Воспитательная работа "Я - гражданин"
календарно-тематическое планирование (7 класс)

Программа «Я - гражданин» в рамках Государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2020гг»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_grazhdanin.doc71 КБ
Файл urok_konstitutsiya.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1»

Джидинский район Республика Бурятия

Программа «Я - гражданин»

в рамках Государственной Программы

«Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации»

                                                               составлена учителем

                                                                          истории и обществознания

                                                           МАОУ ПСОШ №1

                                                             Джидинского района

                                                    Южиковой  Е.В

2023 год

Программа «Я - гражданин»

                                                       Вселенский опыт говорит, что погибают царства

                                                       Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.

                                                       А погибают от того (и тем больней, чем дольше)

                                                       Что люди царства своего не уважают больше.

Б. Окуджава

Основание актуальности программы

Гражданственность традиционно рассматривают как качество, присущее истинному гражданину и означающее активную жизненную позицию, заключающуюся в использовании своих прав и свобод, отстаивании законных интересов и помощи в этом другим, неукоснительном соблюдении своих обязанностей перед обществом, государством и другими людьми, заботе об общем благе как основе благосостояния каждого, нетерпимости к нарушению прав человека и ущемлению общественных и государственных интересов. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности.

Гражданское образование:

*имеет главное целью воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;

*основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук;

*носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально-экономических явлений;

*представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин;

*должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.

Очевидно, что на этом уровне каждого образовательного учреждения необходимы и возможны систематизированные действия в данном направлении, учитывающие не только международные и государственные установки, но и региональное своеобразие, традиции и культуру данного образовательного учреждения.

Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации целевой внутришкольной программы «Я - гражданин», под руководством учителей истории и обществознания МАОУ ПСОШ № 1.

Цель программы: создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности как значимого личностного качества у членов школьного сообщества, гражданской компетенции как условия формирования гражданственности.

Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной цели, являются:

Создание организационно-педагогических условий для формирования               компетентности и установок на активную жизненную позицию в политико-правовой и социально-экономической сферах. В частности:

*ликвидация правовой безграмотности членов школьного сообщества;

*информирование и разъяснение политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;

*профилактика противоправного поведения;

*организация жизнедеятельности школы в духе уважения прав человека, толерантности как условие формирования правовой культуры членов школьного сообщества;

*развитие способности критически мыслить (подвергать сомнению, сравнивать аргументы, выдвигать и проверять гипотезы, обновлять свои взгляды с учетом новых фактов и т.п.).

        Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности как в рамках школьного сообщества, так общества в целом. В частности:

*ознакомление школьников с духовно-нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпимости к различиям;

*формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим сообществом, своим Отечеством;

*профилактика политического и религиозного экстремизма, расовой неприязни в молодежной среде;

*побуждение учителей и родителей к изменению сознания от авторитарного к демократическому;

*формирование экологической культуры и здорового образа жизни.

                           Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции членов школьного сообщества. В частности:

*знакомство учащихся с методами и процедурами, принятыми в сфере общественно-политической деятельности;

*создание условий для профессионально - деятельностной самореализации ученика, педагога;

* развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного сообщества к решению социально значимых проблем;

*формирование умения вести дискуссию, логично и доказательно излагать свою точку зрения, уважать, уметь слушать и слышать оппонентов.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

*учебном (в рамках курсов истории, обществознания, права и т.п.);

*внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности);

*социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями членов школьного сообщества и общественных организаций).

Оценка эффективности реализации Программы

Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической и социальной стабильности общества и государства, повышение международного авторитета России.

Примерные мероприятия по реализации Программы

2023-2024 учебный год

Мероприятия

Ожидаемый результат

I. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в ходе подготовки празднования  Победы в ВОВ 1941-1945 годов

Цикл ученических лекций:

- «Народ и армия в ВОВ 1941-1945гг»

- «Воины земляки и труженики тыла в ВОВ 1941-1945гг»

- 80-летию Курской битвы посвящается...

Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества, Бурятии, Джидинского района, противодействие фальсификации событий ВОВ 1941-1945гг

Акции:

- «Отечественная война  в рисунках и сочинениях»

- «Неизвестная высота» (цикл классных часов о малоизвестных героических эпизодах войны)

- Общешкольная линейка «Поминальная свеча»

- экскурсии в школьный краеведческий музей

Активизация творческого потенциала школьников;

Сохранение памяти о народном подвиге в ВОВ;

 

II. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России, Бурятии

Цикл мероприятий к юбилею выдающегося ученого-востоковеда Д. Банзарова

-Республиканский слет школьных музеев

-НПК «Памятные места Джидинской долины»

- Встреча с учеными Бурятии

Сохранение и развитие чувства гордости за свою малую родину;

Активизация внимания и формирование уважения к истории своего народа;

Пропаганда обычаев, традиций;

Заседание открытой кафедры ко Дню космонавтики:

- «К.Э.Циолковский – основоположник теоретической космонавтики» (Лекция)

- «С.П.Королев – генеральный конструктор ракетно-космических систем»

- «СССР – страна-пионер освоения космоса»  (Путешествие в историю СD)

Развитие интереса к истории создания и становления оборонно-промышленного комплекса страны, жизни и деятельности пионеров освоения космоса;

Заседание КВН «Конституция – основной закон страны» (для 9-11классов)

(совместно с районной библиотекой)

Цикл бесед «Я – гражданин России»

(для 5-8 классов)

Формирование у учащихся высоких морально-деловых качеств;

Ко дню Защитника Отечества

- Мероприятие для 9-11 классов «Пароль «Афган»», к юбилею вывода советских войск из Афганистана

(совместно с районной библиотекой, ДЮСШ)

Воспитание чувства уважения к участникам событий;

Встреча с Муруевым Н.Д.;

РСП

«Российская государственная символика: история и современность»

РСП

Заседание дискуссионного клуба «Россия есть Россия»

Активизация интереса к государственной символике России;

III. Проведение НПК «Шаг в будущее», Давыдовские чтения, Банзаровские чтения,

Международные предметные чемпионаты талантливой молодежи

Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся

Содействие становлению нового типа творческой интеллигенции;

IV. Организация цикла тематических выставок

День открытых дверей школьного краеведческого музея (выставка экспозиций)

- «Реликвии воинской славы России»

- «Родина моя»

Сохранение и развитие чувства гордости за свою малую родину;

Активизация внимания и формирование уважения к истории своего народа;

Пропаганда обычаев, традиций;

- «Из бабушкиного сундука» (полугодовое задание  каждому классу)

Осознание причастности братских народов к исторической судьбе страны;

V. Проведение фестивалей и конкурсов

Фестиваль-конкурс патриотической песни

Активизация творческого потенциала самодеятельных коллективов в воспитании подрастающего поколения

VI. Историко-патриотические мероприятия

Проведение работ по благоустройству  памятников

Участие в акции «Вахта памяти»

Работа с Книгой Памяти

Увековечение памяти российских воинов;

Организация свободного времени учащихся школы;

Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Я-гражданин России»

Формирование у 14-летних подростков, впервые получающих паспорт, сознания гражданина Российской Федерации

VII.  Участие во всероссийских спартакиадах, спортивных играх и соревнованиях

«К защите Родины готов»-по многоборью, общевойсковой подготовке, военно-прикладным видам спорта

Повышение интереса молодежи к военно-прикладным видам спорта , развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества

В военно-спортивной игре «Победа»

В соревнованиях «Школа безопасности» между учащимися общеобразовательных учреждений

VIII.  Забота о ветеранах

Возрождение всероссийского тимуровского движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов

Воспитание у молодежи заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желания оказать ему необходимую помощь и поддержку




Предварительный просмотр:

                             Е.В.Южикова учитель истории, обществознания и права

                                              МАОУ "Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1"

Что такое конституция и зачем она нужна?

(разработка занятия по обществознанию и праву в 9 классе)

Основная идея занятия:

Эта тема входит в число обязательных в изучении курса "Обществознание" в разделе "Правовая система общества". Открывает серию занятий по отраслям российского права в профильном курсе "Право. Основы правовой культуры".

Учащиеся должны:

*усвоить значение конституции, осознать, что конституции играют центральную роль в установлении, определении структуры государственной власти, наделение её полномочиями и ограничении этих полномочий;

*осознать, что конституция может стать бессмысленным документом, если к ней относиться без должного внимания.

(наиболее подходящим мне видится использование интерактивных методов для реализации целей занятия)

Ожидаемые результаты занятия:

учащиеся смогут:

*узнать, что такое конституция, способы принятия, виды конституций;

*анализировать текст Конституции России, сравнивать выдержки из конституций разных стран, выступать публично, работать в группе;

*высказывать свое отношение к Конституции РФ как Основному Закону страны, сравнивать свою точку зрения с мнениями известных ученых.

Основные понятия:

 Конституция, преамбула, неписанная конституция, кодифицированные и не кодифицированные конституции.

Вопросы занятия:

1. Что такое конституция?

2. Сравните цели , декларируемые конституциями США, России, Нигерии и Мексики. Определите сходства и отличия.

3. Нужны ли конституции? Сравните ваше мнение с мнениями Финера и судьи Хэнда. Каково значение Конституции России для россиян?

Материалы к занятию (каждой группе):

*Рабочий лист 1. "Что такое конституция, способы принятия, виды конституции".

*Рабочий лист 2. "Цели конституции" (с выдержками из конституций США, России, Нигерии и Мексики).

*Рабочий лист 3. "Нужны конституции" (с высказываниями Финера и судьи Хэнда).

Мотивация

Что такое конституция?

(учащиеся могут ответить, что конституция - это основной закон страны, происходит от латинского слова constitution - установление, устройство)

В римском праве конституцией назывался указ императора, высшей государственной власти. Впервые этим словом обозначили свод фундаментальных правил, регламентирующих политическую жизнь страны, в Великобритании после революции в 1688 году. В результате этой революции король Яков второй был вынужден бежать во Францию. Он был обвинен в нарушении фундаментальной конституции королевства.

Информация к размышлению

Итак,  конституция - это фундаментальный или органический закон, устанавливающий структуру государственной власти, распределяет властные полномочия и обязанности между государственными органами и устанавливает механизмы отношений общества и власти.

она определяет государственное устройство, регулирует образование органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.

Известно несколько способов принятия конституции:

*конституционным собранием,

*конвентом (США),

*учредительным собранием (Италия, Индия),

*путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия),

*конституция может быть октроирована, т.е. введена односторонним актом исполнительной власти - монархом или президентом.

Виды конституций:

1. Конституции идеологические (например, конституции СССР).

2. Конституции власти, главная задача которых - распределение властных полномочий и функций (США).

3. Конституции человека, в центре которых стоит человек, его неотъемлемые права и свободы (Испания, Германия, Италия).

Также конституции можно разделить на писанные и неписанные.

(сообщение учащегося)

Конституции писанные представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан. Старейшая действующая писанная конституция - Конституция США. Это достаточно лаконичный текст, состоящий из 8000 слов, она может быть прочитана за 20 минут. Самая многословная конституция мира - Конституция Индии, принятая в 1950 году. В ней 251 страница и 395 статей. В Конституции РФ - 137 статей.

Некоторые страны не имеют единого документа, называемого конституцией. Существует пакет документов: законы, судебные постановления, декларации. Про такие государства говорят, что они не имеют писанных конституций. Великобритания - классический пример. Британская конституция сравнивается с лоскутным одеялом, в который время от времени вшивают новый лоскуток ткани. Наиболее известные документы британской конституции: Магна Карта 1215г. и Декларация прав 1689г., позднее принята парламентом, как Билль о правах 1689г.

Израиль также не имеет единого документа, хотя в 1949 году израильтяне попытались создать единую писанную конституцию. Была собрана ассамблея, но после двух дней она прекратила свою работу, так как религиозная и светская фракции не смогли договориться. С тех пор принимаются базовые законы только в случае нахождения консенсуса между этими фракциями.

Групповая работа (Интерактивная часть)

1. Сравните цели, декларируемые конституциями США, России, Нигерии, Мексики. В чем они схожи? Чем отличаются?

"Мы, народ Соединенных штатов, дабы образовать более совершенный союз, установит правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки"

"Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепринятых принципов равноправия и самоуправления народов, чтя память предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации"

"Воля мексиканского народа - жить в федеральной, демократической, представительной республике, состоящей из суверенных и свободных, во всем, что касается их внутренних дел, штатов, но объединенных в федерацию, учрежденную в соответствии с принципами этого фундаментального закона"

В короткой преамбуле Конституции Федеральной Республики Нигерии среди других целей говориться о стремлении к хорошему управлению страной и увеличению благосостояния всех граждан страны. Также как цели упоминаются межафриканская солидарность, мир во всем мире, международная кооперация и взаимопонимание.

(обмен информацией между группами)

Обобщение:

Кроме того, конституции описывают структуру властных органов, распределение полномочий и отношений граждан и государства, конституции дают странам верховный закон, гражданам определенные критерии оценки действий правительства.

2. Как вы понимаете слова политолога Дербишира: "Часто бывает, что конституция даже не текст пьесы, а описание сюжета с перечнем действующих лиц"?

(обмен информацией между группами)

3. Нужны ли конституции? Сравните ваше мнение с мнениями Финера и судьи Хэнда. Каково значение российской Конституции для россиян?

"...Знания содержания конституции недостаточно, даже в первом приближении, для понимания политических реалий страны, но это знание необходимое условие для достижения этого понимания. Из этого следует, что без ознакомления с текстом конституции государства не обойтись"

(Финер - известный исследователь конституций стран мира)

"Я часто задумываюсь, не слишком ли большие надежды мы возлагаем на конституции, законы, суды. Это пустые надежды, поверьте пустые. Свобода - в сердцах мужчин и женщин, и если она там умерла, никакая конституция , никакой закон , никакой суд не сможет ей помочь. Пока она в сердцах людей, не нужна ей никакая конституция, никакой закон, никакой суд"

(Судья Хэнд)

(обмен информацией между группами)

Обобщение:

Очень важно, чтобы люди понимали необходимость конституции, верили в нее и поступали в соответствии с ней. Конституции влияют на людей, а они на нее. Конституции могут просветить народ, долго находившийся в рабстве, дать ему надежду, дать силы действовать, но люди должны хотеть учиться и хотеть изменить свою жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация-отчет воспитательной работы с воспитанниками старшей возрастной группы в СРЦ по формированию правонарушений и безнадзорности "Общества достойный гражданин"

презентация-отчет воспитательно-коррекционной работы с воспитанниками старшей возрастной группы СРЦ Кудабаевой Н.С. по профилактике правонарушений и безнадзорности....

Проект по воспитательной работе "Я - патриот и гражданин России".

В проекте (в виде презентации) представлены блоки, реализация которых позволит разобраться 5-7 классникам в своих чувствах к Родине....

ПРОЕКТ Воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений «Я гражданин России»

Ни одно государство в мире не может рассматривать личность как вспомогательное орудие. Личность должна стоять выше государства. Эти важнейшие правовые нормы современности, закрепленные в международном...

Программа воспитательной работы "Я - гражданин".

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их...

Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"

Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...

Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»

Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...