Оценка воспитаельной деятельности педагога
план-конспект урока по теме

Худоногова Виктория Анатольевна

Прелагаю вашему вниманию диагностику по оценке воспитательной деятельности педагога Степанова П.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ocenka_vospitaelnoy_deyatelnosti_pedagogov.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТЕПАНОВ П.В., к.п.н., см.е.,

лаборатория теории воспитания ФГНУ «ИТИПРАО», г. Москва

СТЕПАНОВА КВ., к.п.н., с.н.с.,

лаборатория теории воспитания ФГНУ'«ИТИПРАО», г. Москва

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Оценивая качество воспитательной деятельности педагогов, обратите внимание, насколько разнообразны те виды деятельности школьников, которые используются педагогом в воспитательных целях, и насколько оправдано это разнообразие. Ведь иногда сделанный педагогом акцент на использовании воспитательного потенциала какого-то одного вида деятельности (например, туристско-краеведческой) может быть весьма результативным. Тогда как попытка другого заняться сразу всем может стать безрезультатной из-за невозможности «объять необъятное».

Проанализируйте, носят ли проводимые педагогами учебные, трудовые, спортивные, творческие, развлекательные и т.п. дела воспитывающий характер. Какие ценности они несут детям? Какие их личностные качества развивают? Если, к примеру, это урок, то только ли он проводится для того, чтобы научить ребят чему-то? Если это спортивный турнир, то только ли для победы в нем ведется подготовка команды? Если это дискотека, то только ли для развлечения и заполнения досуга детей она проводится?

Наконец, обратитесь к самому главному: стараются ли педагоги достигать неких воспитательных результатов в своей деятельности, и каких именно?

Как уже отмечалось выше, для оценки качества воспитательной деятельности педагогов предлагается использовать критерий грамотности организации воспитательной деятельности, а саму оценку производить по следующим показателям:

  1. соответствие целей воспитательной деятельности педагога актуальным проблемам воспитанности школьников;
  2. адекватность форм и содержания воспитательной деятельности педагога поставленным целям;
  3. использование педагогом воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников;
  4. формирование педагогом воспитывающих детско-взрослых общностей.

        Анкета, которую мы предлагаем использовать для оценки качества воспитательной деятельности педагогов, носит во многом рефлексивный характер. Она позволяет не только оценить работу воспитателей, но и (и это куда важнее!) помогает им взглянуть на свою профессиональную деятельность со стороны. В процессе анкетирования у педагогов появляется возможность:

  1. проанализировать цели, которых они хотят достичь;
  2. сравнить эти цели с результатами, которые они получают;
  3. задуматься над тем, как используется ими та деятельность, в которую они включают школьников;
  4. критически взглянуть на используемые ими формы работы с детьми;
  5. осмыслить степень собственного влияния на своих воспитанников.

Анкета

«Воспитательная деятельность»

(заполняется педагогами, имеющими классное руководство

и/или внеурочную нагрузку в 5-11-х классах)

Пожалуйста, укажите Ваши ФИО        

Если Вы классный руководитель, укажите класс, с которым Вы работаете ______________________

Если Вам выделены часы на организацию внеурочной деятельности детей, укажите, чем заполнены эти часы и с детьми из каких классов Вы проводите те внеурочные занятия (например: театральная студия, учащиеся из 7 «А» и 7 «Б» классов)        

Колонка вопросов

Колонка ответов

Колонка эксперта

1. Что было приоритетом Вашей воспитательной работы с детьми за последние год или два работы в этой школе? (Выберите не более четырех вариантов и поставьте напротив них знак «X»)

Передача школьникам знаний о нормах и традициях поведения гражданина своего Отечества, формирование ценностного отношения школьников к Отечеству

Передача школьникам знаний о нормах и традициях экологического образа жизни, формирование ценностного отношения к природе

Передача школьникам знаний о нормах и традициях миротворческой деятельности человека, формирование их ценностного отношения школьников к миру

Передача школьникам знаний о нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры, формирование ценностного отношения к культуре

Передача школьникам знаний о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве, формирование ценностного отношения к знанию

Передача школьникам знаний о нормах и традициях трудовой деятельности, формирование ценностного отношения школьников к труду

Передача школьникам знаний о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми, формирование их ценностного отношения к другим людям

Передача школьникам знаний о нормах и традициях поведения человека в многонациональном и многоконфессиональном обществе, формирование ценностного отношения школьников к иным людям

Передача школьникам знаний о нормах и традициях здорового образа жизни, формирование ценностного отношения школьников к здоровью

Передача школьникам знаний о нормах и традициях, связанных с самопознанием и самооценкой человека, и формирование ценностного отношения школьников к своему внутреннему миру

2. В рамках каких видов деятельности Вам удается формировать у школьников те социально значимые знания и социально значимые отношения, которые Вы отметили в ответах на предыдущий вопрос?

(Отмечайте только те виды деятельности, которые Вы используете в своей работе)

Учебно-познавательная деятельность

Никогда

Редко

| Часто

Регулярно

Внеурочная познавательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Игровая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Трудовая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Досугово-развлекательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Спортивно-оздоровительная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Туристско-краеведческая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Художественное творчество

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Социально-преобразующая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Проблемно-ценностное общение

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

3. В какие социально значимые дела Вы включали своих воспитанников за последние год-два работы в этой школе, как часто Вы это делали?

(Обведите наиболее подходящие варианты ответов)

Дела патриотической направленности (граж- данско-патриотические акции, поисковая работа, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.п.)

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Охрана природы, оказание реальной помощи растительному и животному миру нашей планеты

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Миротворческие дела, направленные на предотвращение войн и установление мира между людьми

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Трудовые дела, производство

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Охрана памятников культуры (защита, восстановление памятников культуры). Создание собственных художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, песен, музыки, произведений изобразительного искусства и т.п.)

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Научные исследования

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Забота о других людях, помощь малышам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п.

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Дела, направленные на установление доброжелательных отношений между людьми разных национальностей

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Дела, направленные на заботу о собственном здоровье и здоровье других людей

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Дела, которые помогли школьникам пунше узнать самих себя, самореализоваться

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

4. В рамках каких видов деятельности Вам удается включать детей в те социально значимые дела, которые Вы отметили в ответах на предыдущий вопрос?

(отмечайте только те виды деятельности, которые Вы используете в своей работе)

Учебно-познавательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Часто       Регулярно

Внеурочная познавательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Часто       Регулярно

Игровая деятельность                   Никогда

Редко     Часто      Регулярно

Трудовая деятельность

Никогда

Редко

Часто      Регулярно

Досугово-оазвлекательная деятельность

Никогда

Редко

Часто       Регулярно

Спортивно-оздоровительная деятельность

Никогда

Редко

Часто       Регулярно

Туристско-краеведческая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Художественное творчество

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Социально-преобразующая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Проблемно-ценностное общение

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

5. Как Вы думаете, в рамках каких видов Вашей совместной с детьми деятельности школьники сильнее переживают чувство своей общности с Вами, чувство причастности к тому, что вы вместе делаете и о чем говорите?

Учебно-познавательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Внеурочная познавательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Игровая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Трудовая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Досугово-развлекательная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Спортивно-оздоровительная деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Туристско-краееедческая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Художественное творчество

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Социально-преобразующая деятельность

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Проблемно-ценностное общение

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

6. Используете ли Вы в своей воспитательной работе:

Организацию коллективного планирования, подготовки, проведения и анализа дел (мероприятий) самими школьниками

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Организацию и реализацию вместе с детьми социальных проектов

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Организацию дискуссий по поведенческим, нравственным или социальным проблемам

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Организацию игр или упражнений, моделирующих решение детьми поведенческих, нравственных или социальных проблем

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Организацию индивидуальных или групповых занятий, связанных с проблемами самопознания, самоопределения и самореализации школьников

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

Как производится оценка?

Качество воспитательной деятельности педагогов оценивает школьный эксперт, которым может быть заместитель директора по воспитательной работе - сам или совместно с директором школы, заместителем директора по дополнительному образованию, школьным психологом и т.п. Оценка осуществляется на основе сопоставления результатов анкетирования и других знаний эксперта о профессиональной деятельности педагога (результаты анкетирования, таким образом, являются лишь вспомогательным средством для выставления оценки).

Оценивание производится следующим образом.

1. Эксперт анализирует ответы педагога на каждый из 6 вопросов анкеты, а затем оценивает их в соответствии с имеющейся у него информацией о деятельности этого педагога (оценки выставляются здесь же, в анкете - в «Колонке эксперта»).

Вопрос

Рекомендации эксперту

Оценка

1

Это вопрос о цепях и результатах воспитания, на которые ориентируется в своей работе педагог. Точнее - о целях и результатах первого и второго уровня: приобретении школьником социально значимых знаний (знаний о социально значимых нормах и традициях) и развитии социально значимых отношений школьника (позитивных отношений к базовым общественным ценностям). Ответы педагога на этот вопрос должны соответствовать приоритетам образовательного учреждения, характеру педагогической деятельности учителя. Но самое главное - они должны соответствовать тем проблемам воспитанности, которые за последние год или два были характерны для детей тех классов, с которыми педагог работает

От 1 до 4

2

Это вопрос о достижении педагогом воспитательных целей и результатов первого и второго уровня. Оценивая ответы педагога, важно обратить внимание на следующее:

  1. В каких видах деятельности достигаются эти результаты и соответствуют пи они тем видам деятельности, на организацию которых педагог тратит свое основное рабочее время?
  2. Насколько регулярно удается педагогу достигать этих результатов?
  3. Соответствуют ли ответы педагога действительности, наблюдаемой экспертом в повседневной практике работы этого педагога?

От 1 до 4

3

А в этом вопросе речь идет уже о воспитательных целях и результатах третьего уровня: накоплении школьником опыта социально значимого действия. Оценивая ответы педагога, важно обратить внимание на следующее:

  1. Практикует ли педагог в своей работе включение школьников в социально значимые дела?
  2. Насколько часто он это делает?
  3. Соответствует ли эта частота специфике совместной деятельности педагога и школьников, а также возрастным особенностям детей?
  4. Соотносятся ли ответы педагога с ответами его воспитанников на аналогичный вопрос из опросника «Личностный рост» и в чем причина возможных расхождений?

От 1 до 4

4

Это вопрос о достижении педагогом воспитательных целей и результатов третьего уровня. Ответы педагога оцениваются так же. Обратите внимание на следующее:

  1. В каких видах деятельности достигаются эти результаты и соответствуют ли они тем видам деятельности, на организацию которых педагог тратит свое основное рабочее время?
  2. Насколько регулярно удается педагогу достигать этих результатов?
  3. Соответствуют ли ответы педагога действительности, наблюдаемой экспертом в повседневной практике работы этого педагога?

От 1 до 4

5

Данный вопрос предназначен в большей мере для профессиональной рефлексии педагога, чем собственно для оценки его деятельности. Это вопрос о воспитывающем влиянии педагога на школьников. Сила этого влияния зависит от переживания школьниками чувства общности как с самим педагогом, так и с теми людьми, которых он в своем лице представляет, о которых рассказывает, чьи знания, отношения и действия предъявляет детям 8 качестве образцов. Оценивая ответы педагога, важно обратить внимание на следующее:

  1. В каких видах деятельности, по мнению педагога, это чувство общности переживается школьниками в большей мере (именно здесь педагог будет более успешен как воспитатель) и соответствуют ли они тем видам деятельности, на организацию которых педагог тратит свое основное рабочее время?
  2. Как часто педагогу удается достигать этого эффекта?
  3. Соответствуют ли ответы педагога действительности, наблюдаемой экспертом в повседневной практике работы этого педагога?

От 1 до 4

6

Это вопрос об используемых педагогом некоторых наиболее эффективных и вместе с тем доступных формах работы с детьми. Оценивая ответы педагога, важно обратить внимание на следующее:

  1. Насколько разнообразны эти формы?
  2. Как часто педагог использует эти формы?
  3. Соответствуют ли ответы педагога действительности, наблюдаемой экспертом в повседневной практике работы этого педагога?

От 1 до 4

  1. Эксперт суммирует баллы и выставляет общий оценочный балл по каждой из анкет (ставится в нижней правой ячейке анкеты).
  2. Эксперт суммирует общие баллы по всем анкетам, а полученную сумму делит на количество педагогов, принимавших участие в анкетировании: то есть определяет среднеарифметический балл для всего образовательного учреждения. Если суммирование этих баллов дает:

6—11 баллов

Это может свидетельствовать о НЕДОПУСТИМОМ качестве воспитательной деятельности педагогов

12-18 баллов

Это может свидетельствовать о ДОПУСТИМОМ качестве воспитательной деятельности педагогов

19-24 балла

Это может свидетельствовать об ОПТИМАЛЬНОМ качестве воспитательной деятельности педагогов

Чем полезна полученная информация?

Полученная информация позволит администрации школы обнаружить проблемные аспекты организации педагогами воспитательного процесса, совместно с ними анализировать найденные проблемы и пытаться находить их решение в ходе планирования воспитательной работы, распределения полномочий своих сотрудников, поддержки их профессиональной мотивации и реализации иных управленческих функций.

Кто должен осуществлять оценку качества воспитания?

Оценка качества воспитательной деятельности педагогов должна осуществляться только силами самого образовательного учреждения. Лучше всего, если эту процедуру будет осуществлять заместитель директора школы по воспитательной работе.

Как часто можно производить эту оценку?

Логично, если эта оценка будет производиться с той же регулярностью, что и оценка качества результатов воспитания, а именно, один раз в два года.

Какие ограничения существуют?

Недопустимо использование результатов оценки для сравнения педагогов друг с другом, для составления тех или иных профессиональных рейтингов, для какого бы то ни было поощрения или наказания педагогов или всего образовательного учреждения.

СТЕПАНОВ П.В., к.п.н., с.н.с.,

лаборатория теории воспитания ФГНУ «ИТИПРАО», г. Москва СТЕПАНОВА И.В., к.п.н., с.н.с.,

лаборатория теории воспитания ФГНУ «ИТИПРАО», г. Москва

ПРОБЛЕМНО-ОРМЕНТЖРОВАННЫМ АНАЛИЗ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Проведенная вами оценка качества воспитания в школе даст вам почву для размышлений о его проблемах, достоинствах, перспективах. И эти размышления, собственно, и представляют собой анализ школьного воспитания.

Пожалуй, главная сложность такого анализа - это отсутствие во многих российских школах сколь-нибудь устоявшихся традиций его проведения. Проблемно-ориентированный анализ часто подменяется отчетом о проделанной работе. А в нем обычно перечисляются проведенные за прошедший год воспитательные мероприятия: что провели, как провели, чего не провели и по какой причине. К этому добавляются сведения о деятельности кружков, клубов, секций, имеющихся в школе детских организаций, органов ученического самоуправления и т.п. Еще приводится статистика творческих, спортивных, трудовых и прочих внеучебных достижений учащихся, а также статистика правонарушений школьников и произошедших ЧП. Отмечаются выдающиеся (как в первом, так и во втором случае) воспитанники. Вершиной такого отчета считается сообщение результатов различных диагностик, касающихся воспитанности школьников, после чего следуют выводы о необходимости улучшить..., углубить..., расширить..., продолжить формировать..., обратить особое внимание на... и усилить контроль за...

Содержащаяся в таком отчете информация в большинстве своем отнюдь не бесполезна, но вот только анализом состояния школьного воспитания это называть не стоит. Отчет - он и есть отчет.

Настоящий же анализ предполагает не просто описание положения дел со школьным воспитанием, а:

  1. во-первых, сопоставление полученных результатов в воспитании школьников с поставленными в этой области целями;
  2. во-вторых, выявление факторов, позитивно или негативно повлиявших на полученные результаты (то есть поиск причин получения тех или иных результатов);
  3. в-третьих, формулирование важнейших проблем в сфере воспитания, которые школе предстоит решать в будущем.

Мы предлагаем один из возможных вариантов проведения проблемно- ориентированного анализа школьного воспитания, результаты которого можно будет заносить в представленный ниже бланк.

Бланк проблемно-ориентированного анализа школьного воспитания

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Образовательное учреждение:

Дата проведения (не чаще 1 раза в два года)

ОБЪЕКТ

Что анализировалось?

ОСНОВАНИЯ

На основании чего осуществлялся анализ?

ВЫВОДЫ

Какие достижения и проблемы были выявлены в ходе анализа, над чем предстоит работать?

1. Воспитанность школьников (заполняется совместно заместителем директора по воспитательной работе, школьным психологом и классными руководителями)

Педагогическое наблюдение и использование диагностического опросника «Личностный рост» (для школьников 4-11-х классов)

1 «А» класс:

1 «Б» класс:

2 «А» класс:

2 «Б» класс:

3 «А» класс:

3 «Б» класс:

4 «А» класс:

4 «Б» класс:

5 «А» класс:

5 «Б» класс:

6 «А» класс:

6 «Б» класс:

7 «А» класс:

7 «Б» класс:

8 «А» класс:

8 «Б» класс:

9 «А» класс:

9 «Б» класс:

10 «А» класс:

11 «А» класс:

2. Воспитательная деятельность педагогов (заполняется заместителем директора по воспитательной работе)

Наблюдение, анализ планов воспитательном работы и/или программ внеурочной воспитывающей деятельности, анкетирование педагогов школы

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

ФИО:

3. Управление воспитательным процессом (заполняется совместно заместителем директора по воспитательной работе и директором школы)

Результаты наблюдения и анкетирования педагогов школы

3.1. Реализация управленческой функции «Планирование процесса воспитания»

3.2. Реализация управленческой функции «Организация работы педагогов- воспитателей»

3.3. Реализация управленческой функции «Поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей»

3.4. Реализация управленческой функции «Контроль воспитания»

4. Материально-технические средства как ресурс воспитания (заполняется заместителем директора по воспитательной работе)

5. Окружающая школу среда как ресурс воспитания (заполняется заместителем директора по воспитательной работе)

6. Детский коллектив как ресурс воспитания (заполняется совместно заме

1 «А» класс:

1 «Б» класс:

стителем директора по воспитательной работе, школьным психологом и классными руководителями)

2 «А» класс:

2 «Б» класс:

3 «А» класс:

3 «Б» класс:

4 «А» класс:

4 «Б» класс:

5 «А» класс:

5 «Б» класс:

6 «А» класс:

6 «Б» класс:

7 «А» класс:

7 «Б» класс:

8 «А» класс:

8 «Б» класс:

9 «А» класс:

9 «Б» класс:

10 «А» класс:

11 «А» класс:

7. Уклад школьной жизни как ресурс воспитания

Как работать с бланком анализа?

В бланке вы заполняете лишь третью колонку, то есть стараетесь сделать выводы о том, какие достижения и проблемы были выявлены в ходе анализа и над чем вам предстоит работать в ближайшее время.

Пункт 1. Выводы относительно воспитанности школьников.

Каково качество воспитанности школьников каждого класса и соответствует ли оно тем целям, которые ставили перед собой педагоги?

Какова динамика личностного роста школьников каждого класса (в случае если вы ранее изучали воспитанность по таким же критериям и с использованием тех же методик и у вас есть возможность сделать сравнение)?

Какие прежде существовавшие проблемы воспитанности школьников удалось решить?

Какие прежде существовавшие проблемы воспитанности школьников решить не удалось?

Какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?

Пункт 2. Выводы относительно воспитательной деятельности педагогов.

Испытывает ли педагог затруднения в определении целей своей воспитательной деятельности? Соответствуют ли цели и результаты его работы приоритетам образовательного учреждения, характеру его собственной профессиональной деятельности, а также тем проблемам, которые за последние год или два были характерны для его воспитанников?

Испытывает ли педагог проблемы с реализацией воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников? Носят ли организуемые им учебные, трудовые, спортивные, творческие, развлекательные и т.п. дела воспитывающий характер? Использует ли он в своей работе эффективные формы воспитывающих занятий с детьми? Соответствуют ли они целям и результатам, которые он стремится получить?

Стремится ли педагог к формированию вокруг себя привлекательных для ребенка детско-взрослых общностей, в которых бы культивировался благопристойный образ жизни и с членами которых тот мог бы себя отождествлять? Яв- 'ляется ли педагог для своих воспитанников значимым взрослым?

Пункт 3. Выводы относительно управления воспитательным процессом в школе.

Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции "Планирование процесса воспитания"»:

  1. Каковы проблемы планирования воспитательной работы в школе?
  2. Составляются ли общешкольный план воспитательной работы и планы воспитательной работы классных руководителей на основе результатов изучения воспитанности школьников?
  3. Согласуются ли планы работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей ГПД?
  4. » Проводятся ли регулярные собеседования заместителя директора по воспитательной работе с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями ГПД по вопросам планирования их работы и реализации планов?
  5. Привлекаются ли к разработке планов и программ воспитания родители, школьники, другие педагоги?

Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции "Организация работы педагогов-воспитателей"»:

  1. Имеют ли педагоги, организующие воспитательный процесс в образовательном учреждении, четкое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе: общешкольном плане воспитательной работы; программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся (для образовательных учреждений, перешедших на новые стандарты общего образования); программах организации внеурочной воспитывающей деятельности школьников (для образовательных учреждений, перешедших на новые стандарты общего образования) и т.п.?
  1. Имеют ли педагоги, организующие воспитательный процесс в образовательном учреждении, четкое представление о своих должностных инструкциях, своих правах и обязанностях, сфере своей ответственности?
  1. Отмечают ли они, что в этих документах нет противоречий, неясных формулировок, в них четко прописаны права, обязанности и сфера их ответственности?

Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции "Поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей"»:

  1. Организуется ли в школе повышение квалификации педагогов в сфере воспитания, поощряется ли профессиональный рост педагогов, занимающихся воспитанием школьников (есть ли в школе система наставничества для начинающих классных руководителей; существует ли практика проведения обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий по проблемам воспитания; поощряется ли участие педагогов школы в профессиональных конкурсах воспитательной направленности, всероссийских, городских или окружных семинарах, научно-практических конференциях по воспитательной проблематике, публикация их работ в профильных журналах и сборниках)?
  2. Поощряются ли школьные педагоги за свои индивидуальные достижения в сфере воспитания детей, находит ли администрация способы не только морального, но и материального поощрения педагогов, занимающихся воспитанием школьников?
  3. Стремится ли школьная администрация, к сокращению объема и упрощению процедур оформления документации, которую ведут классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, воспитатели ГПД?
  4. Отмечают ли педагоги, что администрация образовательного учреждения поддерживает обратную связь со своими подчиненными, уделяет много внимания личному общению с педагогами-воспитателями, старается выслушивать их жалобы, прямые и скрытые просьбы, предложения, инициативы и т.п.?

Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции "Контроль воспитания"»:

  1. Осуществляется ли в образовательном учреждении контроль динамики воспитанности школьников, развития детских коллективов, качества воспитательной деятельности педагогов?
  1. Согласуются ли процедуры контроля с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями ГПД?
  2. Есть ли проблемы в осуществлении этого контроля?

Пункт 4. Выводы относительно материально-технических средств как ресурса воспитания.

Имеются ли в школе необходимые для организации воспитательного процесса оборудование, аппаратура, игровое, туристское, спортивное снаряжение, библиотечно-информационный фонд и т.п. (учитывайте при этом реальные возможности школы)?

Если нет, то какие именно возможности в воспитании детей вы упускаете, не имея нужного вам оборудования?

В каких материально-технических средствах особенно нуждается образовательное учреждение?

Пункт 5. Выводы относительно окружающей школу среды как ресурса воспитания.

Какие средовые ресурсы, то есть окружающие школу или находящиеся неподалеку природные (парки, заповедники, леса, горы, водоемы, гнездовья птиц, места обитания диких животных и т.п.) или культурные (учреждения культуры, спортивные или досугово-развлекательные центры, храмы, мемориалы, памятники и т.п.) объекты используются в процессе воспитания школьников? Какой это дает эффект?

Какие из близлежащих средовых объектов не используются школой? По какой причине, и нужно ли это школе вообще? Что из этого может быть использовано в воспитательном процессе?

Пункт 6. Выводы относительно детского коллектива как ресурса воспитания.

Какова степень сплоченности коллектива класса, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым? Иными словами - на какой стадии развития коллектива находится школьный класс? Для ответа на этот вопрос можно использовать предложенные А.Н. Лутошкиным образные описания стадий развития детского коллектива («песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел») и разработанную им же методику изучения развитости детского коллектива .

Соответствуют ли условия, в которых находится класс, уровню развития его как коллектива? Ведь, к примеру, от сформированного из нескольких бывших девятых классов единого десятого класса ожидать высокого уровня развития коллектива явно не стоит. То же, кстати, можно сказать и про объединения детей младших классов, j        Опыт каких классных коллективов и каких классных руководителей можно будет распространять в школе?

Какому классу и какому классному руководителю предстоит в дальнейшем оказывать помощь и поддержку в развитии классного коллектива?

Пункт 7. Выводы относительно уклада школьной жизни как ресурса воспитания.

Культивируется ли в школе партнерский, уважительный, доброжелательный стиль общения как между педагогами и детьми, так и внутри педагогического и детского сообществ школы? Какие проблемы здесь еще не решены? Что удалось решить в последние годы?

Какие общешкольные традиции и ритуалы (вводящие ребенка в мир школьной жизни, формирующие чувство школьного патриотизма, причастности к тому, что происходит в образовательном учреждении) интересны и популярны среди школьников и педагогов? Какие традиции и ритуалы постепенно утрачивают свою значимость для школьников и педагогов?

Осуществляется ли в школе коллективная подготовка, проведение и анализ общешкольных событий воспитательной направленности? Как часто это делается? Какой процент школьников принимает в этом участие? Какой из элементов КТД удается более всего? Какой - менее всего?

Ориентирована ли предметно-эстетическая среда образовательного учреждения (обустройство школьного двора, кабинетов, коридоров, рекреаций, цветовое, световое и декоративное их оформление) на воспитание школьников?

В завершении осуществляемого вами проблемно-ориентированного анализа состояния школьного воспитания вам предстоит лишь проранжировать для себя выявленные проблемы по степени их значимости: что необходимо решать в первую очередь, что - во вторую, а что - в третью... В итоге пространство ваших дальнейших действий более или менее определено. Пришла очередь принимать решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевые показатели оценки эффективности деятельности педагога дополнительного образования

В современной образовательной среде постоянно происходят изменения в сфере оплаты труда педагогам дополнительного образования в целях повышения эффективности их деятельности. С 2014 г наши  педаг...

рейтинговая оценка деятельности педагога

положение  о рейтинговой оценке качества педагогической деятельности...

Целессообразность оценки профессиональной деятельности педагога

Многолетний опыт позволяет утверждать, что зачастую педагог является источником проблем, которые затем обнаруживаются у ребенка. при оценке личностных особенностей педагога обычно используются "традиц...

Методические рекомендации по оценке профессиональной деятельности педагога

Методические рекомендации по оценке профессиональной деятельности педагога...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Приказ 19.09.2014 г. № 594.О внесении изменений в приказ минобразования Ростовской области от 25.08.2014 № 547 и утверждении показателей оценки профессиональной деятельности педагогов в целях установления квалификационной категории. Министерство общего

Показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общег...

Единая модель оценки (самооценки) деятельности педагога, участвующего в межмуниципальном проекте «Управление созданием системы методической работы»

Единая модель оценки (самооценки) деятельности педагога, участвующего в межмуниципальном проекте «Управление созданием системы методической работы»...