Из опыта работы классного руководителя
статья по теме

Шабанова Наталья Николаевна

Классный руководитель - педагог-организатор деятельности детей, помощник, защитник, советчик, но не «надзиратель» и не «скульптор». Только такая  позиция  обеспечивает доступную воспитывающую среду равных возможностей по поддержке каждого ребенка на пути к его жизненному успеху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Воспитание шире и значительнее, чем обучение; чувство собственного достоинства школьника важнее, чем отличные отметки в журнале…

Дистервег

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его права и свободы, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Она также отмечает, что главная функция школы как социального института состоит в том, чтобы всячески способствовать развитию индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в современном демократическом обществе.

В Законе РФ "Об образовании" сказано, что школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новой системы ценностей. Она должна использовать свой воспитательный потенциал для формирования у молодёжи уважения к людям, которые своим трудом способствуют процветанию Родины и обеспечивают собственное благополучие.  Обществу нужны  образованные члены, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии её экономики. Система образования должна готовить людей, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.

    Размышляя об алгоритмах успешной реализации задач воспитания подрастающего поколения, мы должны помнить:

Без памяти - нет истории,

Без истории - нет культуры,

Без культуры - нет духовности,

Без духовности - нет воспитания,

Без воспитания - нет Человека,

Без человека нет Народа!

Исходя из этого,  ЦЕЛЬЮ воспитательной работы в классе является:

становление социально-активной личности, через организацию ученического самоуправления,  направленное на формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

  • учить коллективной мыслительной и практической работе, используя элементы театральной педагогики,
  • формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений,
  • воспитывать ответственное отношение к делу, к социальным ценностям,
  • развивать классное ученическое самоуправление

      «Воспитание – великое дело: им решается участь человека», -  эти хорошо известные слова В.Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше время. Ведь во многом судьба человека зависит от того, как он воспитан.  «От качества подрастающего поколения зависят судьбы мира» (С.Рачинский).

      Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Просвещенный интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет, усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном – в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов. Важнейшая задача формирования личности – это нравственное воспитание человека.

     Что такое воспитание? Воспитание – это,  прежде всего,  проектирование способов отношений к людям и к самому себе, а также отношений к труду, к вещам, к природе, к обществу в целом. Главная роль в воспитании, конечно же, должна лежать на семье, но в условиях сегодняшней жизни эта роль переходит на школу.

     В школе  дети должны  находиться с удовольствием и чувствовать себя комфортно, т.к. многие не имеют этого дома,  с этим согласны все — и учителя, и учащиеся. И в этом вечная проблема дидактики. Как этого достичь? Ребенок духовно созревает лишь в том случае, если переживает личностную позицию, когда учитель работает «лично для него», когда чувства учителя «соприкасаются» с его чувствами (И. Д. Чечель). Классный руководитель - педагог-организатор деятельности детей, помощник, защитник, советчик, но не «надзиратель» и не «скульптор». Только такая  позиция  обеспечивает доступную воспитывающую среду равных возможностей по поддержке каждого ребенка на пути к его жизненному успеху. 

      В младшем школьном возрасте этому содействует игра, «...дети... еще словно несут в себе память об этом и предаются „божественному“ занятию — игре, до того, как начнется забота и труд для пользы» (Г. Д. Гачев). Еще в XVI веке Я. А. Коменский писал, что «всякая школа может стать универсальной игрой, если мы постараемся верно и мягко упорядочивать природные инстинкты, когда они сами проявляются...». Именно поэтому в своей работе классного руководителя  я  обратилась к элементам театральной педагогики.

      Как пишет А.В.Роготнева: «Театральная деятельность в учебно-воспитательном процессе позволяет сочетать в себе труд и удовольствие, познание мира и игру, фантазию и точный расчет». «Нельзя вдохнуть талант, но способности можно развить», — утверждала 3.Гиппиус. Это основные способности, воспитываемые у наших детей: способность социализироваться в обществе, понять свою позицию в жизни, уметь отстаивать свою точку зрения, не отрицая при этом возможности существования другой, порой противоположной, способность быть толерантным. Главной задачей для меня стало создание коллектива, в котором каждый осознает значимость свою и других.

  Коллективное воспитание оказалось возможным осуществлять через театрализацию воспитательного процесса, где в совместном творчестве происходит постижение явлений окружающего мира способом погружения и проживания в образах, которые дают совокупность цельных знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, его отношении к окружающему миру, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.  Приемы «театральной»  педагогики тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию — всему тому, что свойственно театру с одной стороны, и детству — с другой.

Общаясь с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия решений, выбора возможного варианта, альтернативы в определении сущности своих взглядов и убеждений, ценностных ориентации, жизненной позиции. Для подростка важны общение и деятельность,  и в этом помогают элементы театрализации, используемые в воспитательной работе класса,  как метод стимулирования творческой активности детей, где классный руководитель  ориентирован на личность ребёнка в целом.

    С помощью театрализованных игр развиваются навыки общения со сверстниками. Умение педагога войти в игровую ситуацию помогает решить задачу взаимопонимания между взрослыми и детьми.     Театральная педагогика – это вовлечение детей в активное речевое общение, это разнообразная гамма эмоциональных переживаний, это целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка, воспитывается творчество.

    Главный побудительный мотив творчества — стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Такое стремление есть в каждом индивиде,  и оно лишь ожидает подходящих условий для освобождения и проявления. Созидательному творчеству может способствовать:

  •  признание безусловной ценности индивида;
  •  создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание;
  •  понимание, сопереживание; психологическая свобода

      Занятия театральной деятельностью делают жизнь детей в школе более эмоциональной и привлекательной, дают возможность почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься. Главным образом,  театральная деятельность позволяет формировать опыт нравственного поведения и умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Занятия театральной деятельностью  способствуют улучшению социальной адаптации.

Воспитательная деятельность в классе строится по основным направлениям:

  1. Духовно-нравственное
  2. Гражданско-патриотическое
  3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
  4. Приобщение к культуре села, области
  5. Трудовое
  6. Создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся

И в первых трех направлениях кроме различных форм работы, как-то беседы, лекции, работа в группах, самостоятельная подготовка и т.д.,  в большей степени используются именно элементы театрализации. Причем мы  работаем не только для себя, чаще всего  с подготовленными  нами представлениями мы отправляемся в начальную школу, среднее, а иногда и в старшее звено. Рассмотрим несколько направлений воспитательной работы более подробно.

  1. Духовно-нравственное воспитание - это воспитание у учащихся правильной нравственной позиции; воспитание личности, умеющей отвечать за свои поступки, имеющей свою правовую культуру; воспитание личности, уважающей общепринятые ценности, нормы, законы. 

      Народная мудрость говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подтверждает правильность этого: если человек еще в дни своей юности вступил на путь достойный, он твердо будет стоять на нем и в старости. Духовно-нравственное воспитание должно формировать у ребенка верное понимание этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма.

      Именно в данном направлении самой благодатной формой работы являются элементы театральной педагогики, так как прорабатывание и постижение нравственных понятий происходит постепенно в ходе подбора сценария, репетиций и нескольких выступлений. Привлекать детей  к выступлениям начинаю с первых дней учебного года (в октябре в школе проводится традиционный праздник Рукавичек для детей 2-х классов). Сначала это были дети активные, способные справиться со смущением перед большим количеством зрителей, затем происходило постепенное «втягивание» всех остальных, причем, дети пробовали сами, им не хочется отставать от  одноклассников, а потом они понимают прелесть выступлений, а особенно подготовки к выступлению, т.к. это самые прекрасные моменты  трех СО - единения, творчества, активности.

      В этом направлении наш класс работает наиболее успешно и начиная с пятого класса. Со сказкой «Про козу-козулю» мы выступили не только в школе, но и в детском саду. В данной постановке задействован был весь класс, работа нашлась каждому: в представлении были задействованы как актеры,  так и куклы на ширме, кто-то готовил детали декорации, кто-то музыкальное сопровождение.  И нравственные понятия добра и зла, доброжелательного отношения друг к другу, способности к пониманию приходили в ходе увлекательной работы по подготовке представления.

Мы подросли, и уже в прошлом учебном году, когда необходимо было провести классный час по толерантности, дети сами начали активную подготовку, нашли сценарий, мы вместе просмотрели его, подработали и, получилось  ненавязчивое погружение в понятие «толерантности» их самих,  малышей 3-4 классов и учащихся 6-х классов.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание  предполагает воспитание любви к Родине, её истории, культуре, традициям; воспитание гражданской позиции, ответственности; воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.

В рамках данного направления  мы с детьми начали  готовить  выступления в 6 – 7 классах, это были представления к 23 февраля «Слава богатырей русских», «Аты-баты, шли солдаты», участие детей в школьном конкурсе поэзии военных лет, посвященном Дню Победы. Может быть, благодаря этой работе, один ученик нашего класса в прошлом году поступил в Суворовское училище, собираясь связать свою жизнь с воинской профессией.

Хорошие результаты показывает класс и на общешкольных  мероприятиях по патриотическому воспитанию:  в  игре «Аты-баты, шли солдаты»  заняли первое место. Лучшее чтение стихотворения, посвященное Дню Победы. В игре «Если ты мужчина» - первое место. В конкурсе плакатов «Мои права» наш класс – третье место.

 3.     Воспитание потребности в здоровом образе жизни складывается из создания условий для физического развития учащихся; воспитания негативного отношения к вредным привычкам; воспитания стремления к здоровому образу жизни; бережного отношения к природе, окружающему миру.

Подготовлены и проведены театрализованные постановки классных часов для начальной школы «Веселый поход в страну Здоровье», «Парад вредных привычек», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», игра «Береги здоровье».  В нашем классе нет детей с вредными привычками, дети любят  физкультуру и спорт.  Все занимаются в спортивных секциях по баскетболу, футболу, флорболу, защищают честь школы в соревнованиях по легкой атлетике и лыжным гонкам, одна девочка довольно успешно занимается в секции каратэ-до.  

Второе место занимаем в общешкольной игре «Шуточный поход». Первое место в спортивных общешкольных соревнованиях в рамках Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» среди 7-8-х классов. В данном учебном году в школе был создан волонтерский отряд, куда вошли несколько человек из моего класса, и уже провели определенную работу: в смотре агитбригад наша команда заняла второе место, 1 декабря  учащиеся 9а класса - члены волонтерского отряда, провели акцию Красная ленточка, подготовили информационный листок «Предупрежден – значит вооружен».

      Конечно, такая работа дает свои определенные результаты. В нашей школе в конце учебного года подводятся итоги в конкурсе «Самый лучший класс». Наши результаты таковы:

    5а - 2007-2008 учебный год   второе место в номинации  «Самый активный класс»

                                                      третье место в номинации  «Самый спортивный класс»

    6а - 2008-2009                          первое место                      «Самый спортивный класс»

                                                      третье место                       «Самый активный класс»

    7а - 2009-2010                          первое место                      «Лучший в учебе»

                                                       первое место                      «Самый активный класс»

                                                       первое место                      «Самый спортивный класс»    

     8а - 2010 2011                         первое место                       «Лучший в учебе»

                                                      первое место                       «Самый активный класс»

                                                      первое место                       «Самый спортивный класс»

     При переходе в пятый класс  психологом была проведена диагностика «Школьная тревожность»,  по результатам – из 17 человек у половины проявились средний и повышенный уровни тревожности. Уже через два года эти показатели исчезли. В классе были дети, которые стеснялись говорить, а если говорили, то очень тихо, стараясь не привлекать к себе внимания, не говоря уже о том, чтобы выступить перед кем-либо, постепенное привлечение их к мероприятиям, дало свои плоды:  этих детей теперь не узнать, активны, инициативны, способны к самостоятельной работе.

     Ежегодно  в классе  проводится обследование учащихся по различным методикам: «Школьная мотивация» (анкета для оценки уровня школьной мотивации), «Взаимодействие классного руководителя с учениками» ( анкета-исследование), «Уровень воспитанности» (анкета-изучение), «Самоуправление в классе», «Мотивация к изучению предмета» (анкета для учащихся), «Социально-психологический климат», «Взаимодействие учителя с родителями»,  «Нужно ли наказывать детей?» (анкетирование  перед родительским собранием).

      В классе развито самоуправление.  В течение уже пяти лет наш класс-город носит название «Умники и Умницы».  Выборы органов классного самоуправления происходят с обсуждением, причем высказывается каждый, аргументируя свою позицию.   А в данном учебном году  ученица нашего класса избрана Министром печати Школьной республики, т.е. ребята выходят на школьный уровень.

     Сегодня мы с детьми уже в девятом классе, и я знаю, что многие вещи они способны сделать сами, без моего присутствия.   В прошлом году в школе проводилась анкета по выявлению уровня воспитанности, наши результаты хорошие, что подтверждается многими наградами, которые имеет наш класс: на протяжении нескольких лет мы занимаем первые места в школьном конкурсе «Самый лучший класс», из 15 учащихся внеурочной деятельностью заняты 14 человек, в подготовке ко всем  традиционным школьным мероприятиям (осенние праздники, новый год, месячник по профилактике негативных тенденций в подростковой среде и др.)  принимает участие весь класс.  Причем выступления всегда оригинальны и красочны.

 Ребёнок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением человека к другим людям, его деятельность включена в общение. Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, сделать их своими потребностями, человек вступает в отношение к явлениям окружающего мира через других людей, т.е. в процессе общения с ними.

В период этапа развития Новой школы – школы XXI века в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни.

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Поэтому и с родителями мы стараемся поддерживать тесные связи: посещение на дому, работа на родительских собраниях, деятельность родительского актива, посещение школы родителями. В основном наши родителя заинтересованы в жизни своих детей, строят свои отношения на доверии и понимании. С родителями также  проводится анкетирование по таким методикам как «Мотивация к изучению предмета» (анкета для родителей), «Социально-психологический климат», «Взаимодействие учителя с родителями»,  «Нужно ли наказывать детей?» (анкетирование  перед родительским собранием).

А в заключение хочется сказать, что никакие технологии, никакие новые формы и методы работы не смогут помочь, если между классным руководителем и детьми не установятся доверительные отношения, построенные на симпатии, на уважении и любви. Ведь  мы не репетируем жизнь, а живем. Живем по-настоящему, примеряя на себя различные социальные роли; общаясь друг с другом, выстраиваем оптимальный путь отношений, понимания и принятия друг друга и мира вокруг нас.

Используемая литература:

  1. Бахтин Н. Н. Театр и его роль в воспитании / В кн.: В помощь семье и школе. —  М, 1911.
  2. Газман О. С. Гуманизм и свобода (введение в гуманистическую педагогику). В сб.: Гуманизация воспитания в современных условиях. —  М, 1995.
  3. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. —  М., 1996.
  4. 21. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление личности. —  М., 1994.
  5. 22. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. —  М., 1993.
  6. Ушинский К.Д. Собр.соч. М. 1948
  7. Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч.: В 3т.; М., 1979.
  8. Макаренко А.С. Пед.соч. в 8-ми тт. - М: Педагогика, 1983-86 гг.
  9. Леонтьев А.Н. К теории развития ребёнка / Избранные психологические произведения. Т. 2 - М., Педагогика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...