Урок-импровизация "Самопознание личности"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Афанасьева Ольга Игоревна

        Вашему вниманию представлен урок на тему «…Каждый из нас обязан работать над собой, над совершенствованием своей личности, возлагая на себя определённую часть ответственности за жизнь человечества…»

 Реализация поставленной цели осуществлялась посредством следующих задач:

- создать у учеников образное представление о развитии личности путём самопознания, познания других;

- совершенствовать свою личность;

       - работать над собой, при этом возлагая на себя определённую часть ответственности за жизнь человечества…»

Тип урока: комбинированный

В структуре урока присутствуют 3 этапа:

1.     Введение в тему, который включал  знакомство с темой, постановку цели, определение творческого задания.

2.     Практическая часть, основанная на непосредственном погружении учащихся в мир самопознания, сориентироваться в своих качествах посредством выдвижения своих версий решения проблем.

3.     Обобщение и подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ИМПРОВИЗАЦИИ

Тема…Каждый из нас обязан работать над собой, над совершенствованием своей личности, возлагая на себя определённую часть ответственности за жизнь человечества…

           1.Цель.

Создать у учеников образное представление о                                развитии личности путём самопознания, познания других; оценивания; как работать над собой; совершенствование своей личности; основной проблемой будет определение черт характера ответственность за жизнь человечества.

            2.Организация работы на уроке.

Постановка проблемы и актуализация.

Может ли каждый из вас сказать, что знает самого себя: свои эмоции, черты характера, свой внутренний мир?

    Вспомним пословицы о характере «Посеешь поступок – пожнёшь  привычку, посеешь привычку – пожнёшь  характер». Из этой пословицы можно вывести определение, как рождается характер да, из системы поступков, которые ты совершаешь и привыкаешь совершать по определенному алгоритму, порой не анализируя последствия этих поступков.

  Хотелось бы обратить  ваше внимание на латинскую пословицу:«Если хочешь сдвинуть мир – сдвинь себя».

  - Как вы понимаете эту пословицу?

  - Согласны ли вы с ней?

Размышления ребят об этом. Приводят не менее интересную пословицу «В Чужом глазу соринку вижу, а в своём не замечаю бревно».

Чтобы изменился мир, каждому надо начать с себя, «лишь изменения в себе изменят все вокруг». Если бы люди научились это делать, как было бы прекрасно. На Земле наступила бы гармония.

Древние говорили: «Все победы в мире начинаются с победы над самим собой».

Кто воздвигнет тебя к небесам? - Только ты сам.

Кто низвергнет тебя с высоты? - Только ты.

Где куются ключи к твоей славной судьбе? - Лишь в тебе.

Чем расплатишься ты за проигранный бой? - Лишь собой.

       Природа создавала человека много миллионов лет,  пока не создала,  и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни.

      Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам.                    Ребенок любит сбою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

     Мы познаём себя сами, даём себе оценку – это самопознание и самооценка.

        3.Открытие нового знания.

Групповая форма работы, предложить каждой группе выдвинуть свои версии решения проблемы (с чьей помощью человек может узнать что – то новое о своей личности и о личности другого человека)? Открыть в себе что – то новое в и другом человеке?

Версии

Познания с помощью себя.                         Познания нового

                                                                                С помощью

                                                                                 Других.

Самопознание начинается в очень раннем возрасте. Начинается осознания «духовного я» - своих психических способностей, характера, нравственных качеств.

Каков я?           Что во мне не так?         Каким я должен быть?

      - Давайте попробуем решить следующую проблему нашего занятия: «Какова взаимосвязь характера и успеха?»

ХАРАКТЕР в определении психологов - это совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения, и отношения к окружающей деятельности.

Говоря о характере, мы, подразумеваем повторяющиеся в поступках, действия.

- каковы твои отношения к людям, в коллективе, в обществе (общительность, чуткость бездушие, грубость). Выбери и проанализируй, какие качества тебе присущи;

- каково твое отношение к труду (трудолюбие, инициативность, лень);

- как ты относишься к самому себе (самоуважение, скромность, тщеславие, самокритичность);

- как ты относишься к вещам (аккуратность, бережливость, неряшливость, вещизм).

Вот вы и составили некоторые характеристики своего характера. Но в характере можно выделить и такие черты, как интеллектуальность, эмоциональность, воля.

К интеллектуальным в соответствии с затронутой нами темой относятся качества ума: (сообразительность, наблюдательность, увлеченность... Добавьте сами, какие еще качества могут быть присущи человеку в плане интеллектуальности.

К эмоциональным - быстрая возбудимость, неадекватные реакции, холодная рассудочность, меняющееся настроение... Добавьте еще качества, связанные с эмоциональностью

К волевым качествам - умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность: решительность, целеустремленность, безволие... Продолжите ряд этих качеств.

Итак, мы, вероятно, можем прийти к выводу, что такое характер и черты характера.

- Давайте поразмышляем, как и какие черты характера влияют на успех.

         Привычка - это действия, совершаемые как бы автоматически, по привычке.

         Вспомним пословицу, приведенную выше: «Посеешь поступок пожнешь привычку, посеешь привычку пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

 Поразмышляйте над этой пословицей ее значимостью.

      - Какой можно сделать вывод?- Моя судьба - в моих руках! Чтобы человек был хозяином своей судьбы, необходима четко выраженная воля.

   Что такое воля? Это сплав: «Хочу -могу - стремлюсь». Я хочу успешно учиться - я могу успешно учиться, чтобы помочь себе самореализоваться.

Блажен тот, кто нашел свое дело; пусть он не ищет другого блаженства. У него есть дело и цель жизни.

     Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

     Как человек должен развивать свои познавательные способности? (накопить соответствующие средства, а потом применять их к самопознанию).

     Как должен накопить материал для познания – человек должен чем – то, кем – то стать, причём он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстаёт от своего объекта.

     Всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; поэтому задача самопознания столь субъективно значима – ведь всякое продвижение в ней – шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

        Расширение и применение нового знания.

          «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».

           Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно.

     

Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

       Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и

распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного.

       Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

     Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!

     

Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто.

     

   От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни.

       А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

          Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача, шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

     А в чем самая большая цель жизни?

  - Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.

В чем смысл жизни?

Можно по-разному определять цепь своего существования, но цель должна быть — иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но, чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать — писать для себя. Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже

         Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя,  ауру добра вокруг себя.

 Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество — оно беспрерывно. Так что жизнь — это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память?

Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет. И возлагая на себя определённую часть ответственности за жизнь человечества…система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно – профессиональную позицию и проявляется в определённых установках в отношении к миру, самому себе, процессу обучения, ребёнку.

Воспитание подрастающего поколения, наших детей – наше будущее и есть та часть ответственности за жизнь человечества, которую возлагает на себя педагог.

                   Как бы жизнь не летела –

                   Дней своих не жалей,

                   Делай доброе дело

                   Ради счастья людей.

3. Итог урока.

Умения пользоваться новыми знаниями.

Вы сориентировались в своих качествах, определились, какие из названных качеств вы считаете необходимыми для того, чтобы стать счастливым, успешным. Наметьте программу самосовершенствования, добавьте в неё необходимые пункты, а это совершенно необходимо для самоопределения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."

В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

« В творческой деятельности выражается личность и одновременно формируются личность.» А. В.Петровский.

«Тот, кто умеет мастерить своими руками, всегда благополучен и смотрит на мир с глубоким пониманием сути вещей.»...