Технологическая карта Урока по химии в 10 классе (базовый уровень) по теме "Алкены"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Сачкова Ирина Анатольевна

Урок в 10 классе (базовый уровень) разработан по теме «Алкены», в соответствии с УМК Олега Сергеевича  Габриеляна, базовый уровень, издательство «Просвещение».

Ведущие понятия урока: строение, двойная связь,  номенклатура, изомерия, модель, этилен, полиэтилен, экологическая проблема.

Учебные технологии: многомерная дидактическая технология, технология проблемного обучения,  здоровьесберегающая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx302.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урока по химии

в 10 классе

(базовый уровень)

Тема «Алкены»

Автор:  учитель химии

МБОУ СОШ №3

Сачкова Ирина Анатольевна

высшая квалификационная категория

Бийск

2022

Пояснительная записка

Урок в 10 классе (базовый уровень) разработан по теме «Алкены», в соответствии с УМК Олега Сергеевича  Габриеляна, базовый уровень, издательство «Просвещение».

Урок входит в систему уроков главы «Углеводороды и их природные источники».   Это четвертый урок в главе,  первый урок из 2х в теме «Алкены». На следующем уроке предполагается работа по химическим свойствам и способам получения алкенов, т.е. углубление материала.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование представления о непредельных углеводородах как классе органических соединений на примере этилена.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • знание (понимание) об алкенах, как классе непредельных углеводородов, их строении, номенклатуре, видах изомерии, применении;
  • умение устанавливать зависимость свойств и применение алкенов от их химического строения;
  • умение моделировать молекулы алкенов (этилена).

Метапредметные  (УУД):

Регулятивные 

  • сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; 
  • формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;
  • работать по плану; сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.
  • владеть умениями работать с полученной информацией (анализировать и обосновывать выводы);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, учителем, коллективной работе.
  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения, делать выводы и заключения;

Познавательные: 

  • владеть умениями работать с полученной информацией (анализировать и обосновывать выводы);
  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения, делать выводы и заключения;

Коммуникативные

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, учителем, коллективной работе;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Личностные: 

  • осознание необходимости бережного отношения к природе   Земли;
  • понимание  взаимосвязи человека с природной средой, роли химии в познании этих закономерностей;
  • сформированный  интерес к обучению и познанию, готовность и способность к самообразованию;
  • способность применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой;
  • формирование собственной позиции при оценке последствий для окружающей среды деятельности человека, связанной с производством и переработкой химических продуктов.

Ведущие понятия урока: строение, двойная связь,  номенклатура, изомерия, модель, этилен, полиэтилен, экологическая проблема.

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Учебные технологии: многомерная дидактическая технология, технология проблемного обучения,  здоровьесберегающая технология,

Средства обучения: учебник Химии 10 класс; интерактивная доска с материалами (заготовка ЛСМ), рабочий лист с ЛСМ для учащихся, лист самоконтроля и самооценки для учащихся, карточки с заданиями,

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Личностные

создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие. Представление.

Цитата «Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменятся оба элемента» К.Г. Юнг

Внешняя готовность, психологический настрой

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Регулятивные

Развитие  мотивов и интересов познавательной деятельности

Познавательные

осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Начнем с истории! Целые эпохи в истории человечества связаны с химическими веществами.

Как назывались эти эпохи?

А можем ли  мы продолжить, и дать название современному периоду?

Посмотрите на предметы на столе (пакет, упаковочная пленка, крышка, тара, труба). 

Что  объединяет эти предметы? Они сделаны из полиэтилена!

Век каменный сменился веком медным, затем настал век бронзовый, век железный.

Высказывают предположения

Определение темы урока, постановка цели урока

Регулятивные

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебно-познавательной деятельности

Историческая справка. Открытие полиэтилена стало Величайшим открытием 20 века.  В 1963 году итальянскому ученому Натта и немецкому ученому Циглеру, которые изучали способы получения полиэтилена,  была присуждена Нобелевская премия за вклад в развитии химии полимеров.    

Ежегодно в мире производится более 60 млн. тонн полиэтилена. И сегодня без этого полимера сложно представить и повседневную жизнь человека, и многие области промышленности.

И может быть сейчас век полиэтилена?  

Из чего делают этилен?

Какая тема нашего урока сегодня, цель?

Определение темы «Алкены»,

Цель: Познакомиться с особенностями  класса органических соединений алкены.

Планирование деятельности

Знакомство с ЛСМ, определение названий координат

Регулятивные

Определение плана для изучения темы

Выработка  алгоритма  учебной деятельности

Что бы тема «Алкены» стала понятнее,  разложим все по полочкам, а точнее по осям логико-смысловой модели, которая представлена в рабочих листах.  

Также вы будете вносить результаты своей работы в лист самоконтроля. Это поможет вам определить в рамках данной темы, что вы усвоили хорошо, а что вызывает затруднения, и значит на это нужно обратить внимание.

В ходе фронтальной работы определят и вносят названия координат в ЛСМ

Актуализация знаний

Предметные:

Знание/понимание химических терминов

Выявление  опорных знаний детей

Сформулируйте определение алканы, назовите общую молекулярную формулу алканов. На слайде нужно выбрать формулы не алканов. Это будут алкены. Выписать их формулы в ЛСМ.

Дают определение алканы, общую молекулярную формулу

Определяют формулы алканов, выписывают формулу алкенов в ЛСМ, дают определение гомологи.

Изучение нового

Первичное усвоение новых знаний

Предметные:

Знание/понимание терминов

Регулятивные

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Выход на особенности алкенов, определение

Определить общую молекулярную формулу алкенов, определить особенности строения, сформулировать определение исходя из полученной информации

Алкены – это углеводороды, с общей формулой С2Н2n, в молекуле которых содержится одна двойная связь.

Работают с ЛСМ, Листом самоконтроля. 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме

Выход на номенклатуру алкенов

Как будут звучать названия алкенов? Какой родовой суффикс?

Что бы дать названия алкенам нужно в  названии соответствующего алкана (по количеству углерода), и заменить родовой суффикс -ан на –ен

Озвучивают формулы алкенов и названия.

Работают с ЛСМ, Листом самоконтроля.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме

Организация работы в парах. Соотнести названия и структурные формулы (слайд, карточка)

Составить правила для составления названий алкенов   Индивидуальное задание: дать название алкену

Работа в парах на определение названия алкенов по систематической номенклатуре.

Проговаривают правила для составления названий алкенов на основе правил для алканов, дополняя наличие двойной связи.

Дают название алкена по структурной формуле.

Работают с листом самоконтроля.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Предметные:

Знание/понимание терминов

Познавательные:

Умение применять имеющиеся знания в новой ситуации

Сформулировать определение изомеры, определить вещества изомеры, определить типы изомеров

Изомеры – это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но отличающиеся строением.

Определят виды изомерии

Работают с ЛСМ, Листом самоконтроля.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Познавательные:

Умение применять имеющиеся знания в новой ситуации

Организация работы в парах по составлению модели молекулы этилена

Составляют шаростержневую модель молекулы этилена. Выходят на понятие «напряженная химическая связь»

Применение знаний и умений в новой ситуации

Познавательные:

Умение применять имеющиеся знания в новой ситуации

Визуальная подсказка – разводные мосты в Санкт-Петербурге.

Выходят на понимание, что двойная связь легко разрывается, основной тип реакции для алкенов - присоединение.

Работают с ЛСМ

Динамическая пауза 

Создание  условий  для снятия напряжения

Личностные:

Положительное отношение к физическим упражнениям

Организует динамическую паузу, и показывает механизм реакции полимеризации.

Осуществляют реакцию полимеризации (каждая пара  это молекула этилена (руки соединены), связь разрывается и молекулы соединятся между собой, образуют молекулу полиэтилена

Работают с ЛСМ

Включение в систему знаний и применение знаний и умений для решения жизненных задач

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Познавательные:

формирование и развитие экологического мышления

Развитие естественно-научной грамотности

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе

На слайде «Будущее создаётся сегодня»,  фото «Земной шар в пакете»

Организует работу в группах над реализацией мини-проекта «Полиэтиленовый пакет самым большим врагом экологии».

Побуждает  к выводу об ответственности человека перед природой и будущими поколениями

Исходя из раздаточного материала (текста) записывают лозунг/призыв.

На доске появляется модель «Полиэтиленовый пакет самым большим врагом экологии»

Делают вывод о том, какой экологический след человек оставит после себя на Земле,

Подведение итогов занятия

Познавательные

анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;
построение речевого высказывания в устной форме

Личностные:

понимание  взаимосвязи человека с природной средой, роли химии в познании этих закономерностей

Создать условия для понимания детьми противоречия

Проблемный вопрос: Почему полиэтилен стал так опасен для экологии?

Была нарушена взаимосвязь «Свойство вещества – применение»

Химия как наук  - изучает свойства веществ, что бы правильно их использовать!

Рефлексия

Личностные:
формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
адекватная самооценка;

умение соотносить цели урока с результатом  собственной деятельности;

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме

Организует рефлексию

Оценивают свою работу за урок в листах  самоконтроля.

Оценивают работу с ЛСМ, отмечая как можно их использовать.

Делают вывод о достижении целей

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Д-з параграф 4 з. 1 устно, 2,7 письменно

В ЛСМ заполнить применение алкенов

Записывают домашнее задание

Приложения

Рабочий лист учащихся  - заготовка логико-смысловой модели

Лист самоконроля

Лист самоконтроля

ФИ

самооценка (+/-)

1

Верно определил молекулярные формулы алкенов

2

Могу сформулировать определение алкены

3

Верно дал названия алкенам

4

Верно соотнес  структурные формулы  и названия алкенов

5

Верно дал название алкена

6

Знаю основной тип реакций, характерный для алкенов

7

Могу объяснить принцип реакции полимеризации

8

Выберите высказывание, которое отражает,  насколько вы достигли сегодня цели урока:

«Тема мне понятна, я смогу объяснить её другому»

«Мне нужно изучить материал дополнительно, и я смогу объяснить тему при некоторой помощи»

«У меня осталось много вопросов после сегодняшнего урока, мне нужна помощь»

 Я могу поставить себе за работу на  уроке

Задание по номенклатуре алканов

1.)  Соотнесите структурную формулу алкенов и название

1) пентан      2) пентен-1    3) бутен-1    4) пентен-2

5) 2-метилбутан  6) 2-метилбутен-2       7) 3-метилбутен-1      

А)   В)

        

Б)                                                                       Г)

  1. Дайте название алкена по систематической номенклатуре

Применение этилена

Благодаря высокой химической активности углеводороды ряда этилена являются ценным сырьём для синтеза многих органических веществ.

Особенно широко для синтеза органических веществ используется этилен. Его используют для производства  этанола (технический спирт), уксусной кислоты, окиси этилена (антифриз, полиэфирные волокна и пленки). Кроме этих соединений, этилен с бензолом образует этилбензол, который используется в производстве пластмасс и синтетического каучука. Взаимодействием этилена с хлором получают 1,2-дихлорэтан. Это летучая, труднорастворимая жидкость. Будучи хорошим растворителем многих органических веществ, он используется для растворения смол, очистки текстильных материалов. Как вещество, действующее на живые организмы, дихлорэтан применяют в сельском хозяйстве для обеззараживания зернохранилищ.

Полимеризацией этилена (60% всего объема) получают полиэтилен.

Полиэтиленовая пленка применяется для упаковки продуктов товаров, пузырчатая пленка используется в перевозке хрупких материалов. В сельском хозяйстве полипропиленовыми пленками укрывают парники, для повышения температуры внутри них и сохранении тепла – это повышает урожайность. Из полиэтилена производят различную тару – это и бутылки, ящики, канистры под различные, в том числе агрессивные жидкости. В строительной сфере из полиэтилена производят канализационные, дренажные трубы, трубы газового и водоснабжения. Из полиэтиленного порошка изготавливают термоклей. Что может показаться удивительным, но также полиэтилен идет на производство бронежилетов, корпусов судоходных плавательных средств, двигателей некоторой технической аппаратуры. Вспененный полиэтилен применяется в качестве теплоизолятора. А полиэтилен высокого давления идет на строительство накопителей твердых и жидких отходов, опасных для окружающего мира. Применяется в медицинской области для замены хрящевой ткани суставов.

Нашло практическое применение и интересное свойство этилена ускорять созревание плодов (помидоров, груш, дынь и т.д.). С целью сохранения плоды можно транспортировать неспелыми и доводить до созревания на месте, вводя в воздух закрытых хранилищ немного этилена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное планирование уроков химии 10 класс (базовый уровень - авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)

Планирование составлено на основе: 1) программы   курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11классов общеобразовательных  учреждений (базовый...

Календарно-тематическое планирование. Курс "Общая химия" 11 класс (базовый уровень)

Календарно-тематическое планирование.Курс «Общая химия» 11 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»   для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...