следует использовать оцинкованную посуду для долгого хранения, консервирования пищевых продуктов, кипячения и приготовления еды . Также не рекомендовано применять стиральный порошок для стирки или вываривания белья в такой посуде, так как щелочь пагубно влияет на покрытие и разрушает его.

Вывод по уроку:

- Итак, вернёмся к нашей задаче: какой же  жизненный урок преподнёс Сане  

   первый поход в тайгу?

1. Саня узнал, как приятно и одновременно как сложно собирать ягоду  

    голубику.

2. В обществе есть люди разные: добрые, такие как Митяй, и подлые, такие как  

    дядя Володя.

3. Нужно жить в согласии с природой.

4. Все друг другу должны относиться с добротой, быть добрым к людям и миру  

   вопреки любым сложностям.

5. Нельзя при сборе ягод пользоваться оцинкованной посудой.

- В названии рассказа – метафора: «Век живи – век люби».

Звучит как завет молодому поколению. 

- Мы пришли к выводу, что всё-таки самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро, добрые поступки.

- Под звуки мелодии одна за другой выходят девочки и исполняют песню «Твори добро на всей Земле…».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....

интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"

Открытый урок русского языка и литературы  проводился  в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок по географии и литературе 7 класс по рассказу Е.Носова "Кукла"

На уроке рассматриваются проблема экологии природы и души человека....

Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"

Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"...