Сценарий классного часа, посвященного Дню Победы.
классный час (6 класс) на тему

Пирожкова Наталья Юрьевна

Зажигаем звезды на стене памяти. "Поэтам, не вернувшимся с войны, посвящается"...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа в 6 «а», посвященный Дню Победы

Ведущий: Давно закончилась война, но каждый год – 9 мая мы вспоминаем тех, кто остался на полях сражений, тех, кому мы все обязаны  жизнью, мирным небом над головой. Сегодня мы  будем вспоминать поэтов, не вернувшихся с войны  и на нашей стене памяти вновь зажжем звезды в их честь.

1 учащийся (читает стихотворение А. Екимцева «Поэты»)

Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната –
Самая последняя строка.
Спят поэты – вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!

Ведущий: До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417. На фронтах погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал (Слайд 3):

Чтец:

Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучиться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело

Умирали, не дописав неровных строчек,
Не долюбив, не досказав, не доделав…

Ведущий: К началу Великой Отечественной войны выросшему в учительской семье Борису Богаткову не было еще и 19 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск-Ельня). Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Чтец (читает стихотворение Б. Богаткова «Наконец-то»)

Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок…
Я заранее припас все это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал ее! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!
…Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим.

Ведущий:  А вот стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.

Чтец (читает стихотворение И. Уткина «На улице полночь…»

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь

Чтец прикрепляет звезду к стене памяти

Ведущий: Под стенами Сталинграда в январе 1943 года погиб талантливый поэт, студент литературного института Михаил Кульчицкий

Чтец (читает стихотворение М. Кульчицкого «Мечтатель, фантазер.Лентяй-завистник!»)

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто-трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов,
Не до ордена,
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.

Звучит песня «Бригантина» (исполняют девочки)

Ведущая.
Автором этих строк был будущий студент Литературного института имени Горького Павел Коган. А в сентябре 1942 года подразделение, где служил лейтенант Коган, вело бои под Новороссийском. 23 сентября Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника... Фашистская пуля попала ему в грудь. Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью к Родине, гордостью за свое поколение и тревожными предчувствиями военной грозы.

Чтец(читает отрывок из стихотворения «Лирическое отступление»).
Я — патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
Ведущий: Студент-историк и поэт Николай Майоров, политрук пулеметной роты, был убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года. Друг студенческих лет Николая Майорова Даниил Данин вспоминал о нем: «Он не признавал стихов без летящей поэтической мысли, но был уверен, что именно для надежного полета ей нужны тяжелые крылья и сильная грудь. Так он и сам старался писать свои стихи – земные, прочные.

Чтец читает стихотворение Н. Майорова «Есть в голосе моем звучание металла»:

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Ведущий: Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Муссы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненый Мусса Джалиль попал в руки врага. В стихотворении «Прости, Родина!» он с горечью писал

Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в этом бою.

Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека.

Ведущий: Два года провел Мусса Джалиль в застенках Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к родине. После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Муссы Джалиля маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках были буквы, которые нельзя было прочесть без увеличительного стекла.

Чтец (читает стихотворение М. Джалиля «Если жизнь проходит без следа…»)

Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь!
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит,
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой –
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не смолкло на устах.

Ведущий: Они не вернулись из боя… Молодые, сильные, жизнелюбивые … Не похожие друг на друга в частности, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:

Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя до вечного огня…

Ведущий: Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей…

Летят года, сменяя поколенья.

Но неизменно на устах одно:

Должны мы помнить Родины спасенье,

Склоняя голову пред подвигом отцов…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвященного Дню Победы

Участники: Ведущий, Ведущая, четверо чтецов, трое исполнителей сценки» Письмо» - две женщины и дедушка.Предварительная подготовка: Понадобятся аудиозаписи музыкальных пьес « Грезы» Р. Шумана или « Нов...

Презентация для классного часа, посвященного Дню Победы "Война и дети"

Презентация рассчитаны на учеников средней школы. Ее цель - рассказать школьникам о том, каким трудным было военное детство....

Сценарий классного часа, посвященного 70-летию Победы над фашистcкой Германией "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"

Сценарий классного часа, посвященного 70-летию Победы над фашистcкой Германией "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"...

Конспект классного часа, посвященный Великой победе.

Рассказ о роли жителей Шатковского района в военное время, о Тани Савичевой....

Презентация для классного часа, посвященного Дню Победы

Презентация для классного часа, посвященного Дню Победы...

сценарий классного часа, посвященного 75-летию победы в Великой Отечественной войне

сценарий может служит основой для разработки классного часа, можно добавить рассказы о героях-земляках или о родственниках учащихся, участвовавших в этой войне. Хорошо включить в презентацию соответст...