Технологическая карта урока по теме: Амины
план-конспект урока по химии (10 класс)

Таран Светлана Геннадьевна

Разработана технологическая карта урока по теме: Амины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_2_himiya_10_klass.docx57.99 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: разработка технологической карты по предмету: химия

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с РП и заполните представленную ниже таблицу.Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Таран Дмитрий Дмитриевич

Место работы

МБОУ «ОЦ № 3 Майкопского района»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел 4. Азотсодержащие органические соединения — 3 часа

Тема урока

Амины: метиламин и анилин

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

✓☐ урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные

- формирование творческого отношения к проблемам;

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- формирование познавательной и информационной культуры;

- развитие готовности к решению творческих и учебных задач.

Метапредметные

- научиться  приёмам самоорганизации;

- планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-уметь  выстраивать причинно - следственные связи, самостоятельно ставить учебные задачи и разрешать их, анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

Предметные

- составлять структурные формулы сложных эфиров и называть их;

- на основе реакции этерификации характеризовать состав, свойства и области применения сложных эфиров.

- наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений;

- соблюдать правила грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): амины, ароматические амины, анилин, кристаллин, кианол, бензидам, бензольное кольцо, реакции замещения, аминогруппа, электронная плотность, Зинин Н.Н., красители, фенолформальдегидные смолы, диамины.

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, экран

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Приветствие. Создание благоприятного психологического настроя обучающихся на работу

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Вопросы к учащимся:

На прошлом уроке вы изучали дисахариды, полисахариды. Проверим ваши знания. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданиями, выполните их.

Учитель проверяет правильность выполнения заданий.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Цель: Способствовать развитию умения отличать общие и единичные свойства аминов; выделять отличительные свойства ароматических аминов, описывать их признаки в табличном виде; содействовать формированию представления об аминах и использования этой операции в форме химических уравнений; создавать условия для развития творческих способностей учащихся, воспитания самостоятельности и взаимопомощи.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

- Предлагаю следующий план изучения темы:

1. Определение аминов, номенклатура

2. Строение аминов, виды изомерии

3. Физические свойства

4. Химические свойства

5. Получение

6. Применение

Заполним название нашей таблицы Амины. И далее заполняем таблицу самостоятельно.

Амины – производные углеводородов, в которых атом водорода замещен на аминогруппу –NH2. С другой стороны, их можно представить как продукты замещения атомов водорода в молекуле аммиака на органические радикалы. В зависимости от числа замещенных атомов различают первичные, например метиламин CH3NH2, вторичные, такие, как диэтиламин (C2H5)2NH, и третичные амины, примером которых может быть диметилэтиламин (CH3)2(C2H5)N. Из последнего примера видно, что присоединенные к атому азота группы могут быть неодинаковыми.

Сходство аминов с аммиаком не формальное. Эти вещества имеют схожие свойства, в частности и аммиак, и амины проявляют основные свойства (слабые основания).

Названия аминов производят от названия радикалов, входящих в молекулу, с добавлением окончания -амин:

 метиламин,  диметиламин,  метилэтилпропиламин

Для аминов можно выделить 3 типа изомерии:

1.Изомерия углеродного скелета:

 изобутиламин

 третбутиламин

2.Изомерия положения функциональной группы:

 пропиламин-1

 пропиламин-2

3.Изомерия между типами аминов:

 первичный амин

 вторичный амин

По физическим свойствам:

  • Низшие амины при нормальных условиях – газы, имеющие запах аммиака
  • Средние – жидкости со слабым запахом аммиака
  • Высшие – твердые вещества без запаха

Первичные и вторичные амины способны образовывать водородные связи. Это приводит к заметному повышению температур кипения по сравнению с соединениями, имеющими ту же молекулярную массу, но неспособными образовывать водородные связи.

Анилин – маслянистая жидкость, ограниченно растворимая в воде, кипящая при температуре 184 °С.

Химические свойства

1.взаимодействие с кислотами:

 хлорид метиламмония

2. взаимодействие с водой:

 гидроксид метиаммония

3.Амины горят на воздухе с образованием углекислого газа и, воды и азота:

Основные свойства в ряду метиламин →аммиак→анилин ослабевают.

В случае ароматических аминов аминогруппа и бензольное кольцо оказывают существенное влияние  друг на друга.

Анилин является самым слабым основанием, вследствие влияния на  группу фенольного радикала:

                    --- + HCl →[]Cl хлорид фениламмония

Аминогруппа в свою очередь также влияет на бензольное кольцо в молекуле анилина. Проявляются ароматические свойства (реакция замещения).

 группа является донором электронной плотности, следовательно, замещение происходит по положениям 2,4,6 (аналогично толуолу и фенолу):

                    --- + 3                                  ↓ + 3HBr

                                                 2,4,6-триброманилин

В результате реакции образуется осадок, данная реакция является качественной на анилин и аналогичные фенольные соединения.

Получение аминов

1.Предельные амины можно получить восстановлением нитросоединений атомарным водородом:

2.Нагреванием галогенопроизводных углеводородов с аммиаком под давлением:

Получение анилина

Получение анилина связано с именем Н.Н.Зинина. Его метод используется в промышленности, в основе процесса лежит восстановление нитробензола:

                              + 6[H] →                             + 2

Эта реакция послужила основным критерием в развитии анилинокрасочной и фармацевтической промышленности.

Кроме производства красителей его используют для получения лекарств, полимерных материалов (анилинформальдегидных смол).

Анилин широко используется в производстве проявителей для фото, ускорителей вулканизации каучука, взрывчатых веществ.

Диамины используются для получения искусственных волокон, например, из 1,6-диаминогексана получают найлон.

Анилин ядовит, действует на ЦНС, вызывает в крови образование метгемоглобина и дегенативные изменения эритроцитов, гемолиз (кислородное голодание организма).

Физминутка

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Выполнение теста и проверка

1.Функиональной группой аминов является:      а) – СООН         б) – ОН             в) – NH2          г) - COH

2. К аминам не относится:       а) СН
3NH2           б) CH3-NH- C2H5                   в) CH3NO2                г) (CH3)3N

3.К первичным аминам относится:      а) CH
3-NH- C3H7         б) C2H5NH2         в) (СН3)3N     г) CH3-NH- C6H5

4. К вторичным аминам относится:

а) метиламин              б) триметиламин            в) этиламин             г) метилэтиламин

5.Третичным амином является:     а) C
2H5 NH2             б) (С2Н5)3N            в) C6H5NH2                  г) (СН3)2NH

6. К ароматическим аминам относится:     а) С
6Н52        б) СН32            в) С5 Н112       г) (СН3)22

7. Общей формулой первичных аминов является

а) С
n H2n +1 NH2          б) Сn H2n +2 NH2                  в) Сn H2n-7 NH2                           г) СnH2n+1 NO2

8. Основные свойства сильнее выражены у:     а) аммиака       б) метиламина      в) анилина

9. При горении аминов не образуется:          а) H
2O                б) CO2                     в) NH3                 г) N2

10. Амины не используются для производства:  

 а) волокон                     б) каучуков                в) пластмасс                  г) лекарств

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Задача.

Найдите массу 2,4,6-триброманилина, полученного при действии 36 г брома на 20 г анилина.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Найдите информацию. Какой запах имеют амины? Где в реальной жизни мы можем это встретить?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые справедливы для диметиламина.

        1) водный раствор диметиламина имеет слабокислую среду

2) реагирует с бромоводородной кислотой

3) при нагревании реагирует с

4) пары диметиламина тяжелее воздуха

5) как и другие амины, не имеет запаха

Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует метиламин.

        1) пропан

2) хлорметан

3) водород

4) гидроксид натрия

5) соляная кислота

 Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагируют и метиламин, и анилин.

        1) NaOH

2) H2SO4

3) HCI

4) CH4

5) CO2

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Б1. Этиламин:

1)

Проявляет амфотерные свойства

2)

Растворяется в воде

3)

Реагирует со щелочами

4)

Способен к полимеризации

5)

В водном растворе изменяет окраску индикатора

6)

Можно получить взаимодействием бромэтана с аммиаком

Б2. Метиламин можно получить взаимодействием:

1)

Метанола с аммиаком

2)

Бромметана с аммиаком

3)

Хлорида метиламмония с гидроксидом калия

4)

Метана с азотной кислотой

5)

Метанола с азотом

6)

Метана с аммиаком

Б3. Анилин

1)

Относится к нитросоединениям

2)

Получают нитрованием бензола

3)

Является ароматическим амином

4)

Взаимодействует с бромной водой

5)

Относится к третичным амином

6)

Реагирует с соляной кислотой

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

а) СН4 → CH3Cl → С2Н6 → С2Н5NO2 → C2H5NH2

б) СН3СООNa → СН4 → С2Н2 → С2Н4 → C2H5Cl → C2H5NH2 → C2H5-NH-СН3

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Индивидуальная форма деятельности. Проверка в форме беседы.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

В заключение урока предлагаю вам в паре составить стихотворение — синквейн, которое строится по правилу:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Задача.

Сожгли 2,36 г первичного амина. Полученные газы пропустили через избыток раствора щелочи. Газ, не поглощенный щелочью, имеет объем 448 мл (н.у.). Определите молекулярную формулу амина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Конкурс методической разработки по истории по теме:Технологическая карта урока по теме:Возвышение Македонии

Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции  и подчинению её  Македонскому царству....

Технологическая карта урока по теме: Решение задач по теме"Признаки и свойства параллельных прямых" 7класс

Урок обобщения и сис тематизации материала по теме:решение задач по теме "Признаки и свойства параллельных прямых" 7 класс...

Технологическая карта урока на тему: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Бактерии», «Грибы».

Технологическая карта урока на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Бактерии", "Грибы"Класс: 5Тип урока: урок систематизации знаний....

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...