конспект урока на тему "Соли"
план-конспект занятия по химии (8 класс)

конспект урока на тему соли может быть использован в работе в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_soli.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Соли, их классификация и свойства».

Цель урока: обобщить знания о составе и номенклатуре солей;  научить объяснять химические свойства солей в свете ТЭД; составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Задачи: а) развивающая -  научить сравнивать, анализировать, делать выводы; б) обучающая -  формирование знаний о составе, химических  свойствах солей; в) воспитательная – формирование умений применять знания в повседневной жизни, развитие формирования естественнонаучной картины жизни.

Основные понятия: соли – средние, кислые, основные, двойные.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица Менделеева Д.И., электрохимический ряд активности  металлов, таблица растворимости, учебник; реактивы: гидроксид натрия, гидроксид калия, сульфат меди, хлорид алюминия, соляная кислота, серная кислота, нитрат серебра, карбонат кальция, сульфат аммония, железо, цинк.

Планируемые результаты деятельности: знать состав, номенклатуру, свойства солей, уметь различать группы солей.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос (используется дифференцированный подход).

А) Разделить данные вещества по группам, назвать их: HCl, Fe(OH)3, NaCl, Al2O3,  Li2O,  H2SO4, AgNO3, Cu(OH)2 (задание оценивается на «3»);

Б) Установите соответствие (задание оценивается на «4»)

Формула кислоты или основания

Формула соответствующего оксида

А. Fe(OH)2

Б. H2CO3

В. H2CrO4

Г. Cr(OH)3

1. CO

2. CO2

3. FeO

4. Cr2O3

5. Fe2 O3

6. CrO3

7. Fe3 O4

В) Получите данное вещество несколькими способами.  Составьте уравнения реакций  (задание оценивается на «5»):

                                       

  1.  Изложение нового материала:  Вашему вниманию предлагаю несколько формул – AlBr3, CuSO4, Ba(NO3)2,  NaCl.  Назовите эти вещества, к какому классу неорганических соединений они относятся? (учащиеся дают обоснованные ответы).

Итак, соль мы рассматриваем как продукт взаимодействия кислоты и основания. В результате таких химических реакций возможно либо полное замещение атомов водорода в кислоте на атомы металла, либо частичное.  Давайте рассмотрим, какие по составу соли могут образоваться в зависимости от условий протекания реакции.

А) При избытке щелочи и недостатке кислоты в ходе реакции происходит полное замещение атомов водорода на атомы металла и образуются средние (нормальные) соли. Например, Na2CO3,  Ca3(PO4)2. (Учащиеся называют соли). Средние соли в растворах будут полностью диссоциировать на ионы, если они растворимы:

Na2CO3  = 2Na+ + CO32-  

Б) При недостатке щелочи и избытке кислоты происходит неполное замещение атомов водорода в кислоте на атомы металла и образуются кислые соли. Например, NaHCO3, CaHPO4 , KH2PO4. Название кислых солей мы складываем из названий кислотного остатка с добавлением приставки гидро- или дигидро- (в зависимости от количества атомов водорода в составе соли) и катиона металла. Итак, получаем гидрокарбонат натрия, гидроортофосфат кальция, дигидроортофосфат калия соответственно. Кислые соли подвергаются диссоциации, если они растворимы,  причем диссоциация идет по первой ступени:

NaHCO3 =  Na+  + HCO3-

В)  При избытке основания и недостатка кислоты происходит неполное замещение гидроксид-ионов в молекуле многокислотного основания  и образуются основные соли. Например, Al(OH) 2Cl, (CuOH)2CO3. Название основных солей мы складываем из названия кислотного остатка с добавлением приставки  гидроксо-  и катиона металла.  Таким образом получаем  дигидроксохлорид алюминия,  гидроксокарбонат меди соответственно. Основные соли подвергаются диссоциации, если они растворимы,  причем диссоциация идет по первой ступени:

Al(OH) 2Cl =  Al(OH) 2+  + Cl-

Г) Двойные соли — соли, содержащие два различных катиона. Например, KNaSO4, KAl(SO4)2. Складываем название из названия кислотного остатка и катионов. Получаем – сульфат калия-натрия, сульфат калия-алюминия.

На данном этапе изучения химии для нас наибольший интерес представляют средние соли, и со свойствами именно средних солей я и предлагаю вам ознакомиться.

Чтобы приступить к рассмотрению химических свойств солей я предлагаю вспомнить характерные свойства кислот и оснований.

Результатом деятельности здесь является схема, которая изображается на доске:

Кислота + соль =  новая соль + новая кислота

Основание + соль = новая соль + новое основание

Исходя из этих данных, делаем вывод, что соли реагируют с кислотами и  растворимыми основаниями.

Класс делится на группы и им предлагается провести опыт: 1. взаимодействие кислот с солями. Одна группа получает из нитрата серебра хлорид серебра, вторая группа – из хлорида бария – сульфат бария, третья  группа проводит реакцию между раствором соляной кислоты и кусочком мрамора. Далее учащиеся объясняют результаты реакций.  Итогом деятельности являются три реакции в молекулярном и ионном видах. Учащиеся записывают их на доске.

А) AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3 – реакция обмена

Ag+  +  NO3- +  H+  +  Cl- =  AgCl↓ +  H+  + NO3- 

  Ag+  +   Cl- =  AgCl↓

Б) BaCl2 + H2SO4  = BaSO4↓ + 2 HCl – реакция обмена

Ba2+  + 2Cl-  +  2H+ +  SO42-  = BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl-

Ba2+  +  SO42-  = BaSO4

В) CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑ -реакция обмена

CaCO3 + 2H+ + 2Cl- = Ca2+ + 2Cl- + H2O  + CO2

CaCO3 + 2H+ + 2Cl- = Ca2+ +  H2O + CO2

2. Взаимодействие щелочей с растворами солей. Группы проводят реакции с раствором гидроксида натрия, гидроксида калия, медного купороса и хлорида железа (III). Результат деятельности отражается на доске.

А) 2NaOH + CuSO4  = Na2SO4 + Cu(OH)2

2Na+ + 2OH- + Cu2+ + SO42-  =  2Na+ + SO42- + Cu(OH)2

Cu2+  + 2OH-   =  Cu(OH)2

Б) 3КOH + FeCl3 = Fe(OH)3↓ + 3KCl

+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3↓ + 3K+ + 3Cl-

Fe3++ 3OH-  = Fe(OH)3

В) (NH4)2 SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2NH3↑ +2H2O

2NH4+ +  SO42- + 2K+ + 2OH- = 2K+ + SO42- + 2NH3↑ + 2H2O

2NH4+ +  2OH- = 2NH3↑ + 2H2O

Осталось выяснить, возможно ли взаимодействие солей с оксидами и с солями? (Учащиеся работают с таблицей растворимости).

  1. Взаимодействие солей с солями.

 Учащиеся приходят к выводу, что соли с оксидами не реагируют, но некоторые соли вступают во взаимодействие друг с другом. Приводят в качестве подтверждения примеры: сульфат меди и хлорид цинка не вступают во взаимодействие; карбонат натрия реагирует с хлоридом кальция, т.к. в результате реакции образуется осадок.

Na2CO3 + CaCl2 = Ca CO3 + 2NaCl

2Na+ + CO32-  + Ca2+ + 2Cl- = CaCO3↓ + 2Na+ + 2Cl-

Ca2+ + CO32-   = CaCO3

  1. Взаимодействие растворов солей с металлами. Учащимся предлагается провести опыт с использованием железа (гвоздь), цинка (гранулы), растворов сульфата меди и хлорида алюминия.

В пробирку помещается железный гвоздь, к нему приливается сульфат меди. Описываются изменения, происходящие в пробирке. (Гвоздь покрывается выделившейся в ходе реакции медью).

Во вторую пробирку помещается гранула цинка и приливается раствор хлорида алюминия. Описывается реакция.  (Никаких изменений не наблюдается).

Для объяснения происходящих явлений необходимо обратиться к электрохимическому ряду активности металлов.

Учащиеся объясняют, что металл, стоящий в ряду активности левее, способен вытеснить металл, стоящий правее в ряду, из раствора его соли.

Итог деятельности – реакции на доске:

Fe + CuSO4 = Fe SO4 + Cu↓

Zn + AlCl3 = реакция не идет

Подведение итогов урока: сегодня мы с вами выяснили, что соли являются продуктами взаимодействия кислот и оснований, соли по составу делятся на средние, кислые, основные, двойные; соли вступают во взаимодействие с кислотами и основаниями, реагируют друг с другом, с металлами, для них характерны реакции замещения и обмена.

Закрепление материала – вопросы упр.1.

Домашнее задание: п.42, упр.2-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...