Главные вкладки

    "Что такое хорошо и что такое плохо"
    классный час (5 класс) на тему

    Киселева Светлана Валентиновна

    ЦЕЛИ:

    1. Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.
    2. Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.

    ОБОРУДОВАНИЕ: на доске тема, рисунки, карточки, тесты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas_po_teme.docx33.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час по теме

    "Что такое хорошо и что такое плохо"

    Киселева Светлана Валентиновна, учитель математики

    ЦЕЛИ: 

    1. Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.
    2. Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.

    ОБОРУДОВАНИЕ: на доске тема, рисунки, карточки, тесты.

    Учитель:

    Крошка сын к отцу пришел,
    И спросила кроха:
    Что такое хорошо
    И что такое плохо?

    - Всем, конечно же, известны эти строчки из стихотворения великого поэта Владимира Владимировича Маяковского, но все ли могут дать ответ на этот вопрос?
    - Сегодня на классном часе я хочу пригласить к разговору всех вас и поразмышлять всем вместе над этим вопросом. Что значит, вести себя хорошо и что значит плохо?
    - Какие поступки похвальны, а какие нет?
    - Давайте вспомним значение этих слов.
    - Что значит
    “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”? 
    - Давайте заглянем в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим значение слова.

    Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.

    - Как понимаете значение “плохо”? Растолкуйте.
    - Поскольку слово “плохо” является противоположным по значению слову “хорошо”, поэтому в словаре слово
    “плохо” – плохой означает - лишенный положительных качеств.
    - Итак, со значением слов разобрались.
    - Какими близкими по значению можно заменить эти слова.
    - Давайте подберем слова – синонимы.

    Хорошо

    Плохо

    Неплохо, недурно, славно, ладно, здорово (разг.)
    Изрядно (устар.)
    Порядочно (устар. Разг.)
    Недурственно (устар.)
    Отлично, прекрасно, превосходно, отменно, первоклассно, знатно, классно, качественно, добротно, справно.

    Нехорошо;
    Неудовлетворительно;
    Недостаточно;
    Слабо;
    Скверно;
    Дурно;
    Неважно;
    Худо;
    Паршиво;
    Неладно;
    Неважнецки.

    - Вот сколько слов живет рядышком со словами “хорошо” и “плохо”.
    - А какое еще мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”, оно хоть и не является синонимом, но всегда рядом
    (“добро”).
    - А со словом “плохо”
    (“зло”).
    - Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло?
    - Каким представилось “добро”, какой вы увидели цвет?

    У добра

    У зла

    Чистые, красивые, яркие, теплые цвета.

    Темные, черные, грязные, холодные.

    - Давайте поиграем в ассоциации с этими словами.

    “ДОБРО”

    “ЗЛО”

    Нежность;
    Забота;
    Внимание;
    Ласка;
    Верность;
    Радость;
    Дружба;
    Свет;
    Любовь;
    Сочувствие, чуткость, отзывчивость и т.д.

    Предательство;
    Зависть;
    Злоречие;
    Жадность;
    Ложь;
    Месть;
    Эгоизм.

    - А как вы думаете, какому человеку присущи перечисленные качества? (Доброму и злому)
    - Рассмотрите рисунки и найдите доброго и злого человека, аргументируйте свой ответ.

    – ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое, радостное, прекрасное).
    – ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).

    - Как ведут себя добрые люди?
    - А как ведут себя злые люди?
    - Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?
    - В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются “драконы”: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.

    - А вам приходилось когда-нибудь злиться?
    - А из-за чего вам приходилось злиться?
    - Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать?
    (Ударить, толкнуть, накричать)
    - Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.
    - Что вы делаете, для того, чтобы “выпустить из себя дракона”. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?
    - Давайте посмотрим, что советуют психологи? Как можно избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим.

    1. Чтобы избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили нас. (Дети выполняют упражнения).

    2. Так же всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушный шарик злостью, завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

    - Как еще можно избавиться от злости?

    Можно:

    • Станцевать буйный танец;
    • Потопать ногами;
    • Просто рассказать о своих переживаниях.

    - Как хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто в трудную минуту может прийти на помощь, поможет решить какую-то проблему, поможет стать добрыми, ведь добрый человек – добру учит.

    - Послушайте небольшой отрывок из рассказа Л.Н. Толстого (стр. 33) и скажите: Как можно назвать поступок старика?

    Старик сажал яблони. Ему сказали:
    - Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки.
    Старик сказал:
    - Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

    - Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным).
    - Не зря гласит народная мудрость: Добрый человек – добру учит.
    - Какие пословицы, поговорки, народные мудрости о добре вы знаете?

    Не одежда красит человека, а его добрые дела.
    Жизнь дана на добрые дела.
    Делать людям хорошее, хорошеть самому.

    - Что доброго вы делали другим людям?
    - Что чувствовали люди, которым вы делали добро
    ? (Радость, счастье, восторг, умиление).
    - Каким делает человека доброта?
    (Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым).
    - Что же такое
    “доброта”? (Это отзывчивость, хорошее отношение к людям, это все хорошее полезное).

    Песня “Доброта” (сл. Н.Тулуповой, муз. И. Лученка)

    Добрым быть совсем, совсем не просто,
    Не зависит доброта от роста,
    Не зависит доброта от цвета.
    Доброта – не пряник, не конфета.

    Припев:

    Только надо, надо добрым быть,
    И в беде друг друга не забыть.
    И завертится Земля быстрей,
    Если будем мы с тобой добрей.

    Добрым быть совсем, совсем не просто,
    Не зависит доброта от роста,
    Доброта приносит людям радость
    И взамен не требует награды.

    Доброта с годами не стареет,
    Доброта от холода согреет,
    Если доброта, как солнце, светит,
    Радуются взрослые и дети.

    Добрым быть совсем, совсем не просто,
    Не зависит доброта от роста.
    Доброта приносит людям радость
    И взамен не требует награды.

    Припев.

    - С чем можно сравнить добро? (С солнцем, весенней радугой, яркими красивыми цветами, с мамой).

    В доме добрыми делами занята,
    Тихо ходит по квартире доброта,
    Утро доброе у нас,
    Добрый день и добрый час.
    Добрый вечер, ночь добра,
    Было доброе вчера.
    И откуда, спросишь ты,
    В доме столько доброты,
    Что от этой доброты
    Приживаются цветы,
    Рыбки, ежики, птенцы?
    Я тебе отвечу прямо:
    Это – мама, мама, мама!

    - Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь. Но иногда, порой мы своими необдуманными поступками огорчаем своих мам.

    Посмотрим сценку.

    Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.

    - Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

    Но однажды Соня – так звали одну из девочек – прибежала домой и похвасталась маме:

    - Я получила по математике “пять”, а Вера только “тройку”. Мы стали уже неодинаковые.

    Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

    - Да, ты стала хуже…
    - Я? – удивилась Соня. – Но ведь “тройку-то” получила не я!

    - “Тройку” получила Вера, но она ведь получила ее потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.
    - За что мама осудила Соню?
    - Что бы вы посоветовали Соне?
    - Можно ли Соню назвать доброй?

    (Добрый человек всегда готов помочь близкому).

    - Какого человека называют добрым?
    - Какие слова говорят добрые люди?
    (Добрые, вежливые).
    - А какие добрые, вежливые слова вы знаете?
    (Дети называют вежливые слова).
    - Молодцы! Много знаете вежливых слов.
    - Скажите, а достаточно ли того, чтобы быть вежливым, воспитанным, знать вежливые слова?
    - Верно,
    вежливость – это не только добрые слова, но и добрые дела и поступки.
    - А можно ли этих ребят назвать вежливыми, о которых вы сейчас услышите в частушках. Почему?

    Чтобы печка разогрелась,
    Надо жару поддавать.
    Чтоб частушка лучше пелась,
    Надо пляской помогать.

    Лида в круг вбежала смело,
    Завертелась, как юла,
    И под музыку запела
    Про знакомые дела.

    Тетя Сима попросила
    Слазить Витю на чердак.
    - Извините, тетя Сима,
    Я вам вовсе не батрак.

    В поезд входят три юнната:
    “Ух, народу сколько тут!
    Занимай места, ребята,
    А то бабушки займут”.

    Говорит лентяйке мать:
    - Убери свою кровать.
    - Я бы, мама, убрала,
    Только я еще мала.

    А наш Гриша ходит гордо,
    В ход пускает кулаки,
    У задиры под глазами
    Не проходят синяки.

    Витя очень умный парень,
    Может все он смастерить,
    Только “здравствуй” и “спасибо”
    Не умеет говорить.

    - А сейчас предлагаю поиграть в игру “Хорошо и плохо”. Ваша задача оценить поступки и действия с двух позиций – хорошо это или плохо. Хороший поступок – фишка красного цвета, плохой поступок – фишка черного цвета.

    ПЛОХИЕ

    ХОРОШИЕ

    Обидел друга.

    Защитил слабого.

    Порвал книгу.

    Проведал больного друга.

    Поссорился с мамой.

    Помог младшей сестре, другу, маме.

    Ударил котенка.

    Помог перейти дорогу старушке.

    Разрушил птичье гнездо.

    Смастерил кормушку.

    Бегал по школе.

    Помог решить задачу.

    Нарисовал на парте.

     

    Не выполнил домашнее задание.

     

    Дал списать.

     

    Опоздал.

     

    - Молодцы! И я думаю, что вы будете совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них никогда не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни вашим друзьям. Будем стараться быть вежливыми ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными, как герои этого стихотворения.

    Ежели вы вежливы
    И к совести не глухи,
    Вы место без протеста
    Уступите старухе.
    Ежели вы вежливы
    В душе, а не для виду,
    В троллейбус вы поможете
    Взобраться инвалиду.
    И ежели вы вежливы,
    То, сидя на уроке,
    Не будете с товарищем
    Трещать, как две сороки.
    И ежели вы вежливы,
    Поможете вы маме,
    И помощь ей предложите
    Без просьбы, то есть сами.
    И ежели вы вежливы,
    То в разговоре с тетей,
    И с дедушкой, и с бабушкой
    Вы их не перебьете.
    И ежели вы вежливы,
    Тому, кто послабее,
    Вы будете защитником,
    Пред сильным не робея.

    - Не надо скупиться на добрые дела, добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, а делать так, чтобы людям, которые вас окружают, было приятно, удобно, уютно, комфортно. Никогда не стесняйтесь доброты, как герой стихотворения

    А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.

    Жил в стихах моих когда-то
    Вовка – добрая душа.
    А теперь он взрослый малый,
    Лет двенадцати на вид.
    И читателей, пожалуй,
    Взрослый Вовка удивит.
    С добротой покончил Вовка,
    Он решил – ему неловко
    В зрелом возрасте таком
    Быть каким-то добряком.
    Он краснел при этом слове,
    Стал стесняться доброты.
    Он, чтоб выглядеть суровей,
    Дергал кошек за хвосты.
    Знайте все, что он недобрый:
    Злее волка, злее кобры.
    “Берегись, не то убью!” –
    Пригрозил он воробью.
    Целый час ходил с рогаткой,
    Но расстроился потом:
    Закопал ее украдкой
    В огороде под кустом.
    Он теперь сидит на крыше,
    Затаившись, чуть дыша,
    Лишь бы только не услышать:
    “Вовка – добрая душа!”
    Если добрым вырос ты,
    Злыднем быть не пробуй.
    Не стесняйся доброты,
    А стесняйся злобы.

    - Никогда не стесняйтесь доброты и добрых, вежливых слов, ведь вежливые, добрые слова сказать нетрудно.

    На добрые слова не надо скупиться.
    Сказать это слово – что дать напиться –
    Со словом обидным, нельзя торопиться,
    Чтоб завтра себя самого не стыдиться!

    СЦЕНКА “Мальвина и Буратино”.

    Мапьвина (приветливо). Здравствуйте, дети!
    Буратино (бурча под нос). Здравствуйте.
    Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
    Буратино. Невеселый и все! А тебе что от меня надо?
    Мальвина (обиженно). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
    Буратино. А что я тебе такого сказал?
    Мальвина. Ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
    Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает.
    Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?
    Буратино. Обиженный. Ведь я никого не ругаю!
    Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.
    Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну как посадка прошла?” А он обиделся и ушел. А что я плохого ему сказал?

    Мальвина (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна шутка Буратино? (Обсуждение).

    Буратино. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

    Мальвина. Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого слова дружба может разрушиться в один миг. Недаром в народе говорят: “Слово лечит - слово и ранит”.

    - Да, доброе слово лечит, а худое калечит. И пока вы молодцы, сильны, добры не уставайте делать добро. Давайте поддержим Буратино и постараемся избавиться от всех грубых, плохих, невежливых слов. Будем стараться делать добрые дела и говорить добрые слова, быть вежливыми. А вы вежливы?

    - Да, доброе слово лечит, а худое калечит. И пока вы молодцы, сильны, добры не уставайте делать добро. Давайте поддержим Буратино и постараемся избавиться от всех грубых, плохих, невежливых слов. Будем стараться делать добрые дела и говорить добрые слова, быть вежливыми. А вы вежливы?

    - Предлагаю оценить свою вежливость.

     

    ТЕСТ

    да / иногда / нет

    1

    Здороваешься ли ты с соседями по дому?

    Я

    РОДНЫЕ

    2

    Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)?

     

     

    3

    Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

     

     

    4

    Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?

     

     

    5

    Папа (дедушка, мама, …) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (ее)?

     

     

    6

    Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

     

     

    7

    Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру … с праздником 8 марта?

     

     

    8

    Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними?

     

     

    ИТОГ: Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо?

    Дети читают стихи “Что такое “хорошо”? И что такое “плохо”?”

    Если учишься на пять,
    Дисциплина – тоже,
    То могу тебе сказать:
    Лучше быть не может!
    Если ты трепач и лгун,
    И большой пройдоха,
    То сказать тебе могу:
    Это очень плохо!
    Если с другом разделил
    Ты свои конфеты –
    Хорошо ты поступил,
    Каждый скажет это.
    Ты узнал чужой секрет
    И разнес сейчас же,
    Это плохо, хуже нет,
    Это подло даже!
    Если подал ты при всех
    Девочке пальтишко,
    Ты – культурный человек,
    Мировой мальчишка!
    Если ты, как дикий зверь,
    Сразу лезешь драться,
    Недостоин ты, поверь,
    Человеком зваться!
    Если ты пригрел кота,
    Кормишь птичек в стужу,
    Это – просто красота,
    Только так и нужно!
    Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен – в сорок раз
    Ты собаки хуже.
    Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже,
    И тогда тебя, мой друг,
    Назовут хорошим.
    Если ты среди ребят
    Одинок, как в море,
    Только ты и виноват
    В этом горьком горе.

    Закончить наш разговор я хочу словами В. Сухомлинского: “Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

    Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

    Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

    Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

    « Что такое хорошо и что такое плохо?» ( тематическая программа по профилактике наркомании)

            Классный час  посвящен профилактике вредных привычек  конкретно – наркомании. В среднем подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние с...

    Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

    Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

    Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

    Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....

    Занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо"

    Программные задачи: • Формировать представление, о том , что дети в классе зависят друг от друга. • Научить быть доброжелательными и терпимыми друг к другу, проявлять внимание, сочувст...