Особенностиобщения с ребенком в семье.
статья по теме

Болсунова Найля Назиповна

Статья об особенностях общения с ребенком в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_obshcheniya_s_rebenkom_v_seme.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общения с ребенком в семье.

                                               Если дети живут в обстановке критики, он

                                               учатся критиковать и обсуждать других людей.

                                Если живут в обстановке вражды и злобы

                                   Они учатся быть злыми, учатся драться.

                                   Если дети живут среди насмешек, они стано-

                                               вятся нерешительными и излишне скромными.

                                Если дети живут в обстановке стыда и сму-

           щения, чувство собственного достоинства уступает место        

           чувству вины.

                                                         Дороти Нолт

                Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания в семье. Его содержание примерно такое:

  1. взять принятие
  2. добавить к нему признание,
  3. смешать с определенным количеством родительской любви и доступности,
  4. добавить собственной ответственности,
  5. прибавленной любящим отцовским и материнским авторитетом

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка.

                Принятие ребенка- это проявление такой родительской лбви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Принять ребенка – значить любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а сам факт его существования в этом мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, зависящее от поступков, - это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными. Игровое принятие имеет искусственный привкус, в основе которого – безразличие и обман.

                В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка – это признание его значительности в существовании семьи.

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

Признание  ребенка – это сохранение у ребенка с родителями чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, одобряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают. Не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе  с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей.

Терпение, заключающееся не в том. чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том. чтобы давать ребенку время почувствовать и осознать совершенное им, и в поддержке отца и матери.

                Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Абсолютно позитивно относясь к факту существования собственного ребенка и признавая его, некоторые родители думают о том, каким они хотели бы его видеть. При этом многие из них рисуют некий идеализированный образ, который складывается порой из желаемого и далек от реальной действительности. И если идеальные представления расходятся с действительностью, Во многих семьях возникают проблемы в общении между родителями и детьми.

                Иначе говоря, если ты хорош по моим родительским представлениям, -значит, ты любим, принят, признан. Если нет – стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации, принимающие самые разнообразные, а порой и безобразные, формы.

Социологический опрос.

Мною было проведено исследование среди учащихся – старшеклассников моего класса, которое показало, насколько важную роль играет истинное признание в жизни ребенка.

Учащимся 11 класса было предложено ответить на вопрос: «За что могут любить родители своих детей» В опросе участвовало 12 человек. Ответы учащихся распределилось таким образом.

Родители не любят ребенка, если:

  1. он некрасив и на это обращают внимание 4чел
  2. он плохо учится -3 чел.
  3. он непослушный -3чел.
  4. Часто и много болеет- 2чел

Эти ответы – результаты раздумий самих учащихся, их собственных переживаний и собственного опыта.

Многие родители. Сами того не замечая или не обращая внимания на присутствие ребенка, сами того не желая, дают подтверждение мнению. Которое представлено в ответах учащихся

        Ребенок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно это необходимо в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятельности, половое созревание. Поиск жизненного пути.

Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное, усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Признание невозможно без таких приемов родительского воспитания, как одобрение и похвала.

        Ребенок вынес мусор, убрал свою комнату или квартиру, помог по хозяйству – все это и многое другое должно быть одобрено и отмечено родителями. К большому сожалению, зачастую ребенок получает словесное признание и оценку собственных достоинств только при посторонних людях. Такого быть не должно. Ребенок должен быть признан и его достоинства должны быть оценены для того, чтобы он имел стимул для своего дальнейшего совершенствования и развития.

        Признание имеет огромное воспитательное значение. Потому оно не может быть эпизодическим в воспитании ребенка. Если же такое случается, то дети начинают  этим пользоваться и манипулировать. Иногда задаешь вопрос родителям:»Что для вас значит признание вами собственного ребенка?»

Родители начинают говорить что угодно, но только не то что является настоящим ответом к этому вопросу.

Признание –это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка. Самое видное место в доме для его поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений, похвальных грамот и благодарственных писем.

Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребенка и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребенка. а  также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных  возможностях. Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они не знают  интересы собственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности своему ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы его достижения и успехи возникали не на пустом месте, они не единичны.

Родители, для которых их ребенок ожидаем, любим, принимаем и признан, могут с уверенностью сказать, что без установления вышеперечисленных отношений нельзя использовать в родительском арсенале слово «НЕТ» Это может привести к конфликтным ситуациям, неповиновению и бунту со стороны ребенка.

Признание родителями собственного ребенка- это создание в собственной семье таких ситуаций, когда ребенок имеет возможность не только отвечать на вопросы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не будут отмахиваться, на которые они дадут ответ уважительно и серьезно.

        Опросы родителей и самих учащихся позволяют судить о том, что родители довольно часто запрещают ребенку проявлять интерес к тем делам, которые, по их мнению, будут ребенку бесполезны. Иногда признание за ребенком права на то или иное занятие, к которому у него есть интерес, находит скорее поддержку у постороннего человека, педагога, чем у родителей.

        Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребенка может привести к крайне нежелательным последствиям. Из практики  могу привести пример, который как нельзя лучше отражает описанную выше ситуацию. Родители одного юноши достаточно скептически относились к увлечению сына ПЕЙНТБОЛОМ: « Раз учиться хорошо не можешь, значит, и спортом ты занимаешься также, ничего у тебя не получится, только деньги переводишь на свои занятия». Такое отношение к увлечениям сына могут сделать свое дело. Ребенок может взбунтоваться..

        Не менее значимым чувством для ребенка является родительская любовь.         Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают , что такое любовь. По мнению психологов. Ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день.

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом возрасте - пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Любовь необходима ребенку еще для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявлены в семье. Если требования есть , но любви ребенок не ощущает, эти требования останутся невыполненными.

Взрослые люди иногда сетуют на требования, которые к ним предъявляет их вышестоящее начальство. Анализируя причины сетований взрослых людей, часто приходишь к такому выводу: они бы не возникли, если бы руководитель предъявлял требования другим тоном, уважительно, по-человечески. Если ребенок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не  будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической потребности, которая остается неизменной на всем протяжении взросления ребенка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они. Как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.        

                   Быть доступным – это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении  с ребенком иногда промедление  смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком – это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их во время. Быть доступным – это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом, Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребенку и в конечном счете- к самому себе.

Воспитание ответственности и самодисциплины. Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет  превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи. При перечислении своих личностных качеств многие учащиеся  9-х классов ставят ответственность и обязательность на последнее и предпоследнее место. Своему же ребенку

На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Это значит, что родители должны отчитываться за каждый прожитый день или за свои поступки, хотя демонстрировать собственный пример ошибок и проблемных ситуаций не так уж и плохо. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Не ставя это в вину своему же ребенку.

Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение.

Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность ребенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда больше такого не совершать.

Миссия родителей научить  брать ответственность за свои поступки на себя..

Воспитывать у ребенка ответственность- это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка не научились говорить ему «НЕТ». То их жизнь превратится в нескончаемую дорогу в ад.

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку «НЕТ». Очень важно, чтобы умение говорить «НЕТ» было обоюдным решением родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один позволяет, а другой запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая поступки, мы способствуем вседозволенности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета.

Авторитет родителей- это важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Родительский авторитет не должен зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми.

Авторитет родителей в глазах ребенка – это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы она не была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок , невозможно.

Авторитетные родители не ставят пред собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного поступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей,- это отсутствие критики со стороны своих детей.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного труда родителей, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с ребенком в семье

Материал для родительского собрания в старших классах...

Эмоциональная поддержка опекаемого ребенка в семье

Тема: Эмоциональная поддержка опекаемого ребенка в семье.Цель: Способствовать созданию благоприятного психологического климата в семье, воспитывающей опекаемого ребенка.Задачи:Формировать у опек...

Особенности общения с ребенком в семье

Статья о воспитании в семье и об авторитете родителей....

Урок обществознания в 6 классе на тему: «Ребенок в семье» ( гл.6 «Ребенок в обществе»)

МОУ Краснооктябрьская сош, Аргаяшский район, Челябинская область.Учитель Трускова Наиля ГирфановнаУрок обществознания в 6 классе на тему: «Ребенок в семье» ( гл.6 «Ребенок в обществе»)...

Конспект урока СБО в 8 классе Тема. Грудной ребенок в семье. Уход за грудным ребенком. Практическая работа: пеленание, одевание кукол.

Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...

Сотрудничество и взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением, родительским сообществом, как фактор успешной адаптации приемного ребенка в семье.

В материале освещается проблема адаптации приемных детей в замещающих семьях. Рассматриваются построения взаимодействияи детей данной категории в приемной семье и школе, в родительском сообществе. В с...