Роль классного руководителя в создании сознательной дисциплины
материал по теме

Ильясова Фидания Гатаевна

Роль классного руководителя в создании сознательной дисциплины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_klassnogo_rukovoditelya.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Ильясова Ф.Г., Кокорева Н.А.

Роль классного руководителя в воспитании сознательной дисциплины

                                                                     Россия Самарская область Похвистневский район                                                                                                                                                                                                                                                        .                                                                      Старопохвистнево МОУ Старопохвистневская СОШ

                                                                                                                                      e-mail:   fidania61@rambler.ru

            Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество во все времена. Особенно в настоящее время, когда очень часто можно встретить жестокость, насилие, девиантное поведение несовершеннолетних, отсутствие гуманности и доброты, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В современный период социально-исторического развития нашей страны, когда общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими кризисами, разрушаются нравственные устои. Это способствует регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей. Поэтому школа, решая сегодня задачи воспитания, должна помочь каждому воспитаннику обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Сознательная дисциплина является одним из основных компонентов содержания нравственного воспитания учащихся, важнейшим условием работы школы как государственного учреждения и успешного осуществления задач среднего образования. Каковы же пути воспитания сознательной дисциплины? Дисциплина и высокая ответственность являются результатом всей системы воспитания. Они формируются и укрепляются постепенно, в процессе воспитательной работы и осуществления единых требований всех учителей и органов детского коллектива. Вполне понятна большая роль в этом классного руководителя. На своих уроках и во внеурочное время он использует различные формы и методы воспитания дисциплины. С первых дней учебных занятий он стремится установить твердый режим и четкий внутренний распорядок, разъясняет правила для учащихся и приучает к их выполнению, заботится о внешнем оформлении класса, о чистоте и порядке. Эту работу надо проводить в тесном содружестве с учителями, с ученическим коллективом и с родителями. Без создания необходимых внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя нельзя строить процесс обучения. Рассматривая проблему сознательной дисциплины в воспитательном плане, можно утверждать, что она является как результатом, так и предпосылкой воспитания отдельных черт личности. Без сознательной дисциплины нельзя воспитать в детях трудолюбия, организованности, умения планировать. Она способствует формированию у школьников культуры поведения, адекватному включению в учебно-воспитательный процесс, создает условия для преодоления недостатков. Важнейшее условие и средство воспитания сознательной дисциплины – установление правильных взаимоотношений педагога (классного руководителя) и воспитанников. Тон в деле воспитания классного коллектива задает классный руководитель. Это и понятно, поскольку классный руководитель ближе других педагогов стоит к вверенному ему классу и является главным организатором воспитательного воздействия педагогического коллектива на учащихся. В воспитании сознательной дисциплины учащихся роль классного руководителя особенно ответственна и сложна. Классный руководитель доводит до сознания учащихся мысль о том, что главное в дисциплине не принуждения и запреты, а глубокое понимание каждым своего общественного долга, искреннее стремление принести пользу ученическому коллективу и обществу в целом. Чтобы успешно воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, классный руководитель должен заботиться о повышении своего идейного уровня, овладевать педагогическим мастерством, знать психологию детей, быть требовательным, но в то же время душевным человеком и умелым организатором.

Серьезное влияние на повышение дисциплины оказывают правильная организация процесса обучения, занятость и активность учащихся на уроке, познавательный интерес, увлеченность учебной работой. С укреплением коллектива, когда уже закладываются навыки и привычки дисциплинированного поведения, возникают традиции и сложились правильные отношения, требования педагога меняют свою форму, уходит как бы на второй план. К этому времени уже сформировывается и приобретает определенный авторитет в коллективе ученическое самоуправление. Перед классным руководителем встает задача мобилизовать общественное мнение класса, способствующее развитию и поддержке всего лучшего, здорового и передового в коллективе, и организовать борьбу с тем, что мешает его активной учебной и общественной деятельности.

             Соблюдение преемственности – один из принципов воспитания. Опытный педагог не один раз поговорит с учителем начальной школы, работавшим до него с коллективом, внимательно выслушает характеристики школьников. В результате наблюдений и бесед с педагогами новый классный руководитель определит актив учащихся. Все это помогает классному руководителю правильно спланировать работу, составить примерную тематику бесед, общественно полезных дел, направленных на воспитание дисциплинированности у школьников. В этой работе должны быть четко обозначены два направления: идейно-нравственное просвещение школьников, и организация их практической деятельности.

        Цель разъяснительной работы состоит в том, чтобы из года в год накапливать у учащихся знания о нормах и правилах поведения, раскрывать нравственный смысл сознательной дисциплины и на этой основе формировать ответственность за свое поведение, нетерпимость к нарушениям общественного порядка. Классными руководителями должно уделяться большое внимание работе среди родителей, проводить с ними коллективные и индивидуальные беседы, организовывать лекции о воспитании дисциплинированности и культуры поведения детей в семье, школе, общественных местах.Воспитание сознательной дисциплины не ограничивается  идейно-нравственным просвещением. Задача состоит в том, чтобы научить детей необходимым навыкам и привычкам культурного поведения. Они формируются в процессе всей деятельности учащихся.

        Большое значение в формировании навыков и привычек дисциплинированного поведения имеет также разнообразная, четко и целенаправленно организуемая педагогом общественно полезная деятельность.

           Вступая в процессе выполнения различных видов деятельности во взаимозависимости отношения с учителями и своими одноклассниками, школьники учатся быть не только исполнителями, но и организаторами. Самоуправление – важнейшее средство воспитания общественной активности и сознательной дисциплины школьников.

        Одним из направлений воспитания сознательной дисциплины школьников является кропотливая индивидуальная работа с учащимися, систематически нарушающими правила поведения в школе и вне ее. Успешное преодоление их недисциплинированности возможно лишь тогда, когда эти учащиеся включены в деятельность детского коллектива и раскрывают свои лучшие качества.

        Воспитание дисциплины в классном коллективе не может рассматриваться изолированно от организации и воспитания дисциплины в школе в целом и неизбежно выходит за рамки одного класса. Деятельность классного руководителя и воспитываемого им коллектива тесно связаны с жизнью школы. Успех работы во многом зависит от сложившегося стиля жизни общешкольного коллектива, его традиций, общественной направленности и многих других факторов. Он определяется тем, насколько слаженно и четко действует педагогический коллектив, коллектив учащихся и коллектив родителей.

 

Статьи » Детское образование » Укрепление дисциплины и повышение ответственности учащихся

    Сознательная дисциплина и высокая ответственность являются результатом всей системы воспитания. Они формируются и укрепляются постепенно, в процессе воспитательной работы и осуществления единых требований всех учителей и органов детского коллектива. Вполне понятна большая роль в этом классного руководителя.На своих уроках и во внеурочное время он использует различные формы и методы воспитания дисциплины. С первых дней учебных занятий он стремится установить твердый режим и четкий внутренний распорядок, разъясняет правила для учащихся и приучает к их выполнению, заботится о внешнем оформлении класса, о чистоте и порядке. Эту работу он проводит в тесном содружестве с учителями, с ученическим коллективом и с родителями.
    Некоторые учителя полагают, что налаживание дисциплины в классе —дело одного классного руководителя. Встречаются классные руководители, которые склонны всю ответственность за дисциплину учащихся возложить на учителей. Такой подход к воспитанию дисциплины ошибочен. Лишь совместные усилия педагогического коллектива, ученического самоуправления, комсомольских и пионерских организаций, а также родителей обеспечат сознательную дисциплину в классе. Н. К. Крупская в одной из статей подчеркивала: «Растить сознательных граждан Советской страны... нельзя, не воспитывая сознательной дисциплины в каждом учащемся, умения подчинять свою волю воле коллектива, владеть собой, быть стойким борцом за дело трудящихся»1. Дисциплина — это и цель, и необходимое средство успешного воспитания и обучения, и результат всего учебно-воспитательного процесса. Без дисциплины и чувства ответственности нельзя воспитывать правильное отношение к учению, приучать к соблюдению порядка на уроке, при выполнении домашних заданий. Вот почему борьба за укрепление дисциплины и повышение чувства ответственности в школе —это борьба за создание нормальных условий для учебно-воспитательной работы.
    Дисциплинированное поведение советского школьника — это не слепое послушание, не простое повиновение, а сознательное и активное стремление к выполнению своих обязанностей. Дисциплина в советской школе должна носить активный характер и содействовать развитию у учащихся коллективизма. «...Дисциплину мы понимаем не в том смысле, что ребята должны только сидеть и не шелохнуться. Мы должны понимать ее в том смысле, что ребята должны уметь как - то коллективно работать, не мешая друг другу, а помогая друг другу в работе»'. Следовательно, в школе должна преобладать не «дисциплина торможения», а «дисциплина действия». Она выступает как необходимое условие активной борьбы школьных коллективов за общее дело, прежде всего за высокое качество учебной работы. Выучить
деловой английский язык теперь запросто.     Школьная дисциплина требует сознательного выполнения установленных норм и правил поведения. Эти нормы и правила касаются отношения к учебным обязанностям, к учителям, родителям, товарищам, другим людям, а также отношения к общественным обязанностям. Они охватывают все стороны жизни и деятельности ученика: требуют аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних задании, соблюдения порядка на уроках, четкого выполнения учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение поручений ученических, пионерских и комсомольских организаций. Она предполагает умение и стремление сочетать личные интересы с интересами ученического коллектива. Воспитание сознательной дисциплины не ограничивается лишь приучением к простой исполнительности. Важно развивать инициативу и самостоятельность учащихся, приучать их к преодолению трудностей в учебной работе и общественно полезной деятельности.
    В воспитательной работе применяются различные формы и методы дисциплинирования учащихся и укрепления порядка и дисциплины в классе. Наиболее распространенные из них —разъяснение норм и правил поведения, приучение к дисциплинированному поведению, соблюдение правил для учащихся. Вместе с тем в воспитании дисциплинированности применяются различные меры поощрения, а в необходимых случаях и наказания. Эти методы применяются с учетом конкретных условий организации воспитательной работы.
    Успех воспитания решают не отдельные формы и средства воздействия, а вся система форм и методов дисциплинирования учащихся. А. С. Макаренко, раскрывая основные пути воспитания сознательной дисциплины, говорил: «Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, и процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса...» '.
    Выбор форм и методов воспитательного воздействия зависит не только от состояния дисциплины в классе, но и от возраста учащихся, от уровня развития ученического коллектива, от авторитета классного руководителя и других условии. Например, в дружном и сплоченном коллективе следует широко использовать силу общественного мнения. С этой целью можно обсудить поведение недисциплинированных учеников на собрании, на совете отряда или на комсомольском бюро. Опыт школ показывает, что дисциплинированность воспитывается главным образом в трудовой деятельности, в коллективном труде. Однако невозможно воспитать сознательную дисциплину у учащихся одним методом. Как ни велика роль труда в формировании устойчивых навыков и привычек дисциплинированного поведения, все же следует применять и другие методы дисциплинирования учащихся.
Низкие
цены на окна kbe, огромная выгода на качественные окна.     Рассмотрим наиболее распространенные формы и методы воспитания дисциплинированности. Повышение требований к школьникам. Требования создают основу для формирования дисциплинированности. Уже от младших школьников требуется соблюдение режима, элементарных правил культуры поведения, ответственное отношение к учебным обязанностям. В среднем и старшем возрасте требования к поведению значительно повышаются. Особое значение приобретают развитие инициативы и самостоятельности в учении и в труде, приучение к самоконтролю и самооценке. Требования направлены прежде всего на организацию к стимулирование положительной деятельности. С их помощью можно управлять деятельностью детей. Иногда требования содействуют торможению или прекращению недисциплинированных действий, предупреждению нежелательных поступков. Хорошо, когда требования носят инструктивный характер, помогают найти правильную линию поведения, приучить к самоконтролю и самооценке своего поведения.
    Требования могут быть выражены в форме просьбы, совета, одобрения, осуждения, намека, предупреждения, доверия, а также в прямой, категорической форме. Просьба — одна из распространенных форм предъявления требований. В ней находит выражение доверие к ученику, и поэтому она охотно воспринимается и выполняется. Требование, выраженное в форме совета, заставляет учащихся поверить в свои силы, проявить инициативу и самостоятельность в организации своего поведения. Одобрение стимулирует полезные дела и способствует возникновению чувства удовлетворения от проделанной работы. Осуждение близко к наказанию, оно направлено на торможение нежелательных действий. Следовательно, каждая форма требования выполняет определенные воспитательные функции, оказывает соответствующее педагогическое влияние. В воспитании сознательной дисциплины важное значение имеет техника предъявления требований. Умение владеть голосом, мимикой, жестами, умение держать себя —все это очень важно и зависит от конкретных условий, от особенностей ученика и от характера его поступка. Если ученики чувствуют в тоне и во взгляде учителя твердое желание пресечь недисциплинированность, они, как правило, соблюдают порядок.
    У передовых классных руководителей требовательность не отстает от роста ученического коллектива и отдельных его членов. В ней учитываются уровень развития коллектива, степень сознательности и дисциплинированности, проявляется тем самым творческий подход к воспитанию учащихся.
    Большое значение для осуществления требований имеет психологический настрои классного руководителя, собранность, уверенность в себе, готовность к активному и решительному действию, спокойствие в трудных ситуациях. Все это ученики высоко ценят у воспитателей и их требование выполняют более охотно. Когда педагоги проявляют раздражительность, нарушают педагогический такт, они не достигают цели: их требования ученики выполняют неохотно или совсем не выполняют. Разъяснение норм и правил дисциплинированного поведения. Дисциплина в советской школе строится не на принуждении и подавлении личности, а на убеждении в необходимости соблюдения установленных норм и правил поведения. Конечно, по отношению к нарушителям дисциплины применяются и меры принуждения. Но делается это в том случае, если меры убеждения недостаточны.
Мы рекомендуем
купить фанеру ламинированную так как она применяется во многих областях.
    Основные нормы и правила дисциплинированного поведения сформулированы в правилах для учащихся. В них идет речь об ответственном отношении школьников к учебным обязанностям, о поведении их в школе и вне ее. Правила составлены по возрастным ступеням, что позволило основные требования к поведению сформулировать с учетом возрастных особенностей учащихся. Особое внимание обращается на такие обязанности, как ответственное отношение к учебному труду, прилежание в учебной работе, активное участие в самообслуживании и в общественно полезных делах, соблюдение установленного режима, бережное отношение к школьному имуществу. Поэтому в деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение правил для учащихся как главных критериев поведения школьников.
    Тематика бесед о нормах и правилах дисциплинированного поведения весьма разнообразна. Она зависит от возраста учащихся, от уровня их воспитанности, от состояния дисциплины в классе. Для примера можно назвать такие темы: для учащихся IV —VIII классов «Умей вести себя на уроке», «Умей подчиняться старшим», «Хорошее и плохое в нашем классе», «Не проходите мимо плохих поступков товарищей», «О честном и добросовестном выполнении своих обязанностей», «Мало знать правила для учащихся, надо уметь не выполнять»; для учащихся IX —X классов«Порядок время бережет», «Социалистическая дисциплина —дисциплина борьбы и преодоления трудностей», «Об ответственном и бережном отношении к учебникам», «Словарь вежливого человека», «Труд —основа дисциплинированности», «Как повысить дисциплину в нашем классе» и др. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. В таких беседах используются примеры из жизни класса, из художественной литературы, из периодической печати.
    В процессе разъяснения норм и правил поведения важно развивать у школьников идейные, положительные мотивы дисциплинированности. У учащихся среднего и особенно старшего возраста эти мотивы связаны с проявлением отношения к дисциплине как средству совершенствования личности. Такое отношение побуждает к исполнительности, точности, организованности, сознательности. Положительные мотивы как нравственная побудительная сила оказывают решающее влияние на поведение. Отсутствие таких мотивов может привести к антиобщественному, аморальному поведению. Известны случаи, когда школьники, исходя из интересов узкого коллектива, не считаются с требованиями дисциплины, ответственности, отражающими общественные, государственные интересы. Так, при сборе металлолома некоторые школьники, стремясь занять первое место, ломали нужные вещи И приносили их в школу, уносили металлический лом, собранный их товарищами из другого класса или из другой школы. Подобные факты свидетельствуют о том, что в своей деятельности школьники не всегда руководствуются высокими общественными мотивами. При разъяснении норм и правил не следует каждое требование дисциплины долго и многословно обосновывать. Многие из них выполняются в силу подражания старшим и признания авторитета тех, кто предъявляет эти требования. Важно, чтобы нормы и правила вошли в привычку, стали внутренней потребностью.
Купить качественный паркет из
массивной доски.     Хорошо, если разъяснительная работа не носит характера нудных нотаций и морализирования. Главное —не только разъяснять, но и повседневно приучать к выполнению этих норм и правил поведения. К сожалению, еще можно встретить учеников, которые хорошо знают правила для учащихся, но нарушают их. Разъяснение норм и правил дисциплинированного поведения, безусловно, занимает большое место в воспитательной деятельности классных руководителей. Однако нельзя ограничиваться лишь разъяснением. В приказе министра просвещения России «Об улучшении работы по воспитанию сознательной дисциплины школьников» отмечается: «Большой ущерб воспитанию сознательной дисциплины наносят попытки решать эту важную задачу путем одной только разъяснительной работы, когда у школьников не вырабатывают прочных навыков и привычек дисциплинированного поведения». Опыт школ показывает, что разъяснительная работа, направленная на усвоение правил для учащихся, достигает своей цели лишь при условии сочетания ее с приучением к дисциплинированному поведению, с выработкой навыков и привычек поведения.
    Приучение к дисциплинированному поведению. Важнейший признак дисциплинированного человека —это наличие у него прочных навыков и привычек организованного поведения. Они вырабатываются в процессе обучения и разнообразной общественно полезной деятельности. Учащиеся приучаются к соблюдению норм и правил поведения на уроке, во время работы на пришкольных участках и в школьных мастерских, на улице, дома и в общественных местах. В задачи классного руководителя входит не только разъяснение правил для учащихся, но и приучение к их выполнению, выработка навыков дисциплинированного поведения. Достигается это не сразу, а путем длительных упражнений, показа того, как следует выполнять основные правила и нормы поведения.
    Приучая школьников к выполнению правил поведения, классный руководитель опирается на разработанные в школе единые педагогические требования. Они становятся действительно едиными при условии, если не только классный руководитель, но и все учителя предъявляют их к учащимся. Тогда вырабатываются устойчивые навыки и привычки дисциплинированного поведения. В приучении к дисциплинированному поведению особенно велико значение учебного труда —основного вида деятельности учащихся. В процессе обучения они не только осознают важность и необходимость дисциплины, но и приобретают навыки и привычки дисциплинированного поведения. Их приучают тихо сидеть в классе, внимательно слушать учителей, не мешать товарищам, добросовестно выполнять домашние задания, организованно работать в школьных мастерских, на пришкольных участках. Достигается это не сразу и не само собой. Учителям и особенно классному руководителю надо приложить много сил и труда, чтобы приучить школьников к организованности и порядку.
Быстрая и качественная
оценка автомобиля по выгодным ценам.     Очень важно при этом обеспечить единство требований со стороны всех учителей. Если, например, ученик опоздал на урок, ему необходимо попросить разрешение присутствовать на нем. Любой школьник не может без разрешения учителя приступить к занятиям. В школах установлена единая форма обращения к учителю ученика, пришедшего в класс после звонка. «Разрешите присутствовать на уроке»,обращается он к учителю. И лишь после разрешения садится за парту и приступает к занятиям. Не следует слишком много времени затрачивать на выяснение причин опоздания и отвлекать класс от занятий. Можно это сделать после урока в индивидуальной беседе с опоздавшим.
    Иногда ученик, входя в класс, громко хлопает дверью. Целесообразно попросить его выйти в коридор и снова войти тихо и спокойно. Постоянное упражнение и показ того, как следует выполнять правила поведения, способствуют выработке устойчивых навыков и привычек. Особенно много сил и энергии приходится затрачивать на это в начале учебного года. За каникулы многие правила забываются, а некоторые навыки утрачиваются. Кроме того, в класс нередко приходят новые ученики из других школ. Они требуют к себе особого внимания и дополнительной работы.
    Например, классный руководитель IX класса в начале учебного года заметил, что один из его учеников отличается большой несдержанностью в проявлении своих чувств: без причины громко смеется на уроках, с шумом носится по коридорам во время перемены, нередко вступает в драку. Беседы и внушения не помогали. Тогда классный руководитель стал давать ему поручения, требующие известной сдержанности: он назначал его дежурным в классе или в коридоре и требовал наведения порядка, соблюдения тишины.
    Серьезное влияние на повышение дисциплины оказывают правильная организация процесса обучения, занятость и активность учащихся на уроке, познавательный интерес, увлеченность учебной работой. Некоторые учителя жалуются на плохую дисциплину во время урока, ставят об этом вопрос перед руководством школы или перед классным руководителем. А между тем главная причина недисциплинированности —это плохая организация занятий. Если урок организован плохо, проводится недостаточно продуманно, установить на нем дисциплину трудно или почти невозможно. Ученики на таком уроке ищут выхода для своей энергии в шалостях, так как они не заняты полезным делом.
    Большие возможности для приучения к сознательной дисциплине заложены в общественно полезном труде. Работая сообща на пришкольном участке или на колхозном поле, учащиеся приучаются к организованности и согласованности своих действий. В процессе общественно полезного труда у них воспитываются прилежание, ответственное отношение к порученному делу, любовь к труду, настойчивость и умение преодолевать трудности и препятствия на жизненном пути. Например, участвуя в озеленении школьного двора, они приобретают навыки организованности и исполнительности. Посадив своими руками деревья и кустарники, они потом заботливо ухаживают за ними, охраняют их. В некоторых школах за каждым классом закрепляется определенный участок школьного сада. Учащиеся организуют уход за ним. В результате у них воспитывается чувство ответственности за порученное дело.
Телефон
blackberry обзор полноформатного смартфона с QWERTY клавиатурой.     Конечно, не все ученики охотно выполняют общественно полезные дела и проявляют чувство ответственности за порученное. Некоторые из них под разными предлогами пытаются отказаться от поручений или стремятся кое - как, наспех выполнить работу и побыстрее сдать ее. Нередко они нарушают дисциплину и порядок, мешают работать товарищам. Преодолению этих недостатков способствуют организация социалистического соревнования, высокая требовательность при оценке результатов работы, привлечение к контролю за работой и к оценке ее самих учащихся (в том числе и недисциплинированных) и различные формы поощрения (премирование, благодарность руководителей школы и общественных организаций). В хорошо организованном труде школьники приобретают и закрепляют навыки правильного поведения, точного выполнения распоряжений педагогов и органов ученического коллектива, приучаются к взаимной ответственности, исполнительности.
    Классный руководитель зачастую организует не только учебную и трудовую деятельность учащихся, но и коллективные прогулки, экскурсии и другие виды внеклассной работы. Обычно вне школы ученики ведут себя свободно, непринужденно. Здесь, так же как и в школе, нужно целенаправленно создавать условия для накопления ими опыта дисциплинированного поведения, для соблюдения требований дисциплины в различных жизненных ситуациях. В старших классах необходимо привлекать учащихся к общественно полезному труду вне школы (летние трудовые лагеря, благоустройство села или города, участие в сельскохозяйственных работах в колхозе или совхозе, сбор удобрений, заготовка веточного корма для животноводческой фермы и т. п.). Старшеклассники ближе знакомятся с работой взрослых и лучше уясняют значение дисциплины в жизни общества. Вместе с тем у них закрепляются навыки и привычки дисциплинированного поведения. Происходит это не стихийно. Классный руководитель старается не оставлять без внимания факты нарушения дисциплины отдельными школьниками и разъясняет им, что нарушение распоряжений бригадиров и звеньевых приводит к отрицательным последствиям. Замечания и советы, подкрепленные конкретными примерами, оставляют глубокий след в сознании школьников, приучают к организованности и дисциплинированности.
    Навыки дисциплинированного поведения вырабатываются также в процессе выполнения общественных поручений. Например, ученик VIII класса очень увлекался спортом, но часто нарушал дисциплину и порядок на школьных вечерах, однажды ему поручили подготовить к Дню Советской Армии вечер спортивных достижений школы. Он с большим интересом отнесся к этому поручению. Ему удалось привлечь для участия в вечере разрядников и мастеров спорта, организовать интересные и разнообразные спортивные выступления. В приказе по школе этому ученику была объявлена благодарность. Ему была поручена организация спортивной работы в школе. Постепенно он втянулся в общественную работу и стал хорошим организатором.     Соблюдение режима —важное средство приучения к дисциплинированному поведению. Правильное чередование труда и отдыха повышает эффективность учебных занятий, дисциплинирует, приучает к аккуратности и честности, к выполнению работы в намеченные сроки. Режим, установленный в соответствии с требованиями гигиены, регулирует поведение школьников, приучает их к дисциплинированности, к разумной организации труда и отдыха, к порядку и аккуратности. «Весь режим школы, говорила Н. К. Крупская, вся ее налаженность необычайно влияют на дисциплину»1, А. С. Макаренко также рассматривал режим как важнейшее средство дисциплинирования.
    При составлении режима не следует регламентировать каждый шаг. Важно приучать школьников самостоятельно распоряжаться свободным временем. Один ученик, например, может после приготовления уроков заняться любимым видом спорта, другой —чтением художественной литературы, третий —конструированием какого - либо прибора, четвертый —музыкой или рисованием. Если в режиме не будет предусматриваться свободное время, он явится чем - то тягостным, будет сковывать инициативу и самостоятельность. Режим не самоцель, а средство приучения к организованности, аккуратности и четкости в работе. Чем старше школьник, тем больше свободы в выборе занятий нужно ему предоставлять.
    Дисциплинированию помогает также внешнее оформление класса, чистота и порядок в классном помещении. В этом отношении многое может сделать ученический коллектив. В школах принято присуждать лучшим классам вымпел за чистоту и порядок. Воспитанию дисциплинированности содействуют упражнения учащихся в организованном поведении. Можно, например, предупредить их, что при оценке результатов работы будут учитываться не только количественные показатели, но и организованность. Постепенно к контролю за поведением привлекается актив класса. Это позволяет преодолеть непослушание и приучить учащихся к дисциплинированному поведению. Многое зависит от содружества классного руководителя с родителями. Без привлечения родителей невозможно приучить школьников к утренней зарядке и к соблюдению режима дня.
    Оценка поведения школьников. В воспитании сознательной дисциплины большое значение имеет правильная оценка поведения. Устав средней общеобразовательной школы предусматривает три оценки поведения: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». «Главным критерием оценки поведения, указывается в методическом письме «О работе классного руководителя»,является выполнение учениками своих основных обязанностей, сформулированных в Правилах для учащихся. Классный руководитель выставляет оценки поведения с учетом мнений пионерской и комсомольской организаций и ученического самоуправления. В случае выставления годовой неудовлетворительной опенки классный руководитель в соответствии с инструкцией представляет педагогическому совету мотивированное обоснование». Это помогает преодолеть субъективизм и односторонность в оценке поведения. При опенке поведения принимается во внимание не столько знание правил для учащихся, сколько умение их выполнять.     Опенка поведения обычно доводится до сведения родителей. По мере необходимости классный руководитель краткие записи о поведении учащихся вносит в дневник в конце недели. Родители знакомятся с этими записями и ставят в дневнике свою подпись. Годовая неудовлетворительная оценка по поведению выставляется лишь после решения педагогического совета школы. Классные руководители в этом случае представляют педагогическому совету мотивированное заключение о поведении ученика. В этом заключении учитывается мнение пионерской или комсомольской организации, органов ученического самоуправления. При опенке поведения школьников важно учитывать мнение ученического коллектива класса.
    Роль детского коллектива в укреплении дисциплины. Личное воздействие классного руководителя на учащихся важно сочетать с влиянием коллектива. С этой целью вопрос о дисциплине обсуждается на ученических собраниях, в пионерских или комсомольских организациях. Па помощь классному руководителю приходят стенная и устная газеты, школьное радио. Они мобилизуют общественное мнение коллектива на борьбу с недисциплинированностью. При этом условии разъяснительная работа находит более подготовленную моральную почву и дает лучшие результаты. Серьезную помощь в борьбе за дисциплину оказывают пионерская и комсомольская организации. Чем требовательнее будут они к членам своей организации, тем легче бороться за дисциплину и порядок. Велика сила воздействия коллектива на недисциплинированных учащихся. Чувствуя неодобрение коллектива, видя осуждающие взгляды товарищей, неорганизованный ученик стремится вести себя лучше.
    Директор одной из школ г. Свердловска рассказал о таком случае. В VIII классе состояние дисциплины с каждым днем становилось все более нетерпимым. Ученики шумели на уроках, грубили учителям. Особенно бесчинствовал Владислав В. Он сплотил вокруг себя группу недисциплинированных учеников, оказывал плохое влияние на весь класс. Молодой классный руководитель длительное время не мог найти пути к исправлению создавшегося положения. Он решил пойти на педагогическим риск и посоветовал классу выбрать этого ученика старостой. Это оказалось поспешным решением, и от него пришлось отказаться, так как Владислав и после этого оставался первым нарушителем дисциплины. Тогда классный руководитель вместе с активом подготовил закрытое комсомольское собрание. Оно прошло очень бурно. Комсомольцы критиковали товарищей. Особенно резкой критике был подвергнут Владислав. Товарищи высказали ему все, что накипело у них. Впервые Владислав почувствовал настоящую силу коллектива. На собрании наметили, как лучше выправить создавшееся положение. И вот скоро учащиеся этого класса проявили инициативу в оборудовании физического кабинета. Приказом по школе им была объявлена благодарность. Это положительно сказалось на их поведении. Изменилась к лучшему и вся обстановка в классе. В итоге усилий педагогов группа вокруг Владислава распалась, а класс стал более сплоченным. Показателем этого, в частности, является тот факт, что класс стал самостоятельно дежурить по школе, обеспечивая порядок. Так активизация деятельности классной комсомольской организации и опора на нее помогли классному руководителю улучшить дисциплину в классе.     Преодоление недисциплинированности в классе. Иногда классному руководителю приходится начинать работу с классом, в котором многие ведут себя недисциплинированно. С чего следует начинать укрепление дисциплины в таком классе? Прежде всего важно выявить причины недисциплинированности. Чаще всего недисциплинированными бывают классы, где нет организованного коллектива, где учащиеся разобщены и в них безнаказанно чувствуют себя дезорганизаторы, озорники. В таких классах факты нарушения дисциплины не встречают осуждения и отпора. Нередко причиной недисциплинированности служит разнобой в требованиях к учащимся. Один учитель слишком нетерпелив и не в меру придирчив; другой проявляет мягкотелость и с безразличием смотрит на случаи нарушения дисциплины; третий предъявляет требования лишь к отдельным ученикам. На ухудшение дисциплины влияют также частая смена учителей и классных руководителей, наличие в классе переростков, влияние улицы.
    Зная причины недисциплинированности, можно найти эффективные меры ее преодоления. Нельзя указать универсальные, пригодные для всех методы и приемы преодоления недисциплинированностн. В различных классах приходится действовать по - разному, в зависимости от конкретных условий и обстановки.
    Начиная работу в недисциплинированном классе, важно сосредоточить внимание на наиболее важных и самых необходимых требованиях соблюдения правил поведения. Их надо не только разъяснять, но и требовать неукоснительного выполнения, приучать школьников к их соблюдению. Например, если в классе часты прогулы и опоздания на уроки, усилия учителей и детского коллектива следует направить на преодоление этих нарушений. Если в классе многие не выполняют домашних заданий, внимание классного руководителя и ученического коллектива направляется на усиление действенного контроля за выполнением домашних заданий.
    Для установления делового контакта с учащимися и изучения их классный руководитель уже в первые недели учебного года может провести экскурсии, организовать совместную работу по благоустройству класса. Повышению дисциплины в классе содействует также выдвижение интересных увлекательных перспектив (подготовка к походу, экскурсии, организация какой - либо массовой игры, подготовка к празднику и т. п.). На основе общего увлекательного дела легче установить контакт с учащимися, выявить актив, заинтересовать коллективной работой. Преодолению недисциплинированности способствуют также атмосфера единых и высоких требований к учащимся со стороны учителей, активное участие пионерской и комсомольской организаций в дисциплинировании и сплочении классного коллектива. Нередко даже в хороших классах можно встретить недисциплинированных учеников. Они мешают нормально заниматься и отрицательно влияют на остальных. Наиболее распространенные случаи нарушения дисциплины —это опоздание на урок, недобросовестное отношение к выполнению учебных и трудовых заданий, разговоры во время уроков, подсказывание и списывание, нарушение порядка во время перемен, порча школьного имущества.
Юбилейные монеты России 1997-2011 описание и цены.     Одна из причин недисциплинированности — это безнаказанность и безответственность. Задача классного руководителя —направить против нарушений дисциплины общественное мнение коллектива. Там, где факты нарушения дисциплины вызывают возмущение коллектива, нарушители дисциплины и порядка, как правило, подчиняются общим требованиям. В ряде случаев недисциплинированность порождается излишней резкостью педагогов, их оскорбительными замечаниями. Там, где соблюдается педагогический такт, гораздо реже встречаются случаи нарушения дисциплины.
    Нарушителями дисциплины часто бывают наиболее активные и энергичные ученики. Они скорее видят недостатки в работе учителей, и часть из них становится на путь озорства. Классному руководителю следует включать их в жизнь и деятельность ученического коллектива —давать интересные поручения и задания.
В отдельных случаях ученик умышленно нарушает дисциплину. Ему хочется привлечь к себе внимание товарищей, чем - то выделиться. В учении, труде и занятиях спортом он не имеет успехов, да и стараний у него нет. Он начинает нарушать порядок. По отношению к таким школьникам нужны меры общественного воздействия. Если ученик ради озорства разбил стекло или умышленно повредил какое - то учебное пособие, надо перед всем коллективом показать, какой ущерб причинил он школе, своим товарищам и самому себе.
    Некоторые ученики нарушают дисциплину потому, что не научились преодолевать трудности в учебных занятиях, не умеют сосредоточиться, не могут противостоять различным соблазнам (например, увлекаются в ущерб учебным занятиям футболом, шахматами, чтением приключенческой литературы, телепередачами и т. п.). В результате они не выполняют домашних заданий, невнимательны на уроке, не слушают объяснения учителей. При помощи детского коллектива и родителей следует приучить таких учеников к систематической и усидчивой учебной работе, научить правильно распределять свое время.
Нарушения дисциплины могут быть вызваны и незнанием норм и правил школьной жизни, непониманием требований дисциплины, неумением вести себя в школе, на улице, в общественных местах. В таких случаях должна быть усилена разъяснительная работа в классе, большое внимание следует уделять выработке привычек дисциплинированного поведения.
    При выборе мер воздействия следует учитывать не только характер совершенного проступка, но и особенности ученика, совершившего этот проступок. Один ученик может изменить свою поведение лишь под влиянием категорических требований, решительных мер воздействия. На другого же может повлиять только доброжелательное отношение, ласковое слово, заботливое участие. Третий может исправиться в результате перевода в хорошо организованный класс.     Нередко можно встретить учеников, которые хорошо знают правила для учащихся, но не желают их выполнять, ведут себя развязно, не считаются с учителями. Методы словесного воздействия на них обычно не действуют. Более действенными в таких случаях будут наказания, высокая требовательность педагогического коллектива. Обсуждение поведения таких учащихся на заседаниях педагогического совета, предупреждение о возможном исключении из школы являются также мерами воздействия. Однако не следует рассматривать недисциплинированных учеников как неисправимых. Надо постоянно показывать им реальные пути преодоления недисциплинированности и помогать им в этом.
    В целях преодоления недисциплинированности необходимо приучать учащихся к исполнительности и точности. Однако точность исполнения распоряжений учителя не исключает разумной инициативы. Чем старше ученик, тем больше нужно поощрять его инициативу и самостоятельность. Чрезмерная опека иногда вызывает желание действовать наперекор.
Нередко родители уделяют своим детям внимание лишь после того, как они совершат какой - либо серьезный проступок. А до этого они снисходительно относятся к их капризам и прихотям, не проявляют необходимой требовательности. Все это часто приводит к распущенности и разболтанности школьника. Некоторые родители показывают детям примеры отрицательного поведения, допускают грубость, сквернословие, пьянство. В таких случаях нужно бороться за оздоровление семейного быта, прибегать к помощи общественных организаций предприятий и учреждений, где работают эти родители.
    Было бы неправильно всю воспитательную деятельность свести лишь к преодолению недисциплинированности у учащихся. Не менее важна профилактическая работа, направленная на предупреждение нарушений дисциплины и порядка. Большинство учеников обычно не допускают серьезных отклонений от принятых норм поведения. Есть ученики, которые вообще не нарушают правила для учащихся и ведут себя хорошо. Но это не означает, что им не нужно разъяснять нормы и правила дисциплинированного поведения, что не нужно приучать к дисциплине. И примерные ученики нуждаются в воспитании. Если школьник не усвоит твердо нормы и правила общественного поведения, если у него не будут выработаны устойчивые привычки соблюдения дисциплины в школе, в общественной жизни, в быту, он будет и потом нарушать правила социалистического общежития. Поэтому опытные классные руководители стремятся всех учеников воспитывать в духе сознательной дисциплины, умело и настойчиво приучают их к дисциплинированному поведению.{full}

Реферат на тему: Воспитание сознательной дисциплины, чувство долга и ответственности Жизнь требует от человека высокой дисциплины и исполнительской четкости - черт, в нашем характере представлены слишком слабо. В их формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу школы, в частности школьной дисциплине. Школьная дисциплина - соблюдение учащимися правил поведения в школе и за ее пределами, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей, подчинения общественному долгу. Показателями высокого уровня дисциплины является понимание учащимися необходимости соблюдение ее в школе, общественных местах, в личном поведении; готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил дисциплины труда, обучения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с нарушителями дисциплины в школе и за ее пределами. Сознательная дисциплина проявляется в осознанном строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм поведения и основывается на сформированности у учеников такой черты, как дисциплинированность и чувства долга и ответственности. В основе дисциплинированности - стремление и способности личности руководить своим поведением в соответствии с общественными нормами и требованиями правил поведения. Обязанность - осознанная личностью система общественных и моральных требований, диктуемых социальными потребностями и конкретными целями и задачами определенного исторического этапа развития. Ответственность - качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения ее целесообразности или ущерба для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, руководствоваться интересами социального прогресса. Школьная дисциплина является условием нормальной учебно-воспитательной деятельности школы. Совершенно очевидно, что при отсутствии дисциплины нельзя провести на должном уровне ни урока, ни воспитательного мероприятия, ни любой другой дела. Она является одновременно и средством воспитания школьников. Дисциплина способствует повышению воспитательной эффективности деятельности учащихся, позволяет ограничивать, тормозить безрассудные действия и поступки отдельных школьников. Важную роль в воспитании чувств долга и ответственности играет работа учителей относительно усвоения учащимися правил поведения в школе. Необходимо приучать их к исполнению этих правил, формировать у них потребность в постоянном их соблюдении, напоминать их содержание, требования. Неуместно делить правила поведения на основные и второстепенные, когда за нарушение одних учений несет ответственность, а несоблюдение других остается незамеченным. Соответствующую работу следует проводить также с родителями учащихся. Ведь правила охватывают основные обязанности школьников, добросовестное выполнение которых свидетельствует об их общем воспитанность. Чтобы помочь школе в выработке у учащихся качеств, предусмотренных этими правилами, родители должны знать их, владеть элементарными педагогическими приемами для формирования этих качеств. Воспитание привычки соблюдать правила поведения, дисциплинированности начинается с первых дней пребывания ученика в школе. Учитель начальных классов должен четко знать, какими методами добиваться ее, помня, что даже самый молодой ученик-первоклашка - это уже гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. К сожалению, учителя младших классов очень часто видят в нем только ребенка. Некоторые из них влияют на школьников только суровостью, стремятся добиться послушания, ломая волю ребенка. В таком случае у учащихся воспитывается бездумный послушание или дерзкая неповиновение. В средних и старших классах отдельные учителя чрезмерной суровостью, прямолинейностью суждений нередко подавляют интересы школьников, порождают нежелание идти в школу. Неусыпный контроль, постоянные ограничения приводят к противоположным результатам, замечания вызывают раздражение, грубость, неповиновение. Требовательность и строгость учителя должны быть доброжелательны. Он должен понимать, что ученик может ошибаться не только на уроке, когда соответствует на вопросы, но и допускать ошибки в поведении ввиду недостатка жизненного опыта. Суровый и добрый учитель умеет прощать такие ошибки и учит несовершеннолетних, как вести себя в сложной жизненной ситуации. А. Макаренко большую роль в дисциплинирования учащихся отводил школьном режиму, считая, что он выполняет свою воспитательную роль только тогда, когда целесообразен, точный, общий и определенный. Целесообразность режима заключается в том, что все элементы жизнедеятельности учащихся в школе и дома продуманные и педагогическое оправданы. Точность режима проявляется в том, что не допускает никаких отклонений во времени и по месту проведения намеченных мероприятий. Точность прежде всего должна быть присуща педагогам, тогда она передается детям. Всеобщность режима - его обязательность для всех членов школьного коллектива. Относительно педагогического коллектива эта черта проявляется в единстве требований, педагоги предъявляют к воспитанникам. Каждый воспитанник должен четко представлять, как он должен действовать, выполняя определенные обязанности. Такой режим способствует развитию у учащихся способности управлять собой, полезных навыков и привычек, положительных моральных и правовых качеств. Важное место в приучении учащихся к надлежащего поведения в школе и за ЕЕ пределами принадлежит четкому контролю за их поведением, предусматривающий учет посещения ими уроков, принятия соответствующих мер к тем, кто систематически опаздывает или не появляется на уроки без уважительных причин. В некоторых школах ведут специальные журналы поведения учащихся, в которых директор или его заместитель по воспитательной работе регулярно фиксируют все случаи грубого нарушения учащимися порядка в школе, на улице, в общественных местах, а также воспитательные воздействия, примененных к ним, и результаты этих воздействий. Это помогает педагогам своевременно анализировать состояние дисциплины в ученическом коллективе, намечать и принимать меры по его улучшения, подробнее и полнее изучать условия жизни учащихся, ближе знакомиться с их семьями, глубже вникать во внутренний мир отдельных учащихся и таким образом выявлять недостатки воспитательной работы школы и совершенствовать ее. Такой журнал учета поведения дает возможность конкретизировать индивидуальную воспитательную работу с учащимися, склонными к нарушениям норм морали и права, способствует их профилактике. В некоторых школах вместо журнала учета поведения ведут специальную картотеку на учащихся-правонарушителей. Препятствуют воспитанию дисциплинированности учащихся попытки отдельных учителей и родителей скрыть случаи нарушения дисциплины, чтобы не компрометировать класс. Не реагируя на такие поступки, они воспитывают в несовершеннолетних чувство безответственности. Если на определенном этапе воспитание ученику начинают упрекать за плохое поведение, он не может понять, чем последний его поступок хуже предыдущих, о которых никто не вспоминал, что у него притупилось чувство ответственности, выработалась дерзость. Учитывая это, каждый случай нарушения правил поведения следует детально анализировать и давать соответствующую оценку. В дисциплинирования учащихся важную роль играет дневник. Педагог должен требовать от них аккуратного ведения дневника. Оценивая поведение школьника за неделю, следует учитывать также его внешний вид и участие в уборке класса, дежурство в столовой, отношение к товарищам и взрослых. Систематический контроль за поведением учеников в школе и за ее пределами приучает их к ежедневному соблюдению дисциплины. Такой контроль особенно нужен детям, у которых сформировались негативные привычки. Он создает условия для выработки у них положительных привычек, блокирует появление и закрепление отрицательных. Однако это не значит, что надо все время контролировать учеников, случайно нарушили правила поведения. Когда их «воспитывают» во многих инстанциях, часто напоминают о малейшие проступки, это не способствует соблюдению ими правил поведения, а побуждает к мысли, что они «Неисправимые». Контроль должен быть тактичен, чтобы ученик чувствовал уважение к себе как личности. Внешний контроль определенной степени является принуждением к положительному поведению. Вместе действует внутренний контроль, когда определенные нормы поведения усвоены такой степени, что стали внутренними убеждениями человека, и она выполняет их, часто даже не задумываясь над тем, почему поступает так, а не иначе. Если от исполнения требований школьного режима можно уклониться, контроля со стороны педагогов или коллектива учащихся можно избежать, то от собственной совести трудно спрятаться. Поэтому в воспитании следует добиваться разумного сочетания внешнего и внутреннего контроля за поведением воспитанников, научить их «Делать правильно, когда никто не слышит, не видит и никто не узнает» 1. В воспитании вообще и в укреплении дисциплины частности особое значение имеет установление правильного тона и стиля в деятельности ученического коллектива. Если господствует жизнерадостное тон, в основе которого сознательная дисциплина, единство и дружба, чувство собственного достоинства каждого члена коллектива, вопросы воспитания учащихся решать легче. Действенной является профилактика конфликтных отношений и предотвращению негативных поступкам. Нарушение дисциплины и требований школьного режима чаще случаются там, где недостаточно организована деятельность учащихся. Если питомцу нечего делать на уроке или в мастерской, если не организовано его досуг, то возникает стремление чем-то заполнить свое свободное время, организовать его по-своему, не всегда разумно. К нарушениям школьного режима отдельными учениками приводит и неумение некоторых учителей работать с педагогически запущенными детьми, промахи и ошибки в работе с ними, вызванные тем, что педагоги не раскрывают мотивов их негативного поведения, знание которых дает возможность эффективно строить воспитательную работу с ними. Так, если питомец плохо обращается за отсутствия перспективы, за безразличия к своему будущему, то вся работа педагога направляется на формирование у него веры в это будущее, в возможность достичь его собственными силами. Школа много теряет в воспитании сознательной дисциплины за того, что не всегда придерживается строгой регламентации жизни и деятельности учащихся. А. Макаренко по этому поводу писал, что именно «школа должна с первого же дня поставить перед учеником твердые, неоспоримые требования общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы она знала, что можно и чего можно, что похвально и за что не похвалят »1. Это регламентирование имеет определяться правами и обязанностями школьников, предусмотренными Законом Украина «Об образовании». Ученикам созданы все условия для учебы и работы в школе, поэтому каждый из них должен добросовестно и сознательно выполнять свои обязанности. Уважение учащихся к закону заключается в сознательном соблюдении правил поведения, дисциплинированности, борьбе с нарушениями требований школьного режима, помощи педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса. Словом, ученик должен глубоко осознать, что поведение и отношение к обучению - не только его личное дело, что его обязанность как гражданина - добросовестно учиться, примерно вести себя и удерживать других от недостойных поступков.

Просмотров: 93

Правовое воспитание

Copyright 2010 - Педагогика. Рефераты на тему педагогики.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………………….………..3
1. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………...………….5
1.1. Формирование понятия дисциплина …………………………………….……5
1.2. Совершенствование организации урока………………………………….…9
1.3. Формирование ответственного отношения к учению………………………12
1.4. Формирование ответственного отношения к учению………………………14
2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ
СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ШКОЛЬНИКОВ……………………..17
2.1. Единство требований педагогов к учащимся……………………………….17
2.2. Создание здорового микроклимата на уроке………………………………..18
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..21
3.1.Занятия педагогического аутотренинга в целях воспитания дисциплинированности средствами самовоспитания
(автор Л. В. Солодникова)…………………..…………………….………………21
3.2. Карта педагогического наблюдения "для выявления уровня сознательной дисциплинированности подростков (автор А. С. Новоселова)..………………...24
3.3. Игровая деятельность в воспитании культуры поведения и самодисциплины младших школьников………………………………………….27
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...32
ЛИТЕРАТУРА……………………

Становление опыта формирования сознательной дисциплины как компонента содержания воспитания учащихся в педагогической теории и практике 1918–1991 гг.

А.В. Ахмадеева,
соискатель кафедры педагогики
Кубанского государственного университета

Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество во все времена. Особенно в настоящее время, когда очень часто можно встретить жестокость, насилие, девиантное поведение несовершеннолетних, отсутствие гуманности и доброты, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В современный период социально-исторического развития нашей страны, когда общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими кризисами, разрушаются нравственные устои. Это способствует регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей. Поэтому школа, решая сегодня задачи воспитания, должна помочь каждому воспитаннику обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Нравственное воспитание является основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает его ответственное отношение к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества получили адекватное отражение во внутренних стимулах личности каждого ребенка, таких как долг, честь, совесть, достоинство.

Сознательная дисциплина является одним из основных компонентов содержания нравственного воспитания учащихся, важнейшим условием работы школы как государственного учреждения и успешного осуществления задач среднего образования.

Анализ психолого-педагогической литературы по нравственному воспитанию показал, что проблема сознательной дисциплины учащихся в учебном процессе всегда была актуальной. Сознательная дисциплина является необходимой предпосылкой для обучения. Без создания необходимых внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя нельзя строить процесс обучения. Рассматривая проблему сознательной дисциплины в воспитательном плане, можно утверждать, что она является как результатом, так и предпосылкой воспитания отдельных черт личности. Без сознательной дисциплины нельзя воспитать в детях трудолюбия, организованности, умения планировать. Она способствует формированию у школьников культуры поведения, адекватному включению в учебно-воспитательный процесс, создает условия для преодоления недостатков.

Проблема воспитания сознательной дисциплины занимала особое место в теории и практике советской школы. Школьная дисциплина так же, как и общественная, носила активный характер. Это не означало только соблюдения порядка, исполнительности. В дисциплине советских школьников воспитывались самостоятельность, инициатива, умение в любых условиях выбрать правильную линию поведения. Дисциплина была средством воспитания таких нравственных качеств, как воля, настойчивость, упорство в достижении цели и др.

Дисциплина советских школьников – это дисциплина товарищеская. Основную роль в их воспитании играл коллектив, объединенный радостным, целеустремленным трудом. Отношения в таком коллективе складывались на основе взаимопомощи и товарищества, взаимной зависимости, требовательности и уважения друг к другу [1, с. 59].

В числе других признаков в школьной дисциплине присутствовал и принцип добровольности, который проявлялся в том, что учащиеся по своему желанию участвовали в разработке законов жизни и деятельности коллектива. Дисциплина не была для них чем-то навязанным и ненужным, а воспринималась как необходимое условие нормальной жизни коллектива. Делался упор на то, чтобы она создавалась и поддерживалась всеми учащимися, была внутренней потребностью каждого. Для этого старались привлекать детей к организации дисциплины в своем коллективе, доверять им, развивать их активность [2, с. 180].

Школьная дисциплина – не просто копия дисциплины общественного труда. Она не представляла собой чего-то независимого, изолированного от общества. Школа воспитывала учащихся в духе той дисциплины, которую им нужно было проявлять после вступления в самостоятельную жизнь.

Вопрос воспитания сознательной дисциплины учащихся невозможно рассматривать, не ссылаясь на ученых советского периода. Дисциплина, по мнению А.С. Макаренко, является результатом воспитания. Дисциплина в советском обществе рассматривалась как явление нравственное и политическое, как «продукт всей суммы воспитательного воздействия, включая и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешения конфликтов в коллективе, проявления дружбы и доверия, и всего воспитательного процесса, считая также процесс физкультурного воспитания, физического развития и т. п.» [3, с. 416]. Педагоги понимали, что дисциплину невозможно было создать только одной проповедью, одними разъяснениями, это означало рассчитывать на результат чрезвычайно слабый. Таким образом, воспитание сознательной дисциплины протекало в условиях комплексного подхода, при этом умело сочетались различные методы и приемы воспитания с соблюдением важнейшего принципа педагогики – уважения к личности ребенка.

Началом нового этапа в истории СССР стал 1946 год. На международной арене Советский Союз приобрел статус одной из ведущих мировых держав. Мир разделился на два блока, один из которых возглавлял СССР. Внутри страны наблюдался эмоциональный подъем после победы, который поднял самосознание людей. Им предстояло восстановить разрушенную экономику страны. В то же время проявлялась тоталитаризация отношений в обществе.

Советская школа успешно осуществляла воспитание подрастающего поколения страны. У учащихся формировались подлинно гуманистические качества: нравственное отношение к окружающим людям, обществу, к себе, к природе; чувство долга, ответственность за свои действия и поступки. Все это получало преломление в сознательной дисциплине, в их дисциплинированности. Как следствие этого, в большинстве школ были преодолены такие отрицательные факты поведения школьников, как пропуски уроков по неуважительным причинам, невыполнение домашних заданий, нарушение установленных норм поведения в школе, на улице, в общественных местах. Это на практике достигалось такой постановкой учебно-воспитательной работы, при которой повседневно, настойчиво воспитывались чувство общественного долга, личное достоинство, ответственность за свои поступки, строгое соблюдение общечеловеческих норм морали; сознательная дисциплина, отличное поведение и успешное овладение знаниями. С первых дней учебных занятий в школе устанавливался твердый режим и четкий внутренний распорядок, его требования разъяснялись учащимся, а выполнение строго контролировалось. Выполнение предъявляемых к учащимся требований обеспечивалось пониманием их необходимости и положительными условиями для их осуществления, которые заключались в возможностях выполнения разнообразных интересных, полезных, приятных коллективных и индивидуальных действий, дел. Разнообразие появлявшихся в поле внимания возможностей развивало инициативу, воображение учащихся и поддерживалось школой, семьей, социумом. Эта поддержка проявлялась на высоком уровне.

В воспитании дисциплинированности рельефнее стала выступать опора на коллективизм и взаимоподдержку. Коллективизм был призван обеспечить превращение детей в членов социалистического общества при максимально радостных и прочных товарищеских отношениях [4, с. 48].

Придавая первостепенное значение воспитанию детей и молодежи в коллективе, умело и настойчиво осуществляли меры по организации и сплочению коллектива учащихся каждого класса и школы в целом, по развитию активности учащихся, созданию такого общественного мнения, при котором всякое нарушение порядка и дисциплины было нетерпимым, порочащим честь школы, класса и самого ученика. Обеспечивалось единство требований педагогического коллектива по отношению к учащимся, умело сочетались методы убеждения и поощрения [5, с. 199].

Устанавливаемая в школе дисциплина содействовала активному включению в многогранную творческую жизнь, духовному росту, обращению к разуму, воле, чувствам. По мере развития этих качеств расширялось поле возможностей, повышались требования к учащимся, что воспринималось ими как признание роста их развития педагогами. Быть дисциплинированным означало честно, добросовестно, с максимальной продуктивностью учиться, работать, проявляя заботу о саморазвитии; корректно обращаться с товарищами, почтительно относиться к старшим, проявлять заботливое отношение к тем, кто нуждается в помощи, бережно относиться к общественному имуществу и др. Один из выдающихся педагогов того времени писал, что дисциплина, которая воспитывалась в тех условиях, – это «дисциплина инициативная, связанная со стремлением как можно лучше выполнять полученное поручение, с готовностью выполнять свой долг, не ожидая напоминания, но проявляя инициативу» [6, с. 127].

В развитии школы и педагогической мысли в 1954–1964 гг. усилилась воспитательная функция классного руководителя, внимание к пионерским и комсомольским организациям; повысилось внимание к гражданскому, военно-патриотическому воспитанию учащихся. Большое внимание уделялось ознакомлению учащихся с жизнью государства; развитию экономики, науки и техники; роли коллективных действий в производстве, труде, социуме, общественной деятельности и в школьной жизни.

Так как сознательная дисциплина являлась одной из черт морального облика советского гражданина, ее формирование было тесно связано со всей системой нравственного и трудового воспитания. Оно включало постепенное осознание детьми норм и правил дисциплины, организацию практики повседневного дисциплинированного поведения, воспитание навыков и привычек такого поведения, формирование волевых качеств.

Немаловажная роль в воспитании сознательной дисциплины учащихся отводилась общественным и школьным пионерским и комсомольским организациям. Ими проводилась основная работа по вовлечению детей в различные виды деятельности, например, проведение игр, различных мероприятий, где проявлялось и развивалось творчество детей. Возросли роль и значение комсомола как резерва и ближайшего помощника руководителей общества в гуманистическом и нравственном воспитании подрастающего поколения – строителей новой жизни. Комсомольцы прививали младшим и средним школьникам чувство ответственности за учебу и поведение; проводили с ними интересные дела; помогали учителям, классным руководителям в том, чтобы дети хорошо готовились к урокам, добросовестно выполняли домашние задания, достойно вели себя, неукоснительно выполняли требования учителя; осуждали нерадивое, поверхностное отношение к овладению знаниями; повышали политическую активность и самодеятельность школьников; воспитывали их в духе организованности и дисциплины; привлекали к общественной жизни школы.

Руководствуясь указаниями руководителей общества, комсомольские организации страны вместе со школой и широкой общественностью направляли усилия на совершенствование работы по воспитанию детей и подростков. Были найдены интересные формы этой работы, учитывающие возросший уровень общественной активности и познавательные возможности школьников. Получили дальнейшее развитие активные формы трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Более трех миллионов учащихся старшего школьного возраста приобретали трудовые навыки, знакомились с профессиями в ученических производственных бригадах, школьных лесничествах, лагерях труда и отдыха, ремонтных отрядах. Росло количество объединений юных техников, натуралистов, опытников. Широко проводилась работа по ознакомлению учащихся с производственными и технологическим процессами на промышленных предприятиях. В стране активно работала широкая сеть внешкольных учреждений: дворцы пионеров, дома школьников, станции юных техников, туристические станции, дома спорта, спортивные и другие секции при домах культуры и т.д.

Советская история периода 1965–1985 гг. характеризовалась усилением внимания к детскому коллективу; реформами перестройки школы; активизацией деятельности педагогов-новаторов, в работах которых указывалась важная роль сознательной дисциплины как необходимого условия и результата обучения и воспитания. Педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.) на практике показали, что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.

В процессе организации разнообразной деятельности учащихся с целью воспитания сознательной дисциплины школа создавала определенную систему внутриколлективных отношений, связей и зависимостей. Детский коллектив являлся не только объектом воспитания в том смысле, что он воспитывался учителем, но и субъектом воспитания, поскольку он сам являлся воспитателем по отношению к отдельным учащимся. Под влиянием общественного мнения, сложившегося в коллективе, ученик учился переоценивать свои поступки, рассматривать их не только с личной, но и с общественной точки зрения. Только в нем могла произойти полноценная социализация личности. Личность выступала субъектом общественно обусловленной деятельности, которую вне группы, ассоциации нельзя было рассматривать. Идея коллективности определяла генетическую потребность людей в сотрудничестве, стремлении к объединениям. Предпринимались попытки создавать такие детские объединения (школьные лесничества, пионерские дружины, школьные академии наук, тимуровские команды), которые способствовали бы воспитанию истинного коллективизма, где появлялась бы коллективная дисциплинированность. Устойчивые отношения создавали благоприятные условия воспитания сознательной дисциплины. Истоки образования коллектива виделись в организации совместной деятельности, где проявлялась дисциплинированность, где дети вступали в отношения сотрудничества, дружбы, взаимопомощи и объединялись в монолитную организацию. Деятельность детей, как и деятельность людей вообще, помимо того, что удовлетворяла непосредственные жизненные потребности, которыми она вызвана, одновременно или параллельно выполняла еще и воспитательную функцию: являлась средством воспитания дисциплинированности.

Перестройка – политическое направление, избранное руководством СССР весной 1985 года. В его основу было заложено стремление поднять на новый качественный уровень развитие советской экономики, благосостояние народа, культуру, добиться интеграции страны в мировое сообщество на основе признания приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Достичь этих целей предполагалось, не отказываясь от социалистического выбора. Проблеме воспитания сознательной дисциплины у учащихся в отечественной педагогике до 1985 г. уделялось большое внимание, оно, как правило, завершалось формированием дисциплинированности как сложного интегрального качества личности, охватывающего все сферы, проявляющегося в умениях и привычках управлять своим поведением, соотносить его с нормами и требованиями общества. Воспитание сознательной дисциплины осуществлялось в различных видах деятельности, и дисциплинированность как качество личности могла иметь разные уровни в своем становлении: от временного состояния до устойчивого качества.

В период с 1985 по 1991 г. эта проблема оказалась одной из самых важных. Происходила демократизация всех сторон жизни. Демократизация школы предусматривала раскрепощение педагогических отношений, изменение самой их сути, переход к системе педагогического сотрудничества. Все это требовало от педагогов переосмысления своей роли в воспитании и формировании личности ребенка. Новая социально-педагогическая ситуация, возникшая в стране в условиях перестройки, предъявляла повышенные требования к нравственному воспитанию учащихся, в частности к развитию дисциплины, сознательности, ответственности. Научное и практическое решение проблемы развития сознательной дисциплины имело большое социально-политическое значение.

Тем не менее, несмотря на вышеуказанные трудности, проблема воспитания сознательной дисциплины у школьников была поставлена в центр воспитательного процесса. Были найдены, описаны и применены на практике некоторые адекватные пути развития дисциплинированности, исключающие авторитаризм, строящиеся на единстве прав и ответственности детей, инициативе, самодеятельности [7, с. 156].

В воспитании высокой дисциплинированности и ответственности ребенка за свои дела и поступки была велика роль комплексного подхода. Он состоял в том, что воспитательные воздействия, основанные на субъектно-субъектных отношениях учителей и воспитанников и педагогическом сотрудничестве, были объединены в целостную систему, содействующую выработке необходимых качеств нового человека в условиях обновляющейся страны. В основе комплексного подхода лежали идеи единства, целостности и неразрывности личности. Целостное формирование личности считалось одной из важнейших закономерностей педагогического процесса, которая предопределялась тем, что психологическое образование и воспитание качеств личности ребенка протекали одновременно.

Сознательная дисциплина и в наше время остается существенной и важной частью воспитания подрастающего поколения, необходимым условием работы школы, результатом воспитания, органической и важной составляющей нравственного воспитания. Сознательная дисциплина дает возможность активно включиться в многогранную творческую жизнь, укрепляет духовный рост, обращается к разуму, воле, чувствам. В современной школе по-прежнему актуально стремление воспитанников быть дисциплинированными не в силу давления извне, а в силу собственных добровольных побуждений, что должно привести к самодисциплине. Общественными мероприятиями, оторванными от учения, нельзя выработать сознательную дисциплину, ее необходимо воспитывать в повседневной работе школы. Но, к сожалению, в настоящее время негативное влияние на нравственное развитие детей оказывают жестокость и насилие, транслируемые по телевидению, видео и в Интернете, дети часто переносят в реальную жизнь увиденное ими в средствах массовой информации, и поэтому методы и приемы воспитания сознательной дисциплины не всегда дают желаемый результат. Комплексный подход в воспитании сознательной дисциплины учащихся разрушен в настоящее время вследствие отрицательного воздействия компьютерных игр, наполненных агрессией и убийствами, к тому же нет четкой директивы и программы развития, поддержки и контроля данного направления в воспитании от руководителей общества и министерств. Дети привыкают видеть сюжеты насилия, убийств и др., и постепенно многое из того, что они видят, усваивается ими как норма жизни. Поэтому длительная, кропотливая работа всего педагогического коллектива, проводимая изо дня в день совместно с семьей ребенка и социумом, при поддержке правительства обеспечивает воспитание сознательной дисциплины и в современных условиях развития школы.

Литература

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

Роль классного руководителя в создании воспитательного процесса.

Наиболее частый вопрос со стороны родителей о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая.Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, гд...

Роль классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности.

Классные традиции могут изменяться, это зависит от требования времени, но основные школьные  – как правило, сохраняются. Это и понятно, потому что они отражают  и воспитывают гражданина росс...

Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося

Выступление на съезде классных руководителей Республики Крым на тему "Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося"...

Роль классного руководителя в создании благоприятной атмосферы в классном коллективе.

Выступление на педсовете (2017) Классный руководитель в современной школе, должен постоянно самообразовываться, искать пути привлечения учащихся в школьные, классные дела. Важна личность педагога. Тол...