Методическая разработка урока по теме «Чистые вещества и смеси»
методическая разработка по химии (8 класс)

Джихаева Зарина Исидоровна

Формирование представлений о чистых веществах и смесях, химическом анализе, особо чистых веществах, способах разделения смесей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата: 12.01.22

Класс: 8

Предмет: химия

Учитель: Джихаева Зарина Исидоровна

Тема: Чистые вещества и смеси

Педагогическая цель: сформировать представление о чистых веществах и смесях, химическом анализе, особо чистых веществах,  способах разделения смесей.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:  обучающийся научится определять отличительные признаки чистых веществ и смесей; классифицировать способы разделения смесей по их составу; пользоваться лабораторным оборудованием; проводить наблюдения свойств веществ и происходящих с ними явлений с соблюдением правил ТБ; приводить доказательства целесообразности использования основных способов разделения смесей; объяснять значение химических знаний в повседневной жизни.

Личностные: будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки обучения.

Метапредметные:

Познавательные УУД: обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; систематизировать информацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится принимать участие в работе группами, использовать в работе правила вежливости; принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:  обучающийся научится выполнять задания в соответствии с поставленной целью; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Образовательные ресурсы: учебник О.С.Габриеляна «Химия» 8 класс; оборудование и  реактивы для проведения демонстрационного эксперимента и лабораторных опытов; модуль ФЦИОР «Способы разделения смесей», раздаточный материал.


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Показатели достижения результата

1. Организационный этап.

Приветствует учеников, организует рабочую обстановку

Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку

Класс и оборудование полностью готовы к уроку;

- обучающиеся включены в ритм работы;

- организовано внимание всех учеников  

2. Проверка домашнего задания.

- Как делятся твердые вещества и чем они отличаются?

- Какие типы кристаллических решеток вы знаете?

- Заполните таблицу «Типы крис-таллических решеток» (См. Ре-сурсный материал к уроку.)

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мне-ния одноклассников. Систематизируют ин-формацию.

- Проверены и скор-ректированы опорные знания

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создает условия, в результате которых  обучающихся самосто-ятельно определяют тему и выдвигают цель,  формулируют задачи урока.

- Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист.  А какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?

Как вы думаете, что будет темой нашего урока сегодня?   Слайд 1.   

Тема, к изучению которой мы приступаем имеет огромное значение. С различными смесями и веществами мы ежедневно сталкиваемся в быту, на улице. Эта тема будет необходима при подготовке к экзамену по химии в 9 классе (24 зад. ), о смесях и веществах будет идти речь и на уроках физики.

Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

Цель урока: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь; узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества, составляющие смесь. Слайд 2.   

Понимают на слух рас-сказ учителя. Выдвигают свои идеи. Устанавлива-ют причинно-следствен-ные связи

Совместно с обучающимися сформулирована цель урока, оп-ределены задачи

4. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что называется веществом?   Вещество – это то, из чего состоят  физические тела. Как вы думаете, морская вода и водопро-водная будут обладать одинаковыми свойствами?

- Можно ли считать морскую воду чистым веществом?

– Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду? Слайд  3. Нельзя, ибо она пред-ставляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, в пер-вую очередь солей (главная из них NaCl), которая придает ей своеоб-разный горько-соленый вкус.

В природе практически нет чистых веществ. Воду, не загрязненную пос-торонними примесями, или содержа-щую их чрезвычайно мало, называют дистиллированной. Посмотрим на сравнительную характеристику темпе-ратур кипения морской и дистилли-рованной воды. Слайд 4.     Суть экс-перимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время изме-ряли температуры кипения в этих сосу-дах). Вместе обсуждаем результаты эксперимента. Встает проблема: "По-чему у морской воды t кип не постоян-ная в разные промежутки времени по сравнению с t кип дистиллированной воды?"

Учащиеся высказывают предположе-ние, что горько-соленый вкус морской воды влияет на температуру кипения, и это не чистое вещество.

Сделайте вывод о чистом веществе: Чистое вещество – это вещество, обла-дающее постоянными физическими свойствами (tкип. , tпл. , плотностью и т.д.).

С помощью специальных методов по-лучают особо чистые вещества, в ко-торых содержание примесей не пре-вышает одной миллионной доли про-цента. Применяют эти вещества в атомной энергетике, для создания принципиально новых приборов или технологических процессов.

Отвечают на вопросы. Воспринимают инфор-мацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учеб-ником; фиксируют в тет-ради новые термины и понятия

Актуализированы знания и способы действий, необходи-мые и достаточные для освоения содер-жания новой темы

5.Первичное усвоение новых знаний.

Физкультминутка

В жизни, как правило, мы встречаемся чаще не с чистыми веществами, а со смесями веществ.

Что такое смесь?

Определение понятия «смесь» было дано в 17 веке английским ученым Робертом Бойлем: «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов». Слайд 6.

Как можно классифицировать смеси? Перед вами две смеси: песка с водой и воды со спиртом. По внешнему виду смеси бывают однородные и неодно-родные. Слайд 7. Попробуем сформу-лировать определения однородной и неоднородной смесей.

Неоднородные смеси, в которых даже невооруженным глазом  или с помо-щью микроскопа можно различить вещества, входящие в состав смеси.

Однородные смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя отличить частицы веществ.

Какие бывают смеси по агрегатному состоянию компонентов? См. рис. 77 на стр. 142. Слайд 8.

Состав смесей может быть   самым разнообразным и устанавливают его с помощью химического анализа. Как вы думаете, люди каких профессий ис-пользуют химический анализ? Методы химического анализа применяют в своей работе не только химики, но и медики, геологи, археологи, экологи, искусствоведы, криминалисты и мно-гие другие специалисты.

Интересно,  изменяются ли свойства веществ в смеси?

Чтобы ответить на этот вопрос, про-ведем  опыт. Смешаем порошки серы и железа.  Сохранило ли железо свое свойство после смешения с серой? Чем мы  можем воспользоваться, чтобы доказать наше предположение? Разде-лим смесь. Мы видим, что железо в смеси с серой не утратило способности к намагничиванию.

Рассмотрим способы разделения однородных и неоднородных  смесей. Модуль ФЦИОР «Способы разделения смесей».  Применение способов в на-шей жизни.  Слайд 9.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к груди прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Устанавливают причин-но-следственные связи в изучаемом круге явле-ний; ищут и отбирают источники необходимой информации, система-тизируют информацию

Использованы приобретенные знания

6. Первичная проверка понимания

 Слайд 10, 11 .  Задание. Определите вид смеси по внешнему виду и предложите способ разделения смеси.

1 группа. Разделить смесь древесных опилок и сахара.

2 группа. Разделить смесь железных опилок и порошка мела.

3 группа. Разделить смесь мела и поваренной соли.

4 группа. Разделить смесь подсолнечного масла и воды.

Вопрос. На чем основан ваш выбор способа разделения смеси?

Составьте отчёт о проделанной работе в виде таблицы. Приложение

Определяют вид смеси и предлагают способ его разделения. Выполняют эксперимент

Решены типовые за-дания на новый спо-соб действий, исправлены ошибки

7. Первичное закрепление

Слайд 12. Предлагаю вам вспомнить отрывок из сказки  «Мороз Иванович»). Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…» (Одоевский В. Ф.).

Работают с информацией

Использованы приобретенные знания в практической дея-тельности; самосто-ятельно выполнено задание

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подг. к  практической работе №3, стр. 205

Записывают домашнее задание

Сообщено содержа-ние домашнего задания с фиксацией в дневнике; произведен его анализ

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Выскажите свое отношение к уроку. СЛАЙД 13

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Бабаева Н.В.

Используя Слайд 13, высказывают свое отношение к уроку

Подведен итог урока; проведена рефлексия учебной деятельности; осуществлен анализ достижения цели урока, самооценки, оценки учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чистые вещества и смеси Тема урока:

Слайд 2

Цели урока: Выяснить, какое вещество считают чистым. Что такое смесь? Какие бывают смеси? Какими способами можно разделить смеси? Где применяются чистые вещества и смеси

Слайд 3

Можно ли изучать свойства воды, используя морскую воду?

Слайд 5

Чистое вещество Чистое вещество имеет постоянный состав. Чистое вещество обладает постоянными физическими свойствами (плотность , твердость, электропроводность, t кип , t плав )

Слайд 6

Определение понятия «смесь» было дано в 17 веке английским ученым Робертом Бойлем Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов

Слайд 8

Смеси могут быть: Жидкими (нефть, молоко, зубная паста) Твердыми (минералы, сплавы, мрамор) Газообразными (воздух, природный газ)

Слайд 9

Делительная воронка

Слайд 10

При выполнении лабораторного опыта: Не начинать работу без ведома учителя; Не пробовать вещества на вкус; Не допускать попадания веществ на кожу; Экономно расходовать вещества; По окончании работы привести рабочее место в порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Крестики-нолики" в 8-м классе на тему: "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей".

Урок расчитан на закрепление и повторение темы в игровой форме. Как в реальной игре "Крестики-нолики", здесь тоже учащиеся должны выстроить линию по горизонтали, по вертикали или по диагонали из четыр...

Разработка урока по теме "Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей." (8 класс)

Урок по теме «Чистые вещества и смеси.                           Способы ра...

Урок химии в 8 классе по теме "Чистые вещества и смеси"

Тип урока: комбинированный. Цель: рассмотреть  чистые вещества и смеси, способы разделения смесей....

Методическая разработка по теме: "Чистые вещества и смеси", факультативный курс химии, 7 класс.

Методическая разработка занятия по теме: "Чистые вещества и смеси" предназначена для пропедевтического курса химии в 7 классе в виде факультатива. Данное мероприятие создает познавательную мотивацию к...

Методическая разработка урока по теме "Количество вещества"

Изучение нового материала. Химия. 8 класс. Тема урока "Количество вещества". УМК О.С. Габриелян....

Опорный конспект к уроку по теме:Чистые вещества и смеси. 8 класс

8 класс. Опорный конспект по теме : Чистые вещества и смеси....

Технологическая карта по теме "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"

В разработке представлена технологическая карта по теме урока для 8 класса. Также файл содержит конспект урока и презентацию, которая станет незаменимым помощником во время урока....