Классный час "Что такое этикет?"
классный час по теме

Кириленко Галина Валентиновна

Конспект классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_etiket.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этикет в нашей жизни

Форма проведения: круглый стол

Цель: расширить знания обучающихся о вежливости и этикете.

Задачи:

Продолжить работу по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, дружеских взаимоотношений.

Расширять знания учащихся об общении с людьми и самим собой.

Расширять представления учащихся о разных народах и их культуре.

Воспитывать вежливость, уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение друг к другу.

Заставить задуматься о том, что каждый поступок и слово имеют последствия.

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, привычках.

Помочь ученикам осознать сущность этикета в реализации стремления к гармонично развитой личности.

Ход мероприятия:

Педагог:

         Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом. В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся прием. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» и необычайно любивший пышность, распорядился вручить всем гостям карточки. На них перечислялись правила поведения, которые нужно было соблюдать на приеме. Вот от французского названия карточек – «этикеток» - и произошло слово «этикет», оставшееся во многих языках стран мира. Английский писатель и политический деятель Ф.Честерфилд писал: «Хорошие манеры – лучшая защита от дурных манер другого.»

Попова Римма:

        Этикет возник как придворная церемония. Придворный этикет строжайшим образом регламентировал всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, держать и подавать одежду, туалетные принадлежности. Заранее было определено, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии, аудиенции обедов, прогулок, балов. Представленная ко двору женщина, удаляясь от царствующей особы, должна была двигаться спиной к выходу, ногой отбрасывая шлейф своего платья, чтобы не запутаться в нем. Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая через порог, могли поднимать юбки придворные дамы различных рангов. В истории были случаи, когда стремление во что бы то ни стало соблюсти этикет, могли стоить людям жизни.

Сергеева Яна:

        В «Мемуарах об испанском дворе» рассказывалось о случае, который произошел при дворе Филиппа 2. Королева захотела показать знати, что она хорошая наездница. Из нескольких прекрасных коней она выбрала одного, но он оказался очень строптивым. Почувствовав седока, конь сразу поднялся на дыбы. Королева упала, нога застряла в стремени. Конь помчался, волоча королеву за собой. Это случилось при дворце. Король видел все с балкона, площадь была полна знати, но никто не  решался помочь королеве: никому нельзя было дотрагиваться до ее ноги. Наконец двое слуг все-таки решились. Их мужество видели не в том, что они попытались остановить коня, а в намерении нарушить правила этикета. Вытащив из-под коня полумертвую королеву, они тут же вскочили на своих коней и ускакали, чтобы скрыться

от королевского гнева.

        Другой испанский король Филипп 3 во время этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком разгорелось пламя, он не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обожгло ему лицо: в этой "стойкости" он видел проявление своей монаршей чести. За слепое следование требованиям этикета Филипп 3 был жестоко наказан, получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Смолякова Устинья:

     Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - всё было строго определено и расписано. Итальянский политический деятель М. Арнгольд говорил: " На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни." Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе "церемониться" мог лишь не обременённый заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И если не соглашаются пройти двое по очереди в дверь, уступая друг другу дорогу, про них с иронией говорят: " Ну, развели китайские церемонии". А в России первое печатное пособие по этикету появилось в 1717 году при Петре 1 и называлось" Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению ". Леди и джентльмены обязательно должны были знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно, везде и во всём.

Педагог:

А как вы приветствуете друг друга? Какие слова вы употребляете, встречая товарища, учителя, соседа, и т.д. (ответы учеников)

Что такое" здравствуй"?  - Лучшее из слов

Потому что "здравствуй" значит - будь здоров.

Правило запомни, знаешь - повтори,

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит слово "здравствуй" говорить пора.        

А какие слова вы употребляете, встретив человека вечером или которого встречаете 2-ой раз за день? (Ответы учеников)        

Педагог: А теперь давайте познакомимся с основными правилами этикета в разных сферах нашей жизни.

Жуков Иван:

Чтобы у тебя всегда было много друзей.

 "    Никогда не груби своим товарищам. Не называй их обидными словами. Не давай им прозвищ.

 "    Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

 "    Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

 "    Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей простить ему свою обиду и помириться. Не злись!

 "    Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, дай ему. Не жадничай! Всегда делись с друзьями тем, что у тебя есть.

 "    Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

Пишинская Валерия:

Чтобы воспитать волю и характер.

 "    Слово "честность", "честь" похожи на слово "чистота". Не правда ли? Честным мы называем такого человека, который "не запачкал" себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек - тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких, знакомых и даже незнакомых людей. У человека, который всегда старается вести себя благородно и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер.

 "    Чтобы воспитать в себе волю и характер, вот тебе несколько советов:

 "    Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и глупые дела свое время.

 "    По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. (Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры -хулигана?)

 "    Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

 "    Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны.

Скорова Евгения:

Как вести себя за столом.

 "    Не следует на стол класть локти, можно положить только кисти рук.

 "    Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.

 "    Не лезь в сахарницу мокрой ложкой.

 "    Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.

 "    Тщательно прожевывай пищу с закрытым ртом - ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.

 "    На тарелку клади ровно столько еды, сколько съешь. Если тебе положили слишком много, попроси заранее уменьшить порцию, пока не начал кушать.

 "    Во время еды не смотри телевизор, не читай книжки. Кушай сосредоточенно.

 "    Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочками и кладут в рот.

 "    Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

 "    Когда трапеза закончена, нужно поблагодарить хозяйку и убрать за собой грязную посуду в раковину.

Голубева Валерия:

Вежливые игры.

 "    Всегда соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем.

 "    Не радуйся, когда другие проигрывают.

 "    Не сердись, когда проигрываешь. Если бы не было проигрышей, то не было бы и выигрышей.

 "    Не старайся найти виноватого в том, что ты проиграл, ни на кого не злись!

Кондратова Анастасия:

Принимаем гостей.

 "    Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем, которого следует принять любезно и сердечно.

 "    Если гость зашел больше, чем на несколько минут, ты должен предложить ему раздеться. Нужно помочь ему повесить пальто, убрать шапку.

 "    Постарайся, чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место.

 "    Займи гостя беседой, пусть гость сам выбирает тему для разговора.

 "    Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо отвлечься, непременно извинись перед ним.

 "    Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти очень тактичную форму, как дать ему это понять.

               Пословицы и поговорки:

             - Гостю щей не жалей, а погуще лей.

             - В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.

             - Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего.

             - В ногах правды нет.

             - Гостям дважды радуются: встречая и провожая.

             - Хозяин весел - гости радостны.

             - Желанный гость зова не ждет.

             - Частые пирушки изведут полушки.

             - Гость часто за шапку берется - не скоро уйдет.

             - Вслед гостя не употчевать.

             - Незванный гость хуже татарина.

Поздеева Яна:

Как быть приятным человеком.

 "    Посмотри на себя со стороны. Какое ты производишь впечатление? Нет ли у тебя каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих?

 "    Не грызешь ли ты ногти?

 "    Не ковыряешь ли пальцем в носу и не ешь ли свои козявки?

 "    Не слишком ли громко разговариваешь, не капризничаешь ли? Не перебиваешь ли других, когда они говорят?

 "    Не размахиваешь ли ты руками так, что твои собеседники с трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми?

 "    Не раскачиваешься ли ты на стуле?

 "    Не хлопаешь ли ты дверью, не делаешь ли все шумно, мешая другим?

 "    Не рыгаешь ли ты после еды?

 "    Не вытираешь ли сопли об одежду или не высмаркиваешься ли на пол или землю?

 "    Не плюешь ли ты на землю?

 "    Чистые ли у тебя уши и подстрижены ли ногти?

 "    Если у тебя нет подобных дурных привычек, то ты вполне можешь подходить под понятие "приятного человека!"

Семихова Софья:

Правила дружбы.

 "    Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

 "    Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с друзьями. Угости друзей фруктами, конфетами и другими вкусными вещами, если они у тебя есть, не ешь один в присутствии других ребят.

 "    Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

 "    Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается, не хвастайся. Не завидуй товарищам, а лучше порадуйся их успехам. Научись принимать помощь, советы и замечания от других ребят.

 

Дмитренко Александра:

Правила приветствия.

 "    Младшие всегда приветствуют старших первыми. Хотя воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это сам, не давай себя опередить.

 "    Если те, с кем ты хочешь поздороваться, находятся далеко от тебя, не маши руками и не оглушай всех своими криками. В этом случае достаточно приветственного кивка при встрече взглядами.

 "    Шумные и бурные восклицания типа "кого я вижу", "ну наконец-то", "где ты пропадал" приветствиями никак не назовешь.

 "    Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды, приветствуй его всякий раз, но в разной форме - кивком головы, улыбкой, легким взмахом руки, пожеланием приятного аппетита (во время обеденной встречи).

Позднякова Алевтина:

Как вежливо разговаривать по телефону.

 "    Услышав телефонный звонок, поспеши взять трубку, а сказав "алло", не забудь ответить на приветствие.

 "    Если тебя попросили пригласить к телефону кого-то из домашних, твое любопытство - "кто это?", "а зачем она вам нужна?" - будет бесцеремонно. А вот поинтересоваться, не передать ли что-либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны.

 "    Если тебе позвонили, а ты занят, то скажи, извинившись, что перезвонишь. Но только не забудь это сделать!

 "    Если кто-то ошибся номером, позвонив тебе, - ответь вежливо, не сердись, ведь такое может случиться с каждым.

 "    Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона, а просто извинись и положи трубку.

 "    Когда ты звонишь кому-либо, то сперва поприветствуй и представься. Затем будет правильным спросить, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с тобой поговорить. Телефонный разговор - это в некотором роде непрошенный визит. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости.

Уляшёва Анастасия:

Вежливый собеседник.

 "    Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь. Помни, что и твоему собеседнику есть что сказать, умей слушать.

 "    Будь внимателен к собеседнику. Вовремя смени тему разговора, если она ему не интересна или неприятна. Вовремя заверши разговор, если поймешь, что твой собеседник спешит, до того, как он сам тебе скажет об этом.

 "    Не обсуждай других людей, не критикуй, иначе прослывешь "сплетником" ("сплетницей").

 "    Не будь болтлив. Долгий разговор утомителен для слушателя.

 "    Не используй в разговоре слов, смысл которых тебе не вполне ясен, а также и тех, значения которых может не знать твой собеседник.

 "    Не жестикулируй слишком сильно. Если ты выражаешься точно и ясно, тебя и так поймут без труда.

Малышева Ева:

Вежливый слушатель.

 "    Если к тебе обратились, а ты в это время занят, оставь все свои дела и посмотри на собеседника, вырази свою готовность участвовать в разговоре.

 "    Слушай собеседника внимательно, не перебивай, не подсказывай ему слова, не заканчивай за него фразы, не делай по ходу беседы замечаний. Учти и то, что иногда человеку надо просто выговориться.

 "    Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируй на речь, которая к тебе не обращена.

 "    Если в твоем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили, то постарайся сразу прекратить разговор, но сделай это без вызова.

 "    Если в твоем присутствии насмешничают или обзывают других, переведи разговор на другие темы.

Абдулаев Рустам:

В театре и концертном зале.

 "    Приходить в театр или на концерт надо пораньше, чтобы было время спокойно раздеться, пройти на свое место, не отвлекая зрителей и артистов.

 "    Театр - это тонкий мир творчества, поэтому приходить туда следует опрятно и чисто одетым.

 "    К своему месту проходят лицом к сидящим. Если при этом ты случайно кого-то задел, обязательно извинись.

 "    Во время спектакля не разговаривай даже шепотом и не ищи случайно оброненную вещь - она никуда не денется до перерыва. Выключи телефон.

 "    На концерте не подпевай исполнителю, если он об этом специально не просит - все же люди пришли послушать не твое пение :-).

 "    Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить, для этого существуют антракты.

В кинотеатре.

 "    Конечно, кинотеатр - это не концертный зал и не театр, но и здесь есть свои правила. Если головной убор мешает сидящим сзади, его снимают не дожидаясь, когда вам об этом скажут.

 "    Если кто-то сделал это ради тебя, обязательно поблагодари.

 "    Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

Педагог:

Вежливость наоборот - "перевертыш".

 в театре, в кинотеатре, на концерте.

 "    Подавая свои вещи гардеробщице, ни в коем случае не перебрасывай курточку или плащ за барьер. Пусть она сама поработает. Если так сделает каждый зритель, у нее разовьются прекрасные мускулы.

 "    Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.

 "    Если твое место в середине зала, не торопись занимать его. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда ты будешь проходить, им придется встать. Такая зарядка очень полезна для здоровья.

 "    Как только ты устроился на месте, начинай хлопать. Ведь просто несправедливо, что ты готов, а представление или фильм еще не начался.

 "    Не забудь: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка или реплики актеров...

 "    Купи в буфете шоколад, но сразу не ешь. Иди в зал и разверни тогда, когда певец или музыкант выйдет на сцену. Знаешь, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку! Обязательно звонко шурши фольгой.

 "    Не будь эгоистом. Если тебе известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажи самое главное соседям. Они будут так благодарны!

 "    Помни, что долго сидеть неподвижно очень вредно для организма. Поэтому больше двигайся: поворачивайся, наклоняйся, упирайся ногами в спинку переднего сиденья, спихивай руки соседей с подлокотников.

 "    Обязательно во время представления или показа фильма несколько раз выйди из зала и прогуляйся по фойе. Вернувшись, не забудь громко узнать у друга, что происходило за время твоего отсутствия.

Педагог:

Давайте будем стараться придерживаться правил этикета, быть взаимно вежливыми и добрыми друг к другу. И тогда жить станет намного проще, вы реже будете попадать в неловкие положения и будете обладать хорошими манерами.

Использованная литература.

1.Cоловьев Э.Я. – Этикет.- Антал, 1994;

2. Правила хорошего тона для благовоспитанных людей.-Школа- Пресс, 1999;

3. Умей себя вести. Сценарий вечера.- Читаем, учимся, играем,2003 №6;

4.Азбука этикета.- Читаем, учимся, играем. 2009 №6;

5. Азбука нравственного образования. – Воспитание школьников, 2009 №3;

6.Учимся общению. - Читаем, учимся, играем,2009 №11;

7. Вы собираетесь в гости: викторина. - Читаем, учимся, играем, 2010 №6;

8. Спешите делать добрые дела! - Читаем, учимся, играем, 2008 №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Такие разные профессии"

Цель и задачи данного мероприятия:дать  учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить   интерес   учащихся  к профессиям и расширить их кругозо...

Классный час "Такая удивительная жидкость"

Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....

классный час такие разные профессии

Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...