Моя воспитательная система
материал по теме

Шимохина Оксана Леонидовна

воспитательная система среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema.rar1.33 МБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Моя воспитательная система «Я расту»

(Этическая (нравственная) программа)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и т. д.

Важную роль в жизни ребенка играют объективные социокультурные условия его развития, каким дисгармоничным фактором сказывается та или иная степень социальной деривации в семье и школе, когда личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность. Но нельзя сбрасывать и дефекты современного школьного образования, которые и сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной самореализации в будущем и явно точки приложения ее сил в условиях высокотехнологического общества.

В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа – как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность, “заданный параметр” современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества.

Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике: невероятно уплотняется время в условиях стремительной эскалации научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание. Важно, чтобы школа возродилась как психологически необходимый ребенку институт, став местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны школы к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов школы на основные заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям. Собственно “экология школы” должна преобразовываться, чтобы дети не чувствовали себя в ней “лишними людьми”, превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей

Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако к конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики.

Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру – приобретение опыта успеха в школе. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.

Проанализируем базовые потребности человека:

Потребность в любви и в чувстве собственного достоинства.

Потребность ощущения значимости собственного Я.

Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями,- это дом и школа.

Реальность:

ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;

ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;

человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.

Это и есть дисциплина.

Важнейшими методами нравственного воспитания являются беседы, диспуты на темы морали, чаще главной организационной формой являются классные часы, часы общения.

Чтобы повысить эффективность этой работы и обеспечить плановость и системность, необходимо разработать этическую программу для классных часов из расчета 12–14 часов в год в каждом классе.

Основное содержание этих часов должно быть заложено в модели личности, достоинства наличия такой программы заключаются в определенном целеполагании, системности, преемственности, разумной повторяемости. К  тому же она освобождает  классного руководителя от непродуктивных  поисков  тем,  вопросов  для  классных  часов  и  не  лишает  учителя  возможности творчества.

Цель программы: обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Учитывая данные, полученные в результате педагогической диагностики, воспитательные задачи на текущий учебный год можно сформулировать так:

 Направлять работу на развитие ценностных представлений и отношений учащихся.

  1. Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для вхождения учащихся в новую учебную ситуацию, оказывать помощь в процессе адаптации в средней школе.
  2. Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
  3. Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию нравственной сознательной дисциплины.
  4. Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.

Механизм реализации программы "Я расту"

  1. "Я расту" является для меня и класса  системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Из года в год я развиваю основные направления воспитательной системы моего класса. Некоторые повторяются, но к ним дополнительно добавляются ещё направления с учётом возрастных особенностей.
  2. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.

Каждый учебный год  несет определенную смысловую нагрузку.

5-й класс -  "Проросшее семечко"

  1. Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
  2. Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
  3. Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
  4. Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
  5. Развитие навыков взаимодействия.
  6. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  7. Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
  8. Формирование ценностных представлений и отношений.
  9. Организация досуговой деятельности. 

6-й класс –  «Росток» 

  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  2. Апробация элементов самоуправления (советы дела, КТД).
  3. Коллективное планирование .
  4. Развитие чувства коллективизма.
  5. Поощрение инициативы.
  6. Развитие ценностных представлений и отношений.
  7. Содействие личностному развитию учащихся.
  8. Формирование навыка коллективного анализа.
  9. Развитие навыков социального взаимодействия. 

7-й класс – «Соцветие». 

  1. Развитие самоуправления учащихся.
  2. Коллективное планирование, коллективный анализ.
  3. Содействие личностному развитию учащихся.
  4. Организация социально значимой деятельности.
  5. Развитие навыков социального взаимодействия.
  6. Развитие ценностных представлений и отношений. 

8-й класс -  «Бутон» 

  1. Формирование потребности в творческой деятельности.
  2. Самоуправление учащихся.
  3. Коллективный анализ, коллективное планирование.
  4. Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
  5. Работа творческих групп.
  6. Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  7. Развитие навыков социального взаимодействия.
  8. Развитие навыка социального проектирования.
  9. Развитие ценностных представлений и отношений. 

9-й класс -  «Цветочки» 

  1. Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
  2. Самоуправление учащихся.
  3. Работа творческих групп.
  4. Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  5. Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
  6. Социальное проектирование.
  7. Развитие ценностных представлений и отношений.

Тематика классных часов «Расширение представлений о человеке» (5–6-й класс)

(Пояснительная записка)

Цель:  показать детям, что в действительности прагматические и романтические ценности вполне совместимы друг с другом.

В подростковом возрасте сильна тяга к самовоспитанию. В 12–13 лет дети начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личного общения, самосовершенствования и

предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Самовоспитание проходит определенный путь развития.

Первая ступень – физическое и волевое самовоспитание. Типичной целью этой системы является волевое и физическое самосовершенствование подростка.

Вторая ступень – нравственное самосовершенствование. Цель самовоспитания.

п/п

Название темы

1

Забота о родителях – дело совести каждого

2

Что значит «заработать на свой хлеб»

3

Что такое духовное богатство человека

4

История русского этикета

5

Красота – это здоровье

6

Зубы и наше здоровье

7

Творческий человек. Какой он?

8

Природа и поэзия

9

Природа в живописи

10

Природа в музыке

11

Мое хобби

12

Наша домашняя коллекция

Тематика классных часов «Формирование представления

об индивидуальности и особенности своего Я» (7-й класс)

Пояснительная записка

Знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы необходимо объяснить подростку, что означают психологические понятия «человек привычки», «человек воли», «человек нравственный», что происходит с личностью в те периоды, когда наступают внутренние кризисы, с каким постоянством и интенсивностью они обнаруживают себя.

Обращаясь  к  вопросам,  которые  остро  волнуют  подростков,  необходимо  подвести  их  к осознанию ценности этикета в их собственной жизни, предложить им оценить этикет с точки зрения личностных потребностей. 

Понятия,  с  которыми  знакомятся  учащиеся в процессе  занятий:  этика, нравственность, духовность,  эстетика,  идеал,  воспитанность,  вежливость,  доброжелательность,  достоинство, уважение, самоуважение и др.

п/п

Название темы

1

Каковы сами •- таковы и сани

2

Доброе слово, что  ясный день

3

Дружба

4

Не для того в гости идут, что дома нечего обедать

5

Хорошие манеры

6

Этот удивительный этикет

7

 «Этикетка»

8

Приятного аппетита!

9

Общение – это искусство

10

Здоровый образ жизни

11

Язык мой: враг или друг?

12

Учимся быть терпимыми

13

Учимся быть сплочёнными

14

Парад вредных привычек

15

Суд над папиросой

А, также обязательны исследования удовлетворённости учащихся и родителей.

  1. Методика исследования удовлетворённости учащихся школьной жизнью. 
  2. Цель:  выявить уровень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе и классе.
  3. Ход проведения. Учащимся предлагают прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

Методика исследования удовлетворённости родителей работой образовательного учрежденья 

  1. Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
  2. Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям прочитать перечисленные утверждения и оценить степень согласия с ними по следующей шкале оценок.

Тест для родителей «Самостоятельный ли мой ребёнок» 

(для учащихся 5–9-х классов)

Прогнозируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  1. социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  2. умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  3. потребность в  творческой самореализации;
  4. умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

        Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным,  на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:

I этап -  11 – 12 лет. Наряду  с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).

II этап – 13 – 14 лет.  Дальнейшее совершенствование этих качеств.

III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.

На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.

Методика исследования удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Цель:  выявить уровень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе и классе.

Ход проведения. Учащимся предлагают прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

  1. 4 – совершенно согласен;
  2. 3 – согласен;
  3. 2 – трудно сказать;
  4. 1 – не согласен;
  5. 0 – совершенно не согласен.

1.  Я иду утром в школу с радостью.

2.  В школе у меня обычно хорошее настроение.

3.  В нашем классе хороший классный руководитель.

4.  К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5.  У меня есть любимый учитель.

6.  В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7.  Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих творческих способностей.

8.  У меня есть любимые школьные предметы.

9.  Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Методика исследования удовлетворённости родителей работой образовательного учрежденья

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям прочитать перечисленные утверждения и оценить степень согласия с ними по следующей шкале оценок.

Шкала оценок:

  1. 4 – совершенно согласен;  
  2. 3 – согласен;  
  3. 2 – трудно сказать;  
  4. 1 – не согласен;  
  5. 0 – совершенно не согласен.

1.  Класс, в котором учится ваш ребенок, можно назвать дружным.

2.  В среде своих одноклассников ваш ребенок чувствует себя комфортно.

3.  Педагоги проявляют доброжелательное отношение к вашему ребенку.

4.  Вы испытываете чувство взаимопонимания в контактах с администрацией  школы и учителями вашего ребенка.

5.  В классе, в котором учится ваш ребенок, хороший классный руководитель.

6.  Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе вашего ребенка..

7.  Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

8.  Учителя учитывают индивидуальные особенности вашего ребенка.

9.  В школе проводятся дела, интересные и полезные для вашего ребенка.

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься ваш ребенок.

11. Педагоги дают вашему ребенку глубокие и прочные знания.

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье вашего ребенка.

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения вашего ребенка.

14. Администрация и  учителя  создают  условия для проявления и развития  способностей  вашего ребенка.

15. Школа по-настоящему готовит вашего ребенка к самостоятельной жизни.

Обработка результатов теста

Рассчитывают  средний балл оценки:  сумму баллов ответов  всех родителей делят на общее количество ответов.

   средний балл 3 – высокий уровень удовлетворенности;

   средний балл больше 2, но меньше 3 – средний уровень удовлетворенности;

   средний балл меньше 2 – низкий уровень удовлетворенности.

Тест для родителей «Самостоятельный ли мой ребёнок»

(для учащихся 5–9-х классов)

1.  Следит ли Ваш ребенок за порядком в своей комнате?

2.  Выполняет ли он все Ваши поручения в срок?

3.  Старается ли ребенок никуда не опаздывать?

4.  Всегда ли у него на уроках есть необходимые принадлежности?

5.  Ваш  ребенок  всегда  точно  знает,  сколько  у  него  осталось  карманных  денег  после  какихлибо расходов?

6.  Если ребенок что-либо пообещал, старается ли он выполнить свое обещание?

7.  Ведет ли ребенок какие-нибудь записи (личный дневник, записная книжка, отрывной кален-дарь, блокнот)?

8.  Есть ли у Вашего ребенка поручения, которые он выполняет без напоминания?

9.  Есть ли у ребенка главная цель в жизни, к которой он целенаправленно стремится?

10. Составляет ли ребенок план на неделю?

11. Дома ребенок садится за уроки сам, без напоминания?

12. Самостоятельно ли он выполняет все уроки?

13.  Замечает ли ребенок, что чего-то дома нет и это нужно бы купить (например, закончились продукты, состарились или стали малы вещи)?

14. Ходит ли ребенок самостоятельно в магазин, поликлинику, библиотеку?

15. Если нужно написать реферат, то ребенок самостоятельно ищет материал к нему (идет в библиотеку, ищет материал дома в энциклопедиях, в Интернете)?  

16. Умеет ли он отбирать нужный материал к домашним заданиям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...