Большое начинается с малого
классный час (8 класс) по теме

Классный час о воспитании нравственных качеств характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshoe_nachinaetsya_s_malogo.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ


«БОЛЬШОЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО»

 (РАЗГОВОР О  ЧЕСТИ, СОВЕСТИ, ДОСТОИНСТВЕ, БЛАГОРОДСТВЕ, НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ)

Разработала и провела в 8 – А классе

Ситянина Л. А.

Бирюсинск – 2012

Цели:

Развитие представлений учащихся о чести, совести, достоинстве, благородстве.

Формирование морально-волевых качеств личности.

Воспитание культуры общения подростков и воспитание уважительного отношения к людям.

Учить видеть прекрасное и хорошее в окружающем мире: в жизни, в людях, в природе, в вещах.

Оборудование: оформление доски, карточки с напечатанными словами: честь, благородство, совесть, достоинство, долг, доброта, духовность; музыкальное сопровождение (записи песен: Ю. Ким «Диалог совести», Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя»).

Эпиграф:

Хорошими людьми становятся больше

от упражнений, чем от природы.

Демокрит

     Вступительное слово учителя

      - Ежедневное общение дома, в школе, в транспорте, на улице – это та реальность, о которой мы редко задумываемся. Это наша жизнь, в которой порой нет времени «остановить мгновение». Хотим мы этого или не хотим, но все мы испытываем одни и те же чувства, все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия.

      Безразлично ли любому человеку, как к нему относятся люди? Волнует ли нас отношение окружающих людей?

      Да, нам не безразлично, как к нам относятся, и чаще всего мы хотим, чтобы нас любили, чтобы окружающим было хорошо с нами.

     Ведущий 1.

      Существует на протяжении всей истории человечества «золотое правило нравственности», которое в той или степени является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось. Об этом говорят следующие примеры:

В древнеиндийском эпосе пятого века до н. э. есть такие строки: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому не приятны, пусть не делает другим людям».

Известны библейские изречения: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому»; «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Строки из XV века: «Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

      Учитель:

    - Обобщите всё сказанное. Какая единая мысль сохраняется во всех этих высказываниях?

    Что людям желаешь, то и сам получишь.

    Не делай другому того, чего сам себе не желаешь.

   - Какие же поступки можно назвать нравственными?

    Нравственные поступки имеют хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей. Как важно всегда помнить, что любой поступок имеет последствия и результат!

    - Чем человек оправдывает своё безнравственное поведение?

    Обстоятельствами. Но это неверно. В одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя по-разному. От чего это зависит? От нравственной позиции.

    Ведущий 2.

    Австрийский психолог Виктор Франклин, прошедший в годы войны все ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концлагере мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя, как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет реализована, зависит от его решения, а не от условий».

    Учитель:

     -Давайте более подробно представим, что включает в себя понятие «нравственность». Какими качествами должен обладать нравственный человек? Вернёмся к началу нашего разговора.  Для каждого человека всегда очень важно, как относятся к нему окружающие, что о нём думают, как оценивают его поступки и всю его деятельность.

    - Как называется присущая каждому из нас потребность в общественном одобрении? (Честь)

     На доске нарисован «скелет» пирамиды, куда записываются постепенно, по мере обсуждения, все нравственные качества.

ЧЕСТЬ
ДОСТОИНСТВО
СОВЕСТЬ
ДОЛГ
СИЛА ВОЛИ
ДОБРОТА
ДУХОВНОСТЬ

      Ведущий 3.

      Честь – это добрая слава о  человеке, его делах. И «не уронить» эту славу – высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека – добро или зло, - зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Да, это честь.

      В народной мудрости есть такое наставление: «Не променять честь на чечевичную похлёбку». Как его понять?

     Человек с честью не променяет её ни  на какой соблазн, материальные блага, заманчивое предложение.

     Известна русская пословица: «Береги честь смолоду».  И это стремление   должно стать неотъемлемой частью жизни человека.

     Учитель:

   - По каким поступкам определяют честь человека?

    Честь определяется отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к детям.

         Чтец:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство…

А есть ещё: Совесть, Честь…

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

                                                           («Не только слова» А. Яшин)

     Выяснение значений слов: совесть, благородство, верность, достоинство, духовность.

   Учитель:

  - Что является свидетелем наших поступков, какое чувство определяет, что мы совершаем – добро или зло?

     Это наша совесть.

      Звучит песня Ю. Кима «Диалог совести».

       

              Чтец:

Совесть, благородство и достоинство

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

                                                                                  Б. Окуджава

     Ведущий 4.

     Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение.

    Совесть – это наш внутренний судья. Это категория, сохраняющая чистоту души человека, заставляющая думать, сомневаться и держать отчёт перед самим собой. Совесть помогает нам осуществлять самоконтроль, проводить самооценку совершаемых поступков. Она проявляется в непримиримости к собственным недостаткам, в самокритике, в желании соответствовать нравственным требованиям.

      Учитель:

       - Какое чувство является главным проявлением совести?  Чувство стыда

Ведущий 1

        Всем известны слова А.С. Пушкина: «Жалок тот человек, в ком совесть нечиста». Чистая совесть возвышает,   нечистая заставляет страдать, прятаться, скрывать свои мысли и поступки.

      Совесть – это своего рода внутренний стержень. Который не позволяет нам отклониться в сторону зла, стрелка компаса, указывающая верный путь. Ежедневно. Ежечасно. Ежесекундно.

             

     

 Чтец.

В метро, где немеют плечи,

Где лиц багровеет медь,

Насколько всё-таки легче

Стоять, чем сидеть.

Мерзко, болезненно-остро

Толкаться и отжимать.

Насколько всё-таки просто –

Места не занимать…

Юрий Корс

       Ведущий 2.

       Слова «ты должен», «ты обязан» каждый слышит с раннего детства. Некоторые молодые люди склонны думать, что они никому ничего не должны. А наоборот, все должны им преподнести все блага на «блюдечке с голубой каёмочкой», им обязаны обеспечить «нормальную жизнь».

      Учитель:

      - О каком чувстве идёт речь?

      Это чувство проявляется, когда у человека сформировано сознание. Это долг. Так уж устроена наша жизнь, что живёт свободно и счастливо тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

       Ведущий 3.

      Долг – нравственное требование к личности, которое выступает как общественная необходимость жизни в обществе.  Чувство долга является критерием гражданской зрелости человека.

        Учитель:

       - В чём вы видите на данном этапе исполнение своего долга? А в будущем?

       -  Продолжите и объясните смысл следующего высказывания: «Исполни свой долг, и ты узнаешь, чего ты … (стоишь).

     - От чего зависят действия человека?

    От желания и, конечно же решения действовать. А воплощение в действие решения человека зависит от прилагаемых усилий, то есть от человеческой силы воли.

    Ведущий 4.

    Сила воли – сознательное усилие человека, направленное на достижение цели,  на решение поставленной задачи.  Волевой человек стремится стать лучше, накапливая в себе положительные качества.

        Учитель:

   - А что такое достоинство?

     Ведущий 1.

    Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

    Иными словами, достоинство – это значимость человека. Своё достоинство каждый из нас проявляет ежедневно и ежечасно – на работе, в учёбе, дома. Это чувство обнаруживается в сопротивлении каждого уважающего себя человека всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать его, ввести других в заблуждение относительно своей личности. Это чувство возвышает человека. Придаёт его деятельности, всем его стремлениям определённое благородство.

    Могут найтись люди, способные оскорбить, унизить вас, но право на самоуважение отнять невозможно.

     Чтец.

Чувство собственного достоинства –

Вот таинственный инструмент,

Созидается он столетиями,

А утрачивается в момент.

Под бомбёжку ли, под гармошку,

Под красивую болтовню

Иссушается, разрушается.

Сокрушается на корню.

Чувство собственного Достоинства –

Вот таинственная стезя,

На которой разбиться – запросто,

Но с которой свернуть нельзя.

Потому что без промедления,

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.  (Б. Окуджава)                                                                  

      Ведущий 2

      Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

   

        У каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всём. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.

   Ведущий 3(юноша):

 - Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Таким нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. А между ними и нашей совестью  существует прочная причинно-следственная связь.

            Не сталью – кровью сталь багрима,

            Не дверью, что прочней щита,

            Лишь чистой совестью хранима

            Живое чудо – доброта.  (Л. Татьяничева)

    Ведущий 4 (девушка):

   -  Когда в горячке бьётся пулемёт,

      Один лежит, другой бежит вперёд.

      И так во всём, и всюду, и всегда –

      Когда на плечи свалится беда,

      Когда за горло жизнь тебя возьмёт,

     Один лежит, другой бежит вперёд. («Тост» Ю. Друнина)

  Учитель:

       Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, в общественных местах, наедине с собой… И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжёлую сумку в маминых руках или старушку, которая не может перейти дорогу. Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым протиснуться к прилавку или в автобус. Подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котёнка, прочитать чужое письмо. Промолчать на собрании, анонимно отправить SMS-ку, не вступиться за товарища, спрятаться за чью-то спину. А можно, даже в ущерб себе, поступить честно.            

         Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идём на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность.

 

    Звучит песня «Каждый выбирает для себя» (слова Ю. Левитанского, музыка В. Берковского)

      Безусловно, всё сказанное – основа прекрасной, глубоко нравственной души человека, способного видеть прекрасное и хорошее в окружающем мире: в жизни, в людях, в природе, в вещах. Главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.

            Чтец.

«…Вот человек, что скажешь ты о нём?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нём?»-

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

Р. Гамзатов

       

        Учитель:

        Духовность человека развивается в стремлении человека к доброму,   правдивому, прекрасному и красивому, что является опорой для человеческой души. Без такой опоры человек превращается в обывателя, для которого самое главное – быть сытым.

     Каждый решает и определяет для себя, насколько важно упражняться в самовоспитании, чтобы стать хорошим человеком. Помните, что «хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы».

Литература

Спутник классного руководителя. Составители: В.В. Шумилов, Т.Н. Мишарева, И. С. Сидорук. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.

Боброва Л. В. «Совесть – это категория нравственная» - Разработка из журнала «Воспитание школьников».

Словарь русского языка. – Москва. Издательство «Русский язык», 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Большая история моей малой Родины"

Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченны...

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Большая история моей малой Родины»…»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания      ориентирована на   возрастные группы обучающихся /5- 9кл коррекционной школы-интерната VIII вида....

Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника....

"Большое добро начинается с малого"...

Учащиеся 8х и 9х классов в марте 2016 года участвовали в  проекте  «Имилость к падшим призывал…» Проект содержал разные виды работ. Создали журнал «И милость к падшим призывал…», создал...

Социальный экологический проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке» (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!»)

Проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!») рассказывает о системе организации и опыте проведения эко...

«Доброта начинается с малого. Покормите птиц зимой»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27209192","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую о...