Родительское собрание
методическая разработка (5 класс) по теме
Классное родительское собрание в 5 классе.
«Как помочь ребенку в учебе?»
.
Занятие в школе может только доставить
ограниченному рассудку и как бы вдолбить
в него все правила, добытые чужим
пониманием, но способность правильно
пользоваться ими разовьет только
домашний самостоятельный труд.
И.Кант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_kak_pomoch_rebenku.doc | 56 КБ |
klassnoe_roditelskoe_sobranie_v_5_klasse.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка.
Классное родительское собрание в 5 классе.
«Как помочь ребенку в учебе?»
Жаппарова Г.Г.
Занятие в школе может только доставить
ограниченному рассудку и как бы вдолбить
в него все правила, добытые чужим
пониманием, но способность правильно
пользоваться ими разовьет только
домашний самостоятельный труд.
И.Кант
Задачи собрания:
1. Выявить причины неуспешности ученика и пути преодоления.
2.Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.
3.Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.
Форма проведения собрания: беседа за круглым столом с применением презентации по данному вопросу.
Вопросы для обсуждения:
1.Что такое неуспешность и как его преодолеть.
- Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника.
- Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Подготовительная работа к собранию
- Диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания.
- Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам.
- Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий.
4. Презентация по данной теме.
Анкетирование учащихся
- Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
- На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?
- Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?
- Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых?
- Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
- Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
- С каким настроением ты выполняешь домашние задания?
- Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?
- Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?
- Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?
Анкетирование родителей
- Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
- Какие предметы требуют больших затрат времени?
- Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
- По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?
Полезная информация
Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с начальной школой. Во-первых, это слабая учебная подготовка в первых классах; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
- Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
- Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
- Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
- Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка.
Памятка “Как готовить домашние задания”:
- Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
- Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
- Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
- Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
- Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
- Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
- Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
- Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
- Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
- На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
- В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.
- Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
- Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
- Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
- Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
- Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них по отдельности.
- Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
- Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
- Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Метод ключевых слов
Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.
Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
Метод “5П”
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод “5П” позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
- 1П – просмотри текст (бегло);
- 2П – придумай к нему вопросы;
- 3П – пометь карандашом самые важные места;
- 4П – перескажи текст (используя ключевые слова);
- 5П – просмотри текст повторно.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы!
Наше собрание посвящено очень важному вопросу (слайд№1)
Как вы понимаете термин «неуспешность ученика?»
(обмен мнениями), (слайд№2)
Каковы причины неуспешности? (слайд№3)
Приложение 1: Сравнительная характеристика по технике чтения за 4-5 классы. Динамика.
Оценка частоты взаимосвязи между скоростью чтения и успеваемостью в виде таблицы. В строке N проставлен номер ученика, V скорость чтения, в строке Z единичками отмечены те ученики, которые занимаются на 4и 5. (слайд№4)
Как помочь ребенку
Что и как вы читаете дома? (обмен мнениями)
Разберем другие причины (слайд№5)
Как помочь? (обмен мнениями) (слайд№6)
Режим дня. Приложение 2.
Давайте поговорим о его величестве – домашнее задание. Еще не начав наш разговор, вы прочитали результаты исследований психологов, касающиеся домашнего задания, обратили внимание на выставку тетрадей учащихся-пятиклассников, возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников.
Изречение И.Канта (слайд№7)
Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя.
Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятные вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.
В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления – этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Домашнее задание должно учит ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все “за” и “против”, решать конфликт между истиной и фактом.
Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Небольшое анкетирование родителей по ходу собрания: слайд№8.
Давайте, сравним свои ответы с ответами наших детей: слайд№9.
Какие выводы вы сделали? (обмен мнениями).
Вот еще одна тема для размышления после рейда «Секретный портфель». Приложение3. Слайд№10.
Обмен мнениями.
Рекомендации: «Поможем детям учиться». Слайды№11-17
Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме собрания
Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов.
Консультация учителей-предметников.
Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям.
Итог собрания
Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме.
В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.
Приложение 22-23 используются классным руководителем для индивидуальной работы с родителями.
Предполагаемые результаты:
- Получение родителями педагогических знаний.
- Новые формы сотрудничества родителей с учителями.
- Выполнение рекомендаций учителей – предметников по единым требованиям к выполнению домашних заданий.
- Формы помощи своим детям.
- Умение проводить диагностику неуспешности и учиться преодолевать эту неуспешность.
Литература:
- Н.И.Дереклеева. Родительские собрания. Москва «Вако» 2005г.
- Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Министерство образования РФ. Классный руководитель. М. 2001.№8
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....